Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тарадина Е.В. ОБРАЗ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ В РОМАНЕ ДИНЫ РУБИНОЙ «ПОЧЕРК ЛЕОНАРДО» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 20.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ В РОМАНЕ ДИНЫ РУБИНОЙ «ПОЧЕРК ЛЕОНАРДО»

Тарадина Елена Владимировна

студентка факультета филологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев

Е-mailLenusiksokolov@mail.ru

Ольховская Юлия Ивановна,

научный руководитель, канд.  филол. н. доцент кафедры Л и МП

 КФ ФГБОУ ВПО «НГПУ», г  Куйбышев

 

 

В 2008 году вышел роман Дины Рубиной «Почерк Леонардо», сразу снискавший славу у читателей. Изучением творчества Д. И. Рубиной занимались такие исследователи, как Сусанна Альперина [Альперина, 2010], Давид Гарт [Гарт, 2012], Михаил Эдельштейн [Эдельштейн, 2012]. Сама автор давала немало отзывов и оценок своим произведениям.Но на сегодняшний день творчество Рубиной исследовано не достаточно.  

В центре романа Анна-Нюта ‑ «Иудейская богиня». «Да нет, красивой она не была. Обычная внешность: нос как нос, лоб как лоб… Глаза были яркими, да. И  тревожными, странническими: будто она всегда начеку, налегке, на взлете…», ‑ так описывает внешность героини её муж Владимир [7, с. 67].

Впервые Анна нам показана в трёхлетнем возрасте. У неё умерла мать и девочка отказалась есть. После невероятных усилий приёмные родители возвращают девочку Аню к нормальной жизни, но замечают в ней некоторые странности: она левша, читает задом наперед и пишет «почерком Леонардо» ‑ то есть написанное ею можно прочесть только в  отражении зеркала. Ко всему прочему она умеет предсказывать события.

Почему же Рубина сравнивает героиню с иудейской богиней?  Богиня – это божество, которое наделено самобытными, неповторимыми чертами. Нюта тоже неординарна по своей натуре, она необычна. Во-первых, она левша. «Нюта – левша, ничего не поделаешь, Христина. Такой ребёнок. Я попрошу вас не акцентировать на этом внимание»‑ кто говорит [7, c. 48]. Во‑вторых, предсказывает будущее «Толя, помнишь…– сдавленно заговорила Маша. – Помнишь, как в апреле она вошла в подъезд и сказала, что дверь у нас будет скоро зелёная, и через день вывесили объявление о ремонте, и дверь покрасили в зелёный цвет? И ты потом говорил о теории вероятности, о совпадениях… Толя! Мне страшно…» [7, с. 28]. К её предсказаниям окружающие относятся оторопело, со страхом, иногда даже с ужасом, за исключением некоторых «То ли дело Фира Авелевна – вот кто совершенно спокойно, даже бесстрастно принимает все предсказания Нюты. Может, потому, что она – слепая старушка?» [7, c. 110].

В-третьих, Анна совершенно непредсказуема для окружающих: «Я никогда не знал – где она в данный момент обитает, куда мчится на своем мотоцикле. Вообще она своеобразно жила ‑ то там, то сям, то здесь, то вообще нигде» [7, с. 140].  В то же время для неё «жизнь была расписана года на три вперёд» [7, с. 140].

