Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2021 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пюра Д.С. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(118). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(118).pdf (дата обращения: 20.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Пюра Дарья Сергеевна

магистрант, психология менеджмента, департамент психологии и образования, Дальневосточный федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

BURNOUT SYNDROME IN HEALTHCARE PROFESSIONALS

 

Daria Pyura

Master's student, Management Psychology, Department of Psychology and Education Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена изучению проблематики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Рассмотрены возможные причины возникновения синдрома. Представлена специфика проявления синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the problems of burnout syndrome in medical workers. Possible causes of the syndrome are considered. The specificity of the manifestation of the emotional burnout syndrome among medical workers is presented.

 

Ключевые слова: выгорание, контакт, конфронтация со смертью, симптомы выгорания, деформация, стресс, дистресс.

Keywords: burnout, contact, confrontation with death, burnout symptoms, deformation, stress, distress.

 

Изучение специфики синдрома выгорания у медицинских работников хорошо освящено в рамках множества исследований. Это связано в первую очередь с тем, что медицинские работники подвергаются воздействию множества неблагоприятных факторов рабочей среды. По мнению Г. Робертса профессия врача сама по себе способствует развитию болезненных состояний. Это может проявляться в деморализации в профессии, склонности размышлять о выходе из профессии, ухудшенном состоянии психического здоровья, развитии склонности к употреблению психоаткивных веществ.

Повышенный интерес к данной профессиональной сфере среди исследователей также объясняется тем, что здоровье врачей и медицинского персонала важно для безопасности и качества оказываемой помощи населению. Для повышения качества предоставляемых услуг здравоохранения необходимо в первую очередь позаботиться о здоровье врачей и других медицинских работников.

Медицинские работники постоянно взаимодействуют с пациентами. Вопрос сохранения эмоционального состояния стоит довольно остро, поскольку очень сложно оставаться чутким, проявлять эмпатию к больным и сохранять при этом силы для поддержки профессионально отстранённого «Я», чтобы оставаться объективным [6, с. 73].

Помимо синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) среди медицинских работников распространено такое явление, как профессиональная деформация. Термин профессиональная деформация был впервые введён в США в 1960 году в профессиях «человек-человек». В таких профессиях существенным является социальное окружение работника [12]. У специалистов так называемых помогающих профессий профессиональный стресс характеризуется наличием черт схожих с рядом традиционных психических и психосоматических расстройств. Это играет ведущую роль в возникновении и развитии синдрома выгорания [8, с. 35-36].

Некоторые авторы отмечают, что профессиональная деформация может рассматриваться двойственно [2]. Определённая степень деформации присуща любому врачу, так как она является частью адаптации в профессии. С другой стороны, деформация рассматривается как негативное явление, препятствующее установлению контакта с пациентом, ухудшению результатов деятельности. Профессиональная деформация связана в первую очередь с изменением психических свойств личности под воздействием основной деятельности, негативно сказываясь на результате и процессе труда [7, с.33].

Высокий риск развития профессиональной деформации и СЭВ связан прежде всего с деятельностью врачей, предполагающей общение с огромным количеством людей, столкнувшихся с определёнными жизненными ситуациями. Это требует от медицинского работника значительного психического и эмоционального напряжения, на которое также сказывается интенсивный ритм работы. Постоянные эмоциональные перегрузки приводят к тому, что с каждым разом медицинскому работнику становится всё сложнее включаться, эмоциональный отклик становится всё менее интенсивным. Такие тенденции приводят к возникновению деструктивных качеств, тормозят развитие способности к эмпатии [9].

Исследования показывают, что 20-60% врачей всех специальностей предъявляют симптомы выгорания. Это может быть связано также с особой спецификой данной профессии. На уровне эмоционального переживания врач постоянно сталкивается со смертью: реальной, потенциальной, фантомной. На этом этапе появляется проблема эмоциональной включённости в ситуацию. Ряд исследователей утверждают, что врач не должен включать свои чувства в ситуацию и на это способна только эмоционально зрелая личность [5, с. 285].

Сторонники экзистенциального подхода, в частности И. Ялом утверждает, что столкновение с реальной смертью будь то переживание собственной болезни или смерть близкого человека запускает базальный страх смерти. Этот страх, если его не проработать, переосмыслить, может вытесняться и проявлять себя в виде самых разных проявлений. Вплоть до невротических состояний. По мнению И. Ялома конфронтацию со смертью, напротив не стоит избегать, поскольку это шанс для личностного изменения. На основании трудов И. Ялома, можно предположить, что постоянная конфронтация со смертью также может являться причиной повышенного проявления симптомов выгорания [11]. Принятие смерти как данности, принятие конечности жизни в отличие от попытки скрыть свои мысли и чувства по этому поводу может послужить значительным толчком к изменениям в сторону уменьшения числа врачей, подвергнутых профессиональному выгоранию и деформациям.

П. Сидоров указывает, что стресс является ключевым фактором развития синдрома выгорания у медицинского персонала. Развитию хронического стресса способствуют: ограничение свободы действий и использования потенциала, монотонность работы, повышенная степень неопределённости в оценке выполняемой работы, неудовлетворённость социальным статусом. Всё это способствует возникновению таких реакций как утрате способности к сопереживанию, отсутствию эмоциональной вовлечённости в контакте с пациентами [3, с. 10-11].

Описанный выше постоянный дистресс начинает проявлять себя в привычке эмоционально дистанцироваться от пациентов. В попытке преодолеть этот стресс врачи зачастую используют две противоположные и одинаково неэффективные стратегии. С одной стороны, это полное погружение в работу, с другой стороны, психологическая черствость, сведение к минимуму общение с пациентами, четкому разделению себя в рабочее время и себя в свободное от работы время [1].

Данные стратегии могут хорошо проявить себя в какой-то конкретной единичной ситуации, использование же их на постоянной основе приводит к явлению профессиональной деформации. В случае, когда влияние работы на жизнь вовсе отрицается, близкие, тем не менее, отмечают проявление циничности [4].

Профессия медицинского работника входит в группу риска по профессиональному выгоранию с одной стороны, с другой – данная профессия относится к социальным, следовательно полное раскрытие медика зависит от качества контакта с пациентами. Подверженные выгоранию и деформации сотрудники теряют способность к контакту.

Современный биопсихосоциальная подход к лечению болезни утверждает, что для достижения эффективного лечения необходима активная роль самого пациента. Таким образом, к задачам современной медицинской практики прибавляется ещё и активное вовлечение пациентов к принятию решения по поводу лечения болезни [10]. Решение данной задачи позволит с одной стороны, убрать дополнительный источник стресса, с другой, повлияет на эффективность лечения.

Способность врача выстроить с пациентом грамотные равные отношения требует значительных усилий, однако, эта способность зависит от личности врача и степени подверженности выгоранию. Выгоревший и деформированный врач не способен выстроить равные отношения. Характерный для СЭВ среди врачей цинизм, подавленная эмпатия препятствует построению качественного контакта с пациентом, при котором возможно вовлечение пациента к принятию ответственности за лечение. Без установленного контакта такая попытка может быть воспринята как упрёк, вызвать сопротивление и возмущение со стороны пациента.

Существует необходимость постоянно поддерживать и проводить профилактические меры по поддержанию ментального и физического здоровья медицинских работников. Однако, эта необходимость упирается в еще одну специфику работы с представителями данной профессиональной области. Эта проблема связана прежде всего с отрицанием наличия каких-либо симптомов выгорания со стороны медиков. Медицинские работники, отрицающие симптомы СЭВ, таким образом являются немотивированными клиентами.

Сфера медицины является одной из наиболее сложных и опасных с точки зрения психоэмоционального здоровья личности. Профессия, предполагающая постоянное взаимодействие с людьми, требует от медицинского работника эмпатии, включённости, открытости к взаимодействию. Однако, ввиду своей специфики и рисков способствует развитию синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Данный феномен охватывает целый пласт социального взаимодействия. Люди, чья профессия предполагает помощь другим, сами нуждаются в поддержке и проведении разного рода профилактических мероприятий. От состояния каждого медицинского сотрудника зависит множество жизней. Существует острая необходимость в разработке программ, которые могут учитывать специфику взаимодействия с немотивированными участниками, которые способствовали бы эффективному преодолению крайних проявлений СЭВ и профессиональной деформации.

 

Список литературы:

  1. Вашадзе, Ш. Выгорание у медицинских работников / Ш. Вашадзе, М. Кекенадзе. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37144639 // Медицина неотложных состояний. – 2019. – № 1 (96). – С. 118 – 120.
  2. Глазырин Е. А., Таланова В. Ф. Профессиональная деформация личности врача-хирурга // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – № 1 (12). – С. 23–25.
  3. Гончарова Е. В. Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44056453 // Авиценна. – 2020. – № 73. – С. 9-12.
  4. Жукова, М. И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача : автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / МГУ им. М. В. Ломоносова. – Москва, 1990. – 21 с.
  5. Моторова, Д. С. Проблема профессионального выгорания медицинских работников. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36303352 // Мир детства в современном образовательном пространстве. – 2015. – №1. – С. 284-286.
  6. Орлова, Н. М. Исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30745439 // Актуальные психолого-педагогические исследования. – 2017. – № 1. – С. 72-75.
  7. Осипова Н. Г., Семина Т. В. Идеальный тип и профессиональные деформации личности врача в условиях современного этапа глобализации // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 5. – С. 32–36.
  8. Таскина Е. А. Проблема эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания медицинских работников. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42525567 // Вестник всероссийского нового университета: человек в современном мире. – 2020. – №1. – С. 34-39.
  9. Темнова, Я. С. К вопросу о роли эмпатии в профессиональной деятельности медицинского работника / Я. С. Темнова, З. Я. Сулейманова, Т. И. Лишаева. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42327129 // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2019. – № 10, Т. 9. – С. 423.
  10. Фомина, Н. В. Отношение врачей и пациентов к лечению болезни как социально-психологическая проблема (на примере лечения артериальной гипертонии) / Н. В. Фомина, И. В. Фомин, Т. Е. Федосеева // Вестник медицинского университета. – 2016. – № 5 (15). – С. 28.
  11. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2019. – 576 с.
  12. Bennet, L. Quality of Life in Health Care Professionals: Burnout and Its Associated Factors in HIV/AIDS Related Care / M. Kelaher, M.W. Ross // Psychology and Health. – 1994. – Vol. 9 (4). – P. 273–283.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий