Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Засенцева А.М., Хлыщева Е.П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХАКАСИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХАКАСИИ

Засенцева Ангелина Михайловна

студентка 3 курса, отделения «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»

 музыкального колледжа ИИ ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Е-mail: 

Хлыщева Елена Павловна

преподаватель музыкального колледжа ИИ ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

 

 

Как развивалась культура Хакасии в ходе истории? Кто первым поставил настоящий хакасский танец?  Как и когда появились первые музеи, театры, библиотеки, музыкальные школы, Дома культуры. И что было до этого? Чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо  изучить исторические этапы   становления  и развития социально-культурной деятельности Республики Хакасия.

За годы советской власти в Хакасии  сложилась система учреждений культуры, в том числе клубного типа. Во второй половине 20-х годов 20 века в хакасских улусах культурно-просветительную работу вели три передвижные красные юрты. Культработники пропагандировали новую культуру, лечили больных, занимались санитарным просвещением. В селах и улусах открывались библиотеки, избы-читальни, клубы, где создавались драматические, музыкальные и другие кружки художественной самодеятельности, ставились спектакли, концерты. В 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве выступал коллектив хакасской самодеятельности в составе чатханистов, певцов и сказителей-хайджи.

Основным типом учреждений Хакасии в конце 20-х, в начале 30-х годов в сельской местности являются избы-читальни, Красные уголки.  Кроме того, отдаленные хакасские улусы обслуживались передвижными «Красными юртами».  Их работа  сводилась к громким чтениям, докладам, проведению революционных праздников и годовщин, иногда выпуску стенных и «живых» газет. Кроме этого, избы-читальни занимались продажей книг, газет и журналов. Иногда эту работу вели так называемые заведующие полками – в избах-читальнях были выделены специальные полки, на которых выставлялась литература для продажи, «зав. полки» отвечали за эту литературу.

В то же время в улусы и села начинают выезжать агитационно-художественные бригады. Судя по статистике, отраженной в документах, в клубах в основном ставили спектакли, чаще всего низкопробные, так как профессиональных театральных кадров, естественно, не было. Но, с другой стороны, по содержанию большинство этих спектаклей носило агитационный характер и, скорее всего, не претендовало на художественность и изысканность зрелища. Подтверждением этому служит название одной из пьес, которая сохранилась в Национальном архиве Республики Хакасия – «Агитсуд над злостным неплательщиком сельхозналога и укрывателем пашни».

Количество изб-читален в это время неуклонно росло.  В архивных документах первых лет советской власти отмечается, что на территории Хакасского уезда в 1925 году осуществляли деятельность 26 изб-читален и три клуба – в селе Усть-Абаканское (ныне – г. Абакан), деревне Абакано-Заводской (г. Абаза) и Черногорских Копях (ныне – г. Черногорск), при них работали библиотеки-читальни.  Если в 1928 году их было всего 28, то в 1931 году уже 47, в 17 их них работа проводилась на хакасском языке. В 1934 году их стало 77, а в 1937 году уже 95,  кроме этого, работала библиотека на курорте озера Шира. И в этот же период начинается перерастание их в клубы и библиотеки [3, c. 24].

Материальное положение библиотек и изб-читален того времени в основном оценивалось как  «плохое».

Первое же упоминание об органе управления культурой на территории Хакасии встречается в документах 1925 года. 23 марта, как отмечается в отчете Хакасского уездного Совета рабоче-крестьянских депутатов, был образован Хакасский уполитпросвет.

В архивных документах тех лет упоминается о наличии в аппарате уполитпросвета двух штатных должностей – заведующего и инструктора ликбеза. Должность заведующего с первых дней образования уполитпросвета до 1927 года занимал «тов. Михайлов». Информации о его автобиографических данных в архивных документах не сохранилось.

В качестве основных направлений деятельности учреждений культуры того времени выделялись политвоспитание и программа ленинизма, профессионально-производственная пропаганда, общеобразовательная работа, бытовое воспитание и антирелигиозная работа в деревне, ликвидация неграмотности.

Для активизации работы учреждений культуры уезда нужны были подготовленные кадры, поэтому «тов. Михайлов» начал работу с проведения краткосрочных курсов для избачей – первых руководителей самого распространенного в те далекие годы вида «культучреждений», как их тогда называли.

В пяти районах Хакасского округа создаются первые районные комитеты политпросветительской работы (райполитпросветкомы) – прообраз современных органов управления культурой в муниципальных образованиях. Первые руководители этих комитетов, «райполорги» (райполитпросветорганизаторы), появились в конце 1925 года. Назначались они обычно из первых слушателей губернских политпросветкурсов, организованных специально для подготовки кадров.

К 1 октября 1926 года во всех районах работа по созданию райполитпросветкомов была фактически завершена. Несмотря на слабое финансирование и фактическое отсутствие кадров, в районах округа постепенно формируется сеть учреждений культуры – политпросветучреждений. Появились первые рабселькоры (рабочие, сельские корреспонденты), которые создавали инсценировки, выпускали “живые” газеты. В избах-читальнях поставлено за отчетный период 2250 спектаклей со средней посещаемостью в день 19 человек.

Судя по документам, в то время также существовало разделение бюджетов по уровням: государственный, окружной, районный. Финансирование учреждений культуры было явно недостаточным, что, естественно, отрицательно сказывалось на подборе кадров и работе самих учреждений: часть из них закрывалась, другие объединялись. Например, районные библиотеки объединялись с районными избами-читальнями.

Центральная окружная библиотека (предшественник первой республиканской библиотеки) не имела своего помещения и работала в школе в небольшой комнате. В округе было организовано также 20 передвижных библиотек.

С января 1926 года в Хакасском округе начала работать кинопередвижка. Среди лучших клубов в отчете окружного исполнительного комитета отмечен черногорский, который на тот момент имел хорошую материальную базу, постоянно пополняемую из культфонда. В клубе было и свое «кино» – это единственная стационарная киноустановка, функционировавшая в округе в те годы.

Любопытна информация, отраженная в архивных документах, о заполнении мест в зале, где работала кинопередвижка: сначала в зале рассаживались дети, затем мужчины и последними – женщины. Каждый киносеанс сопровождался разъяснением к фильму, поскольку это было «немое» кино, иногда перед сеансом читался доклад. Недовольство населения, как отмечается в информации, чаще всего вызывало плохое качество показа и большое количество американских фильмов. В июле 1926 года кинопередвижка была разграблена бандитами, и по решению окружного исполкома до ликвидации банд, которые действовали в то время в округе, выезды кинопередвижки в районы были прекращены.

Очередное преобразование в административно-территориальном делении Страны Советов, в соответствии с которым Хакасский округ преобразован в Хакасскую автономную область, произошло 20 октября 1930 года. Однако, несмотря на это, структура управления областью в принципе осталась прежней.

Следующие пять лет развития области ознаменовались заметным развитием сети политпросветучреждений. Так, если на 1 января 1931 года в области работало восемь библиотек, то в 1935 году их уже было 14 с книжным фондом в 70 тысяч томов. Открылись музей, национальный передвижной театр-студия, красная юрта, семь кинотеатров, 12 кинопередвижек, 47 изб-читален (всего к концу 1935 года их стало 179), 14 клубов, 96 красных уголков. Передвижным театром-студией за 1931—1934 годы поставлено 300 постановок [2, c. 105].

В 1937 году в Хакасии открывается областной Дом культуры, который становится «кузницей» кадров культуры области. При Доме культуры создаются кружки художественной самодеятельности, организуются передвижные агитационно-художественные бригады.

В 1941 г. на фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, агитбригад, воинских частей и эвакуированного населения это коснулась и Хакасии. Пирятинская дивизия начала формироваться в декабре 1941 в Абаканев Областном доме культуры как 449-я стрелковая дивизия, в июле 1942 года переименована и стала именоваться 309-я стрелковая дивизия.

  19 июля 1945 года был создан самостоятельный отдел культпросветработы Хакасского облисполкома, а его заведующим утвердили Петра Константиновича Скориенко.

С 1940 года по 1947-й, несмотря на тяжелое военное время, ассигнования на культпросветработу увеличились вдвое. В 1940 году в области уже функционировали 123 библиотеки, 184 клубных учреждения, два драмтеатра, парк культуры и отдыха, музей [13, c. 243].

В 50-80-е годы при областном Доме культуры открываются базовые коллективы художественной самодеятельности, которые в то время были визитной карточкой Хакасии не только в Советском союзе, но и за его пределами. В 1950 году при областном Доме культуры основан Академический хор, в 1956 году – театр юного зрителя, в 1957 году – первый национальный ансамбль песни и танца «Жарки».

1 января 1950 года Сара Даниловна открыла двери Дома культуры впервые, что бы потом в течение 22 лет почти каждый день входить в этот мир творчества, увлекая за собой других. В 1957 году Сару Даниловну Словину вызвали в Хакасский обком партии. Заведующий отделом пропаганды и агитации С. К. Добров попросил «сделать подарок» Хакасии – поставить первый хакасский танец. Назывался первый танец «Рукавица любимого» в основу сюжета, которого положен процесс выделки овчин. Затем девушки кроят и шьют из нее украшенные узорами рукавицы. И уже 13 мая этого же года состоялся первый выход танцевального коллектива в свет, на широкую публику в Красноярске, в театре им. Пушкина [4, c. 67].

В 1967 году – русский народный хор, первым руководителем которого стал Михаил Лукиче Шрамко, который сделал хор одним из самых сильных и титулованных коллективов во всей Хакассии.

