Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Артемова А.О. взаимосвязь стилей семейного воспитания и особенностей поведения детей в трудных жизненных ситуациях // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

взаимосвязь стилей семейного воспитания и особенностей поведения детей в трудных жизненных ситуациях

 


 


Артемова Александра Олеговна


слушатель 3 года обучения, кафедра психологии УлГУ, г. Ульяновск


Е-mail: sasenka.05@mail.ru


Калинина Наталья Валентиновна


научный руководитель, д.псх.н., профессор УлГУ, г. Ульяновск


 


 

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям.


Вопрос формирования жизнестойкости личности волновал и волнует многих ученых (С. Мадди, Р. Лазарус, Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, А. В. Либина, Е. И. Рассказова и др.). Это образование в структуре личности формируется и проявляется в процессе адаптации и социализации ребенка.


По Р.Плутчику, в результате столкновения с ситуациями, вызывающими эмоциональные состояния, выражения которых чреваты дальнейшим конфликтом и дополнительной опасностью, ребенок развивает механизмы защиты, представляющие собой косвенное переживание эмоционального конфликта и совладание с ним [6].


Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования [6].


Согласно одной из гипотез исследования предполагается, что стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях детей и их родителей взаимосвязаны.


Вторая гипотеза заключается в том, что имеется взаимосвязь между родительским отношением и поведением детей в сложных и неприятных для них ситуациях.


В исследовании приняли участие 26 детей младшего школьного возраста и 25 человек из числа их родителей.


Для проверки обоих гипотез детям было предложено заполнить опросник адаптационных стратегий детей младшего школьного возраста [7]. Предложенные в опроснике способы поведения в трудных и неприятных ситуациях были разделены на совладающие и защитные по характеру организации усилий относительно результата в соответствии с универсальной классификацией, разработанной А. Либиной [4] в концепции Совладающего Интеллекта (рис. 1).



Рис. 1. Стратегии поведения по характеру организации усилий относительно конечного результата [4].


 


Для исследования стратегий поведения взрослых был использован опросник стратегий поведения в значимых жизненных ситуациях, разработанный Е. Ю. Коржовой [3]. Значимыми являются как трудные ситуации, так и ситуации, приносящие удовлетворение. Стратегии подразделяются на адаптивные и дезадаптивные. Е. Ю. Коржовой выделяется шесть основных типов стратегий поведения в значимых жизненных ситуациях:


1.     Соматически ориентированные;


2.     Профессионально ориентированные;


3.     Внепрофессионально ориентированные;


4.     Социально ориентированные;


5.     Непосредственного реагирования;


6.     Опосредованного реагирования.


Кроме этого, родителям было предложено заполнить карту оценки детских защитных механизмов (модификация методов Р. Плутчика и К. Перри) [8]. Это позволило определить защитные механизмы детей с помощью метода экспертной оценки. Рассматривается восемь основных психологических защит, используемых младшими школьниками:


1.     Отрицание;


2.     Вытеснение;


3.     Регрессия;


4.     Компенсация;


5.     Проекция;


6.     Замещение;


7.     Интеллектуализация;


8.     Формирование реакции.


В результате корреляционного анализа с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена были выявлены взаимосвязи между некоторыми типами стратегий поведения родителей и защитными механизмами детей.


Рассмотрим на схеме выявленные корреляции между типами стратегий поведения в трудных ситуациях родителей и защитными механизмами детей (рис. 2). Интересно то, что между стратегиями поведения родителей в ситуациях, приносящих удовлетворение и психологическими защитами детей взаимосвязей не выявлено.



Рис. 2. Результат корреляционного анализа (защитные механизмы детей — стратегии поведения родителей).


 


Значимые корреляции обнаружены между соматически ориентированными стратегиями поведения в трудных жизненных ситуациях у родителей и вытеснением у детей. Также между вытеснением у детей и непосредственным типом реагирования в трудных ситуациях у их родителей выявлена связь на уровне тенденции. То есть у родителей, склонных к соматическому типу реагирования в трудных жизненных ситуациях, дети чаще используют механизм вытеснения в неприятных для себя ситуациях. Эта связь может быть объяснена с позиции теории Фрейда – ведь вытеснение часто влечет за собой соматические проявления.


Взаимосвязь непосредственного реагирования с вытеснением тоже вполне объяснима – каждое новое событие требует мгновенной реакции, а прошлое отодвигается на задний план, т. е. вытесняется.


