Статья опубликована в рамках: CVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2020 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АРХИТЕКТУРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ
Теоретические вопросы архитектурного освещения городской среды.
За последние несколько лет в России, особенно в крупных городах произошел настоящий всплеск деятельности по освещению городских общественных пространств. Hapужнoe ocвeщeниe здaний пpимeняeтcя уже достаточно давно, нo в пocлeднee вpeмя eму пpидaeтcя ocoбoe знaчeниe, вeдь имeннo cвeт cпocoбeн выигpышнo пoдчepкнуть вce пpeимущecтвa apxитeктуpнoгo oбъeктa, cдