Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. СУЩНОСТЬ И ПРОЯВЛЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КОРЕЙЦЕВ И АРМЯН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)
Налабордина Галина Владимировна
аспирант, кафедра философии, теории и истории культуры Забайкальский государственный университет, г Чита
Е-mail: Nalabordi@mail.ru
Бернюкевич Татьяна Владимировна
научный руководитель, канд. филос. наук,
доцент кафедры философии, теории и истории культуры
Забайкальский государственный университет, г. Чита
В жизни человек помимо насущных повседневных проблем сталкивается с вопросом принадлежности к этнической общности, для многих людей эта проблема не занимает ведущего положения, но тем не менее с ними сталкиваются члены этнических меньшинств, так как в связи с ростом миграционных потоков по всему миру число таких групп увеличивается с каждым годом, соответственно и растет роль этнической идентичности представителей этнических общностей и групп, где вероятно размывание культурных, языковых и других различий.
Чтобы найти ответ на вопрос: к какой этнической группе, этнической общности он себя относит, важно помнить о том, где воспитывался индивид, каким образом (в четком соблюдении всех обычаев и традиций либо нет), как он воспринимает окружающую действительность, познает ее, накапливает информацию, сравнивает, делает выводы или же наоборот безразличен. Такая осведомленность, разумеется, возрастает только с опытом.
Следует подчеркнуть, что рост этнической осведомленности о различиях в первую очередь связан с восприятием своего сходства и своего отличия от других этнических групп, этнических общностей. Именно в этом случае этническую идентичность следует рассматривать с точки зрения способности ассоциирования индивидом себя с позиции умения видеть свои отличительные признаки, видеть свою этническую уникальность.
С позиции А. Милитарева, идентичность - это «результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности».
Таким образом, на осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает то, в какой среде живет индивид. В полиэтничном обществе представляется больше возможностей для приобретения новых знаний об особенностях этнических групп, что в свою очередь укрепляет межэтническое общение, которое напрямую оказывает влияние на развитие, во-первых, межэтнического понимания и, во-вторых, на формирование коммуникативных навыков. В большинстве случаев, отсутствие опыта межэтнического общения влёчет за собой меньшую предрасположенность к подобным взаимодействиям, а также меньший интерес к собственной этничности.
Кроме того, идентичность этническая позволяет личности структурировать образ окружающей её действительности, и определять своё места в ней. Случается зачастую такое, что истинная этническая идентичность человека может не совпадать с «официально приписываемой» этнической принадлежностью. Это связано с первую очередь со средой, в которой родился индивид, а затем в ней воспитывался, имея родителей с иной этнической идентификаций (по сравнению с тем, в каком обществе они проживают).
Идентификация - это процесс, благодаря которому реализуется отождествление, в нашем случае этническое отождествление, а идентичность - это результат и итог процесса идентификации [3, с. 76].
Развитие идентичности включает в себя комплекс идентификаций, которые в свою очередь и являются составляющими целостной идентичности.
Основные критерии этнической идентификации - язык, культура, традиции, религия, общность происхождения, общее историческое прошлое и т.д. Благодаря развитию и укреплению обозначенных критериев развивается идентичность этническая, которая выступает как носитель этнокультурных особенностей и качеств, не только как представитель этнической группы, но и собственно как компонент социальной идентичности.
В связи с тем, что в этнической идентичности принято выделять два основных компонента [1, 66 с.]: когнитивный и аффективный, или эмоционально-ценностный. Первый содержит критерии этнической идентификации. Второй дает оценку чувствам человека, которые связаны со следующим: удовлетворен ли индивид этнической принадлежностью, или же наоборот не удовлетворен. Например, положительное отношение к собственной этнической группе порождают чувства гордости, любви, преданности, сострадания. В противном случае, возникают чувства стыда, обиды, вины. Оба компонента этнической идентификации позволяют выявить как индивид расположен к собственной этнической принадлежности, а также определить как он относится к своей этнической общности в целом.
Для наглядности рассмотрим, как этническая идентичность прослеживается у представителей корейского этноса, проживающих на территории Забайкальского края с конца XIXстолетия.
Корейцы – основное население корейского полуострова. Язык – корейский, религия – атеизм, христианство, буддизм, шаманизм, конфуцианство, даосизм, ислам. Самоназвание на корейском языке, в Северной Корее – «чосом сарам», в Южной Республике Корея – «хунгук сарам». Сейчас существует сильнейшая корейская диаспора в Забайкальском крае.
Большинство корейцев «русифицировалось», ассимилировалось, говорят на русском языке, и почти не соблюдают корейские традиции. Но некоторые продолжают соотносить себя с корейским этносом с точки зрения происхождения, и поддерживают хорошие отношения с родственниками в Корее. Этот пример свидетельствует о том, что, не смотря на забытые традиции, корейцы продолжают чтить память своих предков, заинтересованы в сохранении своей культуры на территории России. И в этом случае не стоит утверждать об идентичности этнической, прослеживаются черты только этнической идентификации.
Кроме того, следует подчеркнуть важный момент, это значимость, субъективная важность этнической идентичности для человека, что в свою очередь придаёт совсем иной оттенок с той позиции, когда чувство этнической принадлежности порождает ощущение стабильности, безопасности и защищенности. Вероятно, что негативные эмоции, связанные с идентификацией этнической – порождение неблагоприятного межэтнического сравнения, отражающего негативную оценку представителей своей этнической группы, в связи с чем преобладают чувства такие как неуверенность, униженность, стыд за свой народ.
Напротив, если затронуть идентичность этническую в «чистом виде», хотелось бы рассмотреть одну из наиболее крупных диаспор Забайкальского края – армянскую, в которой в отличии от корейской исконные, самобытные традиции сильны и на территории нашего государства. Никого не удивит тот факт, что при встрече большинство армян приветствуют друг друга на армянском языке, своих детей продолжают воспитывать в армянских традициях, редко кто из армян не помнит своих предков и не чтит их память - яркий пример сохранения этнической идентификации вдали от близких людей и родного государства.
Что касается неблагоприятного оценивания собственной группы, как правило, в этом случае существует реальная возможность перехода в другую. Серьезней становится проблема при негативном оценивании социального слоя или расы.
Следует подчеркнуть, что этничность – наследуемый признак, и никто не выбирает себе этническую группу сам, к какой хотелось бы принадлежать. Хотя, что касается этничности, многие ученые сходятся во мнении с тем, что этничность представляет собой «предписываемое обществом» качество, нежели чем наследуемое, и этнос рассматривают как некую ступень между группами, принадлежность к которым невозможно изменить.
Люди, причисляющие себя к какой-либо общности, например, дети из смешанных браков, оказываются в таком положении, когда эта общность становится для них чуждой. В другой ситуации, когда межгрупповые различия незаметны, их практически не существует, появляется согласие между этнической группой и индивидом, и группа его принимает, хотя он «чужой» по «крови».
В жизни предоставляется гораздо больше возможностей для выбора. Случается, что индивид одновременно идентифицирует себя и с двумя группами. И такого рода идентичность характерна не только для детей-выходцев из смешанных браков, но и для многих людей живущих в полиэтничном обществе.
Для того чтобы индивиду уйти от переживаний, связанных с принадлежностью к этническим группам, он должен опираться в первую очередь на гражданскую идентичность, то есть причислять себя к более крупным национальным общностям, таким как европейцам, или, например, «гражданам мира».
Этот способ позволит индивиду избежать личных проблем, связанных с вопросом соотнесения себя к тому или иному этносу, этнической общности, группе. Но следует подчеркнуть, что выбор социальной идентичности взамен этнической, с одной стороны, создаст условия для потери личностных воззрений, а с другой, грозит потере связи с культурой.
Кроме того, в полиэтничном обществе люди должны, органично сочетать разные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Именно в этой ситуации можно говорить о личностном росте индивидов, взаимодействующих с представителями других культур и получающих социальную поддержку.
Добавляя ко всему изложенному ранее, следует подчеркнуть, что в системе межэтнического взаимодействия весьма важно учитывать особенности этнической идентичности в этнических группах, этнических общностях, и, разумеется, по отношению к диаспорам, что в свою очередь в рамках социокультурной динамики позволит грамотно устанавливать и поддерживать межэтнические отношения внутри страны, а также станет важнейшим залогом этносоциальной стабильности в целом.
Список литературы:
- Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: ИС РАН, 2003. – 176 с.;
- Евстигнеев Ю. А. Народы и их подразделения: краткий этнологический справочник. СПб: С.-Петербургский университет, 2003. – 345 с.;
- Кортунов С. В. Национальная идентичность. Постижение смысла. М.: Аспект Пресс, 2009. – 342 с.;
- Тощенко Ж. Т. Этносоциология: Сибирская школа. М.: Социс, 1996. – 264 с.;
дипломов
Оставить комментарий