Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 октября 2021 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Блинов Р.С. СОМНЕНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ РЕНЕ ДЕКАРТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(126). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/19(126).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОМНЕНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ РЕНЕ ДЕКАРТА

Блинов Родион Сергеевич

студент 3 курса, кафедра автоматики и промышленной электроники, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина,

РФ, г. Москва

Пухир Валентина Михайловна

научный руководитель,

доц. кафедры философии, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В данной статье описан метод радикального сомнения философа Р. Декарта. Сущность метода раскрывается при помощи его мыслей и идей.

 

Ключевые слова: философия, метод познания, сомнение, радикальное познание, Декарт.

 

Рене Декарт родился 31 марта 1596 году во Франции. Философ являлся человеком разных интересов, занимался как математикой и физикой, так и психологией и биологией. Но прежде всего он был философом.

Декарт очень серьезно относится к представлению о том, что прогресс в науке будет затруднен, если мы позволим себе омрачить свой разум бесполезными стандартами, унаследованными от прошлого и от наших учителей. Таким образом, он убирает из геометрии нерелевантные геометрические коннотации, связанные с такими выражениями, как «x в кубе», и заменяя их ясным обозначением «x3», которым мы продолжаем использоваться и по сей день.

Он рекомендовал предпринять очищающий интеллектуальный метод в попытке приблизиться к истине, сначала устранив ошибку и даже всякую возможность ошибки. Это можно сделать, отвергнув все ложные утверждения, в которых можно хоть как-то усомниться. Это одно из методических правил Декарта в «Рассуждениях о методе».

Первое – никогда не принимайте что-либо за истину, если не было очевидного знания истины: то есть, тщательно избегайте поспешных выводов, предрассудков и не включайте в суждения ничего, кроме того, что было представлено так ясно и отчётливо, что никоим образом не может вызвать сомнение.

Второе – разделите каждую из рассматриваемых трудностей на несколько частей, насколько это необходимо для их лучшего разрешения.

Третье – расположите свои мысли в определенном порядке, начиная с самых простых предметов и постепенно, как по шагам, поднимаясь к познанию самых сложных.

Четвертое – составляйте повсюду списки настолько полными, а обзоры – такими исчерпывающими, чтобы быть уверенным, что ничего не упустите.

Устраняя все сомнительные убеждения, истины, конечно, будут удалены вместе с ложными, но затем при восстановлении знаний, которое должно было следовать за этими истинами, будут восстановлены, свободные от ошибок прошлого.

Декарт предлагал подвергать сомнению всё, даже то, что, казалось бы, является неопровержимой истиной. Он подвергал сомнению законы движения планет, которые за сто лет до него открыл Коперник. Они казались верными в каждом рассмотренном случае. Можем ли мы быть уверены, что они правдивы? Декарт заметил, что нельзя, потому что всегда возможно, что в следующем случае они потерпят неудачу. Научные законы только вероятны, они не достоверными. Кажется, что все доказательства подтверждают их, но доказательства не могут их доказать. То, что будущие свидетельства не подтвердят их, не является противоречием.

Итак, научная истина не выдерживает проверки сомнения (хотя Декарт надеялся на это и продолжал пытаться спасти их). А как насчет повседневных вещей, таких как тот факт, что там есть животные, деревья, стулья и столы? Декарт обнаружил, что он тоже может в этом сомневаться: может быть, это всего лишь сон или иллюзия. Кажется, что существует внешний мир, но, конечно же, нет внутреннего противоречия в том, что внешнего мира не должно быть вообще, и что все это должно быть плодом воображения Декарта.

Что же тогда осталось? Наука ушла. Внешний мир, все его объекты и люди (включая ваше тело) исчезли. Разве не осталось ничего, в чем можно быть уверенным, что не подвержено этому методу сомнения?

Декарт действительно обнаружил, что осталось одно, в чем он не мог сомневаться, а именно то, что он сомневался! Декарт не мог сомневаться в том, что он сомневается. Объяснял он это тем, что если предположить, что существует какое-то злое существо, что вводит меня в заблуждение, то всё, что я вижу было бы лишь иллюзией. И моё тело тоже, возможно, иллюзия. Но с мыслью всё иначе. "В то время как я готов мыслить, что все ложно, – утверждает Декарт, – необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; отсюда следует истина: "мыслю, следовательно, существую".

 

Список литературы:

  1. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения в 2 томах. М., 1989—1994. Т. 1. – 314 с.
  2. Декарт Р. Сочинения в двух томах. – М.: Мысль, 1989. – 654 с.
  3. Иванов О.Е. Введение в историю философии: Декарт о сомнении как методе познания – СПб, 2009. – 156-162 с.
  4. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М: 2004. – 492 с.
  5. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом. // Декарт Рене. Соч. в 2 тт. Т.2. – М., 1994. – 370-378 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.