Статья опубликована в рамках: CXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июля 2021 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ШОУ-ПРОГРАММ СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ Г. КЕМЕРОВО
A SOCIOLOGICAL STUDY OF THE DEMAND FOR SHOW PROGRAMS BY UNIVERSITY STUDENTS IN KEMEROVO
Vera Chernova
Student, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State Institute of Culture,
Russia, Kemerovo
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема востребованности шоу-программ студентами. Выявлены теоретические основы шоу-программ. Разработан и проведен социологический опрос по выявлению востребованности шоу-программ студентами вузов г. Кемерово. Проанализирована и дана оценку степени востребованности шоу-программ студентами вузов г. Кемерово.
ABSTRACT
This article discusses the problem of the demand for show programs by students. The theoretical foundations of show programs are revealed. A sociological survey was developed and conducted to identify the demand for show programs by students of Kemerovo universities. The degree of demand for show programs by students of Kemerovo universities is analyzed and evaluated.
Ключевые слова: шоу-программа, молодежь, культурно-досуговая программа.
Keywords: show program, youth, cultural and leisure program.
В современном мире культурные потребности людей сильно отличаются от тех потребностей, которые были несколько лет назад. Благодаря техническому прогрессу появилось новое оборудование, которое способствует зрелищности культурно-досуговых программ, позволяет населению проводить свой досуг ярко и необычно. Безусловное, молодое поколение, а именно категория студентов, которые идут в ногу со временем, отдают предпочтения зрелищным формам досуга, независимо от устоявшихся традиций.
Среди культурно-досуговых программ особое место занимают шоу-программы. Характерными чертами шоу-программы является активный темпоритм, контрастность и зрелищность. Шоу-программа – это компонент не только развлекательной среды, она имеет и воспитательное значение, что необходимо для культурного развития граждан. Шоу-программы, своими зрелищными формами и средствами формируют художественные и творческие интересы молодого поколения. Вместе с тем, следует отметить, что организация и постановка шоу-программ во многом зависит от региональных особенностей. В связи с этим, для более качественного результата организации и реализации шоу-программ необходимо, прежде всего, выяснить у населения, в частности у студентов вузов, насколько они востребованы.
Цель исследования связана с определением степени востребованности шоу-программ студентами вузов г. Кемерово. Для ее решения необходимо решить следующие задачи:
- Выявить теоретические основы шоу-программ: дать определение понятия, раскрыть их функции, виды, принципы построения.
- Разработать и провести анкету по выявлению востребованности шоу-программ студентами вузов г. Кемерово.
- Проанализировать и дать оценку степени востребованности шоу-программ студентами вузов г. Кемерово.
Шоу-программа является разновидностью культурно-досуговых программ и связана программа непосредственно с досугом. Культурно-досуговая программа – это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного восприятия и допускает в известных ситуациях их непосредственное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зритель. Культурно-досуговые программы являются важной частью досуга.
Досуг можно рассматривать можно как свободное время [4]. В энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Тем самым можно сформулировать общее определение понятия досуга. Досуг - время, свободное от обязательной нормативной деятельности (учения, работы) и занимаемое занятиями по личному усмотрению, добровольному выбору. Досуговое время определяется в рамках суток, путем вычета времени работы, учебы, сна, использованного на самообслуживание и помощь другим. Досуг проводится в активных и пассивных формах. За время досуга человек восстанавливает свои физические и психические силы, развивается по индивидуальной программе, полнее самореализуется, в свободном режиме устанавливает свои отношения с людьми и окружающим миром [4].
Т.П. Ванченко даёт следующее определение шоу-программы: «Шоу» - это система специфических выразительных средств, характеризующихся особым типом зрелищности, переводящим психологическое состояние зрителей на другой эмоциональный уровень через аттракционность воздействия и программность построения (в противовес сюжетности) [1. c. 68]. Шоу, по мнению А. А. Рубба, это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, не имеющая твердого сюжетного хода, основанная на внешне эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками; построенная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мюзик-хольному [2]. Другими словами, шоу (англ. show - показ, представление) - это зрелище, мероприятие с развлекательным характером предполагает разнообразие составляющих его номеров – произведений, которое проводится перед публикой. Шоу-программа - это возможность для артистов передать свои мысли и чувства максимальному количеству людей.
Шоу-программы выполняют следующие функции: элемент познания – отдыхающие, включаясь в процесс развлечения, могут узнать много полезной и нужной информации; элемент отдыха – получение отдыха. Психологическая и физиологическая разгрузка; элемент отвлечённости – человек отвлекается от повседневных проблем и прочей суеты. Получает психологическую разгрузку; элемент развития – воздействие на личность, проявление творческих способностей; элемент эмоционального заряда – получение ярких эмоций.
А также шоу-программа выполняет социально-нравственную функцию. Васильева Л.А. в своей работе отмечает, что правильно выстроенная драматургически - режиссерская основа шоу-программы способна оказывать огромное педагогическое влияние на широкие массы. [1, c. 68]
В современном мире существуют, следующие виды шоу-программ: телевизионные (ток-шоу); реалити-шоу; игровые; информационно-зрелищные, развлекательные и т.д.).; уличные представления (карнавалы, парады, шествия, пиротехническое и лазерное шоу и т.д.); программы спортивно-технической направленности (аква-, авто-, мото-шоу и др.); клубные программы различной направленности (развлекательные, игровые, музыкальные, танцевальные и т.д.).
Различные шоу-программы могут вызывать абсолютно разные эмоции у людей: положительные или отрицательные. Поэтому зрителю, участнику предоставляется обширный выбор программ, которые подойдут именно ему. Следовательно, когда человек выбирает то, что ему интересно, он не теряет время зря и получает удовольствие. Далее, мы рассмотрим принципы построения шоу-программ.
Принципы построения: принцип системности; разножанровости номеров; эмоционально-тематической переклички; динамичности, темпоритма, контрастности, зрелищности, разнообразия.
В процессе организации шоу-программы рассматриваются: психологические аспекты восприятия; логичность чередования номеров; неожиданность сюжетного хода. А также используется техническое оборудование современного шоу: светодизайн; звукоаппаратура; пиротехнические средства; декорации.
В дополнение, хочется отметить, что важным принципом проведения шоу-программ, является интерактив со зрителем. Таким образом, как мы видим по перечисленным выше аспектам, данный вид культурно-досуговых программ, является разнообразным, зрелищным, познавательным и необычным, что отличает его от других видов досуга. Шоу-программа для людей всегда является загадкой. Никогда не знаешь, чего именно ожидать. Этим она привлекает к себе больше внимания, интригуя зрителя в самом начале, поэтому востребованность шоу-программ у населения возрастает. Что бы подтвердить это утверждение, мы провели социологический опрос среди студентов вузов г. Кемерово.
Основным методом сбора эмпирической информации был метод анкетирования. Применение метода анкетирования позволило получить независимую и полную картину по предмету исследования, собранную информацию было легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения. В исследовании принимали участие 34 человека.
Первый вопрос анкеты был посвящён выявлению количества свободного времени в будни. Согласно полученным данным, большинство опрошенных респондентов (41,2%) свое свободное время посвящают досугу в рабочие дни 3-4 часа; 35,3 % имеют свободное время для досуга 1-2 часа; 17,6% уделяют более 4-х часов; а у 5,9% респондентов менее 1 часа.
Цель второго вопроса анкеты – выявление количества свободного времени в выходные дни. Большинство опрошенных респондентов (70,6%) свое свободное время посвящают досугу в выходные более 4 часов; 29,4 % имеют свободное время для досуга 3-4 часа.
По двум вопросам, можно сделать следующий вывод, что студенты выделяют больше времени на досуг в выходные дни.
Третий вопрос анкеты был направлен на выявление частоты посещения студентов учреждений культурно-досугового типа. Большая часть опрошенных (47,1 %) посещают учреждения культуры; 23,5% респондентов предпочитают проводить свой досуг в культурном учреждение 2-3 раза в месяц; не чаще одного раза в неделю это 17,6% студентов и 11,8% 2-3 раза в неделю. Таким образом, чуть больше половины студентов предпочитает выбирать иной вид досуг, чем остановить свой выбор на посещение культурно-досуговой программы.
Следующий вопрос был направлен на выявления предпочтений среди видов культурно-досуговых программ у студентов. Согласно полученным данным, большая часть молодежи (64,7%) предпочитают шоу-программы; 58,8 % - отдают свой голос за сюжетно-игровой и театрализованный виды культурно-досуговых программ. Концертные программы предпочли 52,9% респондентов. 29,4% проголосовали за информационно-дискуссивный вид и конкурсно-игровые программы. Анимационные- 17,6%, а так же 17,6% студентов не смогли ответить на поставленный вопрос.
Вывод. Из всех перечисленных видов программ, шоу-программы более востребованы.
Цель следующего вопроса была направлена на выявление частоты посещения шоу-программ. Желания студентов посещать шоу-программы показали следующие результаты: 35,5% респондентов предпочли бы посещать шоу-программы несколько раз в год; 29,4% студентов – раз в месяц; 23,5% несколько раз в неделю; 5,9% респондентов проголосовали за раз в неделю и такое же количество проголосовало, которым не интересна данная деятельность.
Таким образом, можно сказать, что шоу программы будут иметь хороший спрос, если будут проводиться несколько раз в год.
Цель шестого вопроса – узнать, как часто проводятся шоу-программы в стенах вузов г. Кемерово. На вопрос «Как часто проводятся шоу-программы для студентов в вашем учебном заведении?» получили такие данные: несколько раз в месяц –17,6%; раз в месяц – 11,8%; несколько раз в год –23,5%; раз в год – 0%; не проводятся – 17,6%; затрудняюсь ответить – 29,4%.
Из полученных данных, можно сделать вывод, что в учебных заведениях шоу-программы в основном проводятся несколько раз в год, что дает нам понять, что востребованность в шоу-программах есть.
Далее респондентам, был задан следующий вопрос: «Что вас привлекает в Шоу-программах?». В целях определения, что привлекает студенческую молодежь в данном виде культурно-досуговых программ.
Сведения по полученным данным: 76,5% респондентов предпочитают зрелищность; 64,7% - динамичность; 47,1% - эмоционально-тематическая перекличка; 41,2% - разножанровость номеров; 29,4% - контрастность.
Таким образом, можно отметить, что зрелищность и динамичность в шоу-программах занимают центральное место по привлечению студенческой аудитории. С помощью ярких спец- эффектов, звука и прочих технических средств.
В заключении, респондентам был задан вопрос «Какие виды шоу-программ Вас больше интересуют?». С целью определения, какой вид шоу-программ актуален на данный период времени среди молодежи.
Результат опроса: ток - шоу – 29,4%; реалити-шоу – 41,2%; игровые (развлекательные) – 52,9%; уличные представления (карнавалы, лазерное шоу.) – 47,1%; программы спортивно-технической направленности – 35,3%; клубные программы (различной направленности) – 41,2%.
Следовательно, из различных видов шоу-программ, студенческая молодежь предпочитает игровые - развлекательные программы и уличные представления.
В заключение следует отметить, что по результатам данного исследования можно сделать следующие выводы. Востребованность шоу-программы студентами вузов будет высокой, если проводить данные мероприятия несколько раз в год с определенной периодичностью, но не часто, так как ценность программы утрачивается, и интерес к ней падает.
Также следует учитывать, что шоу-программы, по возможности, должны проводиться в выходные дни, чтобы количество посетителей было намного больше. И акцентировать внимание при организации шоу-программы, на таких видах как: игровые и уличные представления, которые будут привлекать студентов своей зрелищностью и динамичность.
Шоу-программы могут проводить высшие и средние учебные заведения, где студентам проще и быстрее узнавать информацию о будущих мероприятиях. Следовательно, привлечение аудитории будет гарантировано.
Важным в организации шоу-программ является сетевой метод, предполагающий сотрудничество учебных заведений. Создание межвузовских мероприятий привлекает внимание студентов к такому формату досуга. Масштабность с элементами зрелищности не оставляют равнодушными студенческую молодежь.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что шоу-программы востребованы в кругу студенческой молодежи. Спрос на данный вид культурно-досуговых программ есть. Все зависит от предложения. Будут предложения – будут и потребители.
Список литературы:
- Васильева, Л.А. Сущность молодежных шоу программ / Л.А. Васильева // Вестник современных исследований. -2018. -№ 9.1 (24).- С. 67-69. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36275539 – Режим доступа: после регистрации.
- Васильева, Л.А. Характеристика технологии организации молодежных шоу-программ в университете / Л.А. Васильева // Концепции фундаментальных и прикладных исследований: сб. статей междунар. науч.- практ. конф. – 2018. – С. 210-212. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35633746 – Режим доступа: после регистрации.
- Рубб, А.А. Феномен эстрадной режиссуры: Опыт исслед. / А. А. Рубб. - М.: Луч, 2001. – 227 с.
- Ожегова,С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегова ,Н.Ю. Шведовой - Издательство "Азъ", 1992.
дипломов
Оставить комментарий