Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2021 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Цыглимова Д.А. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ К ИДЕЯМ КОСМИЗМА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(131). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(131).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ К ИДЕЯМ КОСМИЗМА

Цыглимова Дарья Александровна

студент, кафедра селекции и озеленения, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

РФ, г. Красноярск

Соболев Юрий Викторович

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц. кафедры философии и социальных наук,  Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

РФ, г. Красноярск

RUSSIAN PHILOSOPHY: FROM THE BAPTISM OF RUS TO THE IDEAS OF COSMISM

 

Darya Tsyglimova

Bachelor, Department of Breeding and Gardening, Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev,

Russia, Krasnoyarsk

Yuri Sobolev

scientific supervisor, Candidate of Philos. Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences,  Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev,

Russia, Krasnoyarsk

 

АННОТАЦИЯ

В последние три десятилетия наблюдается настоящий бум интереса к русской философии. После почти векового забвения возвращаются забытые имена, публикуются тексты, множится число переизданий, количество цитирований, попыток интерпретации. Актуальностью данной работы является общий обзор зарождения русской философии, её существование в реалиях двадцать первого века и тенденции в развитии.

ABSTRACT

In recent years, there has been a real boom in connection with Russian philosophy. After almost a century of oblivion, forgotten names are returned, texts are published, the number of reprints, the number of citations, attempts at interpretation is multiplying. The relevance of this work is a general overview of the origin of Russian philosophy, its existence in the realities of the twenty-first century and trends in development.

 

Ключевые слова: отечественная философия, космологизм, философское наследие.

Keywords: russian philosophy, cosmologism, philosophical heritage.

 

Предпосылкой становления русской философии была особая «ойкумена»: необъятные просторы богатой земли и люди, адаптировавшие византийскую и степную (монгольскую) культуры. В «великом синтезе» трех культур: языческой, византийской и степной сохраняется их относительная самостоятельность, что определенным образом проявляется в разных исторических периодах и даже в поступках отдельных людей.

Особую роль сыграло принятие христианства на Руси. Духовная жизнь общества складывалась вокруг Православной Церкви. Именно в православной среде происходит освоение произведений отцов Церкви: Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина. Через экзегетику прививается уважительное отношение к философии, где она рассматривается как познание сущего, познание божественного и человеческого, как искусство искусств и наука наук, ибо философия — это начало, это любовь к мудрости [1, с. 197].

Усилиями первых просветителей — Кирилла и Мефодия философия сближается с моралью. По мнению просветителей, философия обеспечивает дорогу к истине, открывает человеку путь к Богу.

Но становление собственно русской философии связано с первыми духовниками земли русской. Это Иларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич, представители XI – XII веков. Ретроспективный анализ их творчества свидетельствует не только о возникновении русской философии, но и о зарождении ее самобытности, обусловленной спецификой русской действительности. Философия обретает установку на рациональное освоение мира, хотя и в лоне христианства. Последнее оказало столь сильное влияние, что русская философия заявляет о себе как «философия жизни духа, а не отвлеченного разума» [2, с. 219].

Развитие русской философской мысли проходило в противостоянии двух тенденций. Одна ориентировала на самобытность, обусловленную своеобразием русской действительности. Вторая – выражала стремление вписать Россию в общий процесс развития европейской культуры. По времени русское Просвещение занимает период с середины XVI до первой трети XIX в., когда за «словом» просветителей последовало «дело» декабристов.

У истоков русского Просвещения стоит фигура первого инакомыслящего А. Курбского (1528-1583). Он открывает в России жанр обличительной политической публицистики, подняв вопрос о статусе светской власти, о пороках неограниченного самодержавия.

Курбскому принадлежит не только «История о Великом князе Московском». Он делает переводы произведений Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Тертуллиана. Свои переводы снабжает предисловиями и краткими комментариями, выдвигая на первое место вопрос о соотношении веры и знания, души и разума, предопределяя тезис о двух истинах.

Новая волна просветительского движения связана с деятельностью Петра Первого. Он мечтал о том, чтобы «пересадить» материальную и духовную мощь Европы на российскую почву. В своей деятельности Петр опирался на Ф. Прокоповича, В. Татищева, А. Кантемира.

Классический период русского Просвещения представляет М. Ломоносов. Философских проблем он касался постольку, поскольку они могли иметь отношение к его научным исследованиям. Следовал Ломоносов теории двух истин, полагая, что «негоже математику циркулем мерить божескую волю, также глупо химию учить по псалтырю» [2, с. 56]. Мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, а посему они не должны вступать в противоречие друг с другом.

Просветительскую «эстафету» М. Ломоносова приняли Д. Аничков, Я. Козельский, С. Десницкий, внеся вклад в разработку социологических проблем, рассматривая вопросы «совершенствования общества и разумного устройства государства» [2, с. 136]. Один ищет причину религиозных представлений, второй задумывается над тем, почему труд перестает быть нравственной силой, а третий предлагает оригинальную концепцию общественного прогресса. Предвосхищая материалистическое понимание истории, Десницкий рассматривает историю как смену форм трудовой деятельности людей [3, с. 436].

Своей деятельностью это поколение просветителей подготовило ту атмосферу, в которой сложилась философия А. Радищева. Его просветительская философия носит крайне радикальный характер. Своим трактатом «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев заложил традицию русской философской антропологии. Ключом к антропологии служило «правило сходственности» — все, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке. В природе имеет место не смерть, а разрушение и преобразование. На определенном этапе тело человека распадается и «каждое начало отходит к своей стихии» [4, с. 396]. Рассматривая проблему бессмертия человека, Радищев продемонстрировал, что она не решается ни с позиции идеализма, ни на платформе механистического материализма.

Завершает просветительский этап развития российской философии А. Галич. В своем трактате «Картина человека» русский мыслитель рассматривает человека как соборное место мироздания, гармонизирующее «сосредоточие» мира. Познание мира прямо и непосредственно замыкается на самопознание человека. Без знания природы не бывает истинной антропологии. Без учения о человеке не может быть науки о мире [5, с. 152]. Своим учением Галич заложил предпосылки философии «русского космизма».

Отмечая самобытный характер русской (российской) философии, нельзя умолчать о влиянии западной философии. Русское общество XVIII в. было знакомо с философией французского Просвещения. Оно восхищалось ее остроумием и новизной. Но глубокого следа на русской почве французская философия не оставила.

В начале XIX в. в Московском университете осваивали философию Г. Лейбница в вольфианском изложении, но она была известна только специалистам. С развитием немецкого идеализма на Западе и в России начинается увлечение философией И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Наиболее популярен был Шеллинг. После пришло увлечение марксизмом. Русский марксизм заявил о правопреемственности марксизма, реализовав свой российский характер.

Несмотря на культурную горизонтальную преемственность, российская философия сохранила свое лицо. Гарантом ее самобытности и самостоятельности являются ее генетические культурные основания, ее собственные корни.

Авторитет и сила отечественной философии заключаются в том, что с конца XIX века она сосредоточивала свое основное внимание на освоении и развитии диалектического материализма и материалистическом понимании истории как общего, универсального базиса философствования. Отечественная философская мысль добилась заметных успехов в развитии теории познания, философской методологии, философской антропологии и философии медицины, а также в реализации идеи союза философии и естествознания. С философского анализа космонавтики начался, по сути дела, расцвет русского космизма, который продолжается и поныне.

В отечественном естествознании вопрос о необходимости концептуальной разработки новой философской картины мира на основе представлений о жизни впервые поставил выдающийся русский естествоиспытатель и оригинальный мыслитель К. Циолковский. Он утверждал, что в центре Мироздания находится «атом», или «бессмертное элементарное существо», которое «путешествует» от конгломерата к конгломерату, из одной части Космоса в другую. Философская концепция космизма у Циолковского очень абстрактна, хотя он делал математические расчеты космических кораблей, горючего, необходимого для выхода в Космос и самих космических полетов.

В. Вернадский стал продолжателем концепции космизма. Занимаясь исследованиями химического состава живого вещества биосферы и его роли в планетарных процессах миграции химических элементов и энергии, он впервые заявил о необходимости пересмотра мировоззренческих представлений, всей философской картины мира. Ученый полагал, что человек как космическое существо может регулировать собственные силы, а значит, свое бытие и бытие всей природы. Вернадский писал: «…В 1916 году и позже передо мною встала необходимость ясно установить мое философское мировоззрение. Ибо в это время я подошел к научным проблемам, имеющим, по существу, помимо большого научного значения, не меньшую философскую значимость, — биогеохимическим процессам, к положению жизни на нашей планете, к ее влиянию на геологические, главным образом геохимические, процессы, к механизму биосферы. Благодаря изучению жизни мы подходим к огромного — не только научного — значения проблемам, к проблемам первостепенного философского интереса». Наука, вскрывая новое в природе, ломает старые философские представления о мире и жизни [6, с. 299].

Научные концепции выдающихся философов-космистов сильно повлияли на развитие одной из наиболее важных философских идей античных философов — идее единства космического Разума и разума человеческого. По мнению русских философов, необходимо изучать в единстве принципы самодвижения звезд и саморазвития человека. Отечественные философы-космисты хотели соединить заботу о большом целом — Космосе — с гуманистическими запросами высшей космической ценности — конкретного человека. Недаром центральное место в их учениях заняли темы, связанные с повышением творческой активности человека, преодолением болезней людей и общества, стремлением к бессмертию. Именно русскими учеными-космистами впервые ставятся «проблемы о космосе и человеке», разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Николая Бердяева, заключается в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека» [7, с. 386]. Философия космизма демонстрирует рост интереса к естественнонаучному свободомыслию.

Безусловно, научно-философское осмысление проблемы разумности Мироздания и рассмотрение жизни человека в нем — это две большие, самостоятельные темы. Правда, в истории философской мысли они иногда рассматривались в единстве. Примером тому служат философские воззрения стоиков, которые полагали, что в человеческом обществе, как и в далеком Космосе, правит естественная разумная сила — Логос, обеспечивающий рациональный порядок всех вещей и явлений в мире. Одним из философов-космистов, научно объединивших исследование Космоса и человека, стал основатель гелио- и космобиологии А. Чижевский. Он был глубоко уверен в том, что нашел внутреннюю логическую связь между человеческой природой и законами функционирующего Космоса. Ученый объединил научное исследование Космоса и познание человека в целостную философскую парадигму. Он тщательно изучил воздействие солнечного излучения на организм животных и человека, а также проблемы влияния Космоса на жизнедеятельность всего живого.

Авторитетным продолжателем традиций философии русского космизма, развившим идеи биогеохимии В. Вернадского и космобиологии А. Чижевского, стал выдающийся современный ученый и философ Н. Моисеев, математически рассчитавший последствия возможной ядерной катастрофы (речь идет о ядерной зиме). Синтез современных представлений астрофизики и биосферно-ноосферной концепции Вернадского позволил ученому сделать вывод о единой картине мирового процесса и необходимости, в перспективе, выработки новой философии будущего развития, которая обеспечила бы коэволюцию общества и окружающей космической среды. Особые надежды сам Никита Моисеев возлагал на формирование нравственного императива как совокупности моральных основ жизни планетарного сообщества людей XXI века. Философствующий ученый, выдающийся математик, озабоченный проблемой выживания человечества, в конце своей жизни страстно писал: «Мы оказались на пороге того этапа истории, который легко может стать кровавым хаосом, ибо нельзя долго держать 150-миллионный народ в шкуре побитой собаки… перемены не произойти не могут: вода доведена до кипения… Нация должна сбросить с себя ощущение «безнадеги». Оно должно быть заменено верой в собственные силы и возможности» [8, с. 181].

О становлении русской философии говорят как о «прерванном полете», и чтобы основательно осмыслить ее культурно-исторический потенциал, чтобы восстановить единое пространство мысли и общения русских философов, требуются разработки новых методологических принципов историко-философского исследования. Углубленное обращение к русскому философскому наследию предполагает анализ не только, так сказать, «завершенных» трудов отечественных мыслителей, но и огромного массива архивного материала. На передний план сегодня выходит методологически переосмысленный принцип исторической преемственности философской мысли, как бы отодвинутый на задний план социально-экономическими трансформациями нашей страны. При этом в нынешнем культурно-историческом контексте этот принцип означает прежде всего необходимость обращения к экзистенциальной составляющей философии, а его собственно инструментальной реализацией становится метод историко-философской реконструкции «архива эпохи», метод, предполагающий обязательную расшифровку и интерпретацию черновых набросков и эпистолярного наследия мыслителей.

 

Список литературы:

  1. Сухарев Ю.Н. Русская философия: философия как специальность в России. Текст: справочно-информационное издание к XIX Всемирному философскому конгрессу // Ю.Н. Сухарев - Москва, 1992. - Вып.1. - 241 с.
  2. Кальной И. И. Философия для аспирантов // И. И. Кальной., Ю. А. Сандулов – Санкт-Петербург, 2003. — 512 с.
  3. Маслин М.А. Проблемы изучения истории русской философии и культуры // М.А. Маслин - Москва, 1988. – 639 с.
  4. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1. // А. Н. Радищев –АН СССР, 1952. – 686 с.
  5. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии // В. В. Горбунов., Ю.Н. Нагибина - Москва: Феникс, 1994. – 179 с.
  6. Вернадский М.И. Биосфера и ноосфера // М.И. Вернадский., Р. К. Баландина. — Москва, 2004. — 576 с.
  7. Бердяев Н.А. Русская идея // Н.А. Бердяев – Санкт-Петербург, 2008. – 512 с.
  8. Хрусталев Ю.М. Краткий курс философии // Ю.М. Хрусталев - Москва, 2007. – 213 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.