Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 апреля 2019 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ ГЕНОЦИДА ЧЕРНОКОЖЕГО НАСЕЛЕНИЯ ДАРФУРА
АННОТАЦИЯ
Геноцид в Дарфуре, являющийся первым геноцидом 21-го века, начался в феврале 2003 года, одновременно с началом восстания Движения за справедливость и равенство и Суданской освободительной армии. Уровень насилия и разрушений в разгар геноцида в Дарфуре был ошеломляющим. С предконфликтным населением в 6 миллионов человек, напряженность в регионе, ведущая к геноциду в Дарфуре, была вызвана множеством взаимосвязанных факторов. В данной статье мы попытаемся раскрыть основные причины и мотивы, стоящие за этими трагическими историческими событиями, в то же время создавая почву для последующих размышлений и возможных выводов для ее читателей.
Ключевые слова: Дарфур, Судан, геноцид, этнические группы, преступление, земля, нефть, обвинение, доказательство, бунт
Введение
Изучение геноцидов, как преступения, представляет из себя как изучение исторических фактов, так и выявление многочисленных фактов, совокупность которых даст возможность иметъ полное представление об этом устрашающем явлении. Об этом свидетельствует неоднократное повторение элементов этого преступления на разных этапах истории (в том числе и в наше время), в разных географических областях, в обществах с разными уровнями цивилизации и различными социальными группами.
В этой статье мы попытаемся изучить причины и мотивы геноцида, совершенного в XXI веке против чернокожего населения Дарфура.
Причины и мотивы геноцида
Выяснение причин любого геноцида является довольно сложным процессом, и исторические события, являющиеся предметом исследования в этой статье, не являются исключением. Геноцид, как преступление, обычно происходит в результате сочетания ряда факторов, событий и действий, что усложняет его дальнейшее раскрытие.
Дарфур является частью Западного Судана, который был независимым султанатом в течение нескольких сотен лет и был включен англо-американскими силами в Судан с 1916 года. До 2011 года Дарфур состоял из трех провинций: Северный Дарфур, Западный Дарфур и Южный Дарфур [10, с.2], которые граничат с Ливией, Чадом и Центральноафриканской Республикой. В 2011ом году Официальный Хартум (столица Судана) изменил административное деление Дарфура и сегодня Дарфур делится на пять провинций: Центральный Дарфур, Восточный Дарфур, Западный Дарфур, Северный Дарфур и Южный Дарфур.[6, c.25] Причиной этого решения стало то, что центральные власти пытались усилить свои контрольные рычаги в западной части страны. В рамках этой статьи мы будем руководствоваться предварительным административным делением Дарфура.
В Дарфуре проживают арабские и неарабские этнические группы, обе из которых являются в основном мусульманами. Группа «Фур» является крупнейшей арабской этнической группой, из которой происходит этимология слова «дарфур» (родина фурье). С этнической точки зрения неарабское племя кочевников племени Загава проживает в Северном Дарфуре со значительным числом арабских племен, таких как Бейдабе. В основном Западном Дарфуре нет арабского населения, такого как фюреры, масалы, татары и другие этнические группы.[11,c.168] Климатические условия и конкуренция за ограниченные ресурсы привели к многолетней напряженности между кочевыми арабскими селекционерами и неарабскими фермерами, в основном из-за прав на землю и пастбища. Различные этнические группы боролись за доступ к воде, выпасу скота и сельскохозяйственные угодья.
Как уже упоминалось, причины геноцида могут быть многочисленными, и в случае Дарфура реализация геноцида была возможна только в результате сочетания основных и дополнительных факторов и событий. [11, c.32]
1. Основной причиной такого случая была вытеснение чернокожего населения Дарфура, то есть местной этнической группы, из их исторической родины и стремление суданских арабских властей окончательно завладеть ею.
