Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2019 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мамакина Н.В. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ PR-МЕРОПРИЯТИЙ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(71). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/12(71).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ PR-МЕРОПРИЯТИЙ

Мамакина Наталья Валерьевна

студент, кафедра Истории России КубГУ,

РФ, г. Краснодар

Касьянов Валерий Васильевич

Проблема осмысления и изучения исторической памяти, способов ее хранения, функций, которые она выполняет в культурной жизни общества, стала одной из самых дискуссионных в современной исторической науке, культурологии, социологии. Во многом этому способствовали исследования М. Хальбвакса, Я. Ассмана, П. Нора, П. Хаттона и других учёных XX - XXI веков. Основателем теории исторической памяти считается французский социолог Морис Хальбвакс, автор труда «Коллективная память». Он выдвинул идею об исторической памяти как важнейшем факторе самоидентификации социальной или любой иной группы [1].

Методологической базой исследования стала концепция «мест памяти» Пьера Нора, предполагающая изучение предметов и объектов, способных управлять присутствием прошлого в настоящем с целью сохранения памяти.

Коммеморация – это сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого. Коммеморация возникает в настоящем из желания сообщества, существующего в данный момент, подтверждать чувство своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое отношение к репрезентации прошлых событий [2]. Коммеморативные практики предполагают набор способов, с помощью которых в обществе закрепляется, сохраняется и передается память о прошлом. На примере организации специальных PR-мероприятий рассматриваются коммеморативные практики, направленные на формирование, трансформацию, актуализацию знаний об Истории России.

Концепция «мест памяти» (lieux de memoire), разработанная историком П.Нора, где под мнемоническими местами подразумеваются те предметы и объекты, которые обладают способностью управлять присутствием прошлого в настоящем с целью сохранения памяти, отлично вписываются под описываемый метод популяризации культурно-исторических знаний. Специальные мероприятия расширяют понятие «мест памяти»: ими могут стать люди, события, предметы, здания, традиции, легенды, географические точки, которые окружены особой символической аурой в культурной памяти общества.

Коммеморативные формы являют собой реконструкцию взаимодействия прошлого и настоящего. Их главная функция – сохранение коллективной памяти. Коммеморация является важнейшим инструментом формирования исторической памяти как мобилизация памяти о том или ином событии, человеке, исторической общности.

Важную роль как институты социальной памяти играют образование и наука. Сегодня важнейшей проблемой является поиск оптимальных социальных механизмов сохранения и актуализации исторической памяти, что необходимо, в первую очередь, для молодого поколения. Серьезное место в этом направлении должно принадлежать популяризации исторических знаний.

Популяризация науки – доступное, рассчитанное на широкую аудиторию, изложение фундаментальных научных знаний, является важным компонентом образовательного процесса. И если рассматривать термин «образование» не в узкопрофессиональном смысле, а в расширенном его толковании, как процесс формирования общественно доступных каналов коммуникации между фундаментальными знаниями и рядовыми потребителями, то отдельно следует отметить его культурно-исторической аспект.

До возникновения телевидения основным средством популяризации была научно-популярная литература и периодические издания. В качестве примеров можно привести журналы «Знание – сила», «Техника – молодежи», «Наука и Жизнь», «Вокруг света». Журналы были ориентированы на широкий круг читателей и пользовались заслуженной популярностью.

С развитием телевидения информация образовательной направленности появляется в более широком доступе. Всем современникам хорошо известны познавательные передачи «Клуб путешественников», «В мире животных». Во второй половине 60-х гг. XX в. на советском телевидении начинает вещание образовательный канал, а в 70-е появляются научно-популярные рубрики «Человек. Земля. Вселенная», «Наука сегодня».

С переходом современного общества в новое информационное и экономическое состояние, с развитием сети Internet, центральные российские телевизионные каналы изменили свой статус. Научно-популярные передачи о достижениях естественных наук «ушли» на другие каналы. Телеканал «Культура» больше ориентирован на пользователей, уже интересующихся событиями в мире культуры, то есть на свою постоянную аудиторию, а циклы принадлежащих к разным жанрам популярных передач, таких как «Культурная революция» (автор и ведущий М. Швыдкой), «Культ кино» (автор и ведущий К. Разлогов), «Тем временем» (автор и ведущий А. Архангельский) или «Игра в бисер» (автор и ведущий И. Волгин) требуют от аудитории определенной подготовки.

