Статья опубликована в рамках: CXCVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 14 октября 2024 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «ТЕРРОРИЗМ», «ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ» И «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «TERRORISM», «TERRORIST ACT» AND «TERRORIST CRIMES»
Andrey Polynko
master's student, Department of Public Administration and Law, Azov State Pedagogical University,
Russia, Berdyansk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу соотношения понятий «терроризм», «террористический акт» и «преступления террористической направленности» в российском и международном праве. Рассматриваются законодательные определения и трактовки этих терминов в научной литературе. Исследование выявляет сходства и различия между понятиями, подчеркивая их взаимосвязь и общую направленность на устрашение населения и воздействие на органы власти.
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of the correlation of the concepts of «terrorism», «terrorist act» and «terrorist crimes» in Russian and international law. Legislative definitions and interpretations of these terms in the scientific literature are considered. The study reveals similarities and differences between the concepts, emphasizing their interrelationship and the general focus on intimidating the population and influencing authorities.
Ключевые слова: терроризм, террористический акт, преступления террористической направленности, устрашение, воздействие на органы власти, международное право, российское право.
Keywords: terrorism, terrorist act, terrorist crimes, intimidation, influence on authorities, international law, Russian law.
В современных нормативно-правовых документах и научных трудах по юриспруденции используются термины «терроризм», «террористический акт» и «преступления террористической направленности».
Представляется необходимым проанализировать соотношение данных терминов на основе их законодательных трактовок и мнений ученых. Кроме отечественного законодательства, содержащего трактовки понятия «терроризм», действуют также межгосударственные нормативные правовые акты, которые ратифицированы Российской Федерацией.
Так, например, в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года подчеркивается, что «терроризм» имеет особую цель: «запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое‑либо действие или воздержаться от его совершения» [6].
Данная Конвенция признает, что каждое государство может иметь свою собственную интерпретацию термина «терроризм». Однако все государства-участники согласны с тем, что терроризм представляет собой серьезную угрозу международному миру и безопасности и требует совместных усилий по его предотвращению и борьбе с ним.
Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [6] содержит определение «терроризма», аналогичное тому, что дано в международных нормативных правовых актах, таких как Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В юридической литературе существуют различные точки зрения на определение «терроризма», но большинство ученых согласны с законодательной трактовкой этого термина. Это означает, что в основе большинства научных определений лежит определение, данное в Федеральном законе «О противодействии терроризму».
По мнению У.В. Плехановой, в основе термина «терроризм» лежит устрашение людей с помощью насилия. Это связано с тем, что целью терроризма является устрашение (не только физическое, но и психическое) оппонентов, как правило, политических деятелей. Поэтому автор считает, что терроризм подразумевает в первую очередь насилие, а способом его реализации является устрашение. Исследователь подчеркивает, что насилие является неотъемлемой частью терроризма и что целью террористов является устрашение своих противников путем применения насилия [2, с. 36-40].
В.А. Мещанинов подчеркивает, что терроризм представляет собой публичное совершение актов насилия или угрозу применения насилия против общества с целью воздействия на органы государственной власти, органы местного самоуправления или международные организации. Это подчеркивает высокую степень общественной опасности терроризма. Иными словами, терроризм – это не просто насилие, а публично совершенные общественно-опасные деяния или угрозы, направленные на то, чтобы заставить власти или общество что-то сделать или не делать [1, с. 1550].
В целом, можем отметить, что терроризм – это идеология, основанная на насилии, и практика воздействия на органы власти посредством насилия и запугивания населения.
Террористам важно напугать людей, распространить в обществе страх и посеять панику. Жертвами террора могут стать обычные люди, которые случайно оказались рядом с местом преступления.
Террористический акт, согласно Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, характеризуется устрашением населения, опасностью причинения вреда жизни и здоровью людей, значительным имущественным ущербом, экологической катастрофой, тяжкими последствиями и достижением определенных целей через воздействие на органы власти и международные организации.
Террористический акт определяется в ст. 205 Уголовного Кодекса РФ и Федеральном законе от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Однако в юридической доктрине существует дискуссия среди ученых относительно трактовки термина «террористический акт» и связанного с ним понятия «терроризм».
А.И. Рарог определяет террористический акт как устрашение общества, которое может привести к смерти людей, тяжким последствиям (катастрофам, авариям) и дестабилизации социальной обстановки, а также к воздействию на органы власти или международные организации [3, с. 152]. Тем самым, можем отметить, что понятие «террористический акт» во многом схож с трактовкой «терроризм».
Имеющиеся в российской юридической доктрине трактовки термина «преступления террористической направленности» схожи с трактовкой «терроризм» и «террористический акт», так как в целом, такие преступления предполагают под собой группу общественно опасных деяний, которые в той или иной степени сопряжены с терроризмом. Так как, во-первых, происходит устрашение населения, во-вторых, наличествует специальная цель, выраженная в принуждении государства или международной организации или лица либо группы лиц совершить или не совершать определенные деяния в пользу преступника или третьих лиц. Кроме того, у преступлений террористической направленности наличествует общественная опасность. Отметим, что для всех преступлений, представленных в Уголовном Кодексе РФ, свойственен данный признак, так как именно он отличает уголовно-наказуемые деяния от смежных правонарушений, представленных в иных нормативных правовых актах, присутствует применение преступником обще опасного способа или угроза наступления каких-то тяжких последствий [4, с. 234].
Поэтому преступления террористической направленности представляют собой отдельную группу уголовно наказуемых деяний, объединенных целью устрашения населения или оказания влияния на власти или международные организации. В основе этих преступлений лежит преследование виновными лицами специальной цели, направленной на устрашение и оказание влияния, как и в случае с терроризмом и террористическими актами.
Таким образом, можем утверждать, что термин «террористический акт» во многом схож с трактовкой «терроризм». Преступления террористической направленности предполагают под собой группу общественно опасных деяний, которые сопряжены с терроризмом.
Список литературы:
- Мещанинов В.А. Социально-психологический портрет современного террориста // Научный аспект. – 2024. – Т13. – С. 1547-1559.
- Плеханова У.В. К вопросу об определении понятия терроризма: доктринальный подход //Наука XXI века: вызовы, становление, развитие. – 2023. – С. 36-40.
- Рарог А.И. Террористический акт: качество уголовно-правовой нормы //Вестник Университета имени ОЕ Кутафина. – 2022. – №. 10 (98). – С. 150-156.
- Ростокинский А.В., Данелян Р.С., Данелян С.В. Осмысление уголовно-правовых категорий «направленность» и «характер» применительно к преступлениям террористической направленности //Право: история и современность. – 2023. – Т. 7. – №. 2. – С. 232-240.
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) – URL: https://base.garant.ru/12145408 (дата обращения: 27.09.2024).
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения: 27.09.2024).
дипломов
Оставить комментарий