Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2020 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соловьева Е.С. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(84). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(84).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Соловьева Екатерина Сергеевна

магистрант РВм-118, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

Арсенина Ольга Владимировна

АННОТАЦИЯ

Антирелигиозная пропаганда, запретительное законодательство, репрессии против священнослужителей и верующих за неполных два десятилетия поставили на грань уничтожения духовную основу российской цивилизации. Атеистическая модель государственно-вероисповедных отношений, предложенная Советской властью, самоупростилась до форм тотального террора и запугивания верующих, полного исключения религиозно-духовной составляющей из всех сфер жизни общества.

ABSTRACT

Anti-religious propaganda, prohibitive legislation, repressions against clergy and believers in less than two decades have put the spiritual foundation of Russian civilization on the brink of destruction. The atheistic model of state-religious relations, proposed by the Soviet government, has simplified itself to forms of total terror and intimidation of believers, the complete exclusion of the religious and spiritual component from all spheres of society.

 

Ключевые слова: Общество, религия, политика, идеология, Советское правительство, Русская Православная Церковь, антирелигиозная пропаганда.

Keywords: Society, Religion, Politics, Ideology, Soviet Government, Russian Orthodox Church, Anti-Religious Propaganda.

 

Насаждая большевистскую идеологию в обществе, Советское правительство нанесло серьезный удар по Русской православной церкви. РСДРП (б) была партией атеистов и рассматривала религию как одной из направлений угнетения народных масс. До 1917 года система церковного руководства была одним из звеньев государственного аппарата. Церковь на протяжении многих столетий играла важнейшую роль в истории России.

Большевики начинали широкое наступление на православную Церковь. Так, согласно Декрету от 4 декабря 1917 года все земли церковные, монастырские отбирались государством. В ведение Наркомпроса перешли духовные академии, семинарии, церковно-приходские школы [1]. По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» Церковь лишилась права заниматься благотворительной деятельностью, права регистрации рождения, права регистрации браков  (был введен гражданский брак) [2].

Также в 1918 году был принят Декрет «О свободе совести», согласно которому все церковные сообщества лишаются прав юридического лица и не могут владеть собственностью. Таким образом, все имущество церковных организаций, по данному Декрету, переходит в собственность государства. 24 августа 1918 года появилась инструкция к декрету, которая предусматривала конкретные меры его проведения в жизнь [3].

Поместный Собор в ноябре 1917 года восстановил патриаршество. Патриархом был избран митрополит Московский Тихон, который стал первым патриархом за последние 200 лет. Он пользовался авторитетом среди служителей Церкви. Патриарх Тихон активно боролся против наступления власти на Церковь. Так, патриарх Тихон направил Советскому правительству послание, в котором принятые против Церкви нормативные акты назвал сплошным насилием, своеволием. В Москве и Петрограде состоялись Крестные ходы в защиту Русской православной церкви, в которых приняло участие большое количество верующих.

Советская власть ответила жестко. В мае 1918 года при Наркомюсте создается специальный отдел для решения церковных дел. Согласно постановлениям наркомата осуществлялось вскрытие святых мощей для усиления атеистической пропаганды.  Ненависть большевиков к Церкви привела к антицерковным погромам. Жертвами становились те, кто препятствовал захвату церковного имущества и ценностей, многие из священников были убиты [4, с. 43].

Особенно яростной и нетерпимой была антирелигиозная пропаганда. Большая часть населения страны, в особенности старшее поколение, оставалась верующей. Борьба с религией представляла собой своеобразную «битву за умы». Хотя коммунисты частично преуспели в своей агитации среди молодежи, однако сломить пассивное сопротивление Церкви им не удалось. Воинствующее, зачастую безграмотное безбожие, насаждаемое правительством, не имело особых шансов на успех.

Антирелигиозная пропаганда затихла в войну с Церковью. Под руководством советского партийного деятеля, руководителя антирелигиозной кампании в СССР Е.М. Ярославского создается организация «Союз воинствующих безбожников», появляются музеи атеизма. Многие храмы были уничтожены, в том числе Храм Христа Спасителя и Чудов монастырь в Москве. В 1925 году после смерти Тихона правительство воспрепятствовало избранию нового патриарха. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр был арестован. Его преемник митрополит Сергий и восемь архиереев вынуждены были заявить о своей лояльности по отношению к советской власти. Они подписали декларацию, в которой обязывали священников, не признающих новую власть, отойти от церковных дел [5, с. 45].

Во второй половине 20-х гг. политический курс страны был выражен броской формулой «Борьба с религией – это борьба за социализм». Гонения на Церковь и ориентация на антирелигиозную школу проводились и в последующие десятилетия. Так, 15 мая 1932 года правительством была объявлена «Безбожная пятилетка», которая подразумевала, что к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто». К 1940 году в нашей стране осталось действительными лишь несколько десятков церквей, когда до октября 1917 года было более 80 тысяч православных храмов [6, с. 125].

В годы Великой Отечественной войны наступило ослабление, состоялось примирение и сближение Советской власти с Русской православной церковью, которая 22 июня 1941 года благословила народ на защиту нашего Отечества. В 1943 году по разрешению Сталина Поместный Собор избрал митрополита Сергия Патриархом всея Руси. Также во время Великой Отечественной войны были сняты ограничения на религиозную деятельность, а прямые гонения притихли.

Атеизация Советского общества вновь усиливается с 1961 года с принятием программы построения коммунизма, ориентированной на полное вытеснение религии. Перемены во взаимоотношениях государства и Церкви произошли только с 1985 года. В 1988 году состоялись юбилейные торжества в связи с тысячелетием Крещения Руси. Верующим возвращали отобранные у них культовые здания, разрешалось строительство новых храмов. Открывались новые духовные учебные заведения, увеличивались тиражи издаваемой религиозной литературы. Было утверждено законодательство о культах. Новый закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 года [7] закрепил курс на либерализацию государства по отношению в религии, который радикально изменил характер отношений государства и религиозных организаций.

 

Список литературы:

  1. Декрет о земле от 4 декабря 1917 года [Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5303/] (Дата обращения: 05.06.2019).
  2. Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 года [Режим доступа: https://pravoslavie.ru/110393.html] (Дата обращения: 08.06.2019).
  3. Декрет «О свободе совести, церковных религиозных обществ» от 20 января 1918 года [Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET /religion.htm ] (Дата обращения: 08.06.2019).
  4. Приказчикова О.Б. Деятельность постоянной центральной комиссии по вопросам культов (1929–1938 ГГ.) //Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2011. Вып. II:2 (31). С. 43.
  5. Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах. Вопросы истории №8. М.: Республика,1993. С. 45.
  6. Емельянов Н. Е., Хайлова О. И. Гонения на Русскую православную церковь (1917—1950-е гг.) // Россия и современный мир. – 2008. – № 4 (61). С. 125.
  7. Закон СССР от 01.10.1990 n 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 года N 1689-1 [Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3671] (Дата обращения: 19.06.2019).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.