За последние 20 лет население удвоилось, и конкуренция за территорию обострилась. Однако в основе этой конкуренции лежит тот факт, что на приобретение этих территорий есть еще одна, более серьезная причина- нефть. Открытие энергетических ресурсов, особенно запасов нефти корпорацией Шеврон, сыграло решающую роль в геноциде в Дарфуре. Традиционная битва за воду и другие природные ресурсы привела к совершенно другим результатам и, таким образом, началась 21-летняя гражданская война между северной и южной частями Судана.[7, c. 56-57] Когда организацией Шеврон были обнаружены запасы нефти, доминирующее арабское правительство в Хартуме немедленно изменило свои законодательные положения, установив контроль над большинством запасов нефти в Северном Судане. Затем в Судане была создана нефтяная промышленность, и полученная от этого прибыль стала основным источником обогащения правительства Судана. Чтобы развить эту сферу, правительство должно было взять под контроль Юг.[2, c.120-123] Действия правительства, направленные на достижение этой цели, были разрушительными: многие деревни были разрушены, десятки тысяч мирных жителей были депортированы, и борьба между вооруженными силами продолжалась до 2005 года.[3, c.195-196]
Для Судана, как для одного из самых бедных регионов Африки, нефть является беспрецедентным улучшением и обогащением государственного бюджета.[9] Почти весь доход, который составляет 1 млн. долларов в день, напрямую используется для формирования сил безопасности Хартума. Фактически, доходы от нефти помогли Судану расти экономически, но люди Дарфура, которые больше всего нуждались в них, остались без внимания. Даже идея о том, что нефтяные доходы только способствовали продолжению Геноцида в Дарфуре, не помешала иностранным инвесторам подписать контракты с правительством Хартума о приобретении права на нефть в Судане. И это бедное население решило попытаться решить эту проблему путем восстания, что нашло свое отражение в продолжающейся гражданской войне и последствиях кризиса в Дарфуре.[4, c.46]
2. Климатические условия, сильная засуха и опустынивание
С начала 1970-х годов многочисленные засухи (включая Большую засуху в 1984-1985 годах) привели к все более растущему опустыниванию в регионе Дарфур, что, в свою очередь, привело к резкому снижению урожайности, гибели скота и пастбищ. Наряду с голодом, засуха вызвала напряженность в таких вопросах, как землепользование и доступ к воде. Это привело к продолжающимся конфликтам и насилию между арабскими кочевыми сельскохозяйственными группами.
3. Привилегированный статус арабского населения
Согласно арабской идеологии, профессора арабских верований и те, кто соответствует этому образу жизни, являются привилегированным классом. И эта идеология применяется в любой сфере жизни, будь то культурная, политическая, экономическая, судебная или социальная. Наконец, согласно этой идеологии, все те, кто не являются арабами, считаются низшим слоем общества.
Любое упоминание об арабском превосходстве и Судане является неполным, если не прокомментирована роль президента Судана Джафара Нимири и роль действующего правителя Омара аль-Башира бывшым лектором Хартумского университета Хасана Абд аль-Табаби. В течение многих десятилетий Тураб играл ведущую роль в «Братьях-мусульманах» («Братья-мусульмане», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) и работал в Судане с 1949 года. С самого начала главной целью «Братьев-мусульман» была «институционализация исламского закона». [11, c.34] Основа идеологии «Братьев-мусульман» была следующей: «Аллах - наша цель. Пророк - наш лидер. Коран - это Конституция. Джихад - это наш путь. Когда мы служим Аллаху, смерть - это наши высшие желания ».[1, c. 130-136]
Со временем «Братья-мусульмане» («Братья-мусульмане», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) установили тесные связи с молодыми дарфуристами, убеждая их оказывать позитивное влияние на институционализацию исламского закона и бороться против предрассудков и дискриминации. Веря в вышеупомянутые обвинения, молодые жители Дарфура поддерживали Турабе. Мирное политическое движение «Братьев-мусульман» постепенно превратилось в мощную повстанческую группировку. В 1954 году организация была объявлена в Египте вне закона за свою деятельность против египетской республики и правительства.
С 1967 года, т.е. после арабо-израильской войны, «Братья-мусульмане» («Братья-мусульмане», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) пытались объединить арабскую нацию и временно отвергли террористический акт против арабских лидеров. В 1970-х годах социальное и политическое влияние «Братьев-мусульман» резко возросло в Египте, что стало серьезной проблемой для правительства. В то время в Египте были десятки организаций, называемых «Братьями-мусульманами».
1999 Тураби стал влиятельным политиком в Судане, но его планы не состоялись, поскольку Аль-Башир объявил чрезвычайное положение и убрал Тураби с политической арены.
4. Наличие авторитарного режима
Около тридцати лет (с 1989 года по настоящее время) Судан находился под авторитарным правлением Омара аль-Башира. Его правительство контролирует практически все аспекты жизни Судана. Когда правительство Аль-Башира только что пришло к власти, последнее начало контролировать все и устанавливать допустимое и недопустимое в стране. Кроме того, за любое проявление непослушания люди стали «исчезать», некоторые из них были арестованы, подвергались пыткам.
5. Нетерпимость правительства Судана к чернокожему населению
Дарфур - это не только Судан, но и один из самых бедных районов Африки. Только в северной части Судана (где находится столица Судана) проживает около 5 процентов населения страны, но почти весь Судан находится под его контролем.
Африканцы, проживающие в Дарфуре, в течение многих лет подвергались дискриминации и бесчеловечному обращению. Можно привести многочисленные примеры и проявления таких дискриминационных установок, но эти примеры никогда не являются исчерпывающими и не будут достаточными для передачи реальности. Тем не менее, рассмотрим некоторые из них.
- Во-первых, «младенческая смертность на Западе (122,5 мальчика и 104,2 девочки на 1000 рождений) резко отличается от данных о младенческой смертности на Севере (100,1 мальчика и 88,8 девочки на 1000 рождений)».[ 11, c.36]
- Во-вторых, согласно Черной книге (документ, который был написан, издан и распространен Движением за справедливость и равенство), есть только два доктора в области педиатрии и гинекологии в Западном Дарфуре: один в Женеве и другой в Заланге, которые должны были обслуживать 1 650 000 человек. Кроме того, водоснабжение предусмотрено только для развивающейся столицы Хартум, а для остальных городов решение этой проблемы не предусмотрено, что, в свою очередь, приводит к малярии и другим заболеваниям.[10, c.67]
- В-третьих, наиболее развитой частью страны была северная часть Судана, которая была в основном сосредоточена на строительстве дорог, мостов, систем водоснабжения, больниц и школ.
Вышеупомянутые примеры, хотя и не являются исчерпывающими, свидетельствуют о том, что Дарфур является самым бедным регионом в Судане.
Наряду с развитием арабской теории некоторые кочевые группы стали отдавать предпочтение темнокожим африканцам. С 1980-х годов арабские пастухи напали на африканских чернокожих фермеров, после чего в дело вмешались и суданские вооруженные силы. Кроме того, одновременно с огромным притоком дарфурского оружия все больше пастухов стали носить оружие, главная цель которого заключалась не только в защите, но и в участии в конфликтах. В связи с частыми актами насилия и нападений со стороны местных и региональных властей, а также постепенным пониманием намерений арабских бандитов разрешить местным властям выполнять их полномочия, чернокожие африканцы начали создавать группы самообороны.
Земельный вопрос долгое время был центральным и активно обсуждался в политических кругах Дарфура. По традиции право на владение землей в Дарфуре принадлежит общине. Решающую роль сыграло традиционное разделение земли на так называемые «дари», что было принципиально важно для населения. Однако в 1970-х годах земельное законодательство изменилось, и частная собственность стала возможным. Несмотря на то, что право собственности на землю принадлежало государству, владельцами этой земли могли стать те, кто владел землей не менее одного года.
Однако недавние экологические и демографические изменения оказали влияние на жителей Дарфура. Дарфур является частью региона Большой Сахары, в котором есть некоторые сельскохозяйственные районы, в частности горный массив Джебель-Марр, но большая часть этого региона состоит из пустынных земель. В течение 1970-х и 1980-х годов последствия засухи и опустынивания были значительными, о чем мы уже успели упомянуть в списке основных причин геноцида в Дарфуре, и поэтому борьба за ограниченные ресурсы стала еще более интенсивной. В частности, обострилась напряженность между фермерами и пастухами. Люди, в поисках ресурсов выживания, часто вторгались в поля и сады фермеров, что в свою очередь приводило к столкновениям между ними. Разделение между территориями и племенами часто нарушалось, и наряду с нехваткой земли терпимость жителей к нежданным посетителям также снижалась.[5, c.121] Засуха и опустынивание оказали влияние не только на Дарфур, но и на всю Сахару, что привело к эмиграции жителей в Чад, Ливию и в другие страны. Следовательно, мы можем констатировать, что во время засухи такая плотная популяция вместе с плохими условиями выживания приводила к многочисленным столкновениям и напряженности между новыми жителями и местными жителями, создавая основу для дальнейшего развития и развития событий геноцида.[8, c.142-145]
Официальная позиция правительства Судана по поводу массового уничтожения коренного чернокожего населения Дарфура арабскими кочевыми племенами и правительственными вооруженными группировками заключается в том, что события были не геноцидом, а войной, виновниками которой были дарфурские «мятежники» и их военные действия. Нетрудно заметить, что суданские власти используют свою пропаганду для криминализации методологии прошлого, когда последствия массовых преступлений рассматриваются как причина, а чернокожее население Дарфура представляется в качестве виновников за произошедшее.
Список литературы:
- Muradyan I., “Margaren`ar’ajnord, Ghuranë`sahmanadrut’yun, Jihadë`ughi”, irates.am, marti 4, 201, (in Armenian)
- Barltrop Richard, Darfur and the International Community, (London,Library of International Relations, 2011),
- Duffield Mark, Keen David, Jok Madut Jok, Sudan: Unintended Consequences, (London,Trinity College, 2000)
- Engdahl William, Darfur, “Forget Genocide, There’s Oil”, Global Policy Forum, May 25,2007
- Fage J.D. and Tordoff William, “A History of Africa”, (New-York,4th edition,Routledge,2001), Gibson G., Sudan divides Darfur in five smaller states,Reuters,2011
- Gibson G., “Sudan divides Darfur in five smaller states”,Reuters, May 5,2011.
- Morse David, “How oil drives the genocide in Darfur”, Sudan Tribute, August 23, 2005
- Mosely Ann Lesch, “The Sudan- Contested national Identities”, (Bloomington,Indiana University Press,1998)
- Reeves Eric, “What’s Fueling the Genocide in Darfur?”, Sudan Tribute, September 3, 2004
- Seekers of Truth and Justice, The Black Book: Imbalance of Power and Wealth in Sudan, trans. Abdullahi Osman El-Tom, 2004
- Totten Samuel, An Oral and Documentary History of the Darfur Genocide, (California, Praeger Security International, 2011)
дипломов
Оставить комментарий