Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 10 января 2019 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Социальная работа представляет собой вид деятельности профессионалов и организаций по оказанию широкого спектра услуг незащищенным слоям населения и лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Однако подобный труд возлагает на специалиста колоссальные психофизические тяготы, с которыми может справиться не каждый человек. Поэтому так важно не просто суметь выдержать многие испытания, преподносимые спецификой работы, но и сохранить внутренние психологические балансы.
Как самостоятельный вид деятельности социальная работа в России принята в 1991 году Постановлением Госкомтруда от 23 апреля 1991 года. С распадом СССР большинство людей оказались на грани духовного и материального истощения, поэтому целью социальной работы стала как гармонизация отношений в обществе, так и получение необходимой помощи [5].
За 27 лет существования данной сферы деятельности прежние проблемы не утеряли своей актуальности. Более того, они приобрели больший масштаб. Как следствие, подобный труд до сих пор остается востребованным в различных сферах жизни. За границей данная профессия является престижной и высокооплачиваемой. Однако в России ситуация складывается менее перспективно, и в данной статье мы сделаем попытку анализа проблем деятельности социальных работников.
И первой проблемой, на наш взгляд, является профессиональное выгорание социальных работников. Отечественные исследователи в рамках изучения социальной работы рассматривают феномен профессионального выгорания с разных точек зрения. Так, например, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и О.И. Бабич трактуют данный термин как стрессовое состояние организма. По мнению В.В. Бойко, профессиональное выгорание – это способ психологической защиты от стрессовых ситуаций. Взгляды Э.Ф. Заер и А.К. Марковой сводятся к суждению, что данный феномен становится причиной профессиональной деформации личности специалиста [4]. На основании представленных позиций, явление профессионального выгорания приводит к эмоционально-физическому и личностному истощению внутренних резервов, что в свою очередь ведет к стремительному ухудшению качества работы и потере интереса к данной сфере деятельности.
Другой немаловажной проблемой в сфере социальной работы является состояние психологического климата в профессиональном коллективе. В.В. Балахтар рассматривает продуктивное взаимодействие с получателями социальных услуг как компенсирующий фактор, оказывающий помощь специалисту по социальной работе в преодолении определенных негативных обстоятельств. Они могут выражаться в затруднительных взаимоотношениях с коллегами и руководством, неудовлетворенностью заработной платой, удаленностью от места жительства и т.д. [1]. Каждый работник сферы социального обслуживания осознает значимость своей специальности и ее основных элементов для общества, что также создает предпосылки для развития основ социальной работы, повышения ее престижности в нашей стране.
По мнению Е. И. Холостовой, социальная работа соприкасается с рядом смежных наук в области юриспруденции, социологии, медицине, статистике, педагогике и психологии [5]. Однако, в современной действительности, по мнению М. В. Фирсова, в социуме сложилось представление о социальной работе как о деятельности второго сорта, которую могут выполнять люди, не имеющие соответствующего образования [2]. Что, в свою очередь, демонстрирует стереотипированное мнение непросвещенных слоев населения о деятельности субъектов социальной работы.
На сегодняшний день социальная работа как вид труда не пользуется спросом среди студентов и молодых специалистов, однако Д. Менделеева считает данный вид деятельности не лишенным востребованности, ведь с каждым годом данная сфера становится более разнообразна [5]. Молодая профессия набирает обороты, но темпы ее развития остаются замедленными. Отсутствие карьерного роста, малая заработная плата и постоянное эмоционально-психологическое напряжение создают весомые предпосылки к отсутствию должных перспектив.
В ходе бесед практики этой деятельности выделили следующие проблемы:
- Низкая заработная плата. Отсутствие стимулирования работников данной сферы, что в свою очередь влияет на мотивацию исполнения своих должностных обязанностей из-за отсутствия должного финансирования заработная плата в г. Воронеж на период сентябрь 2018 года – 12 тысяч рублей, что в свою очередь делает ее близкой к установленному прожиточному минимуму по области [3].
- Высокая степень эмоционального напряжения и утомления, связанная с несправедливо предъявляемыми претензиями и осуждениями со стороны получателей социальных услуг;
- Дестабилизация иммунной системы. В силу постоянной психофизической нагрузки;
- отсутствие должного карьерного роста;
- Низовой обслуживающий персонал, в большей степени, занимающийся такими видами услуг как обслуживание на дому (покупка и доставка продуктов питания, уборка жилой площади, приготовление еды) часто конфликтует со специалистами центров социальной помощи в разрешении ситуации получателя социальных услуг;
Поскольку многие проблемы деятельности специалистов по социальной работе мало освещены в литературе. Нами было принято решение провести собственное исследование среди специалистов данной отрасли, чтобы самостоятельно ознакомиться с тонкостями этой профессиональной деятельности.
Наше исследование проходило на базе следующих учреждений: Центр социальной защиты населения, Пенсионный Фонд Российской Федерации, Миграционная служба России, Геронтологический центр. В ходе проведения анализа выявилось, что большую часть респондентов представляют специалисты Центра социальной защиты населения. Всего было опрошено 51 человек из них 40 женщин и 11 мужчин, среди них подавляющее большинство составляют специалисты, стаж работы которых варьируется от 1-го до 3-х лет.
В начале нашего исследования мы задались вопросом: какое образование имеют сотрудники социальных структур? Мы выяснили, что большее количество респондентов имеют средне-профессиональное образование в сфере социальной работы (43,3%). Чуть меньший процент был выявлен среди сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование в сфере социальной работы (36,7%). Работники, имеющие образование иного профиля или не имеющие его вовсе, составили 16,7% и 3,3% соответственно. В ходе анализа мы узнали, что большую часть респондентов представляют специалисты Центра социальной защиты населения (49%).
Далее мы поинтересовались у респондентов удовлетворенности их заработной платой. Распределение ответов специалистов получилось примерно поровну. Процент неудовлетворенных своим заработком составил (53%), превышая число удовлетворенных им (47%). Исходя из полученных результатов, выяснилось, что подавляющее число работников сферы социального обслуживания г. Воронеж не удовлетворены размером оплаты своего труда. Нас, конечно же, волновал вопрос престижности данной специальности. Мнения респондентов распределились следующим образом. Число тех, кто считает свою профессию престижной, составляет (47, 1%). Опять же в рамках этого вопроса выделяются ответы респондентов, не считавших свою профессию высоко статусной (52,9%). Почти все респонденты удовлетворены своими отношениями с руководством (86,3%). Но остальные (13,7%) имеют противоположное мнение. Многих респондентов (82,3%), устраивают условия их труда, но и тут имеются ответы тех, кто так не считает (17,7%). А 70,6% респондентов ответили, что утомляются на рабочем месте, и 29,4% работников не замечают этой проблемы. В большинстве организаций, где осуществлялся опрос для нашего исследования, проводится работа по повышению квалификации (66,7%), но в (33,3%) случаях данная работа не ведется. В отношении конфликтов в рабочем коллективе, в (66,7%) ответов их не возникает и респондентов все устраивает, но (33,3%), чувствует дискомфорт в взаимодействии с коллективом. 60,8 % нуждаются в мероприятиях по психологической разгрузке, (39,2%) в таком виде поддержки не нуждаются, но в основном полученный процент ответов мужчин. Это общие сведения ответов респондентов, далее, мы рассмотрим их более подробно.
Далее мы решили выяснить уровень психологического комфорта в сложившемся рабочем коллективе. Исходя из полученных результатов, мы убеждаемся, что доминирующим мнением является удовлетворенность коллективом и радушной обстановкой в нем (32,7%). Процент респондентов, ответивших «меня все утраивает» и «мне хотелось бы изменить отношения с определенными людьми» составил 23,5% и 13,7% соответственно. Однако число тех, у кого случаются конфликты с коллегами (17, 6%) , не могло было быть проигнорировано нами. Поэтому следующей ступенью в поиске истины стал вопрос о том, насколько часто в рабочем коллективе происходят профессиональные конфликты. Подавляющее большинство ответило, что «конфликты встречаются, но редко» (37,2%). Равное количество респондентов отметили, что «чувствуется определенное напряжение внутри коллектива» и указали «на моменты недопонимания среди участников коллектива» по 19,6%.
Не менее важной темой, которую мы постарались раскрыть, был вопрос об удовлетворенности взаимоотношением сотрудников с руководством. Большинством респондентов был дан ответ, что руководство относится к рабочему составу нейтрально (45,1%). Руководство не поощряет сотрудников, как следствие, именно эти респонденты менее заинтересованы в дальнейшем пребывании на рабочем месте. 25,5% составили сотрудники, чьи отношения с руководством были оценены как «хорошие», при которых начальство оценивает вклад каждого специалиста. И лишь 13,7% опрошенных указали на «отлично», поскольку со стороны руководства прослеживались поощрения и уважительное отношение к сотрудникам. Выяснилось, что данный слой заинтересован в продуктивности собственной деятельности и дальнейшей карьерном росте. 5,9% опрошенных оценили взаимоотношения с руководством как плохие, при которых отсутствуют различные виды поощрения для сотрудников.
Потом мы заинтересовались степенью утомляемости на рабочем месте. Подавляющее большинство респондентов оценили свое состояние как достаточно утомленное, при котором бывает трудно справиться с поставленными задачами (27,4%). Равное количество сотрудников сослались на сильную истощенность и, наоборот, практически неощутимую степень утомления (21,6%). 13,7% опрошенных указали на отсутствие утомленности как таковой. И лишь некоторые из респондентов дали ответ, что с каждым рабочим днем становится все тяжелее (15,8%).
Далее мы решили узнать, нуждаются ли работники социальных структур в психологической помощи по снятию эмоционального напряжения в виду специфики своей работы. Как оказалось, подавляющее большинство респондентов заинтересованы в консультации психолога (43, 1%). В равной степени испытуемые сошлись во мнении, что психологическое просвещение или проведение тренинговых занятий на соответствующие тематики так же имели бы место быть (5,8% соответственно). Процент заинтересованных в комнате психологической разгрузки составил 11,8%. Однако 31,4% опрошенных выразили свою незаинтересованность в психологической помощи.
И, конечно, нас интересовало, как сотрудники социальных структур оценивают свое материальное положение и какая заработная плата, по их мнению, была бы оптимальной. Выяснилось, что процент респондентов, которым хватает денег на все необходимое, но которые не имеют возможности делать сбережения, составил 37,2%. Чуть меньший процент выявился среди сотрудников, которым оклада хватает лишь на самое необходимое (35,3%). А 11,8% опрошенных признались, что денег не хватает даже на самое необходимое. И только 15,7% респондентов указали на то, что полностью удовлетворены достатком. Как следствие, количество тех, кто оценивает свой труд в 24000-28000 т.р. составил 43,1%. 27,4% сотрудников оценили свой оптимальный оклад в 29000 – 33000 т.р. 9,8% респондентов изъявили желание в окладе, превышающем 33000 т.р. 17,7% опрошенных солись во мнении, что оптимальной заработной платой являлся оклад в 19000-23000 т.р. И лишь 2% получают 14000-18000 т.р.
Немаловажной частью нашего исследования были вопросы, касающиеся карьерного роста и степени престижности социальной работы. 25,5% опрошенных высказали мнение о том, что в сфере их работы нет никаких перспектив. 19,6% респондентов уверены в том, что места уже предопределены кем-то. Количество тех, кто указал на должное финансирование для карьерного роста, составило 13,7%. И только 11,8% были убеждены, что социальная работа имеет ряд перспектив. Как следствие, число респондентов, считающих свою профессию престижной, оказался довольно низок. 25,5% из них высказались, что социальная работа лишена престижа, однако верят в положительные прогнозы. 15,7% дали отрицательный ответ и не изъявили заинтересованности в данном вопросе. 13,8% признались, что социальная работа не является престижной. Однако количество респондентов, уверенных в обратном, так же велико. 19,8% опрошенных подтверждают престижности своей работы, но подчеркивают, что не каждый признает ее значимость. 17,7% солидарны с позитивным мнением своих коллег, но указывают на минимальное признание со стороны населения. И только 7,8% уверены, что социальная работа многое значит для окружающих.
Наконец, мы заинтересовались тем, как часто сотрудники социальных служб болеют и связывают ли они недуги с издержками и негативными моментами работы. Как оказалось, лишь 31,6% респондентов связывают болезни со спецификой своей работы. Оставшиеся 68,4% респондентов, среди которых наблюдается редкая заболеваемость, отметили, что не замечали подобной связи.
Проведя анализ полученных ответов, мы пришли к таким заключениям:
- Большинство сотрудников не могут удовлетворить своих нужд в связи с низкой заработной платой, которой в большинстве случаев хватает только на самое необходимое. Следовательно, социальная сфера финансируется минимально, что сказывается не только на окладе специалистов, но и их заинтересованности в рабочей деятельности.
- В связи со спецификой работы, многие сотрудники выразили желание в психологической разгрузке. Неблагоприятные условия труда и конфликтные ситуации в коллективе накладывают определенную психологическую нагрузку, которую подчас снять оказывается невозможно.
- Большинство сотрудников не видят ни перспективности своей работы, ни карьерного роста в виду слабой развитости социальной сферы. Данная проблема так же касается таких рабочих сфер, как педагогическая и медицинская.
- Многие специалисты сильно утомляются на рабочем месте. В связи со спецификой их деятельности и полученными результатами стажа работы (от 1 до 3-х лет) видно, что у представителей данной специальности быстро развивается синдром профессионального выгорания.
Список литературы:
- Балахтар В. В. Педагогика и психология в социальной работе : учебно-метод. пособие для студентов в высших учреждений. – М.: Университет «Украина», 2017. – 444 с.
- Гюлджян А. Г. Престиж профессии социального работника // Молодой ученый. – 2018. – № 11. – С. 68-71.
- Львова Ю. В. О работе специалистов, помогающих в трудных ситуациях // Социальная работа. – 2018. – №2. – С. 2-3.
- Темиров Т. В. Психологические закономерности динамики психического выгорания личности педагога в современных социальных условиях: Автореф. дис. док. псих. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 3с.
- Холостова Е.И. Социальная работа : учебник для бакалавров. – М.: «Дашков и Ко», 2015. – 612 с.
дипломов
Оставить комментарий