Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Петухова К.В. ДЕТСКАЯ ОБЩНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДЕТСКАЯ ОБЩНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Петухова Кристина Викторовна

студентка 1 курса магистратуры, кафедра педагогики и методик преподавания  ТГУ,

 г. Тольятти

Е-mailPe2hoff@yandex.ru

Груздова Инна Викторовна 

научный руководитель, канд. педагогических наук, доцент ТГУ, г. Тольятти

 

 

Проблемы становления и развития детской общности, являются актуальными и в педагогическом, и в социальных планах, так как детская общность, основанная на принципах самоорганизации, суверенности и добровольности, создает условия для воспитания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации каждого ребенка. Актуальными являются вопросы: разработки типологии детских общностей; выявления их воспитательного потенциала; выявления роли взрослого в формировании и развитии детской общности.

Понятие общности ввел в науку в 1881 году немецкий социолог Ф. Теннис. Он выделил две категории социальных объединений – общность (Gemeinschaft) и общество (Gessellschaft), отметил, что общность основана на чувстве принадлежности, солидарности, выделил две основные черты общности – близость и интерес. [7 с. 114]

К понятию «общность» обращались и философы, и социологи, и психологи (Г. М. Андреева, В. В. Давыдов, Е. И. Исаев, К. Левин, Т. Парсонс, Б. Д. Парыгин, В. И. Слободчиков, Ф. Теннис, Г. А. Цукерман, В. А. Ядов и др.). Не обошли стороной это понятие и педагоги (О. С. Газман, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, И. Б. Первин и др.). Следует отметить, что их скорее интересовало не столько само понятие, сколько феномен педагогической действительности, его роль в воспитании в сравнении с коллективом. [3, с. 5]

Впервые в педагогике понятие детско-взрослой общности представлено в работах Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина, рассматривавших ее в контексте детского воспитательного коллектива. Авторы отмечают, что любой воспитательный коллектив имеет двоякую структуру – выступает с одной стороны - как организация, как система формальных связей и отношений, с другой - проявляется как общность (социально-психологическая общность), система эмоционально-психологических связей и отношений. [7 с. 116]

Процесс координации, объединения усилий людей приводит к возникновению определенных социальных образований - общностей (семья, коллектив и др.) Общности способствуют повышению эффективности социальных действий и взаимодействий; их развитость, интегрированность, многообразие являются важнейшими признаками высокого уровня организации социальной жизни. Человеческие общности определяются тем, что в них возникают солидарные связи - особый тип социальных отношений, характеризующийся помощью и поддержкой.

Существуют различные подходы к рассмотрению общности. Выделим из них два, важные для выявления роли общности в процессе воспитания. Первый рассматривает общность как понятие нейтральное по социальному смыслу. Второй рассматривает общность как объединение различных совокупностей людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. [4 с. 4]

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев в своих работах предлагают определение общности как «устойчивой и всегда определенной системы связей и отношений между людьми, имеющей единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры» [7 с. 115]. Авторы выделяют детско-взрослую исо-бытийную общности. Детско-взрослаяимеет значение для теории воспитания, так как авторы определяют его как «целостную систему связей и отношений, то есть одновременно она выступает в двухипостасях как структурная организованность и как связанная общность…В со-бытийной общности связи и отношения находятся в гармоничном единстве». Предложенная В. И. Слободчиковым трактовка «со-бытийной общности» как объединения людей, где осуществляется совместная деятельность, позволяет, и объединение детей рассматривать как детскую общность. Предложенное определение со-бытийной общностианалогично определению понятия коллектива как органического единства организации и психологической группы, данному в свое время Л. И. Новиковой. [2]

Рассматривая роль детской общности, детского коллектива в современном воспитании, следует обратить внимание и на то, что, если речь идет об общностях, то среди них можно выделить, две группы: просоциальные и асоциальные. [4 с. 6] Просоциальные – группы, которые не представляют угрозу обществу, несут позитив и помогают ему, порождают инновационные явления и содействуют их вхождению в культуру общества, способствуют стабилизации общества и личности. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры; Асоциальные – группы, которые несут критику каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера. В асоциальных субкультурах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). [6 с. 22]

Социально-психологическая общность в детском коллективе рождается, складывается непроизвольно, через добровольное объединение взрослых и детей, их эмоциональную открытость друг другу. Источником возникновения общности является эмоциональное Я субъекта, присоединение субъектом себя к другому, другим. Педагог может создать определенные условия, порождающие общность, содействовать возникновению и функционированию детско-взрослой общности, где он выступает как равный другим. Развитие общности идет от эмоциональной включенности людей в общее переживание или деятельность к формированию ценностно-смыслового пространства общности, к самоопределению в ней каждого субъекта (позиции, направлений и способов деятельности), проявлению и реализации авторских инициатив ее участников. [1 с. 7]

Следовательно, понятия воспитательного коллектива и детско-взрослой общности близки, общность рассматривается структурной единицей любого воспитательного коллектива, отражая его социально-психологическую характеристику, систему связей и отношений в нем. Важно создать условия способствующие формированию («выращиванию») и функционированию воспитательного коллектива как детско-взрослой общности с системой связей и отношений между детьми и взрослыми. С возникновением общего ценностно-смыслового пространства, с проявлением общих интересов и совместных целей деятельности. Основным условием является открытое межпозиционное взаимодействие детей и взрослых и рефлексия, осуществляемая в данном взаимодействии. [7 c. 117]

Воспитание это процесс создания и функционирования неких объединяющих ребенка и взрослого духовных общностей, в которых происходит становление индивидуальной картины мира. Самая главная воспитывающая детско-взрослая общность складывается уже с первых дней жизни малыша – это его семья. Образуя и переживая свою общность с родителями, ребенок вначале неосознанно, а потом и произвольно начинает отождествлять себя с ними, считать себя похожим на них, ориентироваться на них, соотносить с ними свое поведение, схожим с ними образом интерпретировать окружающий мир. От значимых людей, образующих с ним общность, он начинает перенимать основные социальные знания, ценности и нормы. Отождествляя себя с ними, он перенимает их установки, делает их своими собственными. То есть он перенимает от родителей и некоторых других родственников их представления об элементарных нормах поведения, и еще многое из того, что принято называть картиной мира – системой иногда до конца не осознаваемых представлений человека о мире, определяющих его ориентацию в этом мире и его социальное поведение. [5 c. 12]

По мере взросления ребенка его социальное окружение становится все шире, он начинает встречаться с другими людьми, испытывать на себе влияние других норм, видеть другие интерпретации действительности, сталкиваться с другими толкованиями истины, добра, красоты. Причем ребенок, подросток или юноша встречается не, просто с разными, но зачастую и с противоречащими друг другу картинами мира. С людьми, предлагающими растущему человеку свои версии норм и ценностей, он встречается повсюду. Ситуация с его социализацией и воспитанием усложняется. Чьи установки он примет, в чью сторону направится вектор его ценностного самоопределения, кто и в какой мере будет способствовать становлению его индивидуальной картины мира: родители, друзья, церковь, педагоги, какие-то иные взрослые? А будут это как раз те люди, с кем ребенок станет себя отождествлять, то есть те, с кем он сможет образовать духовную общность, с кем он сможет переживать свою общность, с кем он сможет установить важнейшую для своего личностного развития духовную связь. Именно их картины мира будут приняты ребенком и составят новые слои его индивидуальной картины мира.

Говоря о воспитании как о процессе образования педагогом различных общностей с ребенком, важно отметить еще и такой момент: чем большее количество подобных общностей будет объединять педагога и ребенка, тем эффективнее будет сам процесс воспитания. Можно выделить несколько типов таких воспитывающих детско-взрослых общностей:диадная общность, «общность–группа», «общность–через–посредника», «общность-в-воображении». Все названные выше социальные объединения становятся для ребенка воспитывающими общностями только тогда и на то время, когда и как долго он будет переживать свою общность с другими его членами. Как только это субъективное чувство общности пропадает, можно говорить об исчезновении и самой воспитывающей общности.

Фактором образования воспитывающих общностей могут выступать те или иные совместные действия детей и взрослых: проблемно-ценностное общение, познание окружающего мира, труд, художественное творчество, социальное творчество, игра, развлечения, спортивные занятия, туристские походы и т.п.. Их роль в воспитании сложно переоценить, ведь только в них в полной мере может раскрыться перед ребенком картина мира взрослого. Только в конкретных действиях взрослый способен предъявить детям свои взгляды, свои ценности и свои представления о нормах. Только здесь у взрослого по-настоящему и появляется шанс стать для ребенка значимым взрослым. Совместные действия, как видим, не только конституируют детско-взрослую общность, но и становятся самой тканью воспитания, тем процессом, в рамках которого протекают упомянутые нами выше отождествление, интернализация и рефлексия. А значит, именно в процессе совместных действий взрослого и ребенка может происходить становление и развитие его (ребенка) индивидуальной картины мира.

Картина мира человека формируется в процессе его социализации, воспитания, обучения, саморазвития. Среди этих процессов воспитание занимает свое место. В отличие от всех остальных оно связано с целенаправленным влиянием на нормативно-ценностную основу этой картины мира и в качестве своего результата имеет:

  • расширение знаний ребенка о социальных нормах;
  • развитие его позитивных отношений к базовым общественным ценностям;
  • приобретение им опыта ценностно окрашенного социального действия. [5 с. 12, 13, 15]

Таким образом, воспитание осуществляется только в общностях, которые образует ребенок со значимым для него взрослым. Воспитание происходит  только в процессе совместных действий детей и взрослых как интернализация ребенком картины мира взрослого, общность с которым он переживает. Воспитание осуществляется для того, чтобы помочь ребенку овладеть высшими, социально полезными видами человеческой деятельности.

 

Список литературы:

  1. Беляев Г. Ю. Педагогическая специфика проблемы детской общности // Вестник МГОУ. - 2009. ‑ № 3. С. 7‑9
  2. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.
  3. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2001., С. 5‑18
  4. Селиванова Н. Л. Роль детской школьной общности в системе воспитания // Детская общность в системе социального воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М., 2011. С. 4‑12
  5. Степанов В. П. Воспитание как создание и функционирование детско-взрослых общностей //  Детская общность в системе социального воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М., 2011. С. 12‑20
  6. Шакурова М. В. Субкультурное своеобразие детских общностей //  Детская общность в системе социального воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М., 2011. С. 21‑30
  7. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании юношества // Методология воспитания в контексте современного гуманитарного знания. – 2007. С. 114‑118
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.