Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2019 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РОСТА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
В условиях стремительно развивающихся процессов интенсивного роста экономик, накопленные сквозь десятилетия, пагубные последствия которого уже необратимо меняют облик Земли, как никогда важно комплексно исследовать вопрос человеческого влияния на окружающую среду. Только лишь сравнительно недавно мировое сообщество, серьезно обеспокоившись угрозой основательных климатических изменений и дальнейшего их тлетворного влияния на человеческую жизнедеятельность, задалось не только целью минимизировать экстерналии бурного экономического роста, но и выработать определенные механизмы, могущие свести вопрос губительного влияния человечества на окружающую среду к предельно возможному минимуму. Исключительно важным является разработка и внедрение максимально эффективных экологически безопасных механизмов производства, с тем, чтобы сохранить для мировой экономики пространство для дальнейшего устойчивого роста и развития. И Республика Корея, будучи не последним актором на международных экономических рынках, целенаправленно идет к цели внести посильный вклад в общее дело развертывания стратегии «эко-этичного роста», которая в унисон с серьезными намерениями государства была провозглашена национальной стратегией.
С точки зрения научной ценности работы актуальность исследования заключается в том, что на данный момент в русскоязычных источниках отсутствует всеобъемлющая информация по данной тематике. Данная работа является попыткой исследования с помощью статистического инструментария национальной стратегии РК в области экологии, основанной на англоязычных и корееязычных источниках.
Цель доклада состоит в том, чтобы используя статистический инструментарий, проанализировать основные направления современного экологического роста Республики Корея и оценить взаимное влияние экологического и экономического роста. Для достижения заданных целей в рамках структуры доклада были поставлены следующие задачи:
- определить условия энергетической независимости Кореи;
- оценить корреляцию показателей производства энергии и интенсивности ее использования в промышленном секторе страны;
- выявить роль возобновляемых источников энергии в рамках экономического роста Республики Корея;
- определить степень успеха реализации в стране концепции «цикличной экономики».
Во многом становление Кореи на путь внедрения инновационных технологий использования возобновляемых чистых энергоресурсов было предопределено практически абсолютной зависимостью страны от импорта нефти и других видов ископаемого топлива. Энергетическая независимость значительно сказывается на перспективах экономического роста и развития, и с тем, чтобы достигнуть поставленной цели перед правительством Кореи встал ряд конкретных, требующих решения задач:
- Внедрение технологий энергосбережения и подъем энергоэффективности путем повсеместной модернизации систем потребления энергии. Уже к следующему, 2020 году, целевой показатель производственной энергоемкости должен составить 0,223 toe (тонн в нефтяном эквиваленте)/1.000 USD по сравнению с показателем 0.317 toe в 2009 [4, с.26];
- Повышение доли использования возобновляемых источников энергии с уровня 2,7% в 2009 году до 6,08% [2] в 2020. Однако процесс внедрения новых технологий обязан четко следовать установленному регламенту применения специальных стандартов, обязывающих использовать определенные энергосберегающие системы в производстве, строительстве и обывательской жизни;
- Увеличение доли в производстве энергии атомной энергетики до 32% в 2020 году. Это сделает возможным значительное сокращение выбросов углекислого газа и выступит одним из стимулов к развитию экономики Кореи.
На протяжении практически десятилетия в силу экспоненциального экономического развития Кореи естественным образом неуклонно рос уровень потребления и производства энергии – со 193 Mtoe и 37 Mtoe в 2001 до 296 Mtoe и 62 Mtoe в 2017 соответственно. По состоянию на 2015 год доля возобновляемых источников в общем объеме поставок первичной энергии составила порядка 1,5%, а в суммарном производстве электроэнергии – 1,4%, что является, в сущности своей самым низким показателем среди стран ОЭСР. Такие небольшие изменения являются существенными, поскольку даже не смотря на то, что потребление угля в сравнении с уровнями 2000 года выросло на 101%, доля возобновляемой энергетики по состоянию на 2015 год так же выросла – в общей сложности на 437%. Около 68% возобновляемых ресурсов приходится на биотопливо и биогаз, затем следует энергия, получаемая от переработки мусора (9%), солнечная энергия (6%), гидроэнергетика (5%) и геотермальная энергия (3%). [3]
Нельзя не отметить, что с увеличением потребления и производства энергии, также значительно повысился показатель энергоэффективности: интенсивность использования энергии, иначе говоря – общее потребление энергии на единицу ВВП – со значения в 0,188 kep/$2015p в 2001 году стабильно снижалось и пришло к значению в 0,159 kep/$2015p в 2017.
Показатель интенсивности использования энергии, а точнее, его низкий уровень, представляет особую значимость для Кореи – его стабильное снижение будет означать растущую эффективность экономики страны, ее качественный, а не количественный рост, который является непреложным условием развертываемой политики эко-этичного роста.
Однако за период наименьшей интенсивности использования энергии (0,159-0,165), охвативший семь лет, показатель выбросов CO2 с периода наибольшей интенсивности (0,182-0,188) вырос на 152,643 MtCO2. Данное число в очередной раз подтверждает, что Корея не может в полной мере минимизировать экстерналии (пагубные последствия для экологии) интенсивного экономического роста, и эффективность экономики, даже располагая значительно выросшими показателями за последние годы, пока не может приблизить Корею к выполнению «Рамочного закона относительно низкоуглеродного эко-этичного роста» и соответствующих ему стратегий.
Интенсивность использования энергии, иначе говоря, энергозатраты на производство единицы продукции, продолжают падать, механизмы управления производствами и основной капитал усложняются и становятся все более наукоемкими, но, все-таки, это не может служить основанием для рассуждений о том, что промышленный сектор страны развивается только лишь с интенсивной и качественной стороны.
Здесь существует и иной фактор, а именно – рост экстенсивный; экономика страны в количественном плане растет куда быстрее, чем в качественном, из чего следует закономерный рост эмиссии CO2. Мизерная доля возобновляемых источников в совокупном предложении энергии закономерным образом не может покрыть весь сектор, а производства, ориентированные на использование ископаемого топлива не справляются с уменьшением выбросов.
Среднее взвешенное значение интенсивности использования энергии за весь период исследования составляет 0,172 kep/$2015p, в то время как мировой усредненный показатель находится на уровне 0,133 kep/$2015p [1], что свидетельствует преимущественно о том, что Корея на данный момент лишь стремится к повышенной энергоэффективности экономики и снижению зависимости от нефтересурсов.
Как правило, традиционно высокая интенсивность использования энергии преобладает в странах СНГ, Ближнего Востока и в развивающихся странах азиатского региона – данная тенденция обуславливается преимущественно тем, что в экономиках данных стран превалируют энергоемкие отрасли, которые ориентированы преимущественно на экспорт сырьевых ресурсов с закономерно низкими ценами на энергоносители.
Корея, будучи развитой экономикой, не относится к данной группе, и истоки сравнительно высоких показателей интенсивности следует искать в иных причинах. Корея является, прежде всего, наоборот, импортером энергоресурсов, и, будучи высоко индустриализированным государством, предоставляет повышенный спрос на энергию и, соответственно, высокий уровень ее потребления, что и способствует относительно высокой, как для развитой экономики, интенсивности использования энергии. На данный момент энергетическая независимость Кореи не находится на достаточном для ликвидации данной проблемы уровне, но страна осознает масштабы ситуации и активно стремится искоренить свою зависимость от первичных энергоресурсов. И действия государства приносят свои плоды – от года к году показатель интенсивности использования энергии, хоть и не такими быстрыми какими бы мог темпами, стабильно снижается.
Более того, средний темп роста эмиссии CO2 составил 1,02%, а совокупной выработки энергии из новых и возобновляемых источников энергии – 1,46%. Это позволяет говорить о том, что даже при общем росте эмиссии углерода, темпы увеличения использования ВИЭ в производстве находятся на более высоком уровне. Наиболее четко это продемонстрировано в темпах прироста – 0,02% у выбросов и почти 0,5% у выработки энергии из возобновляемых источников.
Также помимо решения проблемы эмиссии углекислого газа увеличение выработки энергии из возобновляемых источников в перспективе может в значительной степени положительно сказаться и на промышленном развитии страны. Методом регрессионого анализа был выявлен коэффициент влияния выработка энергии из новых и возобновляемых источников на индекс промышленного производства. В общей сложности он составил 0,00079. Очевидно, что степень влияния хоть и несет положительный характер, но является, вместе с тем, сравнительно небольшой. Что вполне закономерно, так как объем выработки ВИЭ при всем ее стремительном росте за последнее десятилетие не может покрыть предложение энергии из первичных источников.
Помимо задачи развития отрасли чистой энергетики на данный момент одной из первостепенных целей, которые стоят перед Кореей, является полный переход к концепции «цикличности экономики», который позволяет сохранять ценные материалы в экономическом обороте и вторично использовать их с целью повысить эффективность экономики.
Несмотря на то, что Республика Корея находится среди самых ресурсно-интенсивных экономик ОЭСР, а число выработки отходов за период 2000-14 возросло на 68% до 144 млн. т., она сумела сделать высоко ресурсозатратную экономику эффективной.
В 2013 году Корея добилась показателя генерации 2000 долларов США экономической ценности на одну тонну используемого в стране сырья. А это, пусть и не намного, но все же больше среднего уровня данного показателя среди стран ОЭСР.
В 2014 году Корея произвела около 146,6 миллионов тонн мусора – приблизительно 2,9 тонн на душу населения и 8,6 тонн на единицу ВВП (1000$). Это также ниже среднего по странам ОЭСР показателя. Выработка отходов все еще находится в неразрывной связи с экономическим ростом - с 2000 года показатель экономической активности вырос на 74%, чему тут же вторит показатель 71% роста выработки отходов [6, с. 534]. В то время как в первой половине 2000-х количество отходов росло темпами, опережающими рост ВВП, статистика последних лет позволяет говорить о некоем эффекте сглаживания данной тенденции и небольшом расхождении во влиянии роста валового внутреннего продукта на данный показатель.
За период 2005-14 наблюдался заметный сдвиг в сторону концепции «цикличной экономики» - уменьшилось количество свалок, а экологически вредное и неэффективное мусоросжигание сменилось на тенденцию к рекуперации энергии – иначе говоря, ее генерации из отходов. Подавляющая часть всего вырабатываемого мусора повторно используется в экономике (84%) – только лишь 9% отходов идет на свалки, 6% сжигается и 1% выбрасывается в море или закапывается [5]. Стоит заметить, что коэффициент утилизации отходов в стране выше, чем в большинстве стран ОЭСР – на переработку идет около 97% строительного мусора и 96% пищевых отходов (на корма, компост, биотопливо), такой же высокий процент переработки наблюдается у упаковочных материалов, отходов большого и среднего электрического и электронного оборудования, транспорта и коммунально-бытовых отходов.
Резюмируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что разработка и внедрение «эко-этичных» технологий определенно имеет пусть и не ежесекундный, но долгосрочный, неспешный и накопительный эффект на экономический рост и развитие промышленного производства. Уже сейчас, с развитием соответствующих технологий, выработка ВИЭ начинает пусть и не стремительно, но, все же, дешеветь, а производства, переходящие на чистую энергетику, становится более эффективными. За сравнительно небольшой период, был обеспечен хоть и слабый, но, вместе с тем, положительный эффект – это позволяет говорить о том, что ориентация Республики Корея на более «эко-этичные» направления роста экономики, медленно, но верно приносит свои плоды.
Список литературы:
- Статистический Ежегодник мировой энергетики [Электронный ресурс] – URL: https://yearbook.enerdata.ru/natural-gas/gas-consumption-data.html (дата обращения: 17.04.2019)
- Korean Ministry of Environment, Environmental Statistics Yearbook 2015 [Electronic Source] – URL: http://me.go.kr/eng/web/search/list.do?menuId=199&searchValue=statistics+yearbook&x=0&y=0 (access date: 17.04.2019)
- OECD Environmental Performance Reviews: Korea 2017 [Electronic Source] – URL: https://read.oecd-ilibrary.org/environment/oecd-environmental-performance-reviews-korea-2017_9789264268265-en#page69 (access date: 23.04.2019)
- Road to Our Future Green Growth: National Strategy and the Five-Year Plan (2009-2013). – 26 p. / [Electronic source] Green Growth Knowledge Platform. – URL: http://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/Road_to_Our_Future_GG_Republic_ of_Korea.pdf (access date: 06.04.19)
- Waste Management in Republic of Korea. [Electronic source] / United Nations Environment Programme. Green Economy Initiative. – URL: http://www.unep.org/greeneconomy/AboutGEI/SuccessStories/WasteManagementinRepublicofKorea/tabid/29892/ Default.aspx (access date: 23.04.19)
- 2014 화경통계연감. 제 27 호. Ежегодник экологической статистики, 2014. №27 / 환경부. Министерство окружающей среды. Республика Корея, Седжон, 2014. – p.534
дипломов
Оставить комментарий