Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 июля 2018 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПАРАНАУКА – ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И СТУДЕНТОВ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ПАРАНОРМАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ
Паранаука – это многоразличные «эффекты» во внешнем мире и в психике, которые отвергаются современной наукой, так как ещё непроверенны, невозможные в теории, отсутствующие в эмпирии, а нередко и крайне вредные на практике. Иными словами, паранаука – это модернизированная мифология, формы иллюзии, которые обслуживают все потребности социума, что происходили вчера, происходят сегодня и будут происходить завтра. [1]
В современном мире паранаукой называют все, что идет вразрез с концепциями современной науки, но именно они вызывают непредельный интерес у публики, завлекая все больше людей. Такими «науками» являются: алхимия, астрология, хиромантия, нумерология, френология, мантика, телепатия и другие. Представители паранауки убеждают нас в том, что их версии тех или иных явлений природы или общества не что-то феноменальное, а столь же реальные явления, как и признанные официальной наукой. Якобы именно эти аномальные явления интереснее для исследования и полезнее всего для жизни людей. С развитием естественнонаучного и гуманитарного познания практически у каждой из них появляется своя паранаучная «тень»: у астрономии — уфология («контакты» с представителями внеземных цивилизаций); у физики — телекинез (претензии перемещать материальные предметы силой мысли); у биологии — так и не зафиксированное лабораторно «биополе»; у психологии — парапсихология, то есть экстрасенсорика (передача информации по нематериальным каналам) и масса тому подобных фальсификаций.
Параллельно с наукой развивалось множество учений, «основанных» на научной методологии, но лишь имитирующих профессиональную деятельность. Они часто предлагают простые решения для задач, серьезное изучение которых требует специальной профессиональной подготовки, некритично относятся к собственным теориям и слишком доверяют случайным совпадениям. [2]
Проблема различения науки от лженауки существует с тех пор, как существует сама наука, но сегодня она несравненно важней и актуальней, чем в прошлом. Наука стала основой, без которой невозможно существование современного социума: на Земле проживает более 7 млрд. человек и чтобы прокормить такое количество людей необходимы все более современные достижения науки, ибо ресурсов, которые может дать природа без помощи науки, хватит лишь для малой доли нынешнего человечества. С ростом значения науки растет и количество занятых в ней людей и затраты общества на науку. Например, в 2015 году Россия на науку потратила 40,5 млрд $ и занимает 9 место в мире, находясь между Бразилией (39,7 млрд $) и Великобританией (44,2млрд $). При этом США, находясь на первом месте в рейтинге по тратам на науку вложили в нее в 2015 году 457,0 млрд $, а Китай, занимая второе место – 368,7 млрд $. Как видно, траты на науку достаточно высоки. [5]
Пока что эти затраты с лихвой окупаются плодами науки, но эффективность их непрерывно снижается, что связано с отсутствием четких критериев, отделяющих науку от лженауки. Престиж ученого сегодня высок, поэтому в науку желает попасть все больше бездарей, а отсутствие критериев различия науки от лженауки способствует этому проникновению. Причем эффективность падает не только потому, что в науке набирается все больше бесполезного балласта, но и потому, что бездарь забивает научные информационные каналы своей псевдонаучной болтовней, в которой тонут ценные работы. Лжеученые потихоньку лезут на руководяще научные должности, а, пролезши, начинают препятствовать признанию настоящих научных работ, как из-за неспособности понять их, так и защищая свой престиж. [4]
Из данных социологов следует, что все больше россиян верят в чудеса и предсказания. Опрос ВЦИОМа о верованиях россиян, позволяюет проследить тенденцию развития их взглядов с 1990 по 2015 год: общество все больше верит в паранормальные явления. Налицо рост интереса к мистике и веры в способность предсказывать будущее и судьбу. Если в 1990-х ее разделяло 43 процента опрошенных, то в 2015-м их стало более половины — 55 процентов (рост на 12 процентов). Увеличилось и число верящих в колдовство и порчу (с 37 до 48 процентов), однако, доля суеверных стабильна — черных кошек боится ровно половина россиян. Самая заметная тенденция – на фоне растущей веры в колдовство и предсказания все меньше сомневающихся. К примеру, в 90-х годах 20 века 36 процентов опрошенных колебались, отвечая на вопрос: «Способны ли некоторые люди предсказывать будущее?» Сейчас такие сомнения испытывают лишь 7 процентов. Не определившихся почти не осталось: своего мнения о возможности передавать мысли на расстоянии не было у 33 процента в 1990-х и всего у 8 процентов в 2015-м году, в 1990-м с отношением к телекинезу не определись 35 процентов опрошенных и только 8 процентов в 2015-м. [3]
Социологи ВЦИОМа отмечают: "За четверть века позиции россиян относительно "чудес" сместились скорее в сторону скептицизма". Особенно заметно в направлении псевдонаучных увлечений, популярных в 1990-е. Например, если в перестройку в возможности биополя не верило всего 13 процентов, то сегодня число неверующих выросло на 40 пунктов — до 53 процентов. Однако колдовство и предсказания не сдают позиций. Эксперты это объясняют распространенностью СМИ — сразу несколько телеканалов делают ставку на мистику. Различные мистические шоу, вроде «Битвы экстрасенсов», передачи о магах и колдунах заставляют верить людей в мистику все больше.
Человеку свойственно верить в чудо, а при таком внедрении информации вообще не стоит сомневаться в результатах опроса. Но, помимо пропаганды мистики в СМИ все чаще критикуют официальную науку. В последнее время участились случаи скандалов с врачами, поэтому у людей формируется мнение, что нельзя им доверять. Многие, пытаясь найти ответ на свои вопросы, но не получив его в официальной науке, обращаются к магам и экстрасенсам, а разочарованные в медицине – к знахарям и целителям, хоть это нередко может усугубить их здоровье. [3]
Среди студентов КГМУ был также проведен социологический опрос. В нем приняло участие 200 человек с 1 по 6 курс. Например, на вопрос: «Верите ли Вы в способность предсказывать будущее?», положительно ответили 56% респондентов, а на вопрос о вере в колдовство и порчу, 59% сказали, что верят. На вопрос: «Боитесь ли Вы черных кошек?», положительно ответили 18% опрошенных. В передачу мыслей на расстояние верят 46%, а в телекинез – 31%. Также были заданы вопросы относительно астрологии, например, на вопрос: «Считаете ли Вы астрологию лженаукой» положительно ответило только 37%, а на вопрос: «просматриваете ли вы астрологические прогнозы», отрицательно ответили 28% опрошенных.
Возможно, достаточно высокие показатели веры в паранауку связаны с просмотром респондентами различных мистических каналов и телепередач. На вопрос: «Смотрите ли вы мистические каналы и телепередачи (вроде «Битвы экстрасенсов»)?» положительно ответили 70%.
Из этого можно сделать вывод, что россияне (в т.ч. студенты КГМУ) достаточно сильно верят в мистику. Не смотря, как кажется, на то, что суеверия остались в прошлом, человек, по своей натуре продолжает верить в сверхъестественное. Нельзя не учесть и психологический фактор в распространении мистического. Ведь основную роль в современном обществе играют СМИ, которые пропагандируют различные лженауки, что заставляет человека все больше верить в происходящее и обращаться за помощью не к квалифицированному специалисту, а к какой-нибудь гадалке или магу.
Список литературы:
- Щавелёв С.П. Философия. Учебный курс: конспект лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, рекомендуемая литература. Том I. Теория философии. Учеб. пособие для высшей медицинской школы. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2013. 350 с.
- Джонатан Смитт. Псевдонаука и паранормальные явления. Критический взгляд / Джонатан Смитт – Москва: Альпина Нон-Фикшн, 2017. – 565с.
- Журенков, К. Чудо, а не страна / К. Журенков, М.Портнягина // Огонек. – №44 (5397). – С.4.
- Соколов, А.А. Ученые скрывают? Мифы XXI века / А.А. Соколов. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 370 с.
- Портнягина, М. Ума оплата / М. Портнягина, А.Трушин // Огонек. – №39 (5449). – С. 4.
дипломов
Оставить комментарий