Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2020 г.)
Наука: Политология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
В последнее время интересуясь какой-либо проблемой мы все чаще можем услышать в ответ фразы «так исторически сложилось» или же «здесь так заведено». Тоже самое можно сказать и про вопрос положения женщин в индийском обществе. Многие люди по ошибке считают, что к женщинам сложилось такое отношение еще со времен Древней Индии, но это не так. В данной статье будет рассмотрено положение женщин в Древней Индии. Индийская культурная традиция начинается с Вед. Обычно считается, что Ведический период распространяется с 300 г. до н. э. до 600 г. до н. э. Поэтому в данной статье мы рассмотрим положение женщин в Ведический и Постведический периоды.
Степень свободы, предоставляемой женщинам для участия в общественной деятельности, свидетельствует о характере положения женщин в Ведический период. Женщины никогда не наблюдали «purdah» [8], что в переводе означает «затворничество женщины». Они пользовались свободой в выборе своего партнера-мужчины, могли обучаться, вдовам разрешалось вступать в повторный брак. Развод, однако, был также не допустим. Даже мужчины не имели права разводиться со своими женами. Женщины пользовались полной свободой в семейных делах и рассматриваются как «Ardhanginis» [3], это статус жены Шивы Парвати.
К дочерям не было такого жестокого обращения, хотя предпочтение все-таки отдавалось мальчикам. Дочерям знатных господ также, как и сыновьям разрешалось получать образование. Многие обучались «Брахманской дисциплине», и проходили ритуал «Упанаяна» [6]. Среди знати читалось очень престижно обучение дочерей. Потом такие девушки могли выйти замуж за мужчину из высшей касты, а если и нет, то, чтобы жениться на такой девушке нужно было иметь достаточно высокий статус и большое количество денег. Образованным женщины занимались преподавательской деятельностью. Также женщины изучали Ведическую литературу, как мужчины, и некоторые из них, такие как Лопамудра, Госа и Сиката-Нивавари [1, 269с] являются авторами ведических гимнов.
Брак в Ведический период считался социальным и религиозным долгом и объединял супругов в равном положении. Брак не был насильственно навязанным. Девушки вступали в брак только после полового созревания. Также после завершения их обучения женщины имели право выбирать своих партнеров по жизни. Моногамия была формой брака в ведические дни. Разрешен повторный брак вдов. Был распространен обычай «Нийоги» [5], где брат или ближайший родственник умершего мужа мог жениться на вдове с разрешения старейшин.
Права женщин были весьма ограничены в плане наследования собственности. Замужняя дочь не имела доли в имуществе своего отца, но каждая девица имела право на одну четвертую долю имущества, полученного ее братьями. Женщины имели контроль над подарками и имуществом, полученным ею в момент вступления в брак, но основная часть семейного имущества находилась под контролем и управлением главы семьи. Как жена женщина не имеет прямой доли в собственности своего мужа. Однако покинутая жена имела право на 1/3 богатства своего мужа. Вдова должна была вести аскетическую жизнь и не имела доли в собственности своего мужа. Социальное положение не отвечало интересам женщин, владеющих имуществом, и тем не менее им предоставлялась защита в качестве дочерей и жен.
В религиозной сфере жена пользовалась всеми правами и регулярно участвовала в религиозных церемониях со своим мужем. Религиозные обряды и жертвоприношения совершались совместно мужем и женой. Женщины даже активно участвовали в религиозных дискурсах, но женщинам не разрешалось читать или изучать священную литературу.
Женщины имели право участвовать в дебатах на публичных собраниях. Они обычно занимали видное место в общественных собраниях, но им было запрещено быть частью собрания «Сабхи», потому что эти собрания помимо использования для принятия политических решений, также использовались для азартных игр, питья и других развлекательных целей. Однако в последующий Ведический период участие женщин в общественных собраниях и дебатах становилось все менее распространенным явлением.
Женщины постведической Индии занимали почетное положение дома. Как «Рамаяна», так и «Махабхарата» в своих сказаниях дали достойное место женщинам. Женщин называли корнем Дхармы, процветания и наслаждения в обоих эпосах, обширные выражения мужества, сильной силы воли и доблести женщин как Кайкейэ, Сита, Рукмани, Сатябхама, Сабитри, Драупади и другие. «Рамаяна» - это иллюстрация для индуистской идеальной женщины, она прославляет ценность «Пативратья» [2] и идеализирует женственность как один из самых почтенных аспектов нашего наследия. Махабхарата также излагает обязанности и отношение жены к мужу.
В период Дхармашастры и Пураны статус женщин постепенно снижался и претерпевал серьезные изменения. Девочки были лишены формального образования, дочери считались гражданами второго сорта. Свобода женщин была ограничена. Сыновьям отдавалось большее предпочтение, нежели дочерям. Девочкам не позволялось изучать Веды и становиться Брахмой харини. Ману, законодатель Индийского общества, заявлял, что «женщина должна быть под отцом в детстве, под мужем в юности и под сыном в старости» [7]. Ни на одном этапе она не заслуживает свободы. Однако он уравновешивал это утверждением тем, что общество, в котором женщина не была удостоена чести, будет осуждено. В связи с различными ограничениями, введенными в отношении свободы женщин, начали появляться известные нам проблемы индийских женщин. Теперь разрешался брак до полового созревания, повторный брак для вдовы был запрещен, мужу был дан «Статус Бога» для женщины. Женщинам запрещалось получать образование, обычай «Сати» стал все более распространенным, система «пурда» вошла в моду, как и практика многоженства. В экономической области женщине было полностью отказано в доле имущества ее мужа, поскольку теперь, жена-рабыня не может владеть имуществом. В религиозной сфере женщинам было запрещено приносить жертвы и молиться, исполнять аскезу и совершать паломничества.
Ведической Индии женщины имели довольно высокий статус и занимали почетное место. Они имели широкие права в социальной и религиозной областях и ограниченные права в экономической и политической областях, но для того времени это нормальная практика. К женщинам относились не как к низшим или подчиненным, как это до сих пор происходит в некоторых районах страны, а как к равным, практически, как к мужчинам.
Список литературы:
- Om Prakash «Cultural history of India» New Delhi : New Age International (P) Limited, Publishers, 2005. -600с
- «Анасуя» Электронный ресурс// http://www.dattadarshanam.ru/gc/gc4.htm
- «Божества, Древние цивилизации, Древний Восток» [Электронный ресурс]// http://om-istina.ru/?p=3107
- Перевод с санскрита Липкина. С. «Махабхарата. Рамаяна» [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «ЛитМИР» https://www.litmir.me/br/?b=148251
- «Нийога» Электронный ресурс// Электронная библиотека Института философии РАН https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH2f27a0ce78afb729ef7e2f
- «Упаяна - посвящение в индуизме» [Электронный ресурс]// http://indonet.ru/article/upayana
- Перевод Эльманович С.Д. «Законы Ману» // Электронная библиотека http://www.koltunov.ru/WordLiterature/ZakonyManu.htm#_Toc8385386
- «Women customs in India» [Электронный ресурс] // http://factsanddetails.com/india/People_and_Life/sub7_3d/entry-4176.html
Оставить комментарий