Статья опубликована в рамках: CXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2021 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСТРОВОВ РЮКЮ XI – СЕР. XIII ВВ.
THE FEATURES OF THE RYUKYU ISLANDS DEVELOPMENT XI – MID. XIII CENTURIES
Danil Khaytmetov
student, Department of Japan Studies, Far Eastern Federal University,
Russia, Vladivostok
Evgenii Pustovoit
Scientific Adviser, Candidate of Historical Sciences, Department of Japanese Studies, Far Eastern Federal University,
Russia, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена развитию архипелага Рюкю с XI по середину XIII века. Цель исследования заключается в определении особенностей островов, сложившихся на данном этапе. С помощью аналитического подхода рассмотрены основные сферы жизни рюкюского общества. В результате работы раскрыты основные особенности и подчеркнута их важность для истории архипелага.
ABSTRACT
The article is devoted to the features of the Ryukyu islands development from the 11th to the middle of the 13th century. The aim of the work is to study the features that had evolved in that stage. The main spheres of the Ryukyuan people were considered through the use of an analytical approach. As a result, the main features and their importance for the history of the archipelago were revealed.
Ключевые слова: острова Рюкю, период позднего Кайдзука, раковинные кучи, гусуку, торговля, дорога раковин.
Keywords: the Ryukyu islands, the late Kaizuka period, shell-heaps, gusuku, trade, the shell road.
Официальная японская хронология в том виде, что привычна для каждого японоведа, приобретает несколько иную форму в контексте периодизации Рюкю. Стоит отметить, что основное внимание статьи сосредоточено на конце так называемого «Сэнси-окинава» (японский палеолит – конец Хэйан-дзидай), а также начале периода Корюкю (Камакура – 1609 г.).
Согласно установленным временным рамкам, стоит начать с позднего Кайдзука – части ранее упомянутого периода «Сэнси-окинава». Обратившись к названию неолитического периода на языке оригинала – 貝塚, становится ясно, что определяющим его явлением стали раковинные кучи.
Места утилизационного значения получали свое размещение на прибрежных территориях, где контакт с морской фауной был наиболее близок. Подобные кучи таят в себе множество вещей: останки моллюсков, рыб, птиц и животных, а также инструменты, выполненные из костей, и глиняную посуду. Однако среди вышеперечисленного наиболее заметны белые с внутренней стороны раковины [12].
Сам Кайдзука представляет интерес для ученых не только как время начала становления протогосударственных институтов, но и как объект дискуссий. Дело в том, что в японской исторической науке принято составление хронологических параллелей между собственно японским архипелагом и островами Рюкю.
Как известно, благодаря анализу образцов керамики, на начальном этапе древней истории Японии возможно выделить два пласта культуры. Так веревочный орнамент на сосудах стоянки Омори позволил Эдварду Морсу в конце девятнадцатого века применить термин «cord marked pottery», который был переведен на японский язык как «Дзёмон» и принят в употребление после результатов исследований археолога Яманоути Сугао [3, с. 30]. Позже на смену приходит культура, названная по месту обнаружения новых изделий догончарного круга в одном из районов Токио, Яей-мати. «Яёй» как термин был введен в научный оборот Макита Содзиро [1, с. 61]. Однако в подобных параметрах категорически сложно отнести Поздний Кайдзука к той или иной культуре Древней Японии.
Актуальна проблема и до сих пор. В современной науке не существует единого мнения о том, частью какой культуры является период. В то же время официально распространены три версии: 1) продолжение Дзёмон; 2) продолжение Яёй; 3) собственно рюкюская культура отличная от островной японской [5, с. 30]. Более чем возможно считать Поздний Кайдзука частью культуры Яёй. Однако лишь с оговоркой на то, что в образцах керамики может присутствовать рюкюская эклектика.
Вторым названием вышеупомянутого этапа можно считать условное обозначение «Яей-Кофун-Хэйан» [5, с. 29]. По всей видимости составленное с помощью проведения тех же хронологических параллелей между рюкюской и японской историей. Отсюда же возникли и соответствующие временные рамки – III – XII века.
Снова обратим внимание на раковинные кучи. Благодаря им, мы в состоянии объективно оценить образ жизни и, что не мало важно, культуру питания населения. В современном городе Наха префектуры Окинава на стоянке Надзаки-бару зафиксированы следы сельскохозяйственной деятельности, в частности рисосеяния. Согласно исследованию профессора антропологии Хирото Такамия, в котором он опирается на теорию «Океанического пути», культура выращивания риса могла получить свое развитие на островах Рюкю благодаря мореплавателям южных территорий Китая [9, с. 210].
Заслуживают внимания и такие объекты как Адзама-бару №1 и №2. На месте археологических раскопок были найдены ямы, каменные пирамиды, захоронения собак и скопления раковин. Сами дома походили на небольшие шахты, но и они перестраивались. Тем самым постройки отличались друг от друга прежде всего длиной от 2 до 4 метров. Можно предположить, что перестройка базировалась на необходимости увеличения пространства для ведения хозяйства. Рядом с жилищами возможно было определить большое количество отличных ям, так называемых двухслойных очагов захоронения. Большинство погребений являются протяженными и первичными; некоторые находятся в неглубоких ямах в песчаном субстрате, в то время как другие находятся в углублениях, покрытых кусками кораллов. Встречаются и вторичные захоронения. Отдельно существовали жилые помещения с сакральными предметами похожими на памятники. Как представляется, подобные постройки могли быть связаны с поклонениями богам местных верований.
Радиоуглеродный анализ при участии изотопов азота выявил наличие высокой доли растительных белков, по сравнению с белками животного происхождения в человеческих останках [7, с. 95]. Что, как видится, представляет большую ориентацию населения на потребление продуктов сельского хозяйства нежели, чем на использования в пищу даров морского промысла. Однако в то же время отсутствуют свидетельства о массовом рисосеянии, как, например, на территории собственно японского архипелага. По результатам исследований еще двух стоянок в центральной части о. Окинава (Ногуни Б) и о. Такара (Оикэ), основу рациона жителей территорий составляли млекопитающие, среди которых чаще всего встречались дикие кабаны. Сильные зимние муссоны периода Кофун замедляли рост растений, а летом регион страдал от высокой частотности засух [2, с. 60]. Таким образом, замедлению адаптации сельскохозяйственных культур могли поспособствовать природные катаклизмы и особенности климата.
Символом власти на островах Кюсю считались браслеты гохора и имогай. Их изготавливали из видов моллюсков, распространенных только в теплых водах Рюкю [1, с. 104]. Более того, украшения имели гендерную ассоциацию, что определяло гохора как мужской атрибут, а имогай как женский [11, с. 18]. Таким образом, сформировались отличительные признаки первых вождей и символизация личной власти.
Популярность раковинных украшений могла послужить началом развития торговли между архипелагом Рюкю и островом Кюсю. Биологическое разнообразие моря и его условная неограниченность позволила рюкюсцам производить не только украшения, но и оружие, в том числе ножи и топоры из раковин различных видов. Моллюски и продукты из них были завезены на материк Японии по теплому течению Куросио на север. Так сформировался морской путь «Кайсэки-но-мити» (Дорога раковин). Сама дорога имела три варианта осуществления перевозок в рамках торговли. Первый маршрут шел на север от островов Нансэй, другой – от Кюсю в район Кинки через Внутреннее Японское море. Также существовал и третий путь: на север к побережью Японского моря через море Гэнкай. Существуют свидетельства о нахождении товаров даже на территории острова Хоккайдо [14].
Нельзя сказать, что сообщение ограничивалось только Японией. Раскопки подтверждают наличие связей с Кореей, о чем можно судить по найденным образцам материковой керамики и монетам, которые чеканились при императоре Гуан Ву Ди. Китай также не остался в стороне. Обнаруживаются монеты династии Тан, а в хронике «Сайдзандзасси» упоминается торговля Гуанчжоу с Рюкю [5, с. 35].
Благодаря торговле через «Дорогу раковин» можно предположить, что на момент позднего Кайдзука уже происходят процессы разделения труда среди жителей Рюкю, а также формируются первые его признаки экономической деятельности в регионе. К тому же сама торговля была очень выгодна для населения: среди товаров, обмениваемых на моллюсков, были продукты питания, железные изделия и редкие предметы, такие как стеклянные шары [13, с. 12].
Рюкю позднего Кайдзука – общество охотников и собирателей. Мы видим, как постепенно формируется социальная стратификация, основываясь на свидетельствах о возникновении специального типа жилищ и первых предметов (украшений), выделяющих вождей. Несмотря на затруднительное положение ведения сельского хозяйства, население островов выживает за счет употребления в пищу дикого мяса млекопитающих и обитателей моря. Выгодное географическое положение с точки зрения наличия многочисленной и необычной базы разных видов моллюсков позволило архипелагу включиться в товарообмен Восточной Азии. Благодаря чему рюкюсцы получили доступ к продуктам и изделиям, создание которых было затруднительно. Дорога Кайсэки-но-Мити проходила в течение периода Яей до периода Кофун и длилась около 800 лет, став началом торговых отношений, что сыграло важную роль в период Гусуку.
Вслед за Поздним Кайдзука начинается новая глава в истории архипелага – Корюкю («Древнее Рюкю»). Именно такое название получил период, длившийся с XII по начало XVII в., рассмотрим его до середины XIII века.
Первым периодом Корюкю стал Гусуку. Предмет сущности и этимологии временного отрезка до сих пор становится поводом для дискуссий. Если обратить внимание на иероглифическую запись, то в составе названия прослеживается два знака: 御 (править; управлять) и 城 (замок), что на первый взгляд облегчает понимание. Ведь традиционно подразумевается замок, где жил могущественный вождь «адзи». Однако существует несколько теорий, созданных с целью объяснить этимологическое значение. Согласно концепции «Сэ:икисэцу», «гусуку» рассматривается как святилище, окруженное каменными стенами. С другой стороны, имеют место и теории об ином характере сооружения, например, оборонительном. При первых поселениях людей воздвигались стены для их защиты [15].
Как мы уже знаем, в течение позднего Кайдзука, жители Рюкю вели примитивный образ жизни. Сфера занятий базировалась предпочтительно на рыболовстве, охоте и собирательстве. С развитием общества появились новые формы объединения людей – поселения на основе кровнородственных связей. Тогда же и выделился ведущий класс вождей-адзи. По характеру построек и размерам ограждений территорий поселений можно предположить, что каждый адзи стремился обозначить сферу собственного политического влияния [6, с. 11].
Археологические раскопки подтверждают существование около 200 замков, огороженных каменными стенами. По размеру их возможно разделить на три группы: «сёдзё» (малые), «тюдзё» (средние) и «дайдзё» (крупные). Замки могли принадлежать как общине, организованной на основе нескольких поселений, так и влиятельным вождям, князьям-магири и древним королям эпохи Сандзан [5, с. 46]. Примечательно, что, согласно исследованию антрополога Ричарда Пирса, гусуку также поддаются классификации по типу почв, на которых они размещались. Среди них – лесные, подзолистые, регозоли, литозоли и почвы аллювиальных равнин [8, с. 406]. Плодородный характер земельных ресурсов поспособствовал дальнейшему развитию сельского хозяйства.
Опыт, полученный от «Дороги раковин», повлиял на развитие архипелага. Торговля послужила толчком к запуску социального и экономического роста. Каждый адзи вел торговое сообщение с соседями из Юго-Восточной и Восточной Азии. Вместе с тем поселения получали образцы фарфоровых изделий и железо [10, с. 27].
С циркуляцией торговли по всему региону наблюдается становление единого культурного поля «Великого Рюкю». Хотелось бы уточнить, что издавна на архипелаге существовали две отдельных сферы, а именно северная и южная. Если первая в свою очередь формировалась под влиянием Дзёмона и Яёй, что неудивительно при относительной близости к острову Кюсю, то вторая же обогащалась с помощью связей с обществами Полинезии и Тайваня [6, с. 13].
Рыболовство и охота постепенно заменялись на сельское хозяйство с применением железных орудий труда [5, с. 47]. Имевшие место процессы могли сказаться на уровне социальной напряженности населения. Высокая степень оседлости и переход к производящему типу экономики побуждают к увеличению площади поселений для достижения максимального количества добавочного продукта. Так, например, манускрипт «Хё:то: Рю:кю:коку ки» («Сказ о путешествии в Рюкю») описывает впечатления группы путешественников из Одзикадзима, потерпевших кораблекрушение в прибрежных водах Рюкю. В 1243 году они становятся свидетелями битвы двух рюкюских поселений [6, с. 12]. Текст включает в себя реалистично нарисованное изображение воинов мужского пола, вооруженных копьями и щитами.
Таким образом, к середине XIII века на островах Рюкю сформировалось общество, основу экономики которого составляло не рисосеяние (явление, присущее собственно японскому архипелагу), а торговля раковинами. Активное развитие Окинавы было обусловлено переходом к экономике производственного типа с целью укрепления собственных позиций в торговом пространстве региона. Кроме того, специфика местных верований, первичных построек и уклада жизни может послужить доказательством уникальности архипелага. Особенности, сформировавшиеся в течение позднего Кайдзука и части периода Корюкю стали незыблемым фундаментом для создания будущего государства на территории региона. Внешние связи со странами Восточной Азии послужат импульсом для существенного скачка в преодолении отставания королевства Рюкю и его становлении в качестве одного из значимых партнеров в международной торговле.
Список литературы:
- Баженова, Ж. М. К проблеме происхождения рюкюсцев // Известия Восточного института. История и археология. – 2007. – № 14. – С. 99–110.
- Баженова, Ж. М. Особенности заселения раннего освоения островов Рюкю (по материалам зарубежных ученых) // Россия и АТР. История и археология. – 2016. – № 4. – С. 49–68.
- Жуков, А. Е. История Японии, Т. I. С древнейших времен до 1868 г. / А. Е. Жуков. – М.: ИВ РАН, 1998. – 659 с.
- Мещеряков, А. Н. История древней Японии: учебное пособие для вузов / А. Н. Мещеряков, М. В. Грачев. – М.: Наталис, 2010. – 544 с.
- Пустовойт, Е. В. История королевства Рюкю: учебное пособие / Е. В. Пустовойт. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. – 176 с.
- Akamine, M. The Ryukyu Kingdom: Cornerstone of East Asia / Akamine M. – Honolulu: University of Hawaii Press, 2017. – 217 p.
- Pearson, R. Ancient Ryukyu: An Archeological Study of Island Communities / Pearson R. – Honolulu: University of Hawaii Press, 2013. – 412 p.
- Pearson, R. Fortified castles on Okinawa Island during the Gusuku Period, AD 1200–1600 // Antiquity. – 2000. – Vol. 74, No. 284. – P. 404–412.
- Takamiya, H. Introductory Routes of Rice to Japan: An Examination of the Southern Route Hypothesis // Asian Perspectives. – 2001. – Vol. 40, No. 2. – P. 209–226.
- The Expansion of Gusuku [Electronic resource]. – URL: https://www.pref.okinawa.jp/edu/bunkazai/bunkakesho/hogo/rekishi/rekishi-109.html (дата обращения: 15.03.2021)
- Williams, Lislie E. Spirit Tree. Origins of Cosmology in Shinto Ritual at Hokozaki / E. Lislie Williams. – Oxford: University Press of America, 2007. – 246 p.
- なぜ「貝塚」と呼ばれているの? (Почему же назван «Кайдзука»?) [Electronic resource]. – URL: https://kids.gakken.co.jp/box/syakai/06/pdf/B026101090.pdf (дата обращения: 10.03.2021)
- 貝の交易 (Торговля раковинами). – 上原町: 沖縄県立埋蔵文化財センター, 2008. – 24 p.
- 貝の道(Дорога раковин) [Electronic resource]. – URL: http://rca.open.ed.jp/history/story/epoch1/sakishima_2.html (дата обращения: 15.03.2021)
- グスクとは何んか(Что такое Гусуку?) [Electronic resource]. – URL: http://rca.open.ed.jp/history/story/epoch2/toitu_3.html (дата обращения: 15.03.2021)
дипломов
Оставить комментарий