Все перечисленные  свойства Анны как бы списаны автором с богиней Иудеи – Ашер, что не удивительно, так как автор имеет прямое отношение к иудейской религии.Вокруг богини  Ашер совершалось общее поклонение. Она считалась самой необычной богиней в иудейской религии. Ашер покровительствовала талантливым людям, обладала даром ясновидения.В Анне и Ашер есть что-то мистическое и страшное. Они пугают людей своими предсказаниями, поступками. Подобное мы наблюдаем с булгаковским Воландом из «Мастера и Маргариты» и гётевским Фаустом. Они тоже мистичны и страшны. Их магия решает экзистенциально‑мистические проблемы бытия: о взаимодействии воли Бога и дьявола в земном и космическом миропорядке, о свободной воле личности и грехе, о справедливом воздаянии и милосердии, наконец, о судьбе художника и его творения в земной жизни и в вечности. Например, сеанс чёрной магии в Варьете, после которого червонцы в руках москвичей обращались в простые бумажки, а на улицах города появлялись дамы в неглиже. Без оптических «фокусов» здесь явно не обошлось: «И зеркала, с боков  освещённые зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины» [4, с. 167]. Такое же действо с зеркалами производит и Анна на своих представлениях «придумала такой шар, назвала его «Шар‑невидимка». Сверху – фасеточное строение, пластмасса с напылением… А внутри… вы не поверите. Висит в полсцены гигантский шар. Дистанционным пультом открывается – отъезжает в сторону - прямоугольный сегмент в боку, а внутри абсолютная, кромешная такая бархатная тьма. И если сунешь внутрь руку - рука исчезает. Эффект космической «чёрной дыры»» [7, с. 89]. Как мы видим без мистики и здесь не обходится. И вот они похожи - Анна и Воланд. Только Анна страдает от своей необычности, а Воланд наслаждается своей властью над людьми.

Хотя, в том, что она предсказывает будущее, ничего удивительного  нет, потому, что это дважды внебрачное дитя ‑ внебрачная дочь внебрачного сына известного медиума Вольфа Мессинга. Способности деда передались ей по наследству. В детстве она с ходу запоминала большие тексты, но никак не могла научиться читать, пока не обнаружили, что читает и пишет она в зеркальном отражении. У нее блестящие способности к математике и физике. Став взрослой, она превратиться в гениальную  циркачку, невероятного каскадёра. Она знает о зеркалах всё, что можно о них знать. Она обладает куражом, который так необходим людям опасных профессий, и которые не могут быть без него теми, кто они есть «она должна была прыгнуть со скалы в этот их долбаный Неаполитанский залив в опасном месте, и надо было не промахнуться и войти в узкую расщелину между двумя скалами» [7, с. 38].

Порой она выкрикивает неизвестно откуда явившееся пророчество. Так, в цирковом училище предсказала гибель сокурсницы, а в раннем детстве – смерть Полины на операционном столе  «Девочка молча, удивленно и слегка беспомощно переводила взгляд с отца на Машу. Она будто силилась и не могла им объяснить очевидное, что не нуждалось в доказательствах, в чём она уж никак не была виновата и чего они не могли или не хотели понять. – Но, па‑а‑а, – протянула она обиженно, – ведь Полина всё равно не вернётся!» [7, c. 25]. Работая в цирке,  она научилась имитировать смерть, это очень всех пугало «пульс её уже замедлялся, температура стремительно падала, тело погружалось в вязкую ледяную глину. Первыми, как обычно, холодели и отвердевали ноги» [7, c. 25]. Она применила это, когда Женевьева пыталась её убить «Женевьева прыгнула ей на спину. Навалилась, сомкнув руки на шее. Анна не дернулась, не шевельнулась… Так и осталась неподвижной, только шея под руками рычащей, стонущей Женевьевы все больше остывала… коченела…» [7, c. 268]. Она напугала Женевьеву и исчезла, исчезла навсегда.

Но эта гениальность предсказывать будущее, переданная через поколение, делает Анну практически неспособной к нормальному,  привычному контакту с миром.  Христина, присматривавшая за ней, стала её «пелерицувывать», то есть переучивать. Она Нюту заматывала наполовину, оставляя  только правую руку «О‑о‑т – удовлетворительно проговорила Христина.‑ Оце  так у нас в Пирново левшей вывораичувают» [7, c. 54].  В итоге  она её переучила. Анна стала пользоваться обеими руками, но узнавать себя в зеркале моментально после переучивания, став обычной, так и не научилась  «Миг узнавания себя в зеркале всю жизнь был как затяжной прыжок с парашютом. Никогда не умела мгновенно слиться со своим отражением» [7, c. 54].  Анне даже игрушки в детстве нужны были  сшитые наоборот. При покупке Арлекино, который был сшит справа синий, слева красный,  она требовала от Маши «Неправильно!  Купи наоборот! Синий - на другую сторону! У вас есть наоборот сшитый? – спросила Маша сдобную и румяную, как кукла, продавщицу.  Моя дочка почему-то хочет, чтобы синей была левая половина [7, c. 99]. 

Существуя в своем перевёрнутом мире, Анна постоянно всматривается  в таинственную глубину зеркал в поиске ответа на какие-то свои вопросы «Нюта научилась скрывать эту игру с зеркалами, потому что Ма (так она называла Машу) очень плохо относится к зеркалам, неохотно в них смотрится и даже, кажется, немножко боится, что очень глупо. Однажды, застав Нюту за внимательным смотрением в зеркало. Ма почему-то испугалась и отняла Полинино зеркало, ей показалось, что она с кем-то разговаривала ‑ там ‑ в зеркале» [7, c. 53]. 

От беса что-то в ней и от ангела, но от последнего всё же больше. В Анне постоянно борются два ангела. Последнее время у неё были сильные головные боли, и сердце падало куда-то и отзывалось ноющей болью «это боролись два ангела, белый и чёрный, жестокие оба, непримиримые, – до последнего стона, последнего падения. Это сражение для неё было, ради неё, за неё…» [7, с. 241].

Принцип её жизни сравним со своеобразным монашеством в миру. Тут уж кому как повезёт: кто-то дотягивает и входит в сонм, а кто-то, подобно Нюте, пренебрежительно отвергает дар. Анну не волнуют деньги, одежда, люди, причём большинство её окружения. Она совершенно не задумывается над тем, кто и как к ней относится и что о ней подумают.То есть к некоторым людям она хорошо относится, даже очень (к тем, кто сумел увидеть её такой, какая она есть, и заговорил на равных. Например, Элиэзер и Сеня), а вот с другими просто живёт рядом. Точно не замечает большей части происходящего - у неё особые отношения с миром. Одновременно ей свойственно и презрение к Высшему. Это гордость, и по библии – это самый тяжкий грех «…мотоцикл разгоняется по прямой, затем резкое торможение передним колесом. Главное, чтобы дорога была сухая и мот юзом не пошёл. Когда тормозишь, от резкого рывка гонщика вперед поднимается зад машины, и надо держать равновесие и определённый наклон, чтобы не полететь кувырком через руль и шею не сломать к чертям собачьим» [7, c. 11].

Все в романе сосредоточено на разгадке тайны Анны, её мистической связи с зеркалами, которые позволяют ей видеть прошлое и настоящее, знать будущее. Перед нами современная Кассандра, со столь же трагической судьбой. Образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, на память приходит невольно. Но Дина Рубина, со свойственной ей дотошностью рассказала о детских пророчествах новоявленной Кассандры. Она показала, как дитя постепенно открывает свою инаковость, свое всеведение о будущем и постепенно понимает, что окружающие её любимые и любящие люди этим знанием не обладают, и потому относятся к приёмной дочери с затаённым страхом, с недоверием и даже боятся её. Рубину интересует не сам дар, а то, как тяжко одарённому человеку жить в мире обыкновенных людей.

Немаловажную роль в раскрытии образа главной героини романа играю эпиграфы. Основной текст романа предваряют два эпиграфа. По нашему мнению, они связаны между собой богоборческой темой. В каждом из них богоборчествопроявляется через упоминание  библейских сюжетов и героев.

Центральная тема романа обозначена в эпиграфе: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до восхода зари» [6, http//www.symbolarium.ru]. Он боролся с ангелом рода Исава, своего брата. На иврите слово «ангел» и слово «Бог» звучат одинаково. Это объясняется тем, что у ангела нет своей воли, он стопроцентно является проводником Божественного импульса. В иудаизме считается, что старший брат Иакова Исав является родоначальником европейских народов. У каждого народа есть свой ангел-хранитель. И то, что Иаков победил ангела-хранителя своего брата, означало, что он выживет и помирится с братом. Почему Некто боролся с Иаковом до появления зари? Объяснить это можно так. Иаков был ясновидящим, и, значит, он боролся с этой сущностью во сне, когда сознание было остановлено, а подсознание открыто. Таким  образом, можно сделать вывод, что в эпиграфе автором задаётся вопрос о сути божьего дара провидения. Божий дар провидения: что это - награда или проклятие?

