Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2011 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дауленова Ж.Б. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ (АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: https://sibac.info//sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 23.10.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ (АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Дауленова Жанар Багитжановна

студентка технического колледжа г. Актобе, республика Казахстан

Научный руководитель Амангосов Ерболат Кабенович

научный руководитель, преподаватель ЦМК социально-гуманитарных дисциплин Актюбинского технического колледжа, республика Казахстан

 

Проблема ценности в современном казахстанском обществе становится все более популярной. Связано это, в первую очередь, с переоценкой ценностей и резкой сменой идеалов, произошедшей в начале 90-х гг. Предметом моего исследования стали ценности молодежи, влияние социальных институтов, средств массовой информации (западных и отечественных) на мировоззрение, нравственные и культурные идеалы подрастающего поколения нового Казахстана.

Молодость - период активной ценностно-созидающей деятельности, именно поэтому в качестве объекта исследования я выбрала молодежь. Необходимо выяснить, каким образом молодые люди фиксируют для себя положительное или отрицательное отношение к тому или иному объекту. На чем основывается данный выбор, чем аргументируется, что (кто) является авторитетным для выбирающего — вот главные моменты моего исследования. В ходе исследования данной проблемы, методом анкетного опроса были выявлены противоречия процесса социализации молодых людей, обусловленные сменой парадигмы моделей воспитания, усилившиеся дифференциацией по ряду признаков (экономических, политических), высокими потребностями молодежи в освоении новых структур общественной жизни, а также определен характер влияния СМИ на ценностную структуру молодого казахстанца наших дней. По каким принципам живет сегодняшняя молодежь, какие ценности она принимает, а какие отвергает, каким молодые люди видят будущее своей страны, чем ценности и проблемы провинциальной молодежи отличаются от ценностей и проблем городской молодежи - вот основные вопросы исследования. Молодой человек стоит перед проблемой — стать самостоятельным и самодостаточным, занять свое место в жизни. Перед ним стоит множество проблем, которые необходимо решить. Давайте посмотрим, с какими трудностями ему предстоит столкнуться.

Независимость и самостоятельность, к которым так стремится молодежь, очень сложно получить без собственного жилья. Собственное жилье - это отдельная квартира, которая может быть не только купленной, но и арендованной. Квартирный вопрос имеет несколько проблем. Молодежь всегда и везде не является обеспеченной частью общества. Молодежь является отдельным классом общества, который только начинает жить и пользуется ресурсами своих родителей. Это значит, что родители принимают решение, нужна ли их ребёнку или молодой семье отдельная квартира или нет. А выбор и  решение родителей зависит не только от их взглядов на жизнь, но и от материальной обеспеченности. А для таких решений у молодых людей просто нет денег. К сожалению, при решении квартирного вопроса молодое поколение не может рассчитывать на государственную помощь. Ипотека в Казахстане для большинства молодежи не доступна.

Работа в прибыльной профессии практически невозможна без профессиональной подготовки и высшего образования. Поэтому выпускники  средней школы стремятся продолжить свое образование. Положение нашего образования и материальное состояние наших преподавателей в частности, порождают коррупцию. Зачастую вступительные экзамены являются соревнованием кошельков. Единственное, что может сделать молодой человек, чтобы иметь возможность бесплатно учиться в ВУЗе — стать талантом. Тогда он сможет блестяще сдать вступительные экзамены, которые проходят в форме Единого Национального тестирования (ЕНТ). В противном случае нужно быть готовым платить за свое обучение. Почти всегда это делают  родители.

Где молодой человек проводит время вне учебы, дома и работы? Это вопрос очень важный. Как правило, в это время человек предоставлен сам себе и никто точно не знает, что он делает. Важно, чтобы молодой человек в это время действительно чем-то занимался, потому что по причине «нечего делать» может произойти что угодно: от хулиганства до убийства. «Нечего делать» приводит к пьянству, наркомании, хулиганству, дракам и другим преступлениям. Молодежь нуждается, чтобы для нее были созданы доступные центры досуга: клубы, дискотеки, спортивные и культурные центры, кинотеатры.

Найти работу, которая станет источником основного дохода — это очередная трудность, которую необходимо преодолеть. В крупных центрах  сделать это легче, а в других городах, тем более в сельской местности ситуация намного хуже. Когда молодой человек ищет работу, то он пытается решить две своих проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние. Начиная работать, он думает, что будет делать через год-два, какую работу сможет получить в будущем. И для него очень важно понимать, что он будет получать опыт и практические знания, которые сделают из него более дорогого, более востребованного рынком специалиста. С другой стороны, человек, начинающий самостоятельную жизнь, требует от своего работодателя такой оплаты труда, которая соответствует его уровню жизни. В Казахстане очень трудно найти работу молодым специалистам. Поиски работы могут продолжаться не одну неделю. Приходится писать правильно составленные резюме, рассылать его по  компаниям, проходить собеседования, выдерживать испытательные сроки. Решение проблемы безработицы в целом и молодежной безработицы в частности — это забота государства. В больших городах есть, где работать и молодежь работает. Но есть целые регионы, где нечего делать. И тогда это уже не проблема молодежи, а проблема региона, а значит государства. Следует помнить, что безработица среди активного и работоспособного населения, которому нужно как-то получать средства к существованию ведет к росту преступности, социальному расслоению, а как следствие, к социальной напряженности.

Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у наших отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне огромной и мощной пропагандистской машиной. Но у наших отцов и матерей было то,  чего нет у нынешней молодежи: знание о законах общества и системы. Им было точно известно, как достичь той или иной цели, что возможно, а что нет. К сожалению, современная молодежь не имеет такого знания. Молодому человеку необходимо иметь представление о жизни и окружающем мире. Ему нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему нужно знать законы того мира, в котором он живет. Вся эта информация поступает к ребенку от родителей, друзей, педагогов, из сказок, мультиков, песен и кинофильмов. А молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта.

В современном Казахстане наблюдается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей. Проблема состоит в том, что в процессе трансформации казахстанского общества в 1990-х годах понятие воспитания почти исчезло из сферы отечественного образования и молодежной политики. Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Это вопрос, к сожалению, пока еще решается плохо. И главная причина — не в низкой профессиональной компетенции учителей, а в том, что в казахстанской семье нет согласия относительно того, на каких ценностях можно и нужно воспитывать молодежь. Прав был известный русский философ И. А. Ильин, говоря, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в человеке волка» [3, с. 39]. Именно эта проблема стоит перед всей современной казахстанской системой воспитания и образования. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения.

Казахстанская молодежь прекрасно адаптировалась в условиях переходной экономики. Они пытаются выживать в стремительно меняющемся мире и развивают способность приспосабливаться к любой ситуации. В результате формируется гибкость, приспособляемость, открытость, способность все переоценивать. С одной стороны, быстрая адаптация – положительный момент. С другой, подросток вырастает приспособленным к обстоятельствам, уверенным, что может выкрутиться из любой ситуации. Но рано или поздно такой человек становится жертвой обстоятельств, потому что не может противопоставить им ничего своего. По мнению исследователей, «ум таких детей становится прагматичным, честь продается, а совесть просто отмирает» [2, с. 96].Некоторые исследователи считают, что именно возраст влияет на отношение к деньгам. Интересны результаты опроса, объектом которого выступили  выбранные нами «поколенческие» группы. В ходе исследования было опрошено 127 человек разного возраста. Первым опрашивался ребенок, затем один из его родителей и бабушка или дедушка по этой же линии, т. е. три поколения одной семьи. Это дало возможность сравнить влияние факторов возраста и семейных традиций, снизить влияние различий в социальном происхождении и доходах. Согласно данным исследования, дети рассматривают деньги как средство установления социальной справедливости и испытывают страх, который неизбежно приносят деньги. Отношение к деньгам подростков характеризуется желанием «разбогатеть», «хорошо устроиться в жизни», «иметь свое дело». 49% опрошенных подростков связывают свое счастье с количеством имеющихся у них денег и рассчитывают в жизни на собственные силы, карьеру, повышение своего образовательного и культурного уровней, часто готовы к антисоциальным действиям ради денег. Поколение родителей (от 27 лет и старше) видит в деньгах средство избавления от острых повседневных проблем, возможность чувствовать себя уверенными и независимыми. В этой среде деньги — это мера независимости. Старшее поколение (бабушки-дедушки) рассматривают деньги как «возможность тихо и спокойно завершить свою жизнь, помогая другим». Среди участников опроса это единственная группа, которая негативно высказывается о деньгах, искажающих, по их мнению, отношения между людьми. Таким образом, не деньги портят людей, а, напротив, люди, умеющие или не умеющие пользоваться деньгами, сознательно обращающие их на пользу другим людям, всему обществу, либо, наоборот, превращающие их в орудие достижения своих корыстных целей, определяют их социальную роль и ценность.

В обществе происходят сложные процессы упадка семейных ценностей, а именно: снижение потребности иметь детей в браке; увеличение числа разводов; увеличение числа случаев внутрисемейного насилия; рост числа неполных семей; падение авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстника, устроившегося в жизни; рост числа незарегистрированных браков (краткосрочность семейных отношений) [1, с. 109].

Исходя из актуальности проблемы, было проведено социально-психологическое исследование, в задачи которого входило выявление сложившихся семейных установок студентов средних учебных заведений; определение ожиданий молодых людей от собственной семейной жизни; выяснение их отношения к будущей роли родителей. Данное исследование проводилось на базе Актюбинского технического колледжа. В нем принимало участие 60 студентов 4 курса. Среди опрошенных — 37 девушек и 23 юноши. Остановимся на ключевых результатах, полученных после обработки всего массива эмпирических данных. Сопоставляя результаты опроса юношей и девушек, можно заметить, что в определении семьи девушки являются более «холодными», ограничиваясь такими определениями, как «социальный институт», «малая группа». Среди юношей наиболее часто встречается ответ «любовь, тепло». При определении ведущих мотивов для вступления в брак обнаруживается сходная тенденция. Наиболее частым мотивом для вступления в брак и девушки, и юноши считают любовь. Но на втором месте у девушек стоит материальный расчет, а у юношей взаимопонимание и духовная близость. Большинству опрошенных супружеская жизнь кажется «нелегкой, сложной». На втором месте у юношей ответ — «интересной», девушки отвечают: «самостоятельной и ответственной». Девушки хотели бы видеть мужа старше себя приблизительно на 5 лет (оптимальный возраст для женитьбы — 23‑25 лет, оптимальный возраст для замужества — 19‑23 года). Наибольшее число юношей, напротив, считают, что супруга может быть старше их на 2‑3 года (оптимальный возраст для женитьбы — 20‑25 лет). Т. е., молодые люди, вероятно, ищут себе жену, которая смогла бы заменить им маму, что, возможно, связано с тем, что практически половина юношей воспитывалась в условиях неполной семьи. Что касается распределения семейных обязанностей, то, по мнению юношей, именно они должны руководить семейными делами; девушки считают, что эту функцию должны осуществлять оба супруга. И девушки, и юноши предполагают, что муж должен материально обеспечивать семью. С женской точки зрения, планирование бюджета при этом должна осуществлять жена; юноши считают, что распределение финансовых ресурсов (которые, напомним, заработать должны они) входит в обязанности обоих супругов. И юноши, и девушки утверждают, что уход за ребенком, ведение хозяйства и воспитание детей — долг обоих супругов. Наиболее важными качествами в супруге юноши считают привлекательную внешность, для девушек более важными являются самостоятельность будущего мужа. Сравнивая данные, полученные при опросе студентов из полных и неполных семей, можно заметить, что студенты из неполных семей считают, что семья — это «самое главное в жизни». 35% студентов из неполных семей еще не представляют себе собственную семейную жизнь, 17% отметили, что при мысли о браке им «становится плохо, страшно». Учащиеся из полных семей «планируют семью, мечтают о браке» (27%). Таким образом, можно сказать, что отсутствие одного из родителей повышает у молодых людей тревогу относительно готовности к будущей семейной жизни, при мысли о семье многие испытывают дискомфорт, хотя при этом остро ощущают нехватку семейного тепла. В целом можно сказать, что у студентов выявлено положительное отношение к семье и браку. Практически все они позиционируют семью как наивысшую жизненную ценность. Однако о своей будущей семье большинство респондентов имеет довольно смутное представление. Учащиеся еще не до конца определились с тем, что для них является более приоритетным — семейная жизнь или полная свобода и независимость.

Практически у всех студентов наблюдается позитивное отношение к детям и родительству. Для большинства респондентов ребенок — это «счастье, радость», «цветы жизни», «самое главное, желанное». Полученные результаты свидетельствуют о некой инфантильности современных молодых людей в отношении семейной жизни.

Проблемы молодёжи особенно остро ощущаются вне больших городов. На фоне городской суматохи кажется, будто этих проблем и не существует вовсе. Все куда-то бегут, все чем-то заняты. В провинции же дела обстоят совершенно иначе. На лицо прогрессирующая болезнь современной молодежи — одичание и деградация. Все внедряемые реформы в системе среднего образования показали свою несостоятельность. В итоге на выходе из школы получаем запуганных и растерянных детей. Что они выберут дальше? Естественно не профессию учителя.

Одной из тем нашего исследования  был поиск кумиров современной молодёжи. Не смотря на известную библейскую заповедь — «не сотвори себе кумира», мы понимаем, что ни один здоровый социум не может обойтись без этих самых образцов для подражания. Можем взять для примера ту же советскую эпоху. Недостатка в идеалах для подрастающего поколения там не было. Образцами могли быть и вполне конкретные люди: Гагарин, Алия Молдагулова, Панфилов. Много ли сегодня найдётся людей, которые согласятся увидеть «героя нашего времени» во враче, учителе, учёном? Разумеется, нет! Герой должен либо добиваться успеха, либо ярко и трагично погибать на пути к нему, но никак не вести жалкую повседневную борьбу за существование.

Само собой возникает вопрос — а кто же займёт пустеющие места на пьедестале почёта? Кто будет новыми кумирами нашей молодёжи? Ответы на этот вопрос даются разные. Многим людям, особенно, из старшего поколения кажется, что молодежь нашла свои идеалы в мире гламура, где ухоженные, модно одетые, успешные мальчики и девочки беззаботно проводят дни, целенаправленно двигаясь вперёд, желая стать постоянными героями светских хроник. Многие указывают, что кумирами нынешней молодёжи стали олигархи и политические деятели, что каждый студент мечтает если и не купить яхту длиннее, чем у Абрамовича, то стать депутатом, как минимум областного маслихата. Отрицать то, что у многих, действительно, есть если не стремление, то хотя бы мечта занять какой-нибудь из подобных постов, конечно, не приходится. Другое дело, что понятие идеала всё-таки намного сложнее, образцом для подражания не обязательно становится тот, кто занимает высокое социальное положение или живёт с максимальным комфортом. В целом отношение нашего молодого поколения к руководителям бизнеса и политическим деятелям представляет причудливую смесь злобы и зависти. Создаётся абсурдная ситуация, при которой каждый готов чуть ли не матом обругать любого чиновника вплоть до руководителя государства, но при этом был бы очень даже не прочь занять одно из вакантных местечек во властной вертикали. Власть перестаёт быть авторитетной и уважаемой, оставаясь при этом всё-таки желанной. В негативных образцах для сравнения, к сожалению, недостатка, скорее всего, у нас никогда не будет. Но у нас ведь практически вся молодёжь сегодня живёт именно по такому принципу, а общество с помощью масс-медиа и при попустительстве государства с избытком снабжает юные умы негативными примерами. Этот путь лёгок и приятен, не требует напряжения сил и льстит самолюбию. Глядя на гламурного мальчика из телешоу так легко почувствовать себя настоящим мужчиной. А на фоне большинства героинь того же «Дома-2» практически любая девушка будет казаться образцом целомудрия, деликатности и доброты. Высокая самооценка и ощущение своего совершенства обеспечены. Вот только такое самолюбование на фоне убогих «героев нашего времени» рано или поздно приведёт к кризису и застою. Общество не может двигаться вперёд не имея позитивных идеалов, не ставя перед своей молодёжью трудновыполнимые задачи, не вызывая желание равняться на лучших.

Все эти вопросы задавались в виде глубинного интервьюирования учащихся 1‑2 курсов колледжа, зафиксированы в форме видеоматериала. Из негативного, что нам удалось выявить из исследования, было следующее:

 >

2.  Алкоголь и сигареты. Как не пить в стране, в которой молоко дороже пива? Нормальное явление, что школьники с сигаретами и пивом прогуливают школу. На это люди уже с шоком не смотрят — привыкли.

3.  Наркотики: травка, амфитамин — искусственное счастье, которое заставит забыться любого и напомнить о себе завтра. Дискотеки - это уже алтарь славы и гордости. Кто круче, больше и дольше провисит.

 

4.  Лень к чему-то стремиться, что-то сделать, чего-то достичь и добиться.

5.  Жестокость, неоправданная по отношению ко всем и ко всему.

6.  Интернет и СМИ способствуют максимальному развитию вышеупомянутых пунктов ради своих рейтингов.

Когда тебе восемнадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди, и если и сделаешь какие-либо ошибки, впереди есть столько времени, чтобы их исправить. Молодежь разнолика. Есть молодежь сельская и городская, студенческая, творческая, воинская и т. д. Каждая из этих категорий требует при ее изучении более конкретного, дифференцированного подхода. Вот и Владимир Коровкин, гендиректор рекламного агентства FCBi Moscow написал спорную, но очень интересную статью «Молодежь с цепи сорвалась». «С этим поколением, — подчеркивает он, — в массе своей недолюбленных, недоученных, недовоспитанных и с детства приученных к агрессии подростков — мы и начинаем сталкиваться. Его влияние объективно подходит к пику…» [4, с. 42] В этой статье констатируется как факт, что современная молодежь аполитична. В начале 80-х молодежные лидеры Европы утверждали, что только 5% молодых людей участвует в политике. В Советском Союзе с гордостью отмечали, «у нас — 50–60%.» Прошло время. В настоящее время означилась другая крайность: лишь 3% молодых казахстанцев участники политических акций. Только благодаря возрождению студенческих строительных отрядов,  проведению акции  «Расцвет села — расцвет Казахстана» удалось в массовом порядке привлечь молодежь к участию в общественных делах. Не может, мягко говоря, не удивлять ситуация, когда «энтузиазм» волонтеров проплачивается, молодежные лидеры получают, помимо денег, за «служение», мобильные телефоны и прочие льготы за счет заинтересованных организаций (партий, движений, государственных органов). Перестройка началась с введения в наш лексикон понятия «четвертая власть», а это печать, радио, телевидение, впоследствии Интернет как мощное комплексное средство воздействия на сознание и подсознание людей. Для молодежи Интернет становится стандартом потребления, жизненного комфорта, как собственный автомобиль или путешествие за границу. Вместе с тем нельзя не отметить, что «паутина» становится свалкой, бесконтрольным местом, где помещаются материалы фашистского, расистского характера. Там пользователь может найти все: и полезное, и запретное (как изготовить бомбу, как совершить террористический акт). Интернет создает свой особый «виртуальный» мир, параллельный мир, в котором молодой человек купается, грезит, живет по своим законам. Возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью). В итоге меняется стиль поведения личности, который определяется как девиантный. В сети легко обнаружить сайты, где положительно оценивается такое явление, как сатанизм, наркотизм, педофилия и другие виды сексуальных извращений. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов нередко виртуальные идеи переносят в повседневную жизнь.

С Запада пришло такое криминальное явление как “happy & lapping” (избиение для развлечения). Подростки снимают на видеокамеры своих мобильных телефонов реальные драки и издевательства. Причем ценятся в молодежной среде те ролики, где действующим лицом (добавим от себя: с признаками мазохизма и издевательства) являются владельцы мобильников. Сцены насилия уже никого не шокируют: будь то Интернет, либо домашний просмотр видеопродукции, снятой мобильником. Следует подчеркнуть, что реальные ролики насилия (не постановочные) пользуются во «всемирной паутине» особенным спросом. Министерство образования Италии, как только “happy & lapping” стало набирать силу, ввело запрет для учеников школ на ношение мобильных телефонов. В Германии создано специальное подразделение полиции, которое отслеживает в Интернете сайты с подобными сценами. Казалось бы, продукция в стиле реалити — шоу, в духе порно рассчитана на удовлетворение запросов отдельных категорий населения. Но острие-то направлено на молодежь, на продуктивную часть общества. Это удар по будущему. Это составная часть демографической, информационно-психологической войны, которая ведется против нашей страны. Средства массовой информации, особенно телевидение и кинематограф, насаждают философию «живи здесь и сейчас», ведут агрессивное наступление на нравственные и семейные ценности под девизом «все на продажу». В течение часа по TV (по любому каналу) следует 7–8 убийств. В вечерние часы порция насилия еще более возрастает. Стремление к «красивой жизни» («красиво жить не запретишь!»), культивирование «звездной болезни», жить не по средствам — лейтмотив глянцевых, гламурных (англ. glamour — очаровательное, роскошное) изданий. Девушкам рекомендуется обзавестись имиджем стервы, «блондинки в шоколаде». Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что молодежь бывает разная, по большому счету она «другая». С другим миропониманием, другими вкусами, с другой модой. Если бы не было определенной преемственности, не было бы прогресса общества.

Делая выводы по своему мини-исследованию, ценностное культурное пространство молодежи  можно характеризовать  следующими особенностями: в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными  являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь; среди повседневных ценностей молодых казахстанцев преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом нашего общества к рыночным отношениям; все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии и находится на периферии молодежного внимания; духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека; образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием, что свидетельствует об утилитарном отношении к нему; в казахстанской ментальности по- прежнему серьезное значение имеют семейные ценности; высокий ранг в системе важнейших свойств личности и как общественная ценность получает такое качество как ответственность; в ценностной иерархии современной казахстанской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.           

Ценностный мир молодых казахстанцев представлен многообразием ценностей и ценностных ориентации, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии общественного идеала и общенациональной идеи. А это значит, что наша молодежь, несмотря на все эти трудности, в большинстве своем прекрасна, пытается найти себя в мире всесилья взрослых, пусть не всегда это удается, но она ищет пути решения своих проблем, а как мы знаем, кто ищет – тот всегда найдет.

 

Список литературы:

  1. Кариева А. Т. Семья как зеркальное отражение государства. Астана. — 2009. —311 с.
  2. Молодежь как отражение проблем современного общества/Сборник  статей под ред. А. Н. Савицкой/ — М. — 2003. — 324 с.
  3. О молодежи и ее проблемах /Сборник статей под.ред. Симбирцева А. Н./ —Алматы — 2004. — 243 с.
  4. Проблемы молодежи: прошлое, настоящее, будущее./Сборник статей под ред. Трофимова А. Н./ — Астана. — 2009. — 210 с.
 >
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом