Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2021 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Брейкман Е.Ю. ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЛИКТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(118). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(118).pdf (дата обращения: 06.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕЛИКТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Брейкман Евгений Юрьевич

магистрант, Сибирский юридический университет,

РФ, г. Омск

LEGAL APPROACHES TO REGULATION OF DELICATE LEGAL RELATIONS IN THE COUNTRIES OF NORTHERN EUROPE

 

Evgeny Breykman,

Undergraduate, Siberian Law University,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье проводится компаративный обзор законодательства о регулировании деликтных правоотношений в странах Северной Европы, рассматриваются их особенности и схожие черты.

ABSTRACT

The article provides a comparative review of the regulation of tort relations in the countries of Northern Europe, discusses their features and similarities.

 

Ключевые слова: деликтная ответственность, обязательства, сравнительно-правовой обзор.

Keywords: tort liability, obligations, comparative legal review.

 

Несмотря на то, что страны Северной Европы являются суверенными государствами, они имеют множество сходных черт. Зачастую их тесное сотрудничество приводит к принятию единообразных законов, особенно в рамках договорного права. Однако в вопросе возмещения вреда, причинённого деликтами, они не придерживаются единого мнения.

В ходе развития законодательства сложилось два подхода к регулированию деликтных правоотношений.

В норвежском и датском законодательстве получила свое отражение так называемая доктрина противоправности.

Основная идея этой доктрины заключается в том, что определение ответственности происходит путем оценки последствий, наступающих или могущих наступить в результате нарушения обязательств. Иначе говоря, отсутствует принцип генерального деликта. Поскольку отсутствует прямая норма права, которую можно было бы применять в любом случае, на судей возлагается обязанность определять в каждом случае имело ли место быть нарушение, определять его причины и последствия, проводить грань между законным и незаконным поведением интервента.

Таким образом, в норвежском и датском законодательстве учитывается сложный и многогранный характер правовых реалий, полных различных тонкостей.

Однако норвежское законодательство придерживается более твердой позиции, когда речь идет о компенсации вреда в результате деликта. В Дании деликтное право просто защищает абсолютные права и законные интересы, в то время как возможность возмещения вреда, причинённого деликтом, регулируется договорным правом.

Норвежский закон о торговле [1] содержит общие положения, которые устанавливают, что ответственность за вмешательство в договорные отношения может наступить лишь в том случае, если вмешательство осуществляется вопреки принципу добросовестности и добрым нравам. Эти положения основываются на таких категориях как нравственность, справедливость, разумность, которые лежат в основе всей экономической политики, и что эта политика должна учитываться при определении и установлении границы между свободой и стабильностью договора.

Хотя норвежское законодательство в большей степени стремится защищать договорные отношения от вмешательства, чем датское, нет сомнений в том, что датские суды также защищают договорные отношения, поддерживая доктрину противоправности во всех случаях, когда это будет необходимым для защиты от неправомерного поведения.

Однако одним из необходимых условий является тот факт, что вмешательство должно противоречить нормам нравственности или состоять из какого-либо другого неправомерного поведения.

Таким образом, как норвежское, так и датское законодательство содержат нормы, предусматривающие недопущение от вмешательства в договорные отношения и возможность компенсации ущерба в случае такого вмешательства.

На финское и шведское право, наоборот, доктрина противоправности не оказала особого влияния.

В названных странах придерживаются еще более ограничительного подхода, указывая, что вред может быть возмещен только в том случае, если он вызван преступным деянием.

Закон Финляндии о деликтном праве [2], принятый в 1974 году, говорит, что возмещению подлежит вред, причинённый как личности, так и имуществу. Такое возмещение возможно, если вред причинен в результате преступления, деятельности государственных органов или в любом другом случае, когда для этого есть весомые причины.

Интересно отметить, что понятие «весомых причин» сходно с понятием «против добрых нравов» (contra bonos mores), используемым в германском законодательстве.

Причина может являться весомой тогда, когда вред причинен умышленно или, когда возникает вопрос о каком-либо другом явно недобросовестном поведении. Примером такого поведения является распространение недостоверной и порочащей информации о компании. Подстрекательство к нарушению договора и запугивание также рассматриваются как весомая причина

Шведское законодательство имеет уникальный по своей строгости и ограничительности подход к деликтным правоотношениям.

Так статья 2:1 шведского закона [3] содержит общую норму, которая гласит, что «тот, кто причиняет увечья или повреждения имуществу умышленно или по неосторожности должен возместить…». Затем в статье 2:4 содержится специальное положение, согласно которому «тот, кто причиняет чисто экономические убытки (purely ecomonomic losses) (те, которые возникают в результате поведения другого лица, но не как следствие причинения физического вреда вещам или здоровью потерпевшего) в результате преступления, должен компенсировать этот ущерб...».

Таким образом, мы видим, что положения Уголовного кодекса были перенесены в законодательство о гражданских правонарушениях и поддерживают с ним весьма тесную связь.

Несомненно, это положение может быть истолковано как абсолютная исключающая норма, которая не позволяет судам устанавливать гражданско-правовую ответственность в случаях, не связанных с уголовным преступлением.

Таким образом, несмотря на географическую близость, сходное экономическое и правовое развитие, страны скандинавского полуострова пошли разными путями в регулировании такого важнейшего института гражданского права как деликтная ответственность.

 

Список литературы:

  1. The Marketing Control Act, 2009 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forbrukertilsynet.no/english/the-marketing-control-act (дата обращения: 10.06.2020)
  2. Tort Liability Act [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1974/en19740412_19990061.pdf (дата обращения: 10.06.2020)
  3. Swedish Tort Act, 1972 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/skadestandslag-1972207_sfs-1972-207 (дата обращения: 10.06.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.