Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2011 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ САХА
Интеллектуальные способности древнего якутского народа на протяжении всей его предыдущей истории проявлялись в материальной и духовной сферах. В процессе практической и умственной деятельности якутов добывались знания и представления об окружающем мире, представляющие собой народную мудрость. Они закреплялись в жизненном опыте, в произведениях многожанрового фольклора и передавались из поколения в поколение [4].
Это подтверждается словами якутского ученого А.Г. Новикова, доктора философских наук, что «любой этнос имеет своеобразное сознание, сложившиеся взгляды…» [5].
Изучение календаря, как системы исчисления времени и как хранителя народной памяти, представляется необходимым при рассмотрении традиционных хозяйственных занятий и генетических связей того или иного народа.
В ходе исследования была изучена научно-популярная и историко-этнографическая литература о создании традиционного якутского календаря, как одного из составных частей духовной культуры народа cаха, тесно связанной с его хозяйственной деятельностью.
В ходе изучения данной проблемы были рассмотрены труды якутских ученых, историков, исследователей традиционной культуры народа cаха Заборовской И.В., Поповой Г.С.-Санаайи, Макарова Д.С., Гоголева И.А.
Однако, по мнению автора, изучаемый нами вопрос не подвергнут специальному исследованию. Как пишет Гоголев И.А., изучение традиционного якутского календаря фактически началось только с 1980-х годов [1]. Таким образом, некоторые аспекты данной темы в настоящее время полностью не раскрыты, публикаций почти нет.
Научная новизна заключается в междисциплинарной связи между культурологией и астрометеорологическим подходом времяисчислительной функции народа cаха.
Исходя из этого, основная цель нашей работы заключается в том, чтобы определить сущность и систему календарных представлений народа cаха на основе хозяйственной деятельности.
Исследование, предметом которого является традиционный якутский календарь как элемент воплощения хозяйственной деятельности народа cаха, актуально. Этим предопределен выбор темы исследования.
Гипотеза исследования: изучение традиционного якутского календаря дает представление о том, что народ cаха обладал эмпирическими знаниями и интеллектуальными способностями о астрометереологическом подходе функции времяисчисления.
Для доказательства данной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
- Изучение истории создания различных видов якутского календаря с точки зрения духовной культуры этноса cаха.
- Выявление аспектов времяисчислительных представлений якутов на основе их хозяйственной деятельности.
- Изучение и обобщение особенностей, смысловой характеристики и внешнего оформления православных и якутских календарей.
- Изготовление авторского традиционного якутского календаря из дерева.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды якутских ученых по культурологии народа cаха о развитии астрометеорологических знаний, его хозяйственно-скотоводческая деятельность и народное творчество. В работе использованы следующие методы: теоретический, описательный, поисковый, проектирование.
Календарь сложился в глубокой древности, так как в его развитии лежало в основном конкретное содержание отдельных природных сезонов. Еще в древности попытки людей согласовать между собой сутки, месяц и год привели к тому, что в разные эпохи и у разных этнических формирований были созданы три вида календаря [2]:
- Лунный, наиболее ранний, основанный на движении Луны и созданный с целью согласования течения суток и лунного месяца.
- Лунно-солнечный, содержащий попытки согласовать между собой все три единицы времени (сутки, месяц и год).
- Солнечный, более связанный с политически организованным обществом, с элементами профессиональной структуры.
Календарь и связанные с ним обычаи и обряды других про якутов, могли значительно отличаться от того хозяйственного календаря.
Как и многие скотоводческие народы, у которых к началу письменной истории отсутствовал государственный строй, якуты пользовались лунно-солнечным календарем. В его основе лежит лунный ход, состоящий из 12 месяцев, но согласованный со сроком солнечного года.
Якутское слово «ый» (месяц) — это не только Луна и месяц, оно применяется в значении «указать», которое в дальнейшем стало одновременно термином для конкретного временного указателя – месяца. Обычный якутский месяц состоял из 30 дней и делился на 3 декады (по 10 дней в декаде). Они соответствуют фазам Луны — «сана ый» (новолуние), «толору ый» (полнолуние) и «эргэ ый» (старолуние) [6].
Якуты, в историческое время, то есть после XVII века, пользовались лунно-солнечным календарем, состоящим из 12 месяцев. Но для того, чтобы привести в соответствие лунное исчисление с солнечным циклом, необходимо было примерно раз в три года вставлять дополнительный 13 месяц. Однако такая строгая регламентация интеркаляции (дополнения лунного календаря) в якутском календаре не практиковалось. Поэтому интеркаляция могла производиться или вперед, или после «от ыйа» (июля месяца) - травостоя и «бала5ан ыйа» (сентября месяца) — переезда на зимние балаганы [2].
Традиционные якутские народные календари XIX-XX веков типологически были близки к русским деревянным календарям — святцам. Они изготовлялись из дерева. В основном, это были обычные дощечки, на которые с помощью зарубок и особых знаков, делалась важная для жизнедеятельности информация: о начале и ходе сельскохозяйственных работ (так как якутский календарь теснейшим образом связан со скотоводческим хозяйством); о сроках охотничьего сезона и рыбной ловли; о днях церковных и семейных праздников.
Одинаковых, совпадающих во всех обозначениях календарей у якутов не было: в разных местах, исходя из характера природы и хозяйства, вносились в календари свои дополнительные знаки, причем отбрасывались не нужные для данных мест символы. Кроме того, как правило, отмечались дни святых, имена которых носили члены семьи (хозяин, хозяйка и др.). Даже в календарях одного и того же улуса бывают расхождения в знаках. Эти календари сугубо индивидуальные, многое зависело от уровня развития, интересов и степени религиозности изготовителя, от желания заказчика. Еще одна особенность: календари эти не составлялись специально для одного определенного года, они использовались в любом последующем году, месяце. Поэтому их называли «вечными календарями» («уйэттэн уйэ5э диэри барар халандаар») [3].
Якутские календари делятся на годовые, месячные и недельные (см. Приложение, рис.1) [2]. Принцип устройства у всех одинаков. В годовых писали названия месяцев и количество дней. В месячных и недельных традиционных якутских календарях делались отверстия соответственно количеству дней месяца, недели. В эти отверстия вставляли палочки для обозначения дня и недели.
В якутском годовом календаре, принадлежавшем голове Борогонского улуса Охлопкову Николаю Ефимовичу, рамка украшена растительным орнаментом. В верхней части, выкрашенной в синий цвет, записаны названия месяцев, количество дней в месяце и начертаны слова «Вечный календарь». В центре имеются две самодельные железные стрелки, вращающиеся вокруг разноцветных концентрических кругов, на которых отмечены даты и дни недели. В левом и правом нижних углах указаны названия месяцев и количество дней (см. Приложение, рис.2) [3].
Еще один «Вечный календарь» представляет собой четырехугольную деревянную доску. Имеет 12 горизонтальных полос с отверстиями, каждая из которых соответствует определенному месяцу и графическим обозначениям церковных праздников. Год начинается с сентября - это перенято от русского народного календаря (см. Приложение, рис.3) [3].
Примером традиционного якутского календаря XIX века, служит православный календарь святых дат, церемоний и обычаев, которые были хорошо приспособлены к хозяйственному годичному циклу якутского народа.
Итак, предлагаю поисковую часть своей работы. Православный календарь, был составлен долгожителем Мегино-Кангаласского района села Ломтука, тогда 88-летним Григорьевым Семеном Ивановичем, который вел личные астрометеорологические исследования в течение всей жизни. Он был отцом Поповой (Григорьевой) Галины Семеновны — Санаайа, этнопедагога, кандидата педагогических наук, доцента кафедры культорологии Якутского Государственного Университета. Данную информацию мне рассказала моя мама Федорова (Степанова) Светлана Ивановна. В 1974 году, будучи ученицей седьмого класса Тыллыминской средней школы, она лично встречалась с Григорьевым С.И., беседовала с ним по данному вопросу, и раскрыла содержание данного календаря.
Православный календарь дат и праздников («танаралар») представлен в табл. 1.
Таблица 1
Православный календарь дат и праздников («танаралар»)
№ |
Название по-якутски |
Название по-русски |
Даты |
Традиционная хозяйственная деятельность якутов |
1 |
Ороhуоспа |
Рождество |
25 декабря (7 января) |
День рождения Иисуса Христа. 7 дней поют славу. В этот день полы балагана стелили душистым сеном, хозяева угощали гостей праздничными оладьями, мясом и раздавали деньги. С этого дня начинались рождественские морозы. Примечали, что если в этот день тепло, то весна будет холодной. |
2 |
Баhылайап |
Васильев день |
1 (14) января |
Старый Новый год. Примечали, что зима находится посредине, и как бы «делит» ее на две части. С этого момента начинается «перелом» зимы. |
3 |
Кириhиэнньэ |
Крещение |
6 (19) января |
Крестили Иисуса Христоса, в этот день мыли иконы и этой водой брызгали коров, балаган и хотон (хлев). |
4 |
Бастакы Охонооhойоп |
Первый Афанасьев |
18 (31) января |
Ломается первый рог у Быка-Зимы, предвещавший о начале весны. |
5 |
Иккис Охонооhойоп |
Второй Афанасьев |
26 января (8 февраля) |
У Быка-Зимы отваливается второй рог.
|
6 |
Уhус Охонооhойоп |
Третий Афанасьев |
2 (15) февраля |
Отваливается голова с шеей у Быка-Зимы. Примечали, если теплый день, то ожидалась теплая весна, завершалась пора сильных морозов. |
7 |
Сылаас Элэксэй |
Теплый Алексей |
15 (28) февраля |
В этот день по мифологическим представлениям якутов отваливалась спина - туловище у Быка-Зимы. |
8 |
Была5ачыанайап |
Благовещение |
25 марта (7 апреля) |
Выходной день у Бога. Все – люди, звери, птицы по велению Бога отдыхали, кроме кукушки. Бог проклял кукушку, и с тех пор она кукует только два месяца, не ухаживает за птенцами, садится на сухое дерево. |
9 |
Дьэгуэрэйэп |
Егорьев день |
23 апреля (6 мая) |
День Святого Георгия – покровителя скота. Прилетают вороны, гуси. |
10 |
Дьэримиэйэп кунэ |
Иеремеев день |
1 (14) мая |
Начало весенних полевых работ. |
11 |
Сааскы Ньукуолун |
Николин день (весенний) |
9 (22) мая |
Переход на лето, то есть начинается летняя половина года. Считалось у якутского народа примечательной праздничной датой: «С Николой живи - не тужи». Начало ледохода. |
12 |
Саар Кэстэкуун кунэ |
День царя Констан тина |
21 мая (3 июня) |
Время прилета уток, турпанов. Завершается переезд из зимника в летники, в хороший год идет дождь. |
13 |
Бэтуруэп кунэ |
Петров день |
29 июня (12 июля) |
Начало сенокоса и сезона летних работ. Если в этот день не приступили к сенокосу, то вступают после «собрания демонов» («абааhы мунньа5а») через два дня. В эти дни ожидали дожди «петровские». |
14 |
Борокуоппайаат |
Прокопьев день |
8 (21) июля |
Начало массового сенокоса, время снятия бересты. |
15 |
Ылдьыын |
Ильин день |
20 июля (2 августа) |
Середина покоса, в этот день полагается отдых. В озерах начинают летать утята. Ночи темнеют. |
16 |
Бастакы Ыспааhап |
Первый Спас |
1 (14) августа |
Начинается перемена погоды, утром становится холодно, а ночью начинаются первые заморозки. |
17 |
Иккис Ыспааhап |
Второй Спас |
6 (9) августа |
«Каков день во Второй Спас, таков и покров». Начинаются дожди. |
18 |
Кэнники Ыспааhап |
Третий Спас |
16 (29) августа |
Разгар сенокоса и уборочной страды. Поспевает брусника. Дни становятся заметно прохладными. Начинается осень. |
19 |
Сэмэнэп |
Семенов день |
1 (14) сентября |
Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Начало «семеновских» дождей. |
20 |
Исийээнэп |
Исакиев день |
14 (27) сентября |
Завершается переезд в зимники, «медведь ложится в берлогу, звери уходят в спячки». Земля начинает подмерзать. |
21 |
Бокуруоп |
Покров день |
1 (14) октября |
Начало настоящего зимнего сезона, с этого дня скот держат в хотоне, кормят сеном. Начало ледостава и осенней озерной неводьбы (ловли карася). |
22 |
Миитэрэйэп аат |
Дмитрьев день |
26 октября (8ноября) |
Начинается забой скота («идэhэ»). Завершалась неводьба. |
23 |
Мэхээйэлэп аат |
Михайлов день |
8 (21) ноября |
Первые сильные морозы. Начало сезона вывоза мяса, масла, дичи, и так далее, на продажу в город. |
24 |
Кыhынны Ньукуолун |
Николин день (зимний) |
6 (19) декабря |
Самые короткие дни. Николинские морозы.
|
Таким образом, мы приходим к выводу, что мудрый якутский народ, испытав влияние русского народного календаря, создал православный календарь, связанный с их материальной и духовной культурой.
На основе теоретического изучения истории создания традиционного якутского календаря, автор изготовил годовой календарь из дерева, натурального, экологически чистого материала. С древних времен народ Саха зиму олицетворял в виде огромного белого быка с голубыми пятнами, с громадными рогами и морозным дыханием. Поэтому календарь был изготовлен в форме быка и украшен тонкой резьбой. Этот календарь — годовой (см. Приложение 2). На рогах быка отмечены дни недели: понедельник — «бэнидиэнник» — буквой «Б»; вторник — «оптуорунньук» — «О»; среда — «сэрэдэ» — «С»; четверг — «чэппиэр» — «Ч»; пятница — «бээтинсэ» — «Б»; суббота — «субуота» — «С»; воскресенье — «баскыhыанньа» — «Б».
На громадном туловище быка отверстиями отмечены дни месяцев – 31день.
Посередине туловища цветок лилия — «сардана», имеющее большое значение, как олицетворение надежды, чистоты, долгой и красивой жизни.
Также на нем отмечены 12 месяцев: первый — январь — «тохсунньу»; второй — февраль — «олунньу»; третий — март — «кулун тутар»; четвертый — апрель — «муус устар»; пятый — май — «ыам ыйа»; шестой — июнь — «бэс ыйа»; седьмой — июль — «от ыйа»; восьмой — август — «атырдьах ыйа»; девятый — сентябрь — «бала5ан ыйа»; десятый — октябрь — «алтынньы»; одиннадцатый — ноябрь — «сэтинньи»; двенадцатый — декабрь — «ахсынньы».
По туловищу быка дни месяца (31 день) отмечены отверстиями, и на самом верху изображены переходные сезоны года:
- Зима — «кыhын» — буквой «К». 220 зимних дней в якутском народном календаре, счет которых начинается с октября месяца, когда обычно образуется устойчивый снежный покров. Скот переводили на стойловое содержание (на зимник). 25 декабря — самый короткий день в году. Его называли «дьыл иэ5иллиитэ» (« годоворот»), то есть поворот года на лето.
- Весна — «саас» — «С». Примечательно, что якутское слово «саас» (весна) имеет и другое значение — «год жизни», «возраст», совпадающее с его древнетюрским значением, где начало года у древних тюрков совмещалось с весной. Каждую весну прибавлялся год прожитой жизни. А в названиях весенних месяцев отражены тонкая наблюдательность народа. Так март месяц — «кулун тутар» — месяц подкармливания жеребят, апрель месяц — «муус устар» — месяц ледохода, май месяц — «ыам ыйа» — месяц массового удоя коров.
- Лето — «сайын» — «С». 140 летних дней в якутском народном календаре. Лето у якутского народа начинается 22 мая (Николин день). С этого дня детям разрешается посидеть, полежать на земле. 25 июня — самый длинный день в году. Его называют «сайын иэ5иллиитэ» («летоворот»), то есть поворот лета на зиму. Летняя половина исчисления связано с выгоном скота на пастбища и заготовкой сена на зиму.
- Осень — «куhун» — «К». С учетом особенностей хозяйственной деятельности якутского народа были введены в календарь август месяц — «атырдьах ыйа» — месяц стогования сена, сентябрь месяц — «бала5ан ыйа» — месяц перекочевки с летников в зимники.
Этот календарь в использовании очень прост: в отверстия вставляются палочки для отметки дней недели, месяцев, дней и переходных сезонов года.
В заключении можно сказать, что традиционный якутский календарь, был создан на основе православного календаря русского народа. Органичное соединение русского и якутского календаря превратилось в удобную систему узнавания времени, а народное сознание наделило каждого святого своими обязанностями, за исполнение которых якуты почитали их. Таким образом, с принятием христианства изменилось летоисчисление якутского народного календаря. Были внесены церковные праздники, но не все, а лишь те, которые были связаны с хозяйственной деятельностью якутов.
Якутский календарь имел большое внутреннее смысловое значение в повседневной хозяйственно-скотоводческой жизни народа Саха, что подтверждается приведенными теоретическими, поисковыми и практическими исследованиями автора, и помогает исследователям в изучении не только старинных календарей, но и традиционной культуры народов Севера в целом.
Дальнейшее изучение календарной системы и календарной обрядности народа саха позволит существенно пополнить знания о происхождении их культуры.
Приложение 1
Виды традиционных якутских календарей
Рисунок 1. Виды традиционных якутских календарей: деревянный резной XIX века, недельно-месячный (3 вида), недельный
Рисунок 4. Традиционный якутский календарь «Бык-Зима». Изготовил Федоров Федор Андреевич, студент 2 курса ГОУ СПО «Южно-Якутский технологический колледж». Дерево, резьба
Список литературы:
- Гоголев И.А. Традиционный календарь якутов. Якутск, 1999. — 72 с.
- Гоголев И.А. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Научно-популярное издание. Якутск: издательство Якутского университета, 2002. — 104 с.
- Заборовская И.В. Искусство художественной обработки дерева у якутов (по материалам музеев ЯАССР). Сборник научных статей Якутского республиканского краеведческого музея. Выпуск 2. — Якутск, 1957. — 157 с.
- Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1983. — 120 с.
- Новиков А.Г. О менталитете Саха. Монография. Якутск: Издательство Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия). — 147 с.
- Попова Г.С.-Санаайа. Тэгурук сыл туhулгэтэ. — Якутск: Издательство СГУ, 2003. — 83 с.
дипломов
Оставить комментарий