Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 22 октября 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В САУДОВСКОЙ АРАВИИ
Королевство Саудовская Аравия – мусульманская страна, являющаяся абсолютной теократической монархией, управление которой осуществляет семейство Аль Сауд, в которое входят более пяти тысяч потомков короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Конституцией Королевства Саудовская Аравия являются Коран и Сунна Пророка [8], основанные на шариате. Законодательного органа нет, управление страной осуществляется на основе указов, изданных королём.
Гражданами Саудовской Аравии могут быть только мусульмане. Граждане должны быть верны королю и следовать принципу: «Слушаюсь, что означает повинуюсь» (ст. 6 Основного низама) [8].
Теория права определяет административно - правовой статус личности как совокупность присущих ей прав и обязанностей, закреплённых нормами права в том или ином государстве, а также признаваемых этим государством норм международного правах [2]. В соответствии со статьей 70 Основного закона Саудовской Аравии международные положения, договоры, конвенции и привилегии принимаются и изменяются на основании Королевских указов. Соответственно положения любого международного договора или конвенции, одобренные Королевским указом, считаются имеющими обязательную силу. Королевство ратифицировало ряд международных конвенций о запрещении дискриминации, например, принятую в Женеве в 1926 году Конвенцию о рабстве [6], принятую Международной организацией труда Конвенцию №100 1951 года о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности [7], принятую Международной организацией труда Конвенцию №101 1958 года о дискриминации в области труда и занятий [5] и др.
Саудовская Аравия – страна, живущая по своим многовековым обычаям и традициям, и, несмотря на то, что основополагающие принципы прав человека провозглашены в её основном законе, они нарушаются систематически и целенаправленно, настолько очевидно, что столица Эр-Рияд находится в числе самых крупных нарушителей прав человека в мире. В этой связи рассмотрение реального, а не формально закреплённого в законе положения граждан в данном государстве является очень актуальной темой.
Граждане Саудовской Аравии делятся на 2 гендерные группы – мужчины (им принадлежит верховенство) и женщины. Основной низам [8] прямо не устанавливает неравноправия женщин, но он говорит о государственном регулировании прав в соответствии с шариатом (ст. 26), а шариат (как и Коран) такое неравноправие закрепляет. По этой причине женщины не защищены от нападения на улице и террора внутри семьи. Не смотря на это, на обсуждение дискриминации женщин в Королевстве наложен запрет. Многие эксперты и правозащитные организации называют саудовских женщин «законным меньшинством». Женщины обязаны: иметь опекуна мужского пола, принимающего за неё решения; подчиняться мужчине-опекуну, иначе он вправе применить силу или убить; выбирать работу только после одобрения опекуна; перемещаться только по специальной «женской» зоне в местах, разделенных по половому признаку; носить в общественных местах специальную закрытую одежду – «абайю». На протяжении последних 60-ти лет Саудовская Аравия была единственным государством, в котором женщинам было запрещено водить автомобиль. «Революция» в этом вопросе состоялась только в июне 2018 года изданным королевским указом: «Указ короля: служба дорожного движения разрешает женщине водить машину в королевстве» [3], впервые в истории государства разрешающим женщинам сесть за руль. Послабления женщины получили в занятиях спортом: езда на велосипеде, занятия в спортзалах и участие в беговых марафонах в рамках реализации программы умеренного ислама "Видение-2030" стали доступны, но по-прежнему подконтрольны специальной шариатской полиции «мутавве», действие которой ослабло незначительно. Также это касается обучения в вузах, открытия собственного дела, участия в выборах. Во многих частях Саудовской Аравии считается, что место женщины - находиться в домашней заботе о ее муже и семье, в остальном её права должны быть ограничены, что, несомненно, противоречит закону об отсутствии дискриминации.
Права граждан Саудовской Аравии, касающиеся безопасности и судебной справедливости также жестоко нарушаются со стороны саудовского режима. Судья, подчинённый политическому режиму, принимает решения, угодные политической элите, зачастую заведомо противозаконные. Примером служит решение о казни великого богослова страны шейха ан-Нимра 02.01.2016г. путем отсечения головы мечом [9], что было оценено независимыми СМИ и политическими деятелями «ужасным преступлением». Только в этой стране применяется столь жестокая казнь, как обезглавливание арабской саблей.
Для легализации насилия в отношении своих граждан, саудовский режим принимает специальные законы, в числе которых можно упомянуть закон «О преступлениях, квалифицирующихся как терроризм и его финансирование» [1]. В соответствии с этим законом, каждый гражданин, желающий выразить недовольство или провести забастовку, выступить за необходимость проведения реформ или вступить в какую-либо партию, или пожелавший высказать свою симпатию в отношении какой-либо идеи в интернете, считается террористом и может получить от 10 лет лишения свободы до смертельной казни.
Отношение к заключённым в тюрьмах Саудовской Аравии также выступает наглядным примером открытого нарушения прав человека. К заключённым применяются пытки. Длительные и незаконные аресты без решения суда лишают заключённых надежды на улучшение их положения. К осуждённым применяют чрезмерно жестокие наказания: публичная порка (за мелкие преступления), избиение камнями, отрубание конечностей, смертная казнь, что, безусловно, отсылает нас в давно минувшее Средневековье. Такое поведение саудовских властей является наглядным примером нарушения «права на жизнь». В 2004 г. Комитет ООН Против Пыток подверг критике [4] Саудовскую Аравию за телесные наказания, на что саудовская делегация ответила, что того требуют традиции ислама с более чем 1400 летней историей, и отклонила вмешательство в свою правовую систему.
Религиозные права граждан в Саудовской Аравии также находятся в числе нарушаемых и непризнанных государством. В большей мере дискриминационная политика проводится в отношении шиитского населения страны, составляющего 10-15% от общего числа населения и проживающего в восточных районах страны. Шииты лишены права занимать государственные должности, в стране они выполняют самую грязную и низкую работу, не имея никакой возможности приблизиться к управлению страной. Среди запретов также: строительство мечетей, публикация религиозной литературы, проведение религиозных обрядов, участие в мирных акциях протеста. Несмотря на то, что восточные районы страны изобилуют нефтяными месторождениями, шиитское население в них остается самым бедным в государстве. Любое политически активное поведение шиитов попадает под пристальное преследование саудовских спецслужб.
Таким образом, реальный (фактический) и законодательно закреплённый административно-правовой статус граждан Саудовской Аравии не совпадают. Основной закон Королевства не раз подвергался критике из-за вопиющего нарушения прав человека. У поданных Саудовской Аравии больше запретов, чем прав, и последние, в том числе неотъемлемые (право на жизнь, свобода вероисповедания и свобода совести и др.) регулярно нарушаются. Для исправления ситуации в столь сложном государстве, как Саудовская Аравия, следует разобраться в причинах такого поведения Эр-Рияда, которые, на мой взгляд, заключаются в монархической структуре власти в стране, исповедании ваххабитской идеологии, игнорировании множественных фактов нарушения прав человека в Саудовской Аравии крупными мировыми державами и международными организациями.
Список литературы:
- Saudi Arabia: New terrorism law is latest tool to crush peaceful expression [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2014/02/saudi-arabia-new-terrorism-law-one-more-tool-crush-peaceful-protest/ (дата обращения 15.10.2018)
- Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть: учебник. - М.: Директ-Медиа, 2013. - С. 34.
- В Саудовской Аравии женщинам впервые разрешили водить автомобиль [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/world/20170926/1505634494.html (дата обращения 15.10.2018)
- Комитет против пыток ООН CAT/C/SR.516 6 April 2009 [Электрон ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%90%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0/Downloads/G0241773.pdf (дата обращения 15.10.2018)
- Конвенция о дискриминации в области труда и занятий [Конвенция 111] от 25 июня 1958 года [Электрон ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/labour.shtml (дата обращения 14.10.2018)
- Конвенция о рабстве, Женева 25 сентября 1926 года [Электрон ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention_slavery.shtml (дата обращения 14.10.2018)
- Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г [Электрон ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/remuner.shtml (дата обращения 14.10.2018)
- Конституция Саудовской Аравии [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=86&attempt=1 (дата обращения 14.10.2018)
- Права человека с точки зрения семейства Сауда [Электрон ресурс]. – Режим доступа: http://parstoday.com/ru/radio/middle_east-i56290 (дата обращения 15.10.2018)
Оставить комментарий