Значимую связь между внепрофессионально ориентированными стратегиями поведения взрослых в трудных жизненных ситуациях и механизмом проекции у детей можно объяснить тем, что при этом типе реагирования, взрослые часто выбирают виды деятельности, связанные с творчеством, религией, природой, философией, которые позволяют объяснить сложную ситуацию без вреда для своей личности. У таких родителей дети также часто используют механизм проекции.


Компенсация – наиболее конструктивный защитный механизм у детей из представленных – значимо связана с опосредованным типом реагирования в трудных жизненных ситуациях взрослых. При опосредованном реагировании человек преломляет ситуацию через себя и старается справиться с трудностями самостоятельно (например, изменяя свое поведение или отношение к ситуации). При компенсации человек также стремится исправить свои недостатки (реальные или вымышленные), прилагая дополнительные усилия.


Для проверки второй гипотезы использовался опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). Рассматривается пять шкал родительского отношения:


1.     Принятие/отвержение;


2.     Образ социальной желательности поведения;


3.     Симбиоз;


4.     Авторитарная гиперсоциализация;


5.     Маленький неудачник.


Анализ взаимосвязей между шкалами опросника родительского отношения и стратегиями поведения детей в рудных ситуациях проводился также с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены на схеме (рис. 3).



Рис. 3. Результат корреляционного анализа
(родительское отношение — поведение детей в трудных ситуациях).


 


Наиболее значимые взаимосвязи между поведением детей в трудных ситуациях и родительским отношением обнаружены по шкале «Принятие». У таких детей большой набор стратегий поведения, однако они преимущественно защитные. Т. е. родители, полностью принимающие своего ребенка таким, какой он есть, подкрепляют своим поведением неконструктивные способы разрешения трудных ситуаций.


Механизмы психологической защиты бессознательны и первичны, также как и защитные стратегии поведения. К последним относятся такие реакции на трудности как: «Плачу», «Воплю и кричу», «Бью, ломаю, швыряю вещи», «Кусаю ногти», «Дерусь» и др. В процессе социализации ребенок научается более адаптивным способам поведения. Если на этом этапе не учить ребенка приемлемым в обществе способам реагирования, то совладающие стратегии поведения могут начать формироваться позднее (и соответственно болезненнее для ребенка), либо не сформироваться вовсе.


Взаимосвязи на уровне тенденций выявлены между механизмом регрессии у детей и высокими показателями опросника родительского отношения по шкалам «Симбиоз» и «Образ социальной желательности поведения». Эти типы родительского отношения ведут к возврату к более ранним способам поведения, а не к развитию совладающих стратегий.


Между авторитарностью родителей и механизмом формирования реакции у детей выявлена взаимосвязь на уровне тенденции. Это означает, что излишне авторитарное родительское отношение может привести к бессознательной  трансформации естественных эмоций и побуждений ребенка в противоположные.


Тип родительского отношения «Маленький неудачник» взаимосвязан на уровне тенденции с количеством используемых детьми стратегий поведения в трудных ситуациях. Это говорит о вариативности поведения таких детей.


Таким образом, подтверждаются гипотезы о взаимосвязи как стратегий поведения родителей, так и родительского отношения с поведением детей в трудных жизненных ситуациях.


На основе полученных результатов разработана программа обучения родителей развитию жизнестойкости ребенка в семье. Данная программа помогает родителям лучше понять переживания своих детей. Способствует расширению коммуникативных способностей взрослых с детьми с целью поддержки желаемого поведения в ситуациях, вызывающих напряжение у детей. Применение родителями полученных на тренинге знаний поможет формированию совладающих способов поведения у детей.


 


Список литературы:


1.  Вербрюгген А. А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.04. Санкт-Петербург, 2008.


2.  Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ О. Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с. – (Библиотека психолога).


3.  Коржова Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук: 19.00.01. Санкт-Петербург, 2001.


4.  Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. – М.: Эксмо, 2008. – 400 с. – (Психологическое образование).


5.  Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с., илл.


6.  Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб: Речь, 2000. – 507 с.


7.  Петунс О. В. Особенности адаптационных стратегий личности младшего школьника в стрессовых ситуациях: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01. Москва, 2006.


8.  Чумакова Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.11. Санкт-Петербург, 1998.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.