Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 октября 2021 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хузина А.И. ТИПЫ И ВИДЫ МАТЕРЕЙ СОГЛАСНО СИСТЕМАМ ВОСПИТАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(127). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(127).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТИПЫ И ВИДЫ МАТЕРЕЙ СОГЛАСНО СИСТЕМАМ ВОСПИТАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Хузина Алина Ильнуровна

студент, кафедра филологии и истории, Елабужский институт Казанского федерального университета,

РФ, г. Елабуга

TYPES AND KINDS OF MOTHERS ACCORDING TO THE PARENTING SYSTEMS AND EMOTIONAL COMPONENT

 

Alina Khuzina

student, Department of Philology and History, Yelabuga Institute of Kazan Federal University,

Russia, Yelabuga

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает слово материнство в общекультурном смысле на основе источников философии, социологии, психологии. Кроме этого, обобщается материал по классификации видов матерей для дальнейшего литературоведческого исследования. Выясняется, что с древнего Рима до современных времен, образ матери был очень актуальным, именно поэтому существуют классификации Генри Клауда и Джона Таунсенда, Стефана Поултера и А.И. Захарова.

ABSTRACT

This article examines the word motherhood in a general cultural sense based on the sources of philosophy, sociology, psychology. In addition, the material on the classification of types of mothers is summarized for further literary research. It turns out that from ancient Rome to modern times, the image of the mother was very relevant, which is why there are classifications of Henry Cloud and John Townsend, Stephen Poulter and A.I. Zakharova.

 

Ключевые слова: значение слова мать в социльно-философском аспекте; история материнства в древнем Риме; виды матерей; классификация матерей; роль матерей в воспитании детей.

Keywords: the meaning of the word mother in social-philosophical aspect; the history of motherhood in Ancient Rome; kinds of mothers; classification of mothers; the role of mothers in raising children.

 

В своей жизни каждый человек выполняет большое количество разнообразных ролей. Но только роль матери является по праву одной из самых социально важных и ответственных, поскольку ребенок «делает слепок» своей будущей жизни, некоторых ценностей и принципов, именно глядя на родителей. С самого появления малыша на свет предназначение матери становится невероятно значимым и обширным, потому что мама дарит ребенку свою заботу и любовь, знакомит его с окружающей действительностью и готовит к взрослой жизни.

Тема материнства привлекала и привлекает педагогов, философов, ученых и богословов во все времена, несмотря на то, что его смысловое значение видоизменялось в зависимости от общественного строя.

Для начала необходимо подробнее рассмотреть происхождение и значение слова «мать».

Как отмечает доктор филологических наук Марк Михайлович Маковский, английское слово mother (рус. мать) соотносится с понятием воды, с первозданным вселенским океаном, в котором находилась божественно созданная Вселенная. Это также можно сравнивать с биологически активной жидкой средой (водами), находящейся внутри плодных оболочек во время беременности. С другой стороны, слово мать ассоциируется и с землей (ср. др.-в.-нем. mot «земля» + лат. terra «земля»). В славянской мифологии земля считалась матерью растений и всех живых существ, центром плодородия [6].

Николай Максимович Шанский в кратком этимологическом словаре русского языка делает предположение о том, что слово мама – суффиксальное производное от детского лепета «ма». Действительно, ведь первое произнесенное ребенком слово, чаще всего является «ма» [12, с. 315].

Второе лексико-семантическое значение к слову мать в словаре Сергея Ивановича Ожегова: «…перен. Источник (во 2 знач.), начало чего-н., а также о том, что дорого, близко каждому. Киев - м. городов русских (высок, устар.). М.-сыра земля (в народной словесности). Гречневая каша - м. наша (старая посл.)» [8]. Исходя из этого, можно сделать вывод, мать – это не только та близкая нашему сердцу женщина, родившая нас, но и нечто более значимое. Люди зовут Родину матерью, потому что она вскормила их своим хлебом, напоила своими водами, выучила своему языку. Следовательно, мама – это больше, чем женщина. Мама – единственное, самое близкое и родное для каждого человека существо.

Глубокое изучение представлений о матери, ее роли и миссии в жизни человечества позволяет современной науке установить межкультурный характер проблемы материнства. Основываясь на исторических знаниях, можно с уверенностью говорить о вечной ценности материнства в генезисе человеческого общества на протяжении многих тысячелетий.

