Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2021 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ковылова С.В. ЗАКОН И ПРАВО ПО ТРАКТАТУ АРИСТОТЕЛЯ «ПОЛИТИКА» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(131). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(131).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЗАКОН И ПРАВО ПО ТРАКТАТУ АРИСТОТЕЛЯ «ПОЛИТИКА»

Ковылова Софья Васильевна

студент 5 курса, кафедра всеобщей истории, исторический факультет, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

Данилова Валерия Юрьевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц., кафедра всеобщей истории, Владимирский государственный университет имени А.Г и Н.Г Столетовых, РФ, г. Владимир

Актуальность данной работы заключается в том, что в философских трудах Аристотеля поднималось много проблем, касающихся формирования государства и его компонентов, а также становления правовых норм. Взгляды древнегреческого мыслителя оказали огромное влияние на последующее развитие западной мысли. Его трактат «Политика» является самым значимым политическим текстом античности. Цель статьи – изучение взглядов древнегреческого мыслителя на закон и право. Для достижения цели нами было использовано историческое сочинение Аристотеля «Политика». Историографическую базу исследования составили труды отечественных исследователей: Л.В. Батиева, В.С. Нерсесянца, А.И. Доватура.

«Политика» – трактат, который содержит в себе основные идеи политической философии Аристотеля. Написано произведение в Афинах в последние годы жизни автора. Цель сочинения – теоретическое построение идеального полиса [3, с.4]. В восьми книгах трактата содержится информация о проблемах семьи как ячейки государства, определение государства, форм его правления, а также затрагиваются вопросы о рабстве, гражданстве; в его учении можно найти множество идей, которые незаслуженно забыты или отвергнуты на сегодняшний день чаще всего из-за неверного понимания.

Аристотель разделял идеи Платона, касающиеся закона: оба мыслителя считали, что закон стоит выше правителей. Аристотель писал, что верховной властью должно быть правильное законодательство, должностные лица же должны иметь решающее значение только тогда, когда законы не могут дать точный ответ, так как в целом непросто дать полностью определенные установления относительно всех отдельных случаев [1, Кн. III.VI. 13].

Автор «Политики» утверждал, что правление закона более надежно, нежели правление человека; для него порядок и есть закон, именно по этой причине в приоритете стоит правление закона. Должностные лица, воспитанные законом, обладают возможностью выносить судебные решения и управлять, руководствуясь весьма справедливым суждением. Это позволяет им вносить в закон поправки, если полученный опыт указывает, что они послужат улучшением существующих установлений. Аристотель связывал закон с разумом: одни требуют господства закона, подразумевая под этим правление божества и разума, а те, кто хочет властвования человека, вкладывают в это животное начало, поскольку страсть является чем-то животным, гнев сбивает с праведного пути правителей, несмотря на то что они были наилучшими людьми. Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к мнению: закон – свободный от непроизвольных позывов разум [1, Кн. III. XI. 4].

Философия Аристотеля рассматривает мысль о том, что природа сама по себе хоть и действует целесообразно, но самой цели не сознает. Она не может трактоваться как наделенная разумом. Человек – существо, которое из-за разумной части своей души причастен к божественному, действует не только завися от страстей, но и, наоборот, направляет их в истинно верное русло для достижения признанной цели – добродетельной жизни, которую определяют естественные законы, обычаи и писаные законы полиса [2].

Законодательство является частью политики, искусство законодателя заключается в том, чтобы издавать законы, которые соответствуют существующему в данном государстве строю, а не подгонять государственный строй к законам. Таким образом, правление закона, а не человека несет за собой стабильность существующей формы государства и ее политического порядка, «… ибо порядок и есть закон. Поэтому предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды граждан» [1, Кн. III. XI. 3].

Законы, оформленные в текстах, помогают нам узнать о политике, о форме правления, существовавших в интересующий нас промежуток времени, «… законы должны быть согласованы с тем или иным видом государственного устройства» [1, Кн. III. VI. 13].

Важным критерием политического характера закона является его соотношение с политической справедливостью и правом. «Всякий закон в основе предполагает своего рода право». Без этого закон – волеустановленное право – вырождается в средство деспотизма [5].

Законы основаны на справедливости, если они соответствуют правильным формам государственного строя, а законы, которые соответствуют неправильным формам государства, будут считаться несправедливыми. Аристотель категорически относился к подобным несправедливым законам, ровно так же и к неправильным формам государства, вместе с тем он признавал их законную силу [4]. Таким образом, правление через законы, пользование формой закона (даже если это, по существу, несправедливые законы) представляет собой, по мнению философа, общий для всех форм государства политический элемент общения.

Древнегреческий философ указывает на то обстоятельство, когда решение некоторых вопросов можно подвести под законы, но есть случаи, когда это сделать невозможно и приходится недоумевать; тут встает вопрос, что же все-таки выигрывает: господство наилучшего закона или же господство наилучшего мужа, ведь проблемы, требующие обширного обсуждения, не могут быть заранее решены законом? В представленном случае приверженцы господства закона не исключают возможности того, что в данном положении дела решения должны исходить от человека, однако они настаивают, чтобы решение выносил не один человек, а несколько. «Каждое должностное лицо, воспитанное в духе закона, будет судить правильно», – писал Аристотель [1, Кн. III. XI. 9].

Аристотель обращал внимание на законы писаные и неписаные (обычаи), относя последние к более значимым, так как законы, основанные на обычае, несут в себе большее значение, а также касаются наиболее важных дел, по сравнению с законами писаными, поэтому, если какой-либо правящий человек кажется надежнее писаных законов, то он ни в коем случае не является таковым по сравнению с законами, которые основаны на обычае [1, Кн. III. XI. 6].

В тексте сочинения автор поднимал важную проблему – отношения между господином и рабом, акцентируя внимание на том, что власть господина над рабом противоестественна; только по закону один – раб, другой – свободный, в природе между ними нет никакого различия, по этой причине несправедливой является власть господина над рабом, так как она основана на насилии [1, Кн. I, II, 3].

Право – это норма политического общения людей; жить в государстве как политической организации значит жить в законе. Право представляет собой политическую справедливость и является нормой политических отношений между гражданами. У Аристотеля, как и у его учителя, Платона, справедливое и законное тождественны. Право – это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми.

Право Аристотель называл «политическим правом», потому что неполитическое право невозможно, по его мнению, право отсутствует в неполитических формах правления, например, в деспотиях.

В заключении хочется отметить, что основной составной элемент политического качества закона – это соответствие политической справедливости и праву. В соответствии с этим право должно находить отражение, воплощение, а также соблюдение в законе. Если закон не соответствует праву, то, по Аристотелю, это является отступлением от политических норм к деспотическому насилию, превращение закона в средство деспотизма. По концепции автора стремление к насильственному подчинению противоречит идее права.

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Политика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/264564/read-politika-aristotel (дата обращения: 01.12.2021).
  2. Батиев, Л.В. Закон и право в философии Аристотеля [Текст] / Л.В. Батиев // Правоведение. – 2004. – № 3. – С. 165-178.
  3. Доватур, А. И. Политика и политии Аристотеля / А. И. Доватур. – Москва; Ленинград: Наука, 1965. – 391 с. – Режим доступа: https://vk.com/doc4605748_481558307 (дата обращения: 04.12.2021).
  4. Нерсесянц В.С. Политические учения в Древней Греции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/nersesyanz_politicheskie_ucheniya_drevney_grezii/index.htm (дата обращения: 04.12.2021).
  5. Философия права : учебник / Ю.К. Краснов, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2017. — 500 с. — (Магистратура). Режим доступа: https://bstudy.net/656842/pravo/filosofiya_prava_ (дата обращения: 04.12.2021).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.