Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Гуляева Марина Анатольевна
студентка 6 курса, факультет теории и методики дошкольного образования, ГБОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» (МГПИ), воспитатель, ГБОУ Детский сад № 2255, г. Москва
E-mail: g-m-a@mail.ru
Якушева Светлана Дмитриевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики,
ГБОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» (МГПИ),
г. Москва
Начало XXI века обусловлено существенными изменениями не только во взглядах и действиях людей, но и большими переменами в сфере российского образования.
Во все времена образование было основным фактором развития человеческой цивилизации. Нет иного пути, кроме образования, чтобы подготовить индивида к самой высокой должности на Земле – быть человеком.
Человек становится тем, что он есть, — способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, общению с другими членами общества посредством многообразных форм деловых и личностных контактов, основанных на общечеловеческих социальных и нравственных нормах, — только благодаря образованию.
Образование — часть культуры, которая с одной стороны, питается ею, а с другой – влияет на ее сохранение и развитие через человека. Еще С. И. Гессен ставил актуальную и поныне проблему связи образования и культуры, необходимым условием которой является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры – в образование [8].
Перед российским образованием нового столетия стоит стратегическая задача – соответствовать параметрам той культурной адекватности, которую необходимо обеспечивать. Поэтому одним из направлений повышения эффективности образования является его культурологизация, необходимость которой обеспечит совершенствование профессионального мастерства педагога дошкольного образования.
В связи с этим особую значимость в деятельности современного дошкольного образовательного учреждения приобретает культурологический подход в развитии профессионального мастерства педагога.
Изучением проблемы педагогического мастерства занимались ведущие педагоги и психологи Ю. Л. Азаров, И. П. Андриади, Ю. К. Бабанский, Л. А. Байкова, И. К. Бакланова, Л. К. Гребенникова, М. И. Ермоленко, Л. В. Занина, И. А. Зязюн, Г. М. Коджаспирова, Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, В. А. Мижериков, Н. П. Меньшикова, Н. В. Микляева, Л. М. Митина, Н. А. Морева, Е. М. Павлюченков, А. В. Петровский, И. П. Подласый, А. И. Пригожин, А. И. Савенков, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, А. И. Щербаков, С. Д. Якушева и др.
По словам В. И. Даля мастер — это человек, особенно сведущий или искусный в деле своем [9]. Педагог – мастер – это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства [27, c. 5].
В научной литературе даны теоретические основы процесса развития профессионального мастерства, выделены его специфические признаки:
Ю. П. Азаров заявляет, что основой педагогического мастерства является знание закономерностей воспитания детей [1, с. 108]. Раскрывая структурные составляющие мастерства и их взаимодействие, он отмечает, что взаимодействие чувства и техники приводит к целостному образному эмоциональному воздействию педагога на личность и коллектив. И в этом единстве – сила мастерства [1, с. 126].
Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности [13, с. 284].
И. П. Андриади рассматривает педагогическое мастерство как свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности [2].
В. А. Сластенин считает, что высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство. Теоретические знания и основанные на них умения – это главное, объективное содержание педагогического мастерства, единое и общее для всех учителей [17, с. 124].
Н. К. Бакланова определяет профессиональное мастерство как систему, качественный уровень профессионально-педагогической деятельности, интегральное качество личности педагога и как синтез профессионализма, творчества и духовности [4, с. 143].
Г. М. Коджаспирова утверждает, что педагогическое мастерство — это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Мастеру-педагогу необходимо обладать этими качествами как знатоку психологии личности человека, владеющему способами обучения и воспитания [10, с. 137].
В. А. Мижериков и М. И. Ермоленко указывают на то, что педагогическое мастерство отражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию [15, с. 81].
А. И. Савенков рассматривает педагогическое мастерство как системное качество личности, обретаемое человеком в результате специального обучения, в процессе становления его профессиональной идентичности [21, с. 205].
Ю. К. Бабанский считает, что мастерство педагога – это свободное владение профессиональной технологией, творческий подход к профессиональной деятельности, грамотный анализ педагогической ситуации [18].
Н. В. Микляева и Ю. В. Микляева считают, что педагогическое мастерство понимается как комплекс свойств личности, который обеспечивает стремление к постоянному саморазвитию и самообразованию, высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности и выход на уровень педагогического искусства. К свойствам личности ученые относят: гуманистическую направленность педагогической деятельности, творческое воображение и мышление, профессиональные психолого-педагогические знания, педагогические способности и педагогическую технику [16, с. 50].
Л. А. Байкова и Л. К. Гребенкина определяют педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека[3, с. 12].
С. Д. Якушева считает, что сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию; профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирования ее мировоззрения, способности [28, с. 12].
Истинный смысл высокого звания «Учитель», «Мастер-педагог» приобретает лишь тогда, когда оно неотторжимо от понятия культуры.
В настоящее время само понятие «культура» имеет множество интерпретаций, определяемых концептуальными направлениями научно-исследовательского поиска.
Каждая из концепций имеет право на существование, поскольку подчеркивает одну из сторон человеческой культуры как сложного системного образования [26, c. 161].
Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры.
В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А. Г. Здравомыслов, А. В. Ядов, О. Г. Дробницкий); как совокупность материальных и духовных ценностей (В. П. Тугаринов, Ю. И. Ефимов, И. А. Громов, А. И. Арнольдов, Н. В. Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М. С. Коган, В. Е. Давыдович, Ю. А. Жданов, О. В. Ханова и др.); как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества (B. C. Библер, Н. С. Злобин, А. Н. Леонтьев, И. А. Ильяева и др.); как степень возвышения человека над своей естественной биологической природой, развития в нем духовного начала (В. М. Розов, Д. С. Лихачев и др.) [6].
Постичь и определить феномен культуры человек пытался издавна. Уже в древнейшем из языков – санскрите – имеется родственное слово, смысл которого – «просвещение» [25, с. 7]. В латыни термин «культура» более многозначен. Он означает «возделывание», «обрабатывание, уход», «образование, развитие», «почитание» [12, с. 111]. Для древности культура – это прежде всего однонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющийся атрибутивным условием жизни человека в обществе. Такое понимание сущности культуры во многом сохраняется и в современной науке.
В философском словаре под «культурой» понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [23, c. 37].
По словам Дэвида Мацумото «культура» — это сложное понятие, коренящееся в многочисленных аспектах человеческой жизни. Некоторые аспекты предполагают материальные объекты, такие как пища и одежда; другие относятся к общественным и структурным сущностям, таким как организация власти и структура социума; третьи касаются индивидуального поведения, воспроизводства или организованной деятельности, такой как религия и наука [20].
Х. Г. Гадамер указывал на то, что образование теснейшим образом связано с понятием культуры и означает специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей индивида [24, с. 196].
Н. В. Бордовская считает, что результатом образования человека выступает культура как способ его творческой самореализации и осмысления, сплачивающий людей в некоторое сообщество: нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д. [5, с. 78].
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова культура определяется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [11, с. 149].
Вопросы теории культуры нашли свое отражение в исследованиях ученых Г. Гердера, Э. Б. Тайлора, С. С. Аверинцева, В. С. Библера, А. Я. Гуревича, Г. В. Драча, T. П. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Н. С. Розова; культурологического подхода в трудах Ю. Г. Азарова, О. А. Белякова, Е. Б. Бондаревской, О. С. Газмана, Б. Т. Лихачева, В. Б. Новичкова, H. Е. Щурковой.
Целью культуры является человек (Ф. Шиллер); к культуре относится то, что может быть привнесено в природу человеком (А. Дистервег); культура способ человеческой (в том числе и педагогической) деятельности (Э. С. Маркарян), характеристика творческой, созидательной деятельности человека (Л. Н. Коган); сущность культуры выявляется в процессе саморазвития человека, развертывания и реализации его творческого потенциала (Н. С. Злобин, В. М. Межуев) [27, c. 19].
Вопрос культуры, «культурности» является главным в контексте развития прогресса нынешней цивилизации. Приумножение интеллектуального, нравственного потенциала культуры народа превратилось в поистине решающий фактор сохранения идентичности России.
Педагогика по своей сути культуросообразна, она отражает уровень культуры общества. В современной педагогической теории и практике очевиден отказ от упрощенного представления о культурологическом подходе.
Культурологический подход рассматривается в контексте:
- общефилософского понимания культуры. Педагогические факты и явления при таком подходе анализируются с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем;
- исследования проблем педагогического образования - это совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности педагога в профессиональной деятельности;
- методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни через призму системообразующих культурологических понятий. Общепризнанно, что культурологический подход - это изучение мира человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Это рассмотрение культурного наполнения социальной реальности, сложившихся и складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте практической деятельности людей;
- феномена культуры как стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. В логике данного подхода различные аспекты сущности человека как субъекта культуры (сознание, самосознание, духовность, нравственность, творчество) понимаются в «иерархическом сопряжении», как грани целостного культурного человека;
- изучения человека через призму понятия культуры, которое позволяет рассматривать человека как свободную, активную индивидуальность, способную к «самодетерминации» в результате общения с другими личностями, культурами;
- общенаучного метода исследования в качестве ведущего положения включает понимание и рассмотрение объекта как культурного явления или процесса.
Итак, культурологический подход:
- в практической образовательной деятельности представляет собой интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий, а также созданию целесообразных педагогических условий образования в соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности (А. Н. Галагузов) [7].
- это применение адекватных культурологических концепций и методов в исследовании культуры (словарь по общественным наукам) [22],
- раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры, рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом (В. И. Мареев, Н. К. Карпова., Е. С. Щипанкина) [14].
Человек постоянно находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Содержание его жизнедеятельности определяется направленностью личности на осмысление, познание и актуализацию общечеловеческих ценностей. По мнению А.И. Арнольдова, Ю. И. Ефимова, И. И. Громова, В. А. Малахова, В. П. Тугаринова, Н. З. Чавчавадзе и др., совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры. Человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, т. е. в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей.
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования является повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности, как педагога, так и каждого ребенка, а также формирование и трансляцию ценностной матрицы культуры.
Культурные ценности создаются самим обществом, они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть гот произведенных им ценностей [19, c. 16].
Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры, прежде всего своей малой Родины. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э. А. Баллером, Э. В. Ильенковым, А. В. Каменец, Ю. А. Лукиным, Э. Ю. Соловьевым и др.
В последние годы возрос интерес к дидактическому аспекту ознакомления детей с родной культурой и национальными традициями.
В работе А. Б. Измайлова «Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников» рассматривается процесс специально организованного взаимодействия (в виде содействия) педагогов и воспитанников в воспитательно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Воспитание на народных традициях способствует формированию личностной позиции ребенка к культурному наследию русского народа.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Ибо ничто не объединяет народ так, как традиции, которые содействуют восстановлению теряемого сейчас наследия.
Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят воспитательным традициям. Л. И. Божович, Л. С. Выготский утверждали, что развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта культуры. Исходя из позиций Б. Н. Бессонова, Н. К. Дмитриева, К. С. Давлетова, А. М. Сулейманова, в качестве средств этнографической культуры мы рассматривали народные праздники, народные игры, фольклор.
В содержании разделов дошкольного образования осуществлено включение родной культуры и национальных традиций, которые нашли отражение в воспитательно-образовательном процессе ГБОУ детский сад № 2255 г. Москвы.
В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь детям воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
И педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы передать культурно-исторические ценности детям.
В содержательный компонент воспитательно-образовательного пространства детского сада включены: фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.), предметы русского национального характера (уголок ряженья, русская изба, мини-музей), уголок народной декоративной росписи (дымковская и филимоновская игрушка, предметы декоративно-прикладного искусства: хохлома, гжель, жостово).
Ибо знакомство с материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т. д.) расширяют базис личностной культуры как педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста, так и самих детей.
Различные виды деятельности, предусмотренные воспитательно-образовательным пространством, обеспечивают развитие личности на основе духовного богатства русского народа (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов). В связи с этим особое значение приобретают народные традиции — игры (обряды, праздники, гуляния и развлечения). Характерной особенностью русских народных игр является их нравственная основа, обучающая развивающуюся личность социальной гармонизации.
Культурологизация выступает и как метод воспитания, и как содержание. В первом случае речь идет о культурологическом подходе в воспитания и способах организации процесса развития дошкольника. Во втором - о развитии личности самого ребенка через культуру путем передачи и распространения культурных знаний и ценностей.
Таким образом, культурологический подход в развитии профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения позволяет убедиться в необходимости использования данной методологической ориентации в построении моделей в сфере образования; не исключает возможности самоопределения в сфере ценностных ориентаций, равно как и ценностный подход допускает рассмотрение самоорганизации, саморазвития личности дошкольника как ценности; повышает интерес к национальному самосознанию и возрождению народных традиций; открывает новые перспективы и возможности в развитии дошкольного образования.
Список литературы:
- Азаров Ю. П.Мастерство воспитателя. М.: Просвещение, 1971. – 126 с.
- Андриади И. П.Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
- Байкова Л. А.Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
- Бакланова Н. К. Теоретико-методологические аспекты профессионального мастерства специалиста педагогического профиля / Учебные записки Московского гуманитарного педагогического института. Т.4. М.: МГПИ, 2006. – 484 с.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. пособие. СПб: Питер, 2008. 304 с.
- Введение в педагогическую деятельность [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://stereoshnur.ru/v/try/vvedenie_v_pedagogicheskuju_dejatel'nost'_3.html
- Галагузов А. Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ceninauku.ru/page_22762.htm
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1996. —448 с.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000.
- Коджаспирова Г. М.Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004. —528 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике.М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
- Латино-русский словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 704 с.
- Лихачев Б. Т.Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2001. —523 с.
- Мареев В. И., Карпова Н. К., Щипанкина Е. С. Культурологический подход в аспекте развития современного образования [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/current-status-and-the-development-of-the-education-c112/11973-c112-037
- Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002. —268 c.
- Микляева Н. В. Инновации в детском саду: пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. —160 с.
- Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. —512 с.
- Педагогика: учеб. пособие / Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Полещук В. И. Культурология: учеб. пособие. М.: Гардарика, 1998. —446 с.
- Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. —718 с.: ил.
- Савенков А. И. Педагогическая психология. В 2т. Т.2: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 240 с.
-
Словарь по общественным наукам[электронный ресурс] —Режим доступа. – URL: http://slovari.yandex.ru]
-
Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростовн/Д.:Феникс, 1997. — 511 с.
- Философия и ее место в культуре. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. —241 с.
- Якушева С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа. Монография. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. —173 с.
- Якушева С. Д. Спецкурс «История музыкальной культуры» в процессе эстетизации образовательного пространствам вуза // Проблемы теории и истории культуры. Вып.1. Исследования и материалы / Сборник научных трудов. Оренбург: изд-во ОГПУ, 2005. – 171 с. — С. 160—166.
- Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
- Якушева С. Д. Формирование инновационная культуры личности педагога // «Модернизационные процессы современного профессионального образования»: коллективная научная монография; [под ред. С. Д. Якушевой]. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 190 с. —С. 7—25.
дипломов
Оставить комментарий