И в Книге бытия и словах Спинозы говорится  об ангелах. Если рассматривать отрывок из Книги бытия полностью, то можно прочесть: «А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии» [6, http//www.symbolarium.ru]. И тут же в романе мы читаем: «Помню, как в Берлинском музее я никак не мог отойти от картины Рембрандта, на которой огромный  мощнокрылый ангел крепко, любовно обхватил Иакова и смотрит на него с такой нежностью! Се возлюбленный сын мой – взгляни же на меня, взгляни! А Иаков отвернулся, почему-то не желая смотреть в это светозарное лицо, исполненное такой проникновенной любви. Почему? Боялся дрогнуть? Пропасть, раствориться в потоках блаженства? Перестать быть самим собой? Так неужели его единственная душа была ему дороже бесконечной любви самого Бога? Нет… Нет! Ты можешь убить меня, сказала она беззвучно этой непостижимой чудовищной силе, можешь сломать меня, раскрошить на кусочки. Можешь в пыль меня стереть. Но и только» [7, с. 112]. Ноуже в следующем  эпиграфе мы читаем, что не будем говорить об ангелах: «Итак, пусть никто не ожидает, что мы будем что-либо говорить об ангелах» [9, с. 158].  

Вся жизнь Анны написана шифром да Винчи - гения эпохи Возрождения. Любое событие ей нужно зафиксировать, перелицевать под себя и только потом «уложить» на полочку сознания в понятной только ей одной последовательности. О чём говорить, если она себя любимую в зеркале не сразу узнавала!

Хотя про «любимую»‑это зря, не больно-то Анна себя балует. Скорее наоборот. Создаётся ощущение, что аскетичный, неустроенный образ жизни и риск, который в том или ином виде присутствует на всех этапах её взросления, помогают ей справляться с чувством страха перед «Тем‑кто‑наградил‑ее‑необычными‑для‑человека‑пособностями» [7, с. 155].

Анна решает пойти навстречу с Неизвестным, так богато её одарившим, чтобы поймать в ловушку свой страх перед зеркалом, чтобы не стать жертвой внезапных и неожиданных эффектов. Она овладевает искусством оптических игр и создает спектакли оптических иллюзий. Но от судьбы не уйдёшь. Но даже трагический финал у Дины Рубиной лёгок и загадочен «Ну что ж, сказала она себе. Села на мотоцикл, вывела его со стоянки и, разогнав до предельной скорости,  …вздернула на дыбы и, вылетев поверх ограды, понеслась по зеркальному коридору между чёрными, сверкающими огнями заливом Святого Лаврентия и чёрным заливом золотого салютного неба» [7, с. 188]. Самоубийство или вознесение на небеса? Гениям одно, а людям другое, загадка почти разгадана, ответ на главный вопрос еще чуть‑чуть, и будет получен, но не сегодня, и не нами. Таким образом, мы можем предположить, что зеркало или зеркальность является одним из главных мотивов, организующих повествовательную ткань романа.

Традиционно в культуре и литературе зеркалам часто отводится роль «видеть невидимое, находить ненайденное» [2, с. 195]. Зеркальная метафора оказалась фундаментальной в теории отражения реальности в искусстве. Для реалистической литературы ХIХ века знаковой системой стала метафора Стендаля о «зеркале», с  которым идет писатель по дороге жизни и которое точно отражает всё, что встречается на пути. Но уже Ф. М. Достоевский писал, что зеркальной действительности нет, да и никогда на земле не бывало, потому что сущность вещей человеку недоступна, а воспринимает он природу так, как отражается она в его идее, пройдя через его чувства.

Одним из первых на значение зеркала в художественном тексте обратил внимание М. М. Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского» [2]. Зеркало, по наблюдениям исследователя, играет роль самосознания героя, который сам, без помощи автора, познает не только свой внутренний мир, но и свою внешность, создает свой портрет. Зеркало трактуется  Бахтиным в этом случае не только как  предмет, но и как функция, на первый план выдвигается свойство отражения - увидеть себя со стороны, самостоятельно себя оценить, осознать (гносеологическая функция). Этим свойством может обладать не только зеркало, ту же роль в произведении выполняет и двойник  «… функцию зеркала выполняет и постоянная мучительная рефлексия героев над своей наружностью, а для Голядкина ‑ его двойник» [2, с. 10].

Главная заслуга Бахтина состоит в том, что он обратил внимание на широкие смыслообразующие возможности зеркала, позволяющие рассматривать его в тексте не как конкретный предмет, а как свойство, которое может быть присуще и другим «предметам», например, героям‑двойникам, способным выполнять в произведении гносеологическую функцию зеркала.

Неудивительно, что о зеркальности в творчестве сказано и написано немало, потому что эти размышления – как будто о частностях – приближают к самой сути творческого процесса и задействуют важнейшие механизмы создания произведения. Нередко случается так, что в рассуждениях о зеркальности обнажается основа произведения.

Тайна рождает неподдельный интерес. Невозможность проникнуть в неё, как в зеркальную преграду, оставляет её живой и в наше время. До появления фото – и кинопленки возможность увидеть себя со стороны ‑ в зеркале – была уникальной. И если бы не этот предмет, казалась бы совершенно фантастической.

По той же самой причине зеркало пугает человека. По народным поверьям, встреча с собой не сулит ничего хорошего – воспринимается как предзнаменование смерти. Человек видит своего двойника. С одной стороны, такого же, как он сам, а с другой – собственного антипода, как бы пародию на себя, или существо, принадлежащее принципиально иному, противоположному, перевёрнутому миру, потому что в зеркале левое меняется на правое и наоборот.

В романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» Анна (а в зазеркальном пространстве её зовут Нюта)  остается одна после смерти матери, её удочеряет приёмная семья. Общение Ани с приёмной матерью Машей началось с единственного слова, сказанного ею при знакомстве, после полного молчания: «И вдруг безучастное личико ребёнка вздрогнуло, затеплилось и, словно чудо увидела, девочка зачарованно прошептала:

– Зе‑е‑ер‑ка‑ло… » [7, с. 24].

Это слово: «Зе‑е‑ер‑ка‑ло» оказалось основным  во  всем романе и сопровождало Аню – Нюту от начала и до конца произведения. Она прожила свою жизнь в двух измерениях и вместе с ней в двух измерениях жили люди, которые её любили.

Дальше тема зеркала присутствует, когда она случайно записывается в кружок «Занимательное зазеркалье», занятия в котором ведёт странный толстый Элиэзер.  Элиэзер ‑ большой ребёнок с гениальными мозгами, добрый и послушный. «Пробегая по коридору клуба молокозавода мимо доски объявлений, Нюта, как обычно, притормозила – ей по-прежнему требовались дополнительные секунды, чтобы сделать над собой усилие – перевернуть строку. В аккуратной красной рамке, на тетрадном листке, её запретным правильным почерком – его-то она мгновенно промахнула взглядом, – было написано: «Занимательное Зеркалье!» – и чуть ниже то же самое, черным оборотнем: «Занимательное Зеркалье» [7, с. 59].

Девочка в этот период совсем не общается с приёмной мамой, которая отдала ей всё. В итоге она  сошла с ума от невнимания и от ревности к Зазеркалью. «Этой ночью Нюте приснился один из самых тяжёлых кошмаров в её жизни: растрёпанная, с опухшим, не своим лицом Машута била зеркала.

