Статья опубликована в рамках: CXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 апреля 2022 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА: ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ – ТОЧКА ОТЧЕТА
Отношения государства и церкви, как двух концептуальных социальных институтов, в ходе исторического развития изменялись от взаимодействия до отрицания и наоборот. Хотелось бы обратить внимание на переломный момент, так называемую линию разлома, - события 1917 года. К этой отправной точке Россия пришла с промышленным переворотом, образованием промышленных центров, концентрации рабочей силы, распространением марксистко-ленинских идей, формированием светской идеологии. Действия от февраля к октябрю 1917 года социальных институтов и организаций до сих пор обсуждаема и оценки дискуссионные, так как в эти несколько месяцев прослеживались различные варианты развития социальных событий: от монархических до радикально противоположных – революционных, что, собственно, и привело к власти партию большевиков.
В дореволюционный период министром народного просвещения графом Уваровым в XIX веке (1833 г.) сформулированная «теория официальной народности», ставшая государственная идеологией. Она включала три основных постулата: православная вера, самодержавие и народность. Однако набирающий силы маховик неразрешенных противоречий привел к перевороту с новой системой организации, новой структурой населения, новой идеологией.
В первые годы после прихода большевиков к власти в 1917 году их мировоззренческая политика была направлена на искоренение религии, как несовместимой с марксистской идеологией. Ленин В.И. в работе «Социализм и религия» отмечал: «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью» [1].
Падение Российской империи вызвало совершенно новые формы государственной власти, с которыми русский народ и Русская Православная Церковь никогда не встречалась за все время своей истории, хотя на протяжении существования государства взаимоотношении церкви и власти видоизменялись, но, следует отметить, при сильном государстве, церковь с середины XVII века (реформы Никона) на доминирование не претендовала.
С приходом большевиков к власти началась гражданская война, сопряженная с гонениями на идейных противников, в том числе с церковью.
По официальным данным, представленным в адрес Поместного Собора в период 1917–1918 гг. потери в среде духовенства были таковы: убиенных за веру и Церковь — 97 чел., из них имена и служебное положение 73 были точно установлены, а имена 24 чел. к этому времени были неизвестны, 118 чел. находились в то время под арестом [2].
С ноября 1917 года по 1920 год закрыты церковноприходские школы, храмы, монастыри, после этого последовало лишение духовенства юридических прав. Есть документальные подтверждения тому, что только в одном Петрограде было расстреляно 550 священнослужителей. Перед Русской Церковью встала угроза как уничтожения от внешних врагов, так и разрушение ее изнутри. Как хорошо известно, для большевиков в 1921 г. одной из острейших стала давно вызревшая проблема отделения партии от церкви, коммунистов от верующих. 1917 год в России внес радикальные изменения во все области государственной и общественной жизни, поставив вопрос о целях дальнейшего развития общества и подвергнув рассмотрение значение такого социального института, как Церковь. На момент падения власти в России Православная церковь была подвластна государству. Надежный союз между церковью и государством проявлялся в ее финансировании из государственных средств. По бюджету на 1917 год церкви предназначалось 65 262 114 рублей [Данные из исторических документов]. Большевики с первых же дней своей власти, следуя указаниям партии, начали быстро осуществлять провозглашенные ими ранее принципы взаимоотношений советского государства с церковью. «Декрет о земле» (26 октября 1917 г.), ликвидировал все земли, в том числе церковные и монастырские. Земля переходила «во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней» производилась «социализация» земли. Следующим шагом стало принятие СНК 2(15) ноября 1917 года «Декларации прав народов России» в ней церковь отторгалась из сфер гражданской жизни, отменялись все религиозные привилегии. 18 декабря 1917 года был издан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» в котором брак объявлялся личным делом граждан, также подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий. В связи с этим, церковная власть отстранялась от влияния на эту сферу жизни. Знаменитый ленинский декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» решительно провозглашал принцип полного лишения религиозных организаций любой собственности: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Официально этот закон объявил абсолютную свободу человека в выборе религии. Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочнить однопартийную политическую систему, в которой так называемая «диктатура пролетариата в союзе с крестьянством» на деле означала диктатуру ЦК РКП(б).
Таким образом, политика большевиков в отношении Православной церкви была негативной. Насаждая идеологию в обществе, большевики нанесли удар по Русской православной церкви и поставили ее под контроль.
Список литературы:
- Ленин В.И. Социализм и религия. ППС, т. 12, с. 143.
- Российский государственный исторический архив. Ф. 833. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 167–168).
дипломов
Оставить комментарий