Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 января 2022 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хачатурова Э.А. СИМВОЛИЧЕСКИЕ НАДГРОБИЯ. ИСТОРИЯ КЕНОТАФА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(132). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(132).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

СИМВОЛИЧЕСКИЕ НАДГРОБИЯ. ИСТОРИЯ КЕНОТАФА

Хачатурова Эвелина Артуровна

студент, кафедра дизайна, Северо - Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

Плохотнюк Владимир Сергеевич

научный руководитель,

кандидат филос. наук, доц., Северо - Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

SYMBOLIC TOMBSTONES. HISTORY OF THE CENOTAPH

 

Evelina Khachaturova

student, Department Design, North Caucasus Federal University,

Russia, Stavropol

Vladimir Plokhotnyuk

scientific advisor, Ph.D. Sciences, Assoc., North Caucasian Federal University,

Russia, Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

В этой статье обсуждаются надгробия в месте, где нет захоронений. Кенотафы могут принимать самые разные формы: памятники, мемориальные доски, скульптуры, надгробия и т.д. Кенотаф как форма мемориала появился в глубокой древности: такие сооружения были найдены в Египте, Греции, Риме и многих других странах. В Греции и Риме кенотафы строились для того, чтобы дать умершему, чье тело было утеряно, хоть какое–то подобие могилы - считалось, что без этого его душа не обретет покоя. В Египте тела обычно хоронили в отдаленных местах, а пустая надгробная плита служила объектом для поминальных ритуалов. Сейчас традиция сохраняется, и в ряде случаев строятся кенотафы.

ABSTRACT

This article discusses tombstones in a place where there is no burial. Cenotaphs can take a variety of forms: monuments, plaques, sculptures, tombstones, etc. Cenotaph as a form of memorial appeared in ancient times: such structures were found in Egypt, Greece, Rome and many other countries. In Greece and Rome, cenotaphs were built in order to give the deceased, whose body was lost, at least some kind of grave – it was believed that without this his soul would not find peace. In Egypt, bodies were usually buried in remote places, and an empty tombstone served as an object for memorial rituals. Now the tradition is preserved, and cenotaphs are being built in a number of cases. 

 

Ключевые слова: природа; человек; надгробие; история; гармония; мемориальная доска; могила; памятник.

Keywords: nature; man; tombstone; history; harmony; memorial plate; grave; monument.

 

Фальшивый надгробный камень или кенотаф помещается на участке кладбища или на месте смерти умершего. Его главная особенность - отсутствие под ним настоящего захоронения. Возведите такое сооружение для возможности фактического поминовения усопшего. Форма памятника может быть любой: мемориальная плита, стела, крест или просто венок, прикрепленный к столбу.

В переводе с древнегреческого" кенотаф" буквально означает "пустая могила". Традиция проводить умерших в последний путь по всем правилам существовала гораздо раньше, и отсутствие тела в этом смысле не должно было мешать церемонии, существовавшей в то время.

Кенотафы строятся в память о человеке или даже нескольких людях. Такой памятник-курган, обелиск, могила, склеп или что – то подобное-считается надгробием. Однако останки человека, которому посвящено сооружение, не находятся под кенотафом: либо их перенесли, либо их никогда не было в этом месте.

Создание кенотафа, какую бы форму он ни принимал, служило и до сих пор служит главной цели – поклониться умершему, попрощаться и дать ему возможность полностью покинуть мир живых – в случае, если не удастся похоронить его тело в соответствии со всеми правилами. Кенотафы также появились в тех культурах, где не было принято хоронить мертвых.

Считается, что первые кенотафы появились в Древнем Египте, найти их нетрудно - это пирамиды-гробницы фараонов. Да, как правило, такое массивное каменное сооружение не было местом упокоения правителя, более того, иногда для одного фараона строилось несколько пирамид, тогда все, кроме одной, становились кенотафами.

В Древнем Египте обряд погребения совершался вдали от жилых районов – в пустыне. Доподлинно неизвестно, давали ли животным трупы на съедение, сжигали или хоронили. После церемонии родственники установили кенотаф во внутреннем дворе. Теперь родственники могли почтить память дорогого им человека и совершить надлежащие ритуалы, не выходя далеко за пределы дюн.

Установка кенотафа в Древней Греции и Римской империи связана с мистической составляющей. Считалось, что после его смерти душа умершего продолжает жить на земле. По мере того как тело подвергается процессам разложения, памятник на могиле становится его последним местом упокоения. В отсутствие "своего" места духи умерших на поле боя или в дороге бродят по миру и могут принести много неприятностей живым.

В 1972 году на территории Болгарии в городе Варна случайно было обнаружено древнее захоронение, датируемое пятым тысячелетием до нашей эры. В дополнение к реальным захоронениям, полным украшений из золота и керамики, в этом некрополе были также найдены пустые могилы, организованные так же, как и настоящие. Строго говоря, они не были полностью пусты: внутри они обнаружили глиняные головы-маски, также украшенные золотом. Почему фальшивым мертвецам оказывались такие почести? Возможно, потому, что их тела по какой-то причине были потеряны.

В Северной Индии около пяти веков назад существовала традиция возводить специальные памятники – чатри. На санскрите это слово означает "зонтик". Чатри – это купола, опирающиеся на колонны- своеобразные" беседки " различной формы. Часто такие сооружения можно увидеть во дворцах и мавзолеях.

Поскольку, согласно индуистским традициям, тело после смерти хоронят не в земле, а в огне, чатри был построен на месте кремации богатых и влиятельных индусов. Эти "каменные зонтики" можно разместить на земле или даже на крыше и служить напоминанием об умершем, и в то же время – памятником архитектуры или ее элементом.

До наших дней дошли уникальные беседки чатри - индийские кенотафы. Они были установлены на месте посмертного сожжения правителей или видных политических деятелей. Структура может быть круглой, квадратной или многогранной. Архитекторы тех времен строили по-настоящему просторные беседки, чтобы в них могли пребывать души умерших.

Считается, что кенотафами также стали древние курганы Северной Европы – большие курганы, которые сооружались над "могилой" - в том случае, если человек умирал далеко от своей родины.

Современная практика такова, что захоронение традиционно проводится на кладбище, а кенотаф устанавливается на месте смерти человека.

Знаменитые кенотафы: Памятники Бернарду Шоу в Дублине (Ирландия) и Ниагара-он-да-Лейк (Канада), мемориальная доска в Мельне (Германия), памятник в Кливленде (США, штат Огайо). После его смерти прах великого писателя и его жены, умерших 20 лет назад, был развеян.

Памятники первому космонавту Земли Юрию Гагарину установлены в Хьюстоне (США) рядом с бывшей штаб-квартирой НАСА, Ташкенте (Узбекистан), Неаполе (Италия) на территории обсерватории Каподисемент, Никосии (Кипр) и десятке других городов. Останки Гагарина были кремированы после авиакатастрофы, а урна была помещена в нишу Кремлевской стены на Красной площади.

 

Рисунок 1. Памятник первому космонавту Земли Юрию Гагарину (Хьюстон)

 

С приходом Советской власти во многих городах православные кладбища были сровнены с землей, на месте бывших могил разбиты парки или построены жилые дома. Наиболее заметные надгробия были перенесены на одно из центральных церковных дворов. Иногда переносили и оставшийся пепел.

Памятники на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге, перенесенные с других кладбищ. На сегодняшний день трудно определить, какие из надгробий увенчаны настоящими могилами, а какие из них являются кенотафами.

Не только города выражают желание стать местом упокоения талантливых, известных людей, иногда знаменитости сами выражают желание быть похороненными в своем любимом городе. Но эта воля не всегда реализуется. Так случилось, например, с Мариной Цветаевой, которая мечтала обрести покой на Тарусском кладбище, но умерла и была похоронена в Елабуге. В результате в память о поэтессе Цветаевой появились два кенотафа. Один находится на кладбище, где она нашла свое последнее пристанище (точное местонахождение могилы Цветаевой неизвестно), а второй кенотаф – большой камень с надписью-был установлен в ее любимом городе на берегу реки Оки.

 

Рисунок 2. Кенотаф Данте Алигьери (Флоренция)

 

Неудивительно, что среди кенотафов так много шедевров – ведь искренняя любовь к своим ушедшим соотечественникам всегда вдохновляла их современников на создание достойных памятников. "Могила" флорентийского Данте Алигьери - это кенотаф. Настоящим местом захоронения автора "Божественной комедии" была гробница в Равенне, и, несмотря на то, что флорентинцы давно настаивали на переносе праха своего великого соотечественника к ним, Равенна отказывается отдать останки Данте для перезахоронения. Только масло для светильника в мавзолее, по традиции, ежегодно привозят из Флоренции.

 

Рисунок 3. Кенотаф Исидора и Иды Штраус (Бронксе)

 

История гибели пары Исидора и Иды Штраус, которые совершили путешествие на "Титанике" и отказались покинуть тонущий корабль, также была отмечена кенотафом. Точнее, на том месте, где находится памятник, Исидора все же обрела покой, но останки Иды так и не были найдены, поэтому для нее был воздвигнут кенотаф. На кладбище в Бронксе состоялось символическое захоронение контейнера с водой с места крушения "Титаника".

Очень часто кенотафы воздвигаются в память о погибших во время войн; в каждой стране есть свои объекты почитания, куда люди приходят поклониться своим близким, отдавшим свои жизни за будущее страны. Высшие должностные лица государств проводят официальные церемонии. Памятник павшим солдатам был установлен в Уайтхолле после окончания Первой мировой войны. Этот кенотаф посвящен тем воинам, чьи тела не были обнаружены или похоронены на их родине.

 

Рисунок 4. Памятник павшим солдатам в Первой мировой войне (Уайтхолл)

 

Какими бы огромными ни были потери в войнах, какими бы многочисленными ни были памятники павшим в боях, существует тип кенотафа, который встречается не реже, чем надгробия павших солдат. Это памятники тем, кто стал жертвами несчастных случаев, в первую очередь дорожно-транспортных происшествий. Венки на дорогах и даже более значительные сооружения также являются кенотафами.

Площадь, на которой расположен кенотаф, названа в честь одной из самых известных жертв дорожно – транспортных происшествий - принцессы Дианы Уэльской. Однако история этого памятника началась задолго до смерти принцессы. Эта точная копия фрагмента американской статуи Свободы – «горящий факел», был установлен в 1989 году. Недалеко от этого места, в туннеле под Сеной, произошел несчастный случай, в результате которого принцесса погибла. Так получилось, что факел стал местом паломничества для тех, кто хотел бы почтить память Дианы во французской столице.

 

Список литературы:

  1. Эдкинс, Дженни (2003). «Военные мемориалы и память: лондонский кенотаф и Вьетнамская стена». Травма и память о политике. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. С. 57–110. 
  2. Гринберг, Аллан (Март 1989 г.). "Кенотаф Лютьенса". Журнал Общества историков архитектуры. Окленд, Калифорния: Калифорнийский университет Press. 48 (1): 5–23. 
  3. Кавана, Гейнор (2014). Музеи и Первая мировая война: социальная история. Кембридж: A&C Black.
  4. Массингем, Бетти (1966). Мисс Джекилл: Портрет великого садовника. Лондон: Сельская жизнь. С. 140–142.
  5. Мур, Джерролд Н. (1984). Эдвард Элгар: творческая жизнь. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  6. Тер Шуре, Леон (2019). «Дело о лондонском кенотафе». Бергсон и история: трансформация современного режима историчности. Нью-Йорк: SUNY Press. С. 1–22.
  7. Скелтон, Тим; Глиддон, Джеральд (2008). Лютьенс и Великая война. Лондон: Издательство Frances Lincoln.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.