Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 июля 2019 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Салов В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ У ПОДРОСТКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(72). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(72).pdf (дата обращения: 07.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ У ПОДРОСТКОВ

Салов Вячеслав Владимирович

магистрант, кафедра психологии развития ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Целью исследования является выявление психологических особенностей возникновения эстетической реакции на художественные фильмы у подростков.

Объект исследования: старшие подростки 16-17 лет.

Предмет исследования: психологические  особенности возникновения эстетической реакции на художественные фильмы у подростков.

Гипотеза исследования:

1. Эстетическое восприятие у подростков находится в прямой зависимости от уровня развития рефлексивных навыков

Возникнув в конце 19 века, кинематограф за короткое время своего существования прошел огромный путь в своем развитии. Первоначально возникнув из фотографии, как средство отображения реальной действительности, кинематограф на протяжении 20 века стремился к независимости и вырабатывал свой киноязык.

После того как популярность кинематографа у массового зрителя стала очевидной, интерес к восприятию кинематографического образа, возникновению эстетических эмоций, влияния кинематографа на человека стали проявлять и исследователи.

Первоначально эти исследования развивались в русле ведущей момент на тот момент психоаналитической концепции. Можно сказать, что психоанализ оказал большое влияние как на сам кинематограф (вдохновив многих режиссеров), так и на дальнейшие  научные исследования в этой области-именно в процессе критического анализа психоаналитических концепций сформировались новые научные направления.

В зарубежной литературе двумя самыми влиятельными исследователями начала 20 века  в области зрительного восприятия кинематографического образа и его эстетики-считаются  Хьюго Мюнстерберг и Рудольф Арнхейм.

В своих исследованиях Мюнстерберг исследовал  взаимосвязь  фильма с основными психологическими функциями.

Рудольф Арнхейм [1] критиковал склонный к иррационализму психоанализ и разрабатывал концепцию восприятия на основе гештальт-психологии.

Работы Арнхейма и Мюнстерберга [7] оказали огромное влияние на дальнейшие исследования в этой области.

Зарубежная Психология кино, как отдельная дисциплина академической  психологии начала активно развиваться только с конца 1970 годов.

Это было связано прежде всего с бурно растущим предложением и потреблением медиа-продукции через телевидение и компьютерные изображения с 60-х годов.

С этого момента, исследования в этой области стали все сильнее развиваться в направлении когнитивизма.

Среди классических работ в этой области можно назвать исследование Гибсона «Экологический подход к зрительному восприятию» [4].

Самые последние исследования психологической эстетики и восприятия проводятся в рамках «Модели психического состояния человека» и «теории воплощенного познания»

Курт Левин в своей работе "Belief, desire, action, andotherstuff: theory of mind in movies" пишет,  что TOM  необходима для элементарного понимания понимания причинно-следственных следствий того, что персонажи чувствуют или хотят делать в отношении объекта, на который они смотрят.

Исследования в русле теории воплощенного познания (ТВП) отказывается от классического репрезентационного подхода к познанию, приводящему к дихотомии внешнего и внутреннего  и рассматривают его через призму холистической методологии-как единство когнитивных процессов и человеческого тела. Одним из ключевых элементов этого нового подхода является ревизия классической структуры когнитивного психологического объяснения, в которой внешнее поведение субъекта анализировалось с помощью внутренних когнитивных структур.

Для отечественных исследований вэтой областихарактерно рассмотрение психологической эстетики- как эстетики формы.

Согласно Выготскому, целью анализа эстетической реакции становится не автор художественного произведения и не зритель, а само произведение.

«Общее направление этого этого метода можно выразить следующей формулой:от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к восозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов» [2]

На протяжении второй половины 20 века исследования влияния произведения искусства на эстетическую реакцию осуществлялись в рамках новой науки-семиотики.

Для данного исследования большой интерес представляют исследования Юрия Лотмана, который также обращал свой научный интерес на кинематограф.

Лотман считает, что главная сила воздействия кино- в разнообразии построенной, сложно организованной и предельно сконцентрированной информации, понимаемой  как совокупность разнообразных интеллектуальных и эмоциональных структур, передаваемым зрителю и оказывающих на него сложное воздействие- от заполнения ячеек памяти до перестройки структуры его личности. [5]

При этом кинематографическая информация является очень разноплановой и представляет сложное взаимодействие изобразительных и условных знаков.

Изобразительные- являются более легкими для восприятия и чаще всего выполняют повествовательную функцию.

Эстетический эффект формируют условные знаки, для восприятия которых нужно владеть семантикой знака.

На основании рассмотренного теоретического материала было установлено следующее:

  1. «Эстетическая реакция- многокомпонентная 

психофизиологическая, поведенческая и личностнаяреакция человека, возникающей в ответ на воспринятые сенсорными каналами человека многослойные стимулы, содержащиеся в произведении искусства, артефакте или объекте природы, обладающими особыми эстетическими свойствами.»

  1. Существует 4 уровня эстетической реакции
  2. Важным  условием для перехода с первого на второй уровень эстетического восприятия является  возникновение при просмотре произведения индивидуальных ассоциаций, которые вызывают определенное устойчивое эмоциональное состояние.
  3. Искусство воздействует на личность ,если человек овладел специфической деятельностью общения с искусством, для чего необходима личностно-смысловая включенность в акт «творения переживания»

Исследование, направленное на выявление особенностей эстетического восприятия, состояло из  предварительного и 3 основных  этапов:

Предварительный этап:

На предварительном этапе осуществлялась подготовка к проведению исследования.

Посредством анализа исследовательских статей по киноведению, рейтинга кинокритиков, статей по культурологии и киноведению, посвященных эстетики кинематографа был составлен список фильмов, подходящих для данного исследования.

Для исследования нами был взят фильм«Дерсу Узала» Акиры Куросавы

Для диагностики были выбраны следующие методики:

Цель

Методика

Тест-анкета «Эмоциональная

направленность»предназначен для оценки эмоционального

Тест-анкета «Эмоциональная направленность»

Методика предназначена для

оперативной оценки

психоэмоционального состояния человека на момент обследования

 

«Методика оценки психической активации, интереса,

эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Курганского и Немчинова

Исследовательский опросник предназначен для оценки уровня выраженности и направленности рефлексии субъекта

Методика уровня выраженности и направленности рефлексии Леонтьева

 

Первый этап:

На первом этапе исследования испытуемые подростки были поделены на две группы А и В по 25 человек.

Внутри каждой группы было также  произведено деление на 2 подгруппы А 1,2 и  В 1,2 по 12 и 13 человек соответственно, для создания оптимальных условий для эффективного восприятия художественного фильма.

В начале занятия подросткам в интерактивной форме была предоставлена информация о фильме.

Затем испытуемым было предложено заполнить анкеты перед просмотром фильма для анализа эмоционального состояния перед началом фильма и диагностики уровня рефлексивности.

Второй этап:

Просмотр стимульного материала

Третий этап:

Анализ эстетического восприятия после просмотра фильма

На этом было осуществлено измерение эстетического восприятия в группе А и В.

В группе А измерение посредством повторного заполнения «Методики оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» и теста-анкеты "Эмоциональной направленности",  осуществлялось непосредственно после окончания просмотра фильма.

В группе В после просмотра фильма подросткам сначала  было предложено поучаствовать в дискуссии, обсуждении фильма, психологической игре и только потом повторно пройти тесты.

В результате обработки и интерпретации данных опросника «Дифференциальный тип рефлексии», у подростков группы А были получены следующие результаты:

  1. Средний уровень системной рефлексии
  2. Низкий уровень интроспекции
  3. Средний уровень квазирефлексии

У подростков группы В были получены следующие результаты:

  1. Средний уровень системной рефлексии
  2. Средний уровень интроспекции
  3. Средний уровень квазирефлексии

Средний уровень квазирефлексии означает, что у испытуемых развиты навыкифокуса на внешний, посторонний для человека объект извне.

Методика оценки психической активации, интереса,

эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Курганского и Немчинова выявила особеннности психоэмоционального состояния подростков группы А до просмотра фильма и после:

  1. Средний уровень психической активации
  2. Средний уровень интереса
  3. Средний уровень эмоционального тонуса
  4. Средний уровень напряжения
  5. Средний уровень комфортности
  1. Высокий уровень психической активации
  2. Средний уровень интереса
  3. Высокий уровень эмоционального тонуса
  4. Низкий уровень напряжения
  5. Высокий уровень комфортности

Т.е., после просмотра стимульного материала психоэмоциональное состояние испытуемых улучшилось, что также потверждается данными статистики по группе А:

- психическая активация (р= 0,001872)

- эмоциональный тонус (р= 0,007916)

- напряжение (р= 0,005062)

- комфортность (р = 0,001346)

истическими данными:

Согласно данным полученным в ходе исследования эмоциональной направленности, после просмотра художественного фильма в группе А были выявлены следующие типы эмоциональных переживаний:

  1. Гедонистические (20 %)
  2. Романтические (8 %)
  3. Праксические (40 %)
  4. Эстетические (16 %)
  5. Гностические (16 %)

Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.

Уровень эстетического переживания у подростков группы А вырос незначительно с 8 до 16 %.

Методика оценки психической активации, интереса,

эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Курганского и Немчинова выявила особеннности психоэмоционального состояния подростков группы В до просмотра фильма и после:

  1. Средний уровень психической активации
  2. Средний уровень интереса
  3. Средний уровень эмоционального тонуса
  4. Средний уровень напряжения
  5. Средний уровень комфортности
  1. Высокий уровень психической активации
  2. Высокий уровень интереса
  3. Высокий уровень эмоционального тонуса
  4. Низкий уровень напряжения
  5. Высокий уровень комфортности

Из чего можно сделать вывод о значительном улучшение психоэмоционального состояние после просмотра стимульного материала, что также потверждается данными статистики по группе В:

- психическая активация (р= 0,000838)

- эмоциональный тонус (р= 0,011719)

- напряжение (р= 0,009633)

- комфортность (р = 0,021825)

В группе В были выявлены следующие особеннности эмоциональной направленности:

  1. Гедонистические (20 %)
  2. Романтические (8 %)
  3. Праксические (8%)
  4. Эстетические (32%)
  5. Гностические (28%)
  6. Комммуникативные (8 %)

Доминирующий тип эмоциональных переживаний в группе В-эстетические.

После просмотра фильма и рефлексии просмотренного материала уровень эстетических переживаний увеличился с 12 до 36 %.

Что подтверждает гипотезу о зависимости возникновения эстетической реакции от развития рефлексивных структур.

 

Список литературы:

  1. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. —  :  Архитектура-С, 2012. — 392 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М. : Национальное образование, 2016. — 367 с.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. — СПб. : Азбука, 2017. — 445 с.
  4. Гибсон Джеймс. Экологический подход к зрительному восприятию. —  : ЁЁ Медиа, 1988. — 462 с.
  5. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб. : Искусство-СПБ, 2005. — 752 с.
  6. Levin DT, Hymel AM, Baker L (2013) Belief, desire, action, and other stuff: theory of mind in movies. In: Shimamura AP (ed) Psychocinematics. Oxford University Press, New York, NY, pp 244–266
  7. Münsterberg, Hugo (1916). The Photoplay, a Psychological Study.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.