Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2019 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хайбрахманова А.Д. ФИКСАЦИЯ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(79). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(79).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 32 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ФИКСАЦИЯ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Хайбрахманова Альбина Дамировна

студент 4 курса, Московского государственного юридического университета им.О.Е.Кутафина («МГЮА»),

РФ, г. Москва

Процессуальные требования, содержащиеся в актуальном уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, к допросу носят всеобщий, обязательный характер, поэтому их несоблюдение влечет за собой нарушение законности следственного действия. А как следствие, данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних лиц, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по уголовному делу. По общему правилу, формой фиксации факта осуществления допроса, хода и результатов выступает протокол.

Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших совершеннолетия, имеет свою специфику. Особенно, если мы рассматриваем категорию малолетних. Нельзя не отметить, что особую роль играет положения ч.2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они "записываются от первого лица и по возможности дословно") [1].

Показания детей зачастую своеобразны по форме: они обрывочны, неясны, ответы не всегда совпадают с поставленными вопросами, некоторые слова употребляются не в их общеустановленном значении, некоторая часть информации передается ребенком не с помощью речи, а с помощью невербального общения (жестов, мимики, интонации). Более того, у лиц данной возрастной категории вызывает затруднение передача действительной последовательности рассуждений, которая выражается в пропуске отдельных положений, их перестановке. Это создает предпосылки для невыполнимости единообразного толкования высказываний детей. Подлинный смысл сообщения ребенка порой открывается только после тщательного анализа и уточнения его показаний.

Принимая во внимание интенсивное функционирование гормональной системы, что сильно сказывается на нервной возбудимости лица, не достигшего совершеннолетия, нельзя не обратить взор на то, что внимание несовершеннолетних подвержено рассеиванию, вследствие этого, к протоколированию допроса, надлежит приступать после окончания следственного действия. Это рационально потому, что лицо, может расценить факт фиксации как наличие внешнего влияния извне.

Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего производится на специальном бланке протокола допроса, где неукоснительно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они производились.

При оформлении свидетельств малолетнего заполнение анкетной части протокола должно быть сопряжено с установлением отдельных вопросов, связанных с ненасыщенным жизнеописанием ребенка (применительно к той возрастной группе, к которой относятся допрашиваемый). Главная цель анкетирования получение сведений, необходимых для верной оценки приносимых им показаний.

В протокол следователю необходимо вводить доскональное и детальное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним). Разумно представлять перечень задаваемых вопросов, с указанием точной формулировки, а также указать адресата и адресанта.

При фиксации непосредственно показаний следователю необходимо приложить максимальные усилия для того, чтобы как можно точнее сохранять обороты речи несовершеннолетнего, его скудный, но своеобразный словарный запас, характеризующий уровень развития допрашиваемого, его ближайшее окружение и социум в котором он проживает[3]. Следователь вынужден не применять не характерные несовершеннолетнему формулировки и термины, так как это снижает роль его предоставленной информации, а также вызывает сомнения в законности и объективности проведения допроса, тем самым нарушая основополагающие принципы уголовного процесса.

Факт ознакомления допрошенных подросток удостоверяется их подписью. Сложнее обстоит дело с малолетними. Здесь предопределяющим фактором является возраст и степень их развития. Так, например, если малолетний не обладает навыками чтения либо приобрел их, но не в полной мере осознает значение слов, то следователь неспешно прочитывает ему все внесенное, и, убедившись после подтверждения допрашиваемого, что запись показаний изготовлена точно, производит соответствующую отметку в протоколе. Если несовершеннолетний осознает, отдает себе отчет о происходящем, то он может подписать протокол не самостоятельно. На практике часто можно наблюдать ситуацию, когда протокол подписывается законными представителями несовершеннолетнего, закон в этом случая допускает такой вариант развития событий.

Применение звукозаписи показаний несовершеннолетних способствует совершенствованию процесса проверки и оценки доказательств, заключающегося не только в изучении фактов, о которых заявил допрашиваемый, но и анализ условий, методов, средств получения от него сведений. Звукозапись является одной из гарантий законности в уголовном судопроизводстве. Это объясняется тем, что ее воспроизведение мельчайших подробностей прояснить сведения, которые говорил допрашиваемый, какими понятиями он изъяснялся, содержание и форму вопроса. А также предоставляет возможность ответить на вопрос: «Было ли оказано давление на незащищенное лицо?».

Аудиозапись допроса малолетних способствует осуществлению контроля за правильностью истолкования следователем высказываний детей. Далее, как и любое допрашиваемое лицо, малолетнему должно быть предоставлено право на повторное воспроизведение мультимедийного документа. Порой это содействует активности в памяти дополнительных подробностей события, о которых ребенок позабыл, либо обнаружению самим допрашиваемым ошибок и неточностей, которые искажают смысл сообщения.

Преимущества видеозаписи перед протокольной формой фиксации бесспорны. При отборе материала, заносимого в протокол, значительное воздействие выражает субъективный фактор, ибо всякий человек располагает свойственным только ему способом восприятия действительности и стилем письменного изложения мыслей.

Видеозапись, обеспечивая предельную полноту фиксации, позволяет сохранить эмоциональную окраску речи и видимые проявления поведения участников следственных действий.

В завершение хотелось бы подвести итог, фиксация хода и результатов проведения допроса несовершеннолетнего обладает немаловажные отличительные особенности, которые следует принимать во внимание следователю при формировании протокола с целью более глубокого, объективного и эффективного отображения показаний и дальнейшего их применения при производстве по делу.

Использование аудио- и видеозаписи для фиксации допроса несовершеннолетних не только передает точнее информацию, но и является гарантией по обеспечению прав и законных интересов более незащищенных лиц, в том числе и несовершеннолетних. Также наличие аудио- и видеозаписи дает  разрешение на любом этапе расследования произвести проверку применения  тактики рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания.

 

Список литературы:

  1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) //Российская газета.- 22 декабря 2001г. - № 249.
  2. Дощицын, А.Н. Процессуальные и криминалистические особенности производства следственных действий с участием малолетних: монография/ А.Н. Дощицын. – М.: Юрлитинформ, 2015. – 184 с.
  3. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие / М.М. Коченов, Н.Р. Осипова – М. Юристинформ. – 2009 г. – 263 с.
  4. Романов В. В. Юридическая психология: учеб. для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
  5. Стельмах В.Ю. Современные проблемы фиксации хода и результатов производства следственных действий и возможные пути их решения //Актуальные проблемы российского права. 2016.№7(68) июль.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 32 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.