В отличие от печатных изданий и телевизионных передач специальные мероприятия готовы предоставить пользователю информацию об историческом знании в интерактивной форме, где пользователь может взаимодействовать не только с текстом или видеоматериалами, но и поучаствовать или стать свидетелем реконструкции исторических событий, познакомиться с бытом и укладом жизни.

Д. Баранов, Е. Демко, М. Лукашенко в своей книге «PR: теория и практика» приводят целый список видов специальных мероприятий, которые каким-либо образом направлены на приращение паблицитного капитала. Среди перечня этих мероприятий выделяют исторические мероприятия по чествованию дат истории и культуры других стран и народов [3].

Специальные мероприятия являются уникальным инструментом PR, так как оно способно общаться практически со всеми группами общественности. Такие мероприятия служат эффективным каналом донесения важных посланий ключевым представителям аудитории [4].

Современные тенденции применения специальных мероприятий в исторической науке хорошо прослеживаются на примере реализованных проектов Российского военно-исторического общества, Российского исторического общества, локальных мероприятий субъектов Российской Федерации.

На сайте Российского исторического общества в разделе «Проекты» отражены все специальные мероприятия, которое историческое общество организует в центральном и региональных отделениях. Среди последних можно отметить Международный военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь». В течение всего фестиваля — жители и гости Новосибирской области могли увидеть масштабные реконструкции боев девяти исторических периодов с участием более 500 реконструкторов Сибири, Урала, Дальнего Востока, Казахстана и Белоруссии, посетить музей под открытым небом «Полевые лагеря исторических эпох» [5].

На сайте Российского Военно-исторического общества присутствует специальный раздел «Военно-исторические фестивали». Указывается, что одной из главных задач при организации военно-исторических фестивалей является экскурс в историю. Ежегодно при поддержке РВИО проходит более 25 военно-исторических фестивалей, в которых участвует свыше 3000 представителей клубов военно-исторической реконструкции и 600 000 зрителей из России и зарубежья. Среди них крупнейшие российские фестивали – «День Бородина» в Подмосковье, «Гумбиненнское сражение» в Калининградской области, «Открытое небо» в Ивановской области [6].

Правительство Москвы с 2011 года проводит фестиваль «Времена и эпохи». Это серия фестивалей, посвящённых исторической реконструкции. Проводился с 2011 года в музее-заповеднике «Коломенское» (г. Москва), а с 2017 года проводится на различных площадках по всей Москве. Каждый год меняется эпоха, которой посвящён фестиваль. В рамках этого фестиваля также проходит международный конкурс исторических проектов фестиваля «Времена и эпохи». Любой может участвовать и предложить исторический проект, связанный с популяризацией подлинного исторического знания и развитием способов его передачи [7].

Таким образом, при анализе деятельности ведущих специализированных обществ и государственных органов был выявлен высокий уровень и качество коммеморативной практики, основанной на методе организации специальных мероприятий. Популярность таких мероприятий обеспечивается интересом массового пользователя. Специальные мероприятия помогают процессу актуализации исторической памяти, сохранению и передачи культурно-исторических знаний о России.

 

Список литературы:

  1. Хаттон П. История как искусство памяти / пер. с англ. В. Ю. Быстрова. СПб.: Владимир Даль, 2003 С. 203
  2. Зерубавель Я. Динамика памяти // Ab Imperio. 2004. No 3. С. 71–90.
  3. Баранов Д.Е., Демко Е.В., Лукашенко М.А. PR. Теория и практика. – М.: Синергия, 312012. – С. 203-204.
  4. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001. - С. 89.
  5. Российское историческое общество, раздел «Проекты», «Новости региональных отделений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org/proekty.html, свободный. Проверено июнь 2018.
  6. Российское военно-историческое общество, раздел «Военно-исторические фестивали» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rvio.histrf.ru/activities/festivali, свободный. Проверено июнь 2018.
  7. Фестиваль «Времена и эпохи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historyfest.ru, свободный. Проверено июнь 2018.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.