В 60-е годы ансамбль «Жарки», русский народных хор гастролировали в Москве, Молдавии, Бельгии, Монголии, Франции. Были участниками всесоюзных фестивалей и конкурсов самодеятельного народного творчества [4, c. 111].

В 1975 году создается ансамбль бального танца «Тарина», в 1989 году – хакасский фольклорный ансамбль «Чон Коглери».

В целях улучшения работы культурно-просветительских учреждений в Хакасской автономной области согласно Постановлению Хакасского  областного  совета  от 16.08.1958 г. № 385 был организован Хакасский  областной  Дом народного  творчества. В его штат входили 1 директор, 1 методист.

Его деятельность была направлена на оказание методической помощи коллективам художественной самодеятельности районов и городов, повышение квалификации руководителей коллективов, пропаганду и развитие традиционной народной культуры Хакасии. Дом  творчества имел  зрительный зал на 300 мест, две рабочие комнаты, комнату для изостудии, библиотеку, фотолабораторию.

При  Доме народного творчества  были созданы  четыре  творческих секции: музыкальная, хореографическая, драматическая  и  изобразительного  искусства. Проводились  смотры-конкурсы работ самодеятельных художников, агитбригад, смотры  сельской художественной самодеятельности, театральной самодеятельности, выставки  прикладного  искусства  и резьбы  по дереву, фестивали молодежи в районах.

С 1978 г. в штате ОДНТ был 1 директор, 5 методистов:

  • по танцам;
  • по театрам;
  • по агитбригадам и хоровым коллективам;
  • по прикладному искусству;
  • по оркестрам народных инструментов, духовым оркестрам, эстрадным ансамблям.

Решением исполнительного комитета Областного Совета народных  депутатов  Хакасской  Автономной области от 15.09.1978 г. № 355 на базе  Областного  методического кабинета  культурно-просветительной работы  и Областного Дома народного творчества был создан  Областной научно-методический Центр народного творчества  с отделами:

  • народного творчества;
  • культпросветработы;
  • сектором научной методики  и социологии.

28 декабря 1979 года Хакасский национальный театр кукол «Сказка» открыл свой первый театральный сезон спектаклем-буффонадой «Три поросенка» по пьесе С. Михалкова и В. Швембергера. Так началась славная история единственного в Хакасии и на юге Красноярского края театра кукол, репертуарный багаж которого на сегодняшний день насчитывает более 100 постановок, основанных на произведениях русской, немецкой, французской, польской, украинской, черкесской и хакасской литературы – народной и авторской, древней и современной. Крестными отцами его стали главный режиссер Людвиг Устинов и главный художник Марк Живило [8, c. 48].

Важным событием в культурной жизни Хакасии явилось открытие Государственной филармонии (01.01.1989).

Хакасия имела свою писательскую организацию, в ней было 12 членов Союза писателей СССР.

Значительно активизировалась работа по укреплению материальной базы и улучшению работы учреждений культуры в 70-80-е годы ХХ столетия. В области построены и сданы в эксплуатацию 22 объекта культуры, в том числе 18 клубов, здания драматического и кукольного театров. Число действующих музыкальных школ в этот период выросло до 25, в них занимались более трех тысяч человек. В целом в этот период в области работали 800 учреждений культуры и кино, в том числе 250 клубов и Домов культуры, более 400 библиотек с фондом около шести миллионов томов. В области были созданы и активно работали более 1600 коллективов художественной самодеятельности.

К моменту же преобразования области в республику на территории Хакасии работало 245 клубных учреждений, 218 библиотек, четыре театра, четыре народных коллектива, 37 детских музыкальных и художественных школ, а отдел культуры Хакасского облисполкома в июле 1991 года был преобразован в Министерство культуры РХ [13, c. 13].

К сожалению, 1990-е годы, известные в истории страны как годы перестройки, отрицательно сказались не только на экономике, но и других направлениях жизни нашего общества. В этот период в массовом порядке закрываются профсоюзные учреждения культуры. По данным архивных документов, в 1991 году закрылись 19 таких учреждений.

На сегодняшний день в  Хакасии разработаны и приняты к исполнению подведомственными учреждениями культуры и искусства республиканские целевые программы:

Долгосрочная республиканская целевая программа «Культура Республики Хакасия(2010—2012 гг)»:

  • подпрограмма «Развитие культуры и искусства Республики  Хакасия» (мероприятия проспонсированы на 14,6 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета и 2,1 млн.руб. – из внебюджетных источников);
  • подпрограмма «Сохранение и развитие художественного образования в сфере искусства и культуры в Республике Хакасия» (мероприятия проспонсированы на 2,0 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета и 0,9 млн. руб. – из внебюджетных источников);
  • подпрограмма «Безопасность и сохранность фондов государственных музеев, библиотек и архива Республики Хакасия» (мероприятия проспонсированы на 2,5 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета).

Сетьучреждений культуры Республики Хакасия  на 01.01.2012 г. составляет 212 клубных учреждений, 18 государственных музеев, 216 общедоступных библиотек, 4 театра, 1 филармония.

По административно-территориальному признаку функционируют:

  • Республиканский Центр культуры и народного творчества им. С. П. Кадышева – 1;
  • Республиканский клуб инвалидов по зрению – 1;
  • районные Дома культуры – 6;
  • районные Центры культуры, досуга – 2;
  • районные методические центры – 2;
  • городские Дворцы культуры, Дома культуры, центры культуры и досуга – 11;
  • центры досуга в сельской местности – 3;
  • Дома культуры и центры досуга в поселках городского типа – 5;
  • сельские дома культуры – 110;
  • сельские клубы – 71.

Основной деятельностью, которых является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного  характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.    

В 2011 году учреждениями культуры районов и городов Республики Хакасии проделана огромная работа по организации досуговой деятельности. Проведено 36987  культурно-массовых мероприятий. Количество посетителей – 2 126 430 человек (в 2010 г. – 1 732 203 чел.). Число мероприятий на платной основе – 9539 (2010 г. – 8937),  на которых присутствовало 424 372 человека (2010 г. – 392 566). Средняя посещаемость одного культурно-массового мероприятия составляет 175 человек.

Из общего числа культурно-массовых мероприятий:

  • культурно-досуговых 34 456, из них для детей до 14 лет – 11 005, для молодежи – 13 257;
  • информационно-просветительских мероприятий – 2 531 (7 %);
  • видеосеансов – 3 201 (9 %);
  • танцевальных вечеров, дискотек – 16 579 (48 %).

2011 год был юбилейным – 20 лет со дня образования Республики Хакасия. Во всех клубных учреждениях республики проводились мероприятия, посвященные юбилейной дате.

Творческий состав  работающих в культурно-досуговых учреждениях   составляет  861 человек, из них с высшим образованием –  190 человек (22 %), со средне-специальным образованием – 317 чел.  (37 %), всего специалистов со специальным образованием –  58 %.

Существует  проблема отрасли – «старение» персонала. Средний возраст КДУ по республики составляет 50 лет.  Самая малочисленная группа – 16,8 % – работники, возраст которых не превышает 30 лет. В категории в возрасте от 30 до 55 лет  самое большое количество работающих – 1020 чел. (64 %). В возрасте 55 лет и старше работает 21 %.  Процесс старения персонала усугубляется тем, что приток молодых специалистов в клубные учреждения невелик, возникает большая проблема привлечения для работы квалифицированного персонала, укрепления корпуса руководителей надежным резервом [6, c. 52].

В своей работе мы рассмотрели исторический этапа становления и развития социально-культурной деятельности республики Хакасия. Хакасия прошла исторический этапы развития социально-культурной деятельности от красных юрт, ликвидации безграмотности до брендовых мероприятий, концертов звезд мировой величины, проведения Международных форумов, симпозиумов, фестивалей и конкурсов.  Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в Республике Хакасия имеются творческие ресурсы, республика уникальна своей историей,  традициями, обычаями.

 

Список литературы:

  1. Аешина Л. Под звуки вещего чатхана: об Областной национальной детской школе искусств // Совет. Хакасия. – 1990, 12 окт.
  2. Асачаков В. А. Ученые записки // вып. ХII, серия историческая № 1. – Абакан, 1969
  3. Асачакова В. А. Ученые записки // вып. ХII. / Культурно-просветительская  работа в Хакасии (1924 – 1929). – Абакан,1966. – С. 19.
  4. Ковальчук В. М., Войтюк С. А. Земной поклон. – М.: Офест, 1998. – С. 70.
  5. Министерство культуры республики Хакасия / Государственный доклад о развитии культуры Республики Хакасия в 2010 году.  – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. – 49 с.
  6. Феоктистова Т. Н.К истории становления музеев в Хакасии. – Абакан: Хакасское книжное издательство,  2006. – 132 с.
  7. Хакасия – 2011:календарь знаменательных и памятных дат.
  8. Хакасскийнациональный драматический театр им. А. М. Топанова / С. С. Чаптыкова / Энциклопедия Республики Хакасия: в 2 т. – Красноярск, 2008. – Т. 2: О — Я. – С. 241—242.
  9. Хакасский национальный драматический театр им. А. М. Топанова. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 28 с.
  10. Чебодаев П. И. Некоторые вопросы оборонно-массовой работы в Хакасии в годы Великой Отечественной войны // Хакасия в годы Великой Отечественной войны: боевой и трудовой подвиг : материалы науч.-практ. конф., 27 апр. 2000 г. – Абакан, 2000. – С. 87—91.
  11. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2 т. – Красноярск, 2008.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.