Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2020 г.)

Наука: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Болдырева М.В. ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА МЕТОДОМ GOMS // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(85). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(85).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА МЕТОДОМ GOMS

Болдырева Мария Владмировна

студент магистратуры, кафедра «Информационные технологии и программная инженерия», Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова,

РФ, г. Санкт-Петербург

GOMS это семейство методов, позволяющих провести моделирование выполнения той или иной задачи пользователем и на основе такой модели оценить качество интерфейса [1]. GOMS это сокращение от английского Goals, Operators, Methods, and Selection Rules – Цели, Операторы, Методы и Правила выбора. Моделирование GOMS позволяет прогнозировать время, требуемое опытному пользователю на выполнение конкретной операции при использовании конкретной модели интерфейса.

Идея метода состоит в том, что все действия пользователя можно разложить на элементарные типовые компоненты-действия такие, как, например, нажать ту или иную кнопку на клавиатуре, переместить мышь и т. д. Для этих типичных компонентов можно измерить время реализации при большом числе пользователей и получить статистическую оценку времени. Оценка качества интерфейса в данном методе – это декомпозиция задачи на типовые компоненты и вычисление времени, которое пользователь будет тратить в среднем на эту задачу.

В результате исследований было получено среднее время для выполнения различных элементарных действий:

K = 0,2 с – время, необходимое для нажатия клавиши клавиатуры

P = 1,1 с – время, необходимое для перемещения указателя мыши на конкретную позицию на мониторе

H = 0,4 с – время, необходимое для перемещения руки пользователя с клавиатуры на мышь

M = 1,35 с – ментальная пауза, т. е. время, когда пользователь должен задуматься о следующем шаге.

R – время, в течение которого пользователь должен ожидать ответ компьютера.

Конечно, время различных элементарных действий может быть очень различным, потому что все люди разные. Но с помощью этих значений времени мы можем сравнивать интерфейсы друг с другом.

Например, рассмотрим разные способы реализации пользовательского интерфейса с формой входа в систему. Пусть интерфейсы одинаковы с точки зрения внешнего вида. Каждый из них содержит 2 поля ввода - Логин и Пароль, и кнопки входа. Предположим, что пользователю нужно ввести логин из 40 символов, пароль из 8 символов и нажать на кнопку ОК. Причем в первом интерфейсе переход между полями ввода можно делать Tab-ом, а для нажатия на клавишу ОК можно просто нажать Enter. Во втором интерфейсе для перехода между полями и для нажатия на кнопку ОК нужно использовать мышь. Кажется, все и так очевидно, но все-таки подсчитаем, какой интерфейс лучше с точки зрения модели GOMS:

На выполнение задачи в первом интерфейсе пользователь затратит K1…К40 (40 нажатий клавиши клавиатуры для ввода логина) + K (переход к полю Пароль с помощью клавишу Tab) + KKKKKKKK (ввод пароля) + K (нажатие Enter, чтобы подтвердить ввод) = 10 секунд;

На выполнения задачи во втором интерфейсе пользователь затратит K1…К40 (ввод логина) + H (перемещение руки на мышь) + P (указание на поле Пароль) + клик мышью + H (перемещение руки на клавиатуру) + KKKKKKKK (ввод пароля) + H (перемещение руки на мышь) + P (указание на кнопку ОК) + клик мышью = 13 секунд (без учета времени клика мышью).

Вывод: первый вариант интерфейса значительно быстрее второго, с помощью первого задача выполняется за 10 секунд, с помощью второго - более чем за 13 секунд.

Рассмотрим задачу загрузки документа в систему контроля версий. Пользователю надо нажать на кнопку Добавить, открыть папку с документом на компьютере, выбрать мышью документ, перетащить в область загрузки и нажать на кнопку ОК или Отмена. Второй вариант реализации – по нажатию на кнопку Добавить откроется стандартное окно загрузки документов, пользователь выбирает файл в папке на компьютере, нажимает ОК или Отмена и видит загруженный документ. Предположим, что в первом случае у пользователя уже открыта папка с нужным документом и находится в свернутом режиме. Во втором случае пользователю необходимо сначала перейти в нужную директрию, например, сначала Диск С – Users – {{ имя пользователя }} – Документы.

Проведем расчет для первого случая. P (указание на кнопку Добавить) + клик мыши + P (указание на папку) + клик мыши + P (выбор файла) + нажатие правой кнопки мыши + перенос файла + кнопка мыши отпускается + P (указание на кнопку ОК) + клик мыши = 4,4 секунды, без учета времени клика мышью и времени перемещения файла.

Проведем расчет для второго случая. P (указание на кнопку Добавить) + клик маши + P (указание на диск С) + клик мыши + P (указание на папку Users) + клик мыши + P (указание на папку пользователя) + клик мыши + P (указание на папку Документы) + клик мыши + P (указание на файл) + клик мыши + P (указание на кнопку ОК) + клик мыши = 7.7 секунд, без учета времени клика мышью.

Вывод: первый вариант интерфейса значительно быстрее второго, с помощью первого задача выполняется за 4.4 секунды, с помощью второго - более чем за 7 секунд.

 

Список литературы:

  1. И.А. Гарматина, Методы оценки пользовательского интерфеса [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/journal/student/6/76892 (дата обращения 23.01.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий