Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июня 2024 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чебунина Е.Ю. ОДИНОЧЕСТВО В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(189). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(189).pdf (дата обращения: 17.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОДИНОЧЕСТВО В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Чебунина Елена Юрьевна

студент, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,

РФ, г. Биробиджан

Цыцарев Андрей Александрович

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,

РФ, г. Биробиджан

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется концепция одиночества в рамках экзистенциальной философии середины XX-го века. Автор, основываясь на работах французских и немецких философов этого периода, раскрывает их взгляды на одиночество как неотъемлемую часть человеческого существования. В работе обсуждается проблема восприятия одиночества в контексте свободы, ответственности и аутентичности личности, а также как оно влияет на наше понимание смысла жизни и наши отношения с другими людьми.

ABSTRACT

The article explores the concept of loneliness within the framework of existential philosophy of the mid-20th century. The author, based on the works of French and German philosophers of this period, reveals their views on loneliness as an integral part of human existence. The work discusses the problem of the perception of loneliness in the context of freedom, responsibility and authenticity of the individual, as well as how it affects our understanding of the meaning of life and our relationships with other people.

 

Ключевые слова: одиночество, экзистенциализм, личность, коммуникация, философия, свобода, смысл жизни, человеческое существование.

Keywords: loneliness, existentialism, personality, communication, philosophy, freedom, meaning of life, human existence.

 

Одиночество является одной из центральных тем в философии экзистенциализма, направления, которое акцентирует внимание на индивидуальном существовании человека. Понимание одиночества в контексте экзистенциализма отличается от обыденного представления о нём как отсутствии компании или поддержки. Для философов-экзистенциалистов одиночество - это необходимое состояние человеческого бытия, которое вытекает из осознания своей собственной свободы и ответственности перед миром. В данной статье мы рассмотрим различные аспекты одиночества в рамках экзистенциалистской философии, его значение для самопознания и самореализации личности.

Философия экзистенциализма отличается акцентом на индивидуальности и свободе личности, а одиночество играет здесь важную роль. В контексте данной философии, одиночество представляется как состояние, когда человек осознает свою уникальность и самобытность, невозможность полного понимания и сопереживания другими. Экзистенциалисты подчеркивают, что каждый человек неизбежно остается одиноким и неповторимым существом, и это является неотъемлемой частью его существования.

Одним из ключевых аспектов введения в понятие одиночества в экзистенциализме является его связь с понятием "свободы". Философы этого направления подчеркивают, что именно осознание своего одиночества позволяет человеку освободиться от внешних норм и социальных ограничений, принять ответственность за свои действия и выборы, и стать творцом собственной судьбы. Поэтому одиночество в экзистенциализме рассматривается как нечто неотъемлемое от свободы и самоопределения личности.

Другим важным аспектом введения в понятие одиночества в экзистенциализме является его отношение к другим людям. Философы этого направления подчеркивают, что одиночество не означает полное изоляцию от общества, но скорее выражает осознание различия и непостижимости внутреннего мира каждого человека. В этом контексте, одиночество в экзистенциализме выступает как осознание невозможности полной взаимопонимания с другими, что часто приводит к парадоксальной ситуации, когда человек окружен другими, но чувствует себя одиноким в своем мире.

В заключение, введение в понятие одиночества в философии экзистенциализма предполагает углубленное рассмотрение его философских, психологических и социальных аспектов, а также выявление взаимосвязи с другими ключевыми идеями этого философского направления. Одиночество в экзистенциализме является не просто отрицанием общественных связей и взаимосвязей, но скорее осознанием неизбежного различия и уникальности каждого человека, что выступает важным аспектом свободы и самоопределения личности.

Одиночество в контексте экзистенциализма также связано с понятием свободы. Все люди отдельные и свободные в своих действиях и выборах, что делает их одиночество неизбежным. Экзистенциалисты подчеркивают, что свобода и ответственность каждого индивида утверждают его одиночество, поскольку никто не может в полной мере разделить опыт другого. В этом смысле одиночество становится неотъемлемой частью человеческого существования, которая является неизбежным результатом свободы и ответственности.

Кроме того, одиночество имеет важное значение для этики и морали в рамках экзистенциализма. Изоляция и одиночество в философии экзистенциализма подчеркивают важность личной ответственности и моральных выборов. Каждый человек сталкивается с одиночеством своего собственного существования и должен принимать различные решения и действовать в соответствии с ними, исходя из своих собственных ценностей и убеждений. В этом смысле одиночество является своеобразным философским испытанием, которое помогает человеку сформировать свою индивидуальность и моральную позицию.

Таким образом, одиночество в философии экзистенциализма не просто состояние отсутствия общества, а скорее ключевая концепция, олицетворяющая уникальность и индивидуальность каждого человека. Оно связано с понятием свободы, ответственности и морали, становясь важным аспектом человеческого существования. В контексте экзистенциализма одиночество помогает человеку осознать и принять свою индивидуальность, что делает его фундаментальной частью философической рефлексии и рассмотрения человеческого существования.

Исследование одиночества в работах экзистенциалистов связано с основными принципами этой философской школы, которая берет на себя задачу понять сущность человеческого существования. Одиночество в экзистенциализме воспринимается не как отрицательное состояние, а как неизбежность и неотъемлемая часть нашей жизни.

Одно из ранних исследований одиночества в философии экзистенциализма можно найти в работах Серена Киркегора. Датский философ считал, что одиночество - это необходимая стадия в развитии человека, когда он осознает себя и свою индивидуальность. Одиночество у Кьеркегора является незаменимым условием для обнаружения экзистенции, а также для развития и роста личности. Он связывает данный феномен с внутренним самосознанием и говорит о том, что никто не может разделить его кроме Бога. Экзистенция же в его понимании выражается в личном опыте человека переживания самого себя, как «синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости» [8, с. 29]. Он утверждал, что только через одиночество мы можем достичь свободы и истинности. Однако Киркегор также предупреждал о том, что пролонгированное одиночество может привести к отчаянию и отчуждению от общества.

Блез Паскаль — ученый и философ, рассматривал одиночество с позиции заброшенности человека во Вселенной. Он говорил о том, что люди пытаются найти спасение в развлечениях, так как боятся остаться один на один с собой и своими мыслями. Вместо того чтобы наслаждаться спокойной жизнью, о которой многие мечтают, люди безудержно тратят огромное количество своих ресурсов: сил, времени, денег на развлечения и даже рискуют ради них своей жизнью. Б. Паскаль видел парадокс в подобном поведении людей и пришел к выводу, что оно проистекает из избегания самих себя. Это в свою очередь проистекает из страха остаться одному и посмотреть в глаза природе человеческой смертности и ничтожности перед бытием. Если человек все же остановится в своих попытках убежать от себя в развлечения, то неизбежно начнет задумываться о своем месте в бесконечном и непостижимом мире. За подобными мыслями, вероятнее всего, придут переживания одиночества, тоски, пустоты, беспокойства, потера веры и надежды: «Когда я вижу слепоту и ничтожество человеческие, когда смотрю на немую Вселенную и на человека, покинутого во мраке на самого себя, словно заблудившегося в этом уголке Вселенной, не зная, кто его сюда поместил, зачем он сюда пришел, что с ним станет после смерти, и неспособного все это узнать, — я пугаюсь, как тот, кого спящим привезли на пустынный, ужасный остров и кто просыпается в растерянности и без средства оттуда выбраться» [11, с. 131].

Другой важный исследователь одиночества в экзистенциализме - Жан-Поль Сартр. Французский философ считал, что каждый человек отдельный, свободный и ответственный за свою жизнь, что делает нас одинокими существами. В своей работе "Бытие и ничто" Сартр пишет о том, что одиночество возникает из нашей свободы выбора и осознания нашей смертности. Он утверждает, что самым тяжелым видом одиночества является осознание того, что каждый из нас несет ответственность за свои действия и решения. Философ утверждал, что вследствие разлада с собой и недовольства миром человек ищет пути выхода за пределы своего «Я», таким образом пытаясь избавиться от одиночества вовне, вместо того чтобы наоборот обрести в нем истину. В отношениях с другими людьми изначально заложен конфликт, а значит, они не могут спасти человека от одиночества, как бы он ни стремился к единению с ними [6, с. 199]. Поэтому попытки соединиться с другим ни к чему не приводят, кроме мучительного одиночества, в отличие от одиночества в себе глубинного и творческого.

Еще одним важным исследователем темы одиночества в экзистенциализме является Альбер Камю. Философ из Франции предлагает взглянуть на одиночество как на возможность для создания своей собственной смысловой системы в бессмысленном мире. «Но, если вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним. Человек изгнан навек, ибо лишен и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями. Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признают наличие прямой связи между этим чувством и тягой к небытию» [7, с. 26]. Из этого следует, что А. Камю провозглашал одиночество как единственно возможную и естественную форму бытия, которая толкает на борьбу с этим миром, бунтует против него. Философ отрицал возможность спасения в Божественной реальности и при всей трагичности ситуации говорил, что величие человека состоит именно в возможности выстоять в столь враждебном мире. Только оставшись в полном одиночестве в отсутствии Бога, мира, крепких связей с другими, человек заслуживает уважения и обретает себя. Одиночество в его работах связано с нашим осознанием бессмысленности жизни и требует от нас активно принимать решения и создавать свою собственную сущность.

Также следует упомянуть работу Мартин Хайдеггера, который исследует одиночество через призму пребывания (Dasein) - временного существования человека. Философ считал, что одиночество - это нормальное состояние, ибо каждый из нас все время находится в поисках своего истинного бытия. Хайдеггер понимает одиночество как активный процесс самораскрытия и самоосознания. М. Хайдеггер считал, что человек, повседневно находящийся в обществе людей, может потерять связь со своей личностью. Несмотря на то, что Хайдеггер настаивал, что социальное взаимодействие является обязательным условием обретения самости, проживание одиночества в его теории играло не менее важную роль. Погрузившись в данное переживание, человек ощущает себя находящимся в ничто и экзистирует к нему. Этот опыт, включающий в себя в том числе переживание страха неминуемой смерти [1, с. 19], позволяет обрести личности целостность с помощью освобождения от бытия с другими [9, с. 86].

Исследование одиночества в философии экзистенциализма подразумевает исследование нашей свободы, ответственности и осознания жизни. Одиночество в данном контексте представляется как естественный результат рассмотрения сущности человека. Оно приводит нас к важным вопросам о нашей свободе выбора, нашем месте в обществе и уникальности каждого индивидуального существа. Философия экзистенциализма предлагает не отрицать одиночество, а принимать его и находить в нем возможности для саморазвития и самопознания.

Тем не менее, философия экзистенциализма предлагает новые перспективы на одиночество. Экзистенциализм признает, что каждый человек является уникальным и свободным существом, способным создавать собственный смысл и цель в жизни. Представители этого направления, такие как Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер, утверждают, что одиночество – это неотъемлемая часть нашего бытия, и только через принятие этого факта мы можем найти истинную свободу и смысл.

Другая перспектива, которую философия экзистенциализма предлагает, заключается в принятии одиночества как возможности для саморазвития и самопознания. Одиночество дает нам возможность наслаждаться настоящим моментом, устанавливать глубокие связи с собой и открыть новые горизонты внутреннего мира. Через одиночество, мы можем обрести ясность и гармонию с самим собой, что влияет на нашу способность создавать счастливые и здоровые отношения с окружающими.

Таким образом, одиночество в современном мире является вызовом, но в то же время открывает перспективы на новые смыслы и возможности для личностного роста. Философия экзистенциализма признает неотъемлемость одиночества в человеческом бытии и предлагает находить в нем истинную свободу и смысл. Одиночество требует от нас принятия и осознания, что через самопознание и осознанный выбор, мы можем создавать более глубокие и насыщенные взаимоотношения с окружающим миром.

 

Список литературы:

  1. Бедрицкая Н. В. Проблема одиночества в философии экзистенциализма (Вызов «пустующего места» Другого) // Философия и соц. науки. 2008. № 3. С. 18–22.
  2. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Париж: YMCA PRESS, 1934, 191 с.
  3. Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем. и ред. П. С. Гуревича и др. — М.: Республика, 1995. 464 с.
  4. Гагарин А. С. Одиночество как экзистенциал античной философии (от Гесиода до Аристотеля) // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 43–60.
  5. Гагарин А. С. Одиночество как экзистенциал античной философии (от Эпикура до Плотина) // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 22–33.
  6. Демидова С. А. В поисках выхода из одиночества: экзистенциальная проза Ж. -П. Сартра // Вестник культурологии. 2012. № 1. С. 193–206.
  7. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. — М: Политиздат, 1990. 415 с.
  8. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. — М.: Академический проект, 2014. 160 с.
  9. Лященко М. Н. Проблема одиночества в экзистенциальной модели бытия // Лященко Максим Николаевич Проблема одиночества в экзистенциальной модели бытия // Манускрипт. 2017. № 3–1 (77). С. 85–88.
  10. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991., 638 с.
  11. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. 480 с.
  12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. M.: Политиздат, 1989. С. 319–344.
  13. Тиллих П. Избранное. Потрясение оснований. — М-СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 351 с.
  14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.