Высокие учрежденческие зеркала, вделанные в стены, лопались с тихим треском, змеясь кривыми множественными ранами. Босая Машута металась с немыми воплями от зеркала к зеркалу и каблуками туфель, зажатых в обеих руках, колошматила направо и налево. Но самое страшное: одновременно это были и сокровенные зеркала, что отражали весь живой мир её дочери» [7, с. 85]

Анна в Германии заказала зеркала для работы, ей уже не нравились зеркала, которые были в цирках: «Я прижался лицом к отверстию в одной грани, Анна в другой – и я увидел. Внутри простирался бесконечный лес колонн, и на каждой виднелось овальное зеркальное окошко, в котором я видел лицо – свое или Анны, в непонятной последовательности; и наши лица, чередуясь, тасуясь, кивая друг другу, уходили в бесконечную даль – границ у этого внутреннего пространства попросту не было. Мне стало страшно» [7, с. 146]. Зеркало – символ связи нашего мира с параллельным. Считалось, что призрачный двойник способен его погубить, утащив в зазеркалье. Именно это и произошло с главной героиней Рубиной – Аней.

Жизнь реальная и жизнь внутри зеркал ‑ два вечно сталкивающихся мира. Дина Рубина писала: «Зеркала. Зеркала ‑ это же не новый ход. А зеркальность… Вы знаете, меня уже давно интригуют близнецы. Как элемент зеркальности. Значит, природа настроена на зеркальность изначально. Зачем создавать одинаковых людей? Ведь это противоречит природе и творческому процессу, творению Господа Бога. Зачем?» [7, с. 2].

Этот приём зеркальности она применила и в романе. Аню после занятий в кружке, пригласил в гости Элиэзер, но предупредил: «Ты только не удивляйся. У меня брат – близнец, но абсолютно оригинальный. Такое моё отражение в ирреальном зеркале. Я когда-нибудь изобрету и смастачу такое зеркало: в него смотрится брюнет, а отражается блондин. Нюта онемела и так и стояла, не отвечая на приветствие. Это был негатив Элиэзера: все, что у того было чёрным, у этого было белым: волосы, брови, ресницы» [7, с. 63]. .

Героиня Рубиной – Нюта, перешагнув за зеркальную преграду, оказалась не в мистической  реальности, а в мире собственного воображения, освобождённого от пут и ограничений законов материального мира и его рациональной логики. Она вышла в зазеркалье своего сознания и это её погубило.

 

Список литературы:

1. Альперина С. Меня трясёт, когда я слышу что-то о женской литературе// Российская газета, 24.11.2010

2. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи/А. Н. Афанасьев//-М.: Современник, 1983, 400 с.

3. Бахтин М.  М. Проблемы поэтики Достоевского /М. М. Бахтин// – М.: Художественная литература, 1972. ‑ 45 с.

4. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита/М. А. Булгаков//‑М.: Художественная литература, 1999, 256 с.

5. Гарт Д. [Электронный ресурс]: [официальный сайт] Режим доступа:http://booknik.ru/context/?id=27013&articleNum=2&print= ИнтервьюТема: «Почерк Леонардо» Дины Рубиной: истории и История, свободный/ (дата обращения: 23.03.2012).

6. Книга бытия   [Электронный ресурс]: [официальный сайт] Режим доступа: http// www. symbolarium. Ru, свободный/ (дата обращения: 23.03.2012).

7.  Рубина Д. Почерк Леонардо//Д. Рубина -М.: Эксмо, 2008. -464 с.

8. Рубина Д. И. Интервью// Официальный сайт Дины Рубиной  [Электронный ресурс]: [официальный сайт] Режим доступа: http://www.rubina/ru, свободный/ (дата обращения: 23.03.2012).

9. Спиноза Б. Трактаты/Б. Спиноза.-М.: Мысль, 1998.-446 с.

10.Эдельштейн М. Вокруг Дины Рубиной// [Электронный ресурс]: [официальный сайт] Режим доступа: http://www.lechaim.ru/migneus. blogspot.comсвободный/ (дата обращения: 20.04.2012).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий