Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 мая 2019 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бадердинов Л.С. ВОЗВРАТ К ТРАДИЦИЯМ В АРХИТЕКТУРЕ И СОХРАНЕНИЕ МЕСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(68). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(68).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОЗВРАТ К ТРАДИЦИЯМ В АРХИТЕКТУРЕ И СОХРАНЕНИЕ МЕСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Бадердинов Латиф Салаватович

магистрант, факультет архитектуры КазГАСА,

Казахстан, г. Алматы

Глаудинова Мехрибану Бекримжановна

научный руководитель,

д-р архитектуры, ассоциированный проф. КазГАСА,

Казахстан, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена специфике понятия национальной идентичности в контексте архитектуры как науки. В настоящее время в Казахстане и во всем мире, продолжает наблюдаться кризис как индивидуальных, так и коллективных идентичностей, в первую очередь это связано с разрушением некоторых привычных норм, с повсеместной однотипностью социальных процессов, с трудностью интеграции прошлого в будущее, с развитием информационных технологий и систем социальных взаимодействий на разных уровнях. Поэтому изучение понятия идентичности, методы его исследования и конечно же сохранение, на данный момент являются актуальными темами.

 

Ключевые слова: идентичность, наследие, цивилизация, казахстанский путь, кочевая культура, политика царизма, советская власть, обретение независимости.

 

Задумывая новую столицу как символ новой эпохи, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь» отметил, что в современном прочтении новая столица должна стать не только геополитическим центром республики, но и сакральным, знаковым местом: «Астана – это город – знак, знак мечты, воплощенной в реальность» [1].В истории казахского народа достаточно «белых пятен» и процесс полного осмысления своей идентификации еще не закончен, все же начался период, когда появились понятия поиска самоидентификации как этноса, интерес к историческим корням и осмысления «своего» места в современном мире.  Само понятие идентичности – это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития; [2].

Сложности на пути к развитию национальной идентичности

Жесткое давление советской власти, которое выражалось в навязывании «общей советской идентичности», пресечении духовных и национальных потребностей, привело к – разрушению основ кочевого образа жизни казахов и забвению казахского языка.[3] Казахстан пребывал в состоянии постоянного кризиса практически всего XX века. После получения независимости, начался процесс «большой стройки» и стала актуальна тема обращения к истокам и собственной культурной идентичности. В процессе развития в стране началась работа по возрождению казахского национального наследия. 

В советский период под напором идеологии, проблемы казахской идентичности не затрагивались, давались только общие понятия. Понятия к пониманию казахского мировоззрения можно найти в трудах специалиста по кочевой культуре казахов С.Е. Толыбекова [4], или автора учебников по истории Казахстана Е.Б. Бекмаханова. [5] Конечно же и в этих работах присутствуют принципы партийности. Подобный контекст можно прочесть в работах таких историков, как А.Х. Маргулан [6], В.П. Юдин [7], В.Ф. Шахматов [8], которые заложили фундаментальные основы понимания сегодняшних проблем казаховедения. Открывшийся не так давно доступ к наследию кочевой культуры и возможность свободного обсуждения тем возрождения национальной культуры, дает социально-гуманитарным наукам возможность понять и изучить исследования этой темы в отечественной науке.

Обретение независимости и интерес историческими корнями

С обретением независимости начался переход от советской национальной идентичности. Казахстан, отныне прямо независимая ни от кого, начала нуждаться в собственной национальной идентификации, а не «догоняющей» за кем-то модернизации, берущей за образец не чужие социальные институты, а свои собственные, взращенные на основании синтеза позитивного мирового опыта и опоры на цивилизационные ценности и нормы. Одним из важных факторов на пути самоидентификации и развития казахстанского общества является национальное строительство. Все города мира на сегодняшний день борются за «знаковые» объекты, которые делают их города узнаваемыми, потому что в любом случае в каждом объекте мы пытаемся найти некую идентичность, идентифицировать ее со страной и сложить свой образ. И важной составляющей, удачного проекта является легкая "читаемость" структуры без дополнительных объяснений по внешнему виду. Одной из самых сложных задач в современном мире является поиск идентичности, впитать лучшее из мирового опыта и при этом не потерять лицо. На данный момент мы должны вернуться к богатству традиций и использовать эти ценности, учитывая требования времени и технического прогресса. Это означает анализ наследия и внесение уникальных черт в развитие современной архитектуры с учетом местной идентичности.

Исследуя современные здания в Астаны сегодня можно увидеть отсутствие именно четкой идентичности но и слепого цитирования западных методов там нет, поэтому необходимо исследовать причины, которые способствовали этому, и найти пути решения проблемы. Архитектура по существу и по форме представляет собой инструмент отражения различий и идентичности, которая влияет на наше мировоззрение и отражает гармонию современной непрерывной формы и "культуры места". Группа архитекторов [9], которые основали новую тенденцию в первой половине 20-го века, рассматривает архитектуру как часть более широкого мира, в котором мы живем, и беспорядок существует не только в архитектуре, но и в растущей озабоченности по поводу будущего. Более всего нам не хватает системности в целях и путях их достижения. Люди теряются между верностью наследию и мимолетными впечатлениями современности. 

Призыв принимать во внимание традиции не означает поверхностное воспроизведение наследия или традиций, а скорее рассматривает их как источник вдохновения для архитекторов, чтобы использовать это наследие, учитывая реальные требования современности.[10] Связь между наследием и современной жизнью является единственным способом избежать путаницы между традиционными и современными методами городского планирования. И так, мы видим, что сложно понять и определить особый путь для достижения архитектурной идентичности, но возможно найти надежные постоянные и переменные величины, которые помогут в принятии архитектурных решений при стабильных факторах, а остальные являются переменными. Стабильными факторами являются природная среда, пространство, где они стараются полагаться на средства и свои возможности для обеспечения национального характера в архитектуре, используя достижения в науке и технике современные методы в строительстве, современные строительные материалы, сочетая все с финансовыми возможностями и условиями строительства. Однако, окончательная картина планирования и архитектуры среды должна быть связана с ценностями данной цивилизации так, чтобы она отражала природную и культурную среду.

Вывод

Казахская идентичность - наследник древнетюркской культуры - на самом деле основа для объединения многих этнокультурных элементов. Но пока, казахская культура сама находится в процессе самоопределения и становления. Также можно отметить, что главными факторами развития такого вида идентичности являются разрыв преемственности культуры, уничтожение быта народа – в годы политики царизма, принудительный переход от кочевого образа жизни в оседлый, голод и репрессии против казахской интеллигенции. Из-за чего постепенно разрушению подверглась – социальная структура казахов, в лице родовых институтов, древних обычаев и постулатов традиционных народных верований.[3] 

Для нашей страны также очень важно сформировать среди многочисленных этнических групп, живущих здесь, общую идентичностью с государством, которое возникло на месте бывшего Советского Союза и время доказывает, пришел момент, когда этнические культуры компенсируют потерянное время из-за многолетнего давления и подходят к этнокультурному сознанию. И несмотря на то, что этап самоидентификации не закончен, подходит момент реального взаимодействия разных народных цивилизаций на основе конструктивных коммуникаций. Главное, что сегодня ничто не мешает ходу восстановления подлинных культурных ценностей всех этнических групп Казахстана. И именно столичная архитектура является зеркалом среды цивилизации для своих жителей с точки зрения общественных, культурных, природных и климатических условий, она несет суммированные и одновременно детальные черты различных направлений в архитектуре. 

Подводя итоги, можно сказать, что достижение создания местной идентичности стало возможным благодаря поглощению нашего архитектурного и художественного наследия и возрожденного в свете технических достижений. Использование наследия не означает точного копирования. Искусство современной казахской архитектуры базируется на постоянных и переменных элементах современности, связывая наследие с современной жизнью и это путь, который ведет нас к сохранению местного колорита и избавляет от хаоса в архитектуре.

 

Список литературы:

  1.  Назарбаев, Н. Казахстанский путь/ Н. Назарбаев. – Караганда, 2006. – 365 с
  2. www.wikipedia.org
  3. Шайкемелев М.С. Казахская идентичность. Монография / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2013. – 272 с.
  4. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в ХVII – начале ХХ вв. Полит.-экон. анализ. – Алма-Ата: Наука, 1971. – 634 с.
  5.  Бекмаханов Е.Б. Собрание сочинений: в семи томах. – Павлодар:МОН РК ПГУ им.С.Торайгырова; ТОО НПФ «ЭКО», 2005.
  6.  Маргулан А.Х. Труды по культуре казахского народа. – Павлодар:МОН РК ПГУ им.С.Торайгырова; ТОО НПФ «ЭКО», 2005. – 264 с.
  7.  Юдин В.П. Центральная Азия в ХIV – XVIII веках глазами востоковедов. – Алматы: Дайк пресс, 2001. – 384 с.
  8.  Шахматов В.Ф. Казахская пастбищно-кочевая община: вопросы образования, эволюции и разложения. – Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1964.– 207 с.
  9. Behrens-Abouseif, Doris. Cairo of the Mamluks: A History of Architecture and Its Culture. New York: Macmillan, 2008. – 308 p.
  10. Sheila R. Canby, Islamic art in detail, page 26. Harvard University Press, 2005. – 26 р
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий