Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2018 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пономарев А.А. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИНТЕРНЕТА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(59). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(59).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИНТЕРНЕТА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Пономарев Андрей Андреевич

студент, кафедра философии ОмГПУ,

РФ, г. Омск

Красноярова Наталия Георгиевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц. ОмГПУ,

РФ, г. Омск

Интернет в XXI веке играет очень важную роль в жизни человека. Без него невозможно представить современное общество. Он проникает практически во все сферы культуры. Тотальное распространение международной сети привело к трансформации человеческого бытия. Интернет становится основным источником новостной информации. Таким образом, он заменяет популярные некогда газеты, которые гораздо менее удобны в пользовании и обречены в определенный момент стать хламом, макулатурой. Международная сеть снимает проблему избавления от ненужных вещей путем развития уничтожения материальных носителей. Чтобы посмотреть любимый фильм, человек больше не нуждается в приобретении за деньги видеокассет или дисков. Прежде ситуация осложнялась еще тем, что многие шедевры элитарного кинематографа не имели должной популярности и потому не попадали на прилавки магазинов. Современный же пользователь может найти практически любой, интересующий его, продукт и не тратить при этом лишние деньги.

Аналогична ситуация с музыкой. Меломаны не должны больше обхаживать специальные магазины в надежде приобрести компакт-кассету, пластинку или диск любимого исполнителя. Интернет успешно ликвидировал выше названные материальные носители, вобрав в себя баснословное количество музыкальных произведений. В мире есть люди, покупающие дорогие пластинки, но подавляющее большинство людей черпают новинки и классику из Всемирной паутины.    

Американский философ Ноам Хомский отмечает, что доступ к Интернету есть великое благо. «Человек получает доступ к несметным сведениям. Однако информация эта мимолетна и призрачна. Если вы не знаете точно, что ищете, если не сохраняете найденного, не подыскиваете верного контекста – считайте, что потратили время впустую. Никакого смысла нет иметь доступ к необъятным данным, если вы не способны разобраться в них. А для этого нужно думать, рассуждать, изучать. Полагаю, в сегодняшнем мире способности к этим действиям постепенно увядают. Измерить степень деградации нельзя, но бьюсь об заклад: именно деградация ныне и происходит» [5]. Интернет может приносить немалую пользу при грамотном его использовании. Он имеет огромное преимущество перед альтернативными источниками информации. Однако все чаще пользователь оказывается в положении Буриданова осла. Оказавшись в условиях безграничного выбора, человек ничего не выбирает. Если не происходит развитие, то повышается вероятность деградации, вызванной продолжительной стагнацией. Даже осуществляя выбор, пользователь не в состоянии удовлетворить свои потребности. Интернет является носителем безграничной информации. Узнавая нечто новое и необходимое для себя, индивид не останавливается, а собирает все большее количество сведений. Бесконечное потребление уничтожает время, которое могло бы быть потрачено на рассуждение, изучение, рефлексию.  

Словенский мыслитель Славой Жижек в работе «Чума фантазий» пишет, что «отсылка ко Всемирной Паутине как живому организму часто возникает в контексте, который может оказаться освобождающим от ограничений: скажем, против государственной цензуры в Интернете» [2, с. 267]. Иллюзия свободы – это одна из причин, по которой Интернет прочно закрепился в нашей повседневной жизни.  На самом деле индивид пойман в сеть, разрыв с которой вызывает болезненную реакцию. Человек не может обойтись без гаджетов. Использование интернета подобно наркомании, что крайне негативно сказывается на социальных связях индивида. Чем больше человек проводит времени в сети, тем более одиноким и несчастным он себя ощущает.

В романе «Одиночество в сети» известного польского писателя Януша Леона Вишневского есть фраза: «мир ICQ, чата и Интернета только кажется тихим. Ведь звуки тоже лишь вопрос воображения. Звуки и голоса можно переживать, не слыша их» [3].  Интернет – продукт материального мира, который включает в себя огромное количество духовного наследия человечества. Выступая синтезом духовного и материального, Всемирная паутина стремится изничтожить последнее. Материальные носители теряют свою ценность. Вместе с тем у человека снижается потребность в ощущении обладания, касания пластинок, книг, газет и журналов. Человек становится склонным к индифферентизму. «Нематериальные» друзья в социальной сети «ВКонтакте» замещают реальных друзей. Зачастую социальные сети носят асоциальный характер. Они предлагают иллюзию связи. Человек подписан на огромное количество групп, выступая частью воображаемого сообщества, имеет множество друзей, с большинством из которых он не может поддерживать отношения в объективной реальности не только из-за нехватки времени, но и по причине того, что он не знаком со своими «друзьями».  Некоторые люди способны находить в сети свою любовь, преобразуя последнюю из виртуальной в реальную. Но Интернет провоцирует потерю субъектности, что существенно затрудняет претворение в жизнь позитивных аспектов, приобретенных благодаря Всемирной паутине.

Испанский социолог Мануэль Кастельс считает, что первые виртуальные сообщества были подобны контркультурным феноменам 1970-х годов. Распространение Интернета ликвидировало эту связь. Существует множество различных групп, которые не образуют единства. Сообщества функционируют, основываясь на двух главных, общих для всех культурных ценностях. «Первая из них – это ценность горизонтальной, свободной коммуникации… Эта свобода для многих высказывать свое мнение и доводить его до сведения многих других, высоко ценившаяся начиная с самых первых сеансов онлайновой коммуникации, стала одной из фундаментальных ценностей Интернета. Вторую общую для всех ценность, обязанную своим происхождением виртуальным сообществам, я бы назвал самонаправляемой организацией сети. Иными словами, это возможность для каждого найти его (или ее) собственное место в Сети, а если не получается, то создать его (или ее) собственную информацию и опубликовать ее в Интернете, тем самым инициируя появление новой сети» [3, с. 73]. Следует сказать, что вторая ценность вытекает из первой. Свобода слова способствует появлению новой информации, которая не всегда носит истинный характер. Человек производит отчуждение от реальности, в результате чего появляется иная (виртуальная) жизнь. Он жертвует материальным в пользу своих идей. Это может происходить из-за неудач в личной жизни, неуспехов в трудовой деятельности. Уход в сеть, создание своего образа, который не имеет отношения к жизни, являются способами снятия фрустрации. Свобода человека в материальном мире носит ограниченный характер. Интернет же дает иллюзию неограниченной свободы, которая способствует усилению отрицания человеком себя как субъекта реальности.

Н. Н. Королева в своей статье «Влияние коммуникации в сети интернет на личностные особенности пользователей» приходит к выводу, что пользователи Всемирной паутины со стажем более 6 лет претерпевают «существенные личностные трансформации, связанные, в первую очередь, со снижением потребности в реальном общении, эмпатии, критичности по отношению к себе, уверенности в собственных возможностях и коммуникативных качествах, с проблемами в принятии ответственности за собственные достижения и неудачи» [4, с. 178]. Неограниченная свобода в интернете порождает непринятие на себя ответственности в чувственном мире. Индивид выбирает маску, отказываясь от собственного лица.

Человек превращается из субъекта материального мира в объект виртуальной реальности. Этому способствуют различные факторы, такие как всеобщая дематериализация культуры, желание приобретать информацию без критического ее осмысления, осуществление свободы без ответственности, полное подчинение виртуальной реальности, потеря субъектности, разрыв связей с реальными людьми в пользу связей с виртуальными образами. Будучи синтезом духа и материи Всемирная паутина способствует исчезновению вещей и отношений в чувственном мире, в результате человек теряет ощущение реальности.

 

Список литературы:

  1. Вишневский Я. Л. Одиночество в сети. М.: АСТ, 2018. – 416 с.
  2. Жижек С. Чума фантазий. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр»,  2017. – 388 с.
  3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии издательства Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с.
  4. Королева Н. Н. Влияние коммуникации в сети интернет на личностные особенности пользователей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2004. – Т. 4. – С. 168 – 179.
  5. Хомский Н. Системы власти [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/homskiy_noam/sistemi_vlasti.html#338179 (Дата обращения: 14. 12. 2018).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.