Рассмотрим роль материнства в жизни общества на примере Римской империи. Согласно Е.Е. Шеховцовой, античные авторы главными качествами женщины считали любовь к детям и способность воспитывать их в идеалах римских установок [13]. Быть матерью в римском обществе – значит пользоваться уважением и почетом. Еще одним стимулом к рождению ребенка являлись, так называемые почетные титулы, непосредственно связанные с основной функцией женщин, например, «мать отечества», как на подобии мужского титула «отец отечества». Законы Юлия Цезаря и Папия Поппея свидетельствуют о том, что замужние женщины могли освободиться от опеки со стороны мужчин-родственников после рождения детей. Отказ или же неспособность родить ребенка карались суровым наказанием как со стороны императора, так и со стороны закона. Император имел право развестись с супругой, если она была неспособна родить наследника. Таким образом, материнству придавалось огромное значение во времена Римской империи, и поощрялось или наказывалось в случае выполнения или невыполнения данной функции [13].

По словам О.А. Джармана и Г.Л. Микиртичана, в древнеегипетском обществе наличие детей в семье увеличивало почтенность семейной пары в глазах окружающих. Причем, уважающие себя супруги должны были иметь несколько детей, желательно мальчиков – наследников отца. В древнем Египте дети считались благословением, поэтому намеренный отказ от продолжения рода считался эгоистичным и безнравственным поступком. Но и такое независящее от женщины обстоятельство, как бесплодие, вызывало не только осуждение общества, а еще и являлось знаком божественного гнева. Как и в древнем Риме, женщина, способная иметь детей, считалась успешной и вызывала восхищение и уважение со стороны окружающих. Мужчины также проявляли свою мужественность, зачав как можно больше детей. Вина за бесплодие и за трагически закончившиеся роды ложилась непосредственно на женщину, а не на богов. Страшились бездетности не только из-за осуждения окружающих, но и из-за того, что отсутствие детей означало прерывание заупокойного культа, являвшегося ключевым для мировосприятия египтян [3].

По мнению Тамары Эйдельман, в древнем Китае считалось, что роженица сорок дней должна лежать, не вставая: ей приносили еду, питье, ухаживали за ней. Это число во многих народах имеет сакральное значение – загадочное число абсолютной законченности. Так же, как сорок дней душа умершего отдаляется от мира живых, так и первые сорок дней существования маленького человека и существования женщины после того, как она родила, являются самыми важными в культуре древнего Китая [4].

Памятники древнерусской литературы позволяют сделать вывод о том, что люди стремились передавать из поколения в поколение обычай внимания и заботы к беременным женщинам. Н. Пушкарева говорит о том, что церковь во времена древней Руси предостерегала будущих матерей от непосильной работы и употребления хмельных напитков. Роды происходили, как правило, в бане, и после них родившая женщина в течение сорока дней считалась «нечистой», что исключало возможность посещения ею церкви [9].

Русская народная традиция воспевала многочадие, поэтому отсутствие детей считалось горем для всей семьи. Рождение детей в древней Руси, так же, как и в древнем Египте, и в Римской империи, рассматривалось как главное предназначение женщины, и ее основной работой считалось материнство.

Изучение материнства и материнского поведения своими корнями уходит в глубокое прошлое. В обзоре десятилетия рассматриваются два основных направления по данной теме. Одно из них – это теоретизирование материнства, а другое – эмпирическое исследование материнского опыта. Многие философы и ученые неоднократно подчеркивали важность таких исследований.

Как утверждают Е.Е. Плотникова и Н.В. Быстрова, философы античности, такие как Платон, Аристотель и Демокрит, придерживались естественной, природной точки зрения, касающейся материнства. Тертуллиан и Августин – значимые философы Средневековья – отмечали функцию деторождения для женщины одной из самых значимых, но одновременно с этим признавали лучшим вариантом бездетность и безбрачие, чтобы девушка могла посвятить себя служению Богу. Эпоха Возрождения и Просвещения характеризуется появлением новых тенденций в мировоззрении людей, допускающих уже мысль не только о природной функции материнства, но и социальной. В этот период начинают утрачиваться традиционные представления о женщине, как о хозяйке дома и хранительнице очага. Общество пришло к выводу о том, что задача женщины заключается не просто в рождении потомства, а в выполнении первоначальных шагов в воспитании детей [1].

Революционный шаг в понимании материнства, по мнению В.А. Денисовой, совершил в 1949 году английский психоаналитик Д. Винникот. Он ввел в психоанализ понятие «достаточно хорошая мать», что означает мать, способную чувствовать своего ребенка и удовлетворять его первичные потребности, поскольку в период младенчества мама и малыш представляют собой единый организм. В период своего взросления ребенок приобретает независимость, становится способен к самостоятельному развитию, и родитель дистанцируется. Одновременно с этим фактом приходит понимание, что мать может ошибаться, но эти ошибки и их принятие необходимы ребенку для полноценного развития, формирования представления о мире, матери и семье. Революционность идеи Д. Винникота проявилась в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть самой собой [2].

Необычный взгляд на материнство выразил К.Г. Юнг, предложив целый ряд архетипов материнства: от женщины, растворяющейся в своем ребенке, проживая тем самым жизнь своих детей, до женщины, безразличной к роли матери [2].

В современном мировом сообществе о видах матерей не перестают рассуждать, кроме этого появляется огромное количество попыток классифицировать их.

Клинический психолог Генри Клауд и физик Джон Таунсенд описали шесть типов матерей: «мать-призрак», «мать - фарфоровая кукла», «властная мать», «мать - охотница за скальпами», «мать - босс», «мать - наседка». Данная классификация базируется на основе тех проблем, которые матери создали своим детям. Авторы рассмотрели типы отклонения от правильного воспитания, начиная с нехватки нежности и любви, и заканчивая неумением отпустить выросших детей в самостоятельную жизнь [11].

«Мать-призрак» - основным показателем такой женщины является безразличие и закрытость к ощущениям собственного ребенка. Мать может: контролировать свои эмоции, тем самым не допуская установления тесной связи с ребенком; испытывать личные трудности, поэтому не обращать внимания на малыша; прибегать к насилию (моральному или физическому) по отношению к ребенку [11].

«Мать-фарфоровая кукла» - любит своего ребенка, но мгновенно пасует перед его паникой, страхом или раздражением. Матери такого типа имеют несколько специфических эмоциональных стилевых моделей на проблемы ребенка: уход, катастрофизация, «удушение» любовью, гнев, упреки. У детей таких матерей в дальнейшем может сформироваться чрезмерная заботливость, агрессивность, уход в себя [11].

«Властная мать» является контролирующей фигурой, заставляет ребенка вести себя только так, как захочет она сама. Такая позиция матери способствует формированию мазохистичных или оппозиционных отношений мамы с ребенком [11].

«Мать - охотница за скальпами» выражает нарциссическую потребность матери в «хорошем» ребенке, ребенок должен оправдывать ожидания матери - «быть лучше». Личные проблемы детей таких матерей - перфекционизм, страх разоблачения [11].

«Мать - босс» является гиперавторитетной фигурой, которая создает для ребенка обязательную для выполнения систему правил. Мать всегда лучше знает, что нужно ребенку, и он обязан это принять. Ребенок, воспитанный такой женщиной, вырастает инфантильным и незрелым [11].

«Мать - наседка» проявляет гиперопеку, вызывая у ребенка несамостоятельность, не способствует сепарации ребенка от себя (от семьи), даже в его взрослом возрасте. В результате, у выросших в такой обстановке людей, формируется стремление заботиться о партнере, идентифицируясь с матерью или, наоборот, желание увидеть в противоположном поле «маму» [11].

Семейный психотерапевт Стефан Поултер выделяет 5 типов матерей на основе психоэмоционального фактора: «перфекционистка», «непредсказуемая», «лучший друг», «эгоистка» и «идеальная» [5]. Каждый из представленных стилей можно встретить как в художественной литературе, так и в повседневной жизни.

«Перфекционистка» представляет собой тревожную женщину, подвергающую контролю каждый шаг своего ребенка. Для таких матерей наиболее важным фактором является производить положительное впечатление в обществе, поддерживать имидж. Как правило, в таких семьях вырастает закомплексованный ребенок, склонный ощущать эмоциональную несостоятельность и внутреннюю опустошенность. Ребенок живет с внутренним чувством тревоги и ощущает давление со стороны общества. Но к положительным качествам, которые ценят окружающие люди, можно отнести ответственность, упорство и трудолюбие [5].

«Непредсказуемая» мать, по мнению Стефана Поултера - женщина, испытывающая постоянную смену настроения. Ее зачастую окутывает чувство страха, боязливости и раздражительности. Данное поведение транслируется и ее близким. В таких семьях дети с раннего возраста учатся чувствовать душевное состояние людей и стремятся прийти на помощь. Коллеги и друзья ценят в таких людях развитую эмпатию, но это может привести к постоянным депрессиям и сильной утомляемости [5].

Наиболее привлекательным психоэмоциональным стилем воспитания является мать - «лучший друг», потому что здесь мама общается с собственным ребенком, словно с лучшим другом. Она доверяет собственные секреты, личные тайные и ищет эмоциональной поддержки со стороны, при этом забывая об основной задаче - защите и заботе о собственном чаде. Ребенок чувствует отверженность и безучастие близкого человека в своей жизни. К положительным сторонам такого воспитания можно отнести умение делить границы между родственниками, друзьями и коллегами [5].

Четвертый стиль наиболее распространен в обществе. Женщина-«эгоистка» не способна видеть в ребенке личность, она уверена в себе и слишком эгоцентрична. Ребенок постепенно «погружается» в тень собственной матери и на протяжении всей жизни испытывает неуверенность в себе. К плюсам воспитания в подобных семьях можно отнести умение ребенка чувствовать и сопереживать другим людям, поддерживать их в сложных жизненных ситуациях [5].

По мнению Стефана Поултера, «идеальные матери» составляют всего 10% процентов от общего числа и встречаются крайне редко. Они объединяют в себе лучшие качества: внутреннюю гармонию, эмоциональную уравновешенность, личностную зрелость и самостоятельность, поэтому их дети перенимают лучшие качества и вырастают уверенными в себе, образованными и амбициозными, ведь для них нет внутренних преград и тревог, способных помешать социализации [5].

Семейный психолог Поултер подчеркивает, что нашим матерям присущ, как правило, смешанный тип воспитания [5]. Теплые взаимоотношения у нас с матерью или их окутывает дымка легкого холода, стараемся ли мы каждые выходные вырваться из собственной рутины и поделиться переживаниями с родным человеком или, наоборот, бежим закрыть за собой дверь доверия и любви - именно психоэмоциональная связь между мамой и ее чадом взращивает индивидуальность словно зернышко, капля за каплей ухаживая за будущими ростками. Уже в юном возрасте будут видны результаты - благоухающие цветы, подобные розам или острые иглы, подобные кактусу, на которых едва заметно будут пробиваться прекрасные лепестки цветов.

Еще одной не менее интересной и важной классификацией психоэмоционального стиля образа матери является классификация советского и российского психолога, доктора наук А.И. Захарова. В своей книге под названием «Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез» он описывает следующие образы матерей: «Царевны – Несмияны», «снежные королевы», «спящие красавицы», «суматошной матери», «наседки» и «вечные дети» [7].

Вид «Царевны-Несмияны» характеризует эмоционально сдержанную женщину, честолюбивую и принципиальную. Она не терпит детских проказ и при первой возможности отчитывает детей, зачитывая им правила морали [7].

Образ «Снежной королевы» подразумевает холодную надменность, эгоистичность, непреклонность и жестокость. «Снежная королева» не способна проявлять открытые чувства к собственному чаду, предпочитает избегать открытых проявлений эмоций [7].

Как правило, «Спящие красавицы» излишне инфантильны, легкомысленны и мечтательны. Они находятся в постоянных поисках «принца на белом коне» и их неудачные попытки устроить личную жизнь, погружают их в мир депрессии и безнадежности. Такая мать воспринимает мир через искаженную призму «розовых очков» и отстраняется от родного ребенка [7].

Перечисленные три образа объединяет несколько важных факторов: они всегда прекрасны и молоды, большое количество времени уделяют уходу за собой, имеют собственную точку зрения, властны в отношениях, требуют внимания и восхищения.

Еще один психоэмоциональный образ под названием «Унтер Пришибеев» отличается грубостью, придирчивостью, понуканием, нетерпимости к слабостям и недостаткам ребенка. Воспитание может сопровождаться применением злопамятности и жестокими физическими наказаниями [7].

«Суматошная мать» обладает склонностью к драматизации, излишней бурной эмоциональной реакцией, непоследовательностью, противоречивостью и неугомонностью [7].

«Наседка» старается все сделать за ребенка, ограничивает общение со сверстниками и старается предупредить любые сложные жизненные ситуации. Зачастую приносит себя в жертву ради комфорта чада, испытывает мнительные и тревожно-беспокойные чувства [7].

Четвертый образ «вечного ребенка» проявляется в том, что мать обидчива и по-детски капризна. Часто противоречива в своих действиях и драматизирует любые события. Постоянно ищет покровительства, поддержки и считает себя жертвой, а детей тяжелой ношей, обузой. Ощущает себя бессильной и беспомощной, не способна справиться с самыми простыми задачами. Дети таких мам часто перенимают их поведение и черты характера, зачастую страдают неврозами и имеют неустойчивый эмоциональный фон [7].

Простое слово «мама» будоражит сердца миллионов людей и возвращает в те дни, которые неизгладимым образом навсегда останутся в памяти. Мы помним мягкое сияние глаз, теплые руки, горячую любовь, нежную заботу и крепкие объятия. Но у некоторых людей эти дни застилает пелена горечи, страха и разочарования. Отступая от идеализированного образа матери, стоит помнить, что в человеке может присутствовать дисгармония с самим собой и некоторые привычки поведения способны нанести ребенку непоправимую душевную травму.

Психологи выделяют следующие пять нездоровых типов матерей: «контролирующая», «токсичная», «равнодушная», «истеричная» и «критикующая» [10]. «Ты надел шапку?», «ты поел?», «ты выучил уроки?» и множество других слов, звучащих со стороны «контролирующей» матери. Главная причина подобного поведения – страх за своего ребенка, переживание за его предстоящие ошибки и попытки предостеречь его. Дети вырастают боязливыми, несамостоятельными и зависимыми. «У всех дети как дети, а у меня…», «горе ты мое…» - одни из немногих слов, которые ожидают ребенка, где властвует «токсичная» мать. Такая мать  «отравляет» ребенка болезненными, колкими фразами, при этом не забывает тяжело вздохнуть и покачать головой. Всем своим видом она показывает, как мучается, воспитывая его. У детей развивается склонность к навязчивым страхам и мыслям, сопровождающиеся низкой самооценкой [10].

Равнодушие – одно из самых страшных чувств, влияющее на взаимоотношение между родителем и ребенком. Женщину, которая не отзывается на улыбку или плач ребенка, спокойно относится к неудачам или достижениям – сложно назвать настоящей матерью. «Холодность» со стороны близкого человека порождает у ребенка отчужденность и склонность к зависимостям.

Всегда важно контролировать внутреннюю гармонию и эмоциональное состояние, ведь от равнодушия женщина нередко обращается к излишней чувственности. «Истеричная» мать способна плакать, кричать и даже применять физическое ненасилие в ответ на проступок детей. В подобной семье ребенок пребывает в постоянном страхе стать свидетелем материнской ярости или вызвать на себя гнев. Он, чтобы не спровоцировать очередной скандал, постоянно контролирует себя и живет словно «на цыпочках». Как правило, отношения в такой семье очень напряженные [10].

Близкие, живущие рядом с критикующей матерью, всегда находятся словно под прицелом и в напряженном состоянии ждут, когда им скажут, в чем они снова несовершенны или неправы. Возможно, женщина желает таким образом скрыть собственные изъяны и любым способом избежать чувства стыда, предпочитая выплеснуть свои страхи и эмоции на мужа и детей [10].

Таким образом, важно осознать насколько хрупкими и нежными являются отношения между родителями и ребенком. Их поведение, страхи и воспитание во многом зеркальное отражение родительского дома и воспоминаний из детства. И ребенок - это не шкатулка с собственными нереализованными мечтами и скрываемыми страхами пережитого, а хрупкий прозрачный сосуд, который необходимо наполнять любовью, вниманием, заботой и достойным воспитанием.

 

Список литературы:

  1. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е. Материнство как социокультурный феномен // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №22. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materinstvo-kak-sot.. (дата обращения: 10.10.2021).
  2. Денисова В.А. Материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2012. - №2 (18). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materinstvo-kak-sot.. (дата обращения: 10.10.2021).
  3. Джарман О.А., Микиртичан Г.Л. Материнство в древнеегипетском обществе // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materinstvo-v-drevn.. (дата обращения: 08.10.2021).
  4. Как рожали и растили детей в разные времена. - URL https://www.youtube.com/watch?v=hG1WS_Lq5zI (дата обращения: 08.10.2021).
  5. Классификация мам. – URL: https://womo.ua/klassifikatsiya-mam-perfektsionistka-nepredskazuemaya-luchshiy-drug-egoistka-ili-idealnaya/
  6. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 416 с.
  7. Невротические типы матерей… или как мама может испортить жизнь ребенку. – URL: https://www.b17.ru/article/281110/
  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – URL: https://slovarozhegova.ru/  (дата обращения: 08.10.2021).
  9. Пушкарева Н. Мать и материнство на Руси (X-XVII века) // Человек в кругу семьи. – М., 1996. – 26 с.
  10.  Пять нездоровых типов матерей. – URL: https://medaboutme.ru/articles/5_nezdorovykh_tipov_materey/
  11.  Типология матерей. – URL: https://psy-practice.com/publications/vzroslye-i-deti/tipologii-materey-chast-1/ (дата обращения: 12.10.21)
  12.  Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Г.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. - М: Просвещение. 1971. - 542 с.
  13.  Шеховцова Е.Е. Метаморфозы материнства в Римской империи // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metamorfozy-materin.. (дата обращения: 08.10.2021).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.