Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2018 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В КУЛЬТУРНОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ НОВОПЕТРОВКА
Неолитические культуры Приамурья. Амур с древнейших времен является одним из наиболее удобных путей миграции племен с запада на восток и, наоборот, с востока на запад. Его притоки, на тысячи километров уходящие на север, юг и восток, помогали общению народов на огромной территории Азиатского континента. Берега великой реки изобиловали зверем, птицей, съедобными растениями, воды – рыбой. Все это, естественно, привлекало сюда древних людей, о чем ярко говорят памятники нового каменного века. Наиболее древними из известных неолитических культур в Приамурье являются новопетровская и громатухинская культуры. Они были открыты в 1961 году[1, c. 14].
Первые раскопки частично сохранившегося жилища, относящегося к новопетровской культуре, проводились в селе Константиновка. Более 10 жилищ и часть межжилищного пространства исследованы у села Новопетровка. Они представляют собой вид полуземлянок, углубленных в грунт иногда до 1 метра[1, c. 160]. Вдоль стен, внутри жилища, располагались нары, в центре находился очаг. Отверстие в крыше служило одновременно в качестве дымохода и входа в жилище. От него до пола опускался наклонно столб с зарубками или дерево с оставленными небольшими сучками. Такая конструкция в суровые зимы способствовала лучшему сохранению тепла. Поселки располагались на берегах притоков и проток Амура. Обилие оббитых и сверленых грузил говорит о важной роли рыболовства. Наряду с охотой (на поселении найдено много наконечников стрел и дротиков), люди занимались и собирательством.
Вторая неолитическая культура Приамурья – громатухинская, по названию одноименной небольшой речки, впадающей с левого берега в реку Зея, в её среднем течении. Громатухинская культура отмечена иной, по сравнению с новопетровской, техникой изготовления орудий: большинство их изготавливалось из галек, а не из ножевидных пластин. На памятниках громатухинской культуры значительное место занимают массивные ножи-клинки, наконечники копий, дротиков, стрел, скребки и скребла, резцы, нуклеусы.
Весь инвентарь говорит о большой роли охоты в хозяйстве и почти полном отсутствии рыболовства на раннем этапе.
Посуда громатухинцев разнообразна по форме и орнаменту: есть сосуды простой «баночной» формы и хорошо профилированные горшки.
Жилищами им служили легкие переносные чумы или шалаши. В отличие от оседлых новопетровцев, живших в лесостепной зоне, таежники-громатухинцы часто меняли места обитания и вели если не кочевой, то полукочевой образ жизни охотников и собирателей[2, c. 173].
Памятники этой культуры широко распространены по Верхнему Амуру и Зее. Они встречались в зоне затопления Зейской ГЭС, на озере Гладковское, у сел Нылга, Бардагон, Малая СазанкаСвободненского района, Арга и Ключики Серышевского района, Прядчино, Новопетровка, Игнатьево, Сергеевка, Гродеково Благовещенского района.
Осиноозерцы жили оседло, строя большие полуподземные дома. От присваивающего хозяйства они перешли к производящему. Среди крупных орудий многие имеют земледельческое назначение. Это мотыги, песты, топоры, тесла, зернотерки, вкладыши к серпам [1, c. 166]
В одном из сосудов обнаружено мелкое горелое просо. В жилищах много костей животных, особенно свиньи. Можно предполагать, что осиноозерцы уже одомашнили это животное. Сосуды по форме и орнаменту близки новопетровским. Именно это обстоятельство, а также одинаковая конструкция жилищ и близость памятников натолкнули исследователей на мысль о преемственности элементов осиноозерской и новопетровской культур, но на более высокой ступени хозяйственного и социального развития.
В конце III – начале II тысячелетия до н. э. на территорию Среднего Амура с его низовьев стали проникать представители нижнеамурской культуры. Вероятно, они вступили в конфликт с осиноозерцами, и последние под их давлением вынуждены были двинуться вверх по Амуру и Зее. На территории, некогда заселенной осиноозерцами, стали проживать племена нижнеамурской культуры.
Основным занятием их было рыболовство. Орудия труда, найденные на стоянках людей этой культуры, своеобразны: в первую очередь, это грузила для сетей, части сложных составных крючков, булавы для умерщвления крупной рыбы, топоры, тесла, наконечники стрел, скребки, ножи. Впервые за все время исследований памятников эпохи неолита были обнаружены каменные блесны. Они являются древнейшими в мире. Стоянки этой культуры известны у сел Михайловка, Новопокровка, Касаткино Архаринского района, в устье реки Дим Михайловского район.
О древности новопетровской культуры пластин свидетельствуют близкие генетические связи ее с устиновской мезолитической культурой Приморья и докерамическими памятниками Японии. Устиновская культура также не имеет радиокарбоновых датировок. Но докерамические памятники Японии, близкие к устиновской культуре, предшествуют культуре дземон, которая датируетсяVIIтыс. до н.э. и ранее.
Если новопетровская культура пластин генетически восходит к устиновскому мезолиту – с пластинчатой техникой, то на Среднем Амуре выделяется и вторая, противоположная ей культура, громатухинская. В ее основе галечная техника. Поселение Громатуха на р. Зее трехслойное. Во всех слоях наблюдается единство форм и техники обработки изделий из камня, а также приемов орнаментации сосудов.
Громатухинская культура генетически связана с осиповской мезолитической культурой.
Сравнивая инвентарь Осиповского мезолитического поселения и громатухинской культуры, можно видеть поразительное единообразие форм и типов каменных орудий. Это, в первую очередь, относится к листовидным клинкам, наконечникам копий, дротиков, тесловидно-скребловидныминструментам, резцам, изделиям из ножевидных пластин нуклеусам-скребкам. Племена следующего этапа каменного века – носители осиноозерской культуры – жили оседло, строили большие полуподземные дома. Важные изменения происходят и в хозяйственной жизни: осиноозерцы от присваивающего хозяйства переходят к производящему. Осиноозерская культура была выделена в 1961 г. после исследования неолитического поселения на берегу Осинового озера.
Совершенно иная ситуация наблюдается в осиноозерской культуре, где не удалось выявить нуклеусы каких-либо устойчивых и определенных форм. Зато здесь встречались желваки кремня и халцедона со следами скалывания с них отщепов, причем скалывание велось без какой-либо четко выраженной системы и дополнительной подправки ядрищ. Таких желваков на поселении более 60. У них разная степень «сработанности». Все они сохраняют с одной стороны желвачную корку, а с другой от краев к центру с них снимали отщепы. Эти халцедоновые и кремневые желваки и заменяли на Осиновом озере нуклеусы обычного типа, связанные с отделением пластин.
Среди обнаруженных на Осиновском поселении желваков встречаются различные экземпляры, как по величине, так и по степени их сработанности. Из отщепов, скалываемых с таких нуклеусов, изготовляли наконечники стрел, вкладыши, скребки, проколки.
При анализе материальной культуры осиноозерцев и новопетровцев необходимо выделить два общих этнических элемента.Во-первых, у осиноозерцеви новопетровцев аналогична керамика – плоскодонные сосуды, украшенные налепными рассеченными валиками, образующими нередко различные геометрические фигуры: треугольники, ромбы. Во-вторых, большое сходство наблюдается в конструкции жилищ. У тех и других конструктивные столбы располагались двумя рядами: внешний ряд у плечиков в котловане жилища, внутренний–в центре жилища и окаймлял очаг. Входом и выходом из жилища служили дымовые отверстия.
Сходство керамики и конструктивные особенности жилищ – этих несомненных индикаторов этнической и культурной общности – свидетельствуют о прямых генетических связях племен осиноозерской и новопетровской культур. Племена громатухинской культуры, по-видимому, все-таки не ассимилировали аборигенное население, не изменили его общественного уклада. Единственное, что восприняли потомки племен новопетровской культуры – осиноозерцы – от племен громатухинской культуры, – это двустороннюю обработку каменных орудий. Главные же традиции в приемах орнаментации сосудов, строительстве жилищ у осиноозерцев остались прежними.
Список литературы:
- Деревянко А.П. Новопетровская культура среднего Амура. Новосибирск.: Издательство «Наука» сибирское отделениение, 1970. – 204 с.
- Окладников А.П. Громатухинская культура / А.П. Окладников, А.П. Деревянко. – Новосибирск, 1977. – С. 285.
дипломов
Оставить комментарий