Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 мая 2019 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шаманова Д.И. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(68). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(68).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шаманова Дарья Ивановна

студент, кафедры социально-культурных коммуникаций СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Белошапка Геннадий Иванович

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Художественно-творческая деятельность является одним из наиболее важным аспектом жизнедеятельности человека, которое обуславливается овладением видами, формами и способами творческой деятельности.

Актуальность проблемы творческого развития заключается в современном подходе к отечественному образованию, смыслом которого является «взрастить человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько в рамках сферы профессиональной деятельности, сколько общечеловеческих ценностей» [1с.560].

Регулирование данного процесса отражается в Законе Российской Федерации «Об Образовании», законопроекте «Об Образовании в РФ», Концепции духовно-нравственного воспитания школьников и др., в которых подчеркивается важность творческого развития детей посредством включения их во внеучебную деятельность.В выступлениях Президента Российской Федерации в 2014 году было отмечено: «Раскрыть, сохранить и приумножить богатый интеллектуальный творческий потенциал нашего народа - задача огромной государственной важности» [2].

Становлению художественно-творческой личности уделяли большое внимание авторы В. П. Беспалько, В. В. Сериков, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторской, В. С. Шубинский, поиском средств для развития творческих способностей занимались Богоявленская, Е. А. Глуховская, В. В. Давыдов, А. И. Савенков, И. С. Якиманская, наблюдениям, и обоснованиям научных методов уделяли особое внимание В. И. Андреев, И. П. Волков, В. Т. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, А. В. Морозов.

Понятие творчество, по мнению И.В. Львова – комплекс определенных знаний и умений, тесно связанных с эмоциями, которые воодушевляют деятельность человека, повышают его тонус и придают силы на новые творения.

Основными признаками творческого акта являются бессознательность, спонтанность, невозможность контроля со стороны воли и разума.

Творчество является процессом деятельности человека, создающего новые материальные и духовные ценности. Данное понятие очень схоже с понятием «производство», но принципиальное различие заключается в уникальности результата творческой деятельности.

Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3. Озарение — появление интуитивного решения.

4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Русский философ П.Х. Энгельмейер, в труде «Теория творчества» отметил«... творчество есть жизнь, жизнь есть творчество».

Творчество, своего рода является инструментом для достижения успехов. Благодаря проявлению своей творческой инициативы нам известны такие великие люди как А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, С. Прокофьев, Леонардо да Винчи, а также огромное множество представителей различных направлений.

В. Андреев отмечал, что для творческой личности характерна стойкость, высокий уровень направленности на творческую деятельность, творческая инициативность, закрепленная творческими способностями.

К основным особенностям творческой личности можно отнести:

- развитое воображение, фантазия;

- смелость мыслей;

- гибкость мышления;

- не зависимость от мнения окружающих;

- готовность к самоуправлению и руководству.

Формирование творческой личности происходит на всем протяжении жизни. Особенно важен при этом школьный возраст. Многие ученые отмечают важность развития творческой личности посредством включения ее в художественно-творческую деятельность.

Художественная деятельность – деятельность, включающая в себя различные виды человеческой деятельности с уклоном на эстетический аспект.

Современными исследователями, понятие художественно-творческая деятельность, раскрывается через ряд характерных признаков, а именно:

1. А.А. Мелик-Пашаев, А.Я.Зись, З.Н. Новиянская выделяют признак художественно-творческой деятельности в эстетическом восприятии действительности [3 с. 124].

2. А.В. Бакушинский выделяет признак самореализации и самовыражения личности [4 с. 352].

3. Д.Б. Кабалевский, Б.П.Юсов, Д.Б.Богоявленская раскрывает признак художественно-творческой деятельности как создание духовных ценностей [5 с. 220].

На сегодняшний день, художественно-творческое образование школьников является важной проблемой для современного общества, так как образовательный процесс современной школы предполагает однообразное, шаблонное повторение определенных действий, что не может должным образом развить художественно-творческий потенциал школьника. Но, ведь именно в процессе вовлечения в художественно-творческую деятельность школьника мы можем постепенно, грамотно развить творческую личность[8].

Также отметим, что на современном этапе развития системы Российского образования существуют следующие проблемы, препятствующие развитию художественно-творческой деятельности детей среднего школьного возраста:

1. Присутствие шаблонных действий, поведения, проведения занятий, что существенно сужает мыслительный аспект художественно-творческой направленности.

2. Отсутствие позитивного образца художественно-творческого поведения.

3. Отсутствие внешнего социального влияния для развития художественно-творческого поведения.

4. Отсутствие условий для подражания творческому поведению

В условиях традиционного обучения в образовательном учреждении, подросток, конечно же, способен воспроизводить указанные ему творческие действия, но обратная сторона заключается в том, что он не принимает прямого участия в создании творческой проблемы и соответственно поиске ее решения. Чем больше отличается указанное действие от уже знакомого, тем труднее происходит включение подростка в процесс творчества, и поиску нестандартного подхода к ситуации.

Следующей проблемой художественно-творческой деятельности подростков является то, что само по себе данное направление деятельности не является приоритетным в их жизни, предпочтения они отдают отдыху, развлечениям, компьютерным играм, это проще, чем размышлять о той или иной деятельности, требующей художественно-творческого подхода.

Основными проблемами развития художественно-творческой деятельности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это нежеланием человека работать в силу своих возможностей.

В каждом подростке заложено творческое начало, а развивать его, либо губить каждый выбирает сам. Задача педагогов – дать возможность подростку развиваться в данном направлении, используя в своей работе инновационные подходы к обучению.

По мнению многих психологов, препятствуют включению подростков в творческую деятельность стрессовые проявления, характерные для данного возраста. Нервная система подростка, в данный период времени, находится в постоянном напряжении, являясь помехой для«производства» творческих импульсов. Именно поэтому, прежде чем включать подростков в художественно-творческую деятельность, необходимо создать благоприятную, дружелюбную атмосферу.

Исходя из вышеизложенного, сделаем вывод, что организация художественно-творческой деятельности детей среднего школьного возраста является актуальным вопросом, который влечет за собой ряд нерешенных проблем, урегулировать которые можно только с помощью комплексного подхода к вовлечению подростков в художественно-творческую деятельность, создавая при этом благоприятные условия при организации данной работы.

 

Список литературы:

  1. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
  2. https://tass.ru/kultura/1664653
  3. Зись А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. - М., 1975.
  4. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М., 1981. - 352 с.
  5. Богоявленская Д.Б. О диагностике художественного творчества // Художественное творчество. - Л., 1983. - С. 220–224.
  6. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. - №3. С.134
  7. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. -№4.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.