Статья опубликована в рамках: CXCVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 14 октября 2024 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК МУЛЬТИПЛИКАТОР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
CREATIVE INDUSTRIES AS A MULTIPLIER OF TERRITORIAL DEVELOPMENT
Ekaterina Sabelnikova
student, production faculty, All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),
Russia, Moscow
Lilia Lanina
scientific supervisor of the Candidate of Economics. Sciences, Assoc., All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам значимости креативных индустрий в условиях постиндустриального общества, их влияния на общественное поведение, социальный и институциональный прогресс, социальную интеграцию. Акцентируется внимание на зависимости процесса развития креативных индустрий от территориального положения и поддержки региональных органов власти как механизма создания уникальной региональной идентичности, конкурентного преимущества. Рассматриваются проекты по развитию креативных индустрий в регионах.
ABSTRACT
The article is devoted to the importance of creative industries in a post-industrial society, their impact on public behavior, social and institutional progress, and social integration. Attention is focused on the dependence of the development process of creative industries on the territorial position and support of regional authorities as a mechanism for creating a unique regional identity and competitive advantage. Projects for the development of creative industries in the regions are being considered.
Ключевые слова: креативная экономика; креативные индустрии; творчество, культурное влияние, креативный кластер.
Keywords: creative economy; creative industries; creativity, cultural influence, creative cluster.
Креативная экономика в современном мире рассматриваются как важная и растущая часть постиндустриальной экономики. Креативная экономика воспринимается как экономика, основанная на изобилии, а не на дефиците ресурсов, так как ее основой является креативность и человеческие знания. Самая же большая ценность креативной экономики — это ее связь с разнообразием культурных проявлений на разных территориях.
В основе креативной экономики находится предпринимательство на стыке искусства, культуры и технологий. Виды деятельности, в которых творчество, интеллектуальная собственность и инновации выступают как ресурс, относят к понятию «креативные индустрии». При этом креативные индустрии не ограничиваются только искусством, а представляют собой комплекс различных видов деятельности, основанных на знаниях и, потенциально генерирующие доходы от торговли и интеллектуальных прав [1].
Растущее влияние креативных индустрий базируется, прежде всего, на развитии экосистем творчества, инноваций и предпринимательства, наличии факторов производства, характере связи с культурными практиками и на эффективности государственной политики.
Креативные индустрии являются важным источником экономического роста из-за их роли в создании рабочих мест, расширении спектра видов экономической деятельности. Но важно отметить, что креативные индустрии способствуют росту ВВП не только напрямую через создание товаров и услуг, но и косвенно через внедрение и популяризацию новых тенденций и потребностей, т.е. посредством так называемого эффекта перетекания. Кроме того, креативные индустрии поощряют развитие самозанятости в дополнении к созданию новых рабочих мест.
Помимо этого, креативные индустрии способны влиять на общественное поведение, социальный и институциональный прогресс. Культурное влияние креативных индустрий на национальную экономику проявляется в растущем общественном интересе и участию в художественных и культурных мероприятиях, а также возросшем внимании к потреблению художественных и культурных продуктов. Экологическое воздействие креативных индустрий на национальную экономику проявляется через связи между культурой и окружающей средой, особенно с точки зрения устойчивого развития. Креативные индустрии гораздо больше, чем другие секторы экономики способствуют социальной интеграции (сокращению социальной изоляции) путем предоставления свободы самовыражения и самозанятости для каждого человека независимо от его образования, национальности или психографических характеристик. Участие общественности в различных мероприятиях способствует устойчивому развитию, совместному использованию культурных ценностей. Социальное развитие способствует росту социальной интеграции, открытости к разным культурам и обычаям.
Сектор креативных индустрий состоит из большого количества малых предприятий, микропредприятий и фрилансеров, в то время как количество средних предприятий в этом секторе сравнительно относительно небольшое. Из-за интенсивной конкуренции, а также характера создаваемых продуктов и услуг, креативные индустрии отличаются от других секторов экономики своей нестабильностью и непредсказуемым спросом. Их развитие и удержание деятельности в условиях рынка во многом зависит от использования территориального преимущества. Это конкретное преимущество является результатом совместного влияния процессов создания, предпринимательского видения, динамики близости. Оно имеет тенденцию превращать творческую деятельность в специализированные активы, которые легче отличить от конкурентной или замещающей деятельности. И это особенно проявляется в эффектах агломерации, возникающих в результате культурных кластеров и мегаполисов, ориентированных на креативные индустрии. На экономическом уровне территориальная привязка креативных индустрий и усиление эффектов обмена инновациями, которые она обеспечивает, приводят к созданию дифференциального преимущества местоположения. В результате происходит перенос стоимости в пользу расположенных на месте видов деятельности, своего рода дифференциальная рента, которая позволяет покрыть часть затрат на развитие деятельности. Такие возможности могут реализовываться в условиях креативных кластеров.
Творческий (креативный) кластер подразумевает под собой географическую концентрацию творческих и культурных предприятий, организаций и отдельных лиц в пределах определенной территории [4].
Региональное развитие на основе стимулирования региональных креативных индустрий и создания креативных кластеров в регионе является одной из «новых» стратегий региональной политики. Роль креативных индустрий на региональном уровне существенна, поскольку они предоставляет платформу для накопления потенциалов развития и создают социально-экономически значимые продукты, в основном построенные вокруг туризма и услуг.
Доля креативных индустрий в экономике Российской Федерации, по разным оценкам, составляет от 2,2 до 5% [5]. И в настоящее время процесс создания креативных кластеров запущен во многих регионах России. Целевая региональная поддержка креативных индустрий с использованием возможностей кластеров создает уникальную региональную идентичность (бренд) креативных индустрий, стимулирует их конкурентное преимущество и мотивирует рост ассоциированных предприятий. В случае успеха такие подсистемы креативных индустрий, как кинопроизводство, музыка, театр, изобразительное искусство, дизайн оказывают прямое экономическое влияние на регион.
Так, в 20022 году в Самарской области был принят закон «О развитии творческих (креативных) индустрий в Самарской области» [1], в котором, в том числе, были определены виды деятельности, относимые к категории «креативные индустрии» и формы государственной поддержки со стороны региона. На момент принятия закона по оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ), доля креативных кластеров в валовом региональном продукте (ВРП) Самарской области составляла около 4%. Благодаря целенаправленным усилиям региональных властей в том же году в г. Самаре на месте бывшего станкостроительного завода, основанного в 1873 году, был открыт Арт-кластер «Станкозавод» (Центр труда и отдыха «Станкозавод»). На текущем этапе это самый большой креативный кластер в Самарской области. На площадках Арт-кластера «Станкозавод» реализуют свою деятельность уже 55 резидентов – представители креативных индустрий (бюро дизайна, диджитал-агентство, студия интерьера, архитектурное бюро, студия рельефной живописи, студия фотографии, студия мозаики и другие). Помимо этого, площадки Арт-кластера используются для проведения различных мероприятий, в т.ч. конференций, мастер-классов и других. Также в г. Самаре представители креативных индустрий могут реализовывать свою деятельность на площадках творческого пространства «Дом77» и кластера «Артист».
В свою очередь, в 2021 году вопросы поддержки креативных индустрий были внесены в «Программу развития Тульской области до 2026 года» [2]. В настоящее время в г. Тула реализуется совместный проект частного инвестора и госкорпорации «Ростех» при активной поддержке руководства Тульской области – творческо-индустриальный кластер «Октава». На территории кластера на постоянной основе действует выставка современного искусства, современная библиотека и мультимедийный Музей станка с историей промышленности Тулы и России. На площадках кластера проводятся фестивали креативных индустрий, Всероссийский фестиваль науки «Наука 0+», конференции, региональные турниры мастеров. При этом площадки музея и библиотеки помимо основного направления деятельности используются также в формате креативного пространства. В частности, музей совместно с тульской независимой театральной компанией «Барабан» организовывает детские спектакли, проекты по созданию мультимедийного контента, посвященного истории Тульской области. За год на «Октаве» проходят более 300 мероприятий для самых разных аудиторий с посещаемостью более 66 тыс. человек, что для г. Тулы очень хороший показатель. Параллельно в г. Тула функционирует и такие центры креативных индустрий, как ремесленный двор «Добродей», творческое пространство «Девятка».
В 2023 году Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал рейтинг креативных регионов России. Для составления рейтинга было выбрано 48 индикаторов – показателей уровня развития креативного сектора. По итогам оценки все регионы поделили на 4 группы – лидеры, эволюционные, эффективные и догоняющие. В рамках рейтинга Самарская область оказалась на 37-й позиции, а Тульская область - на 40-м месте. Оба региона вошли в эволюционную группу, что говорит о высоком потенциале развития творческой среды, но и, одновременно, и необходимости поиска инструментов для развития существующих региональных кластеров.
Одним из ключевых аспектов развития креативных индустрий является поддержка со стороны государства и местных властей. Это может проявляться в виде субсидий, налоговых льгот, предоставления помещений для работы и проведения мероприятий. Кроме того, необходимо развивать сотрудничество между творческими коллективами, предпринимателями и инвесторами. При этом, в настоящее время нет универсальной модели развития креативных индустрий в регионах. Каждый регион исходит из своих возможностей. С учетом того, что у креативных индустрий существуют проблемы в получении финансирования из-за нестабильного финансового состояния на этапе «младенчества» и «юности» важным элементом поддержки со стороны региональных органов власти могут быть целевые гранты в рамах их деятельности. Вопросы сотрудничества креативных индустрий реализуют процесс конвергенции, который может проявляться в возникновении сетевого взаимодействия путем реализации совместных проектов. Это позволяет добиться укрупнения рыночных сегментов и создавать требуемый эффект масштаба отрасли, в чем, в свою очередь, заинтересованы органы региональной власти.
Список литературы:
- Закон Самарской области от 13.01.2022 №8-ГД «О развитии творческих (креативных) индустрий в Самарской области» [принят Самарской Губернской Думой 23 декабря 2022г.] [Электронный ресурс] / URL: https://www.garant.ru/hotlaw/samara/1524292/ (дата обращения 04.10.2024)
- Указ Губернатора Тульской области от 11.07.2016 г. № 102 «Основные направления деятельности Правительства Тульской области на период до 2026 года». [Электронный ресурс] / https://docs.cntd.ru/document/438981377 (дата обращения 30.09.2024)
- Городкова, С. Р. Креативная экономика / С. Р. Городкова // Молодой ученый. - 2023.- № 18 (465). - С. 86-88. [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/archive/465/102364/ (дата обращения: 08.10.2024).
- Казакова, М.В. Творческие кросс-инновационные кластеры как драйверы современного экономического развития / М.В. Казакова // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 2143–2158. [Электронный ресурс] / https://1economic.ru/lib/119716 (дата обращения 30.09.2024)
- Морданов, М.А. Характеристика современного состояния и направления развития креативных индустрий как эффективного инструмента регионального развития / М.А. Морданов // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 245–260. [Электронный ресурс] / https://1economic.ru/lib/113714 (дата обращения 01.10.2024)
дипломов
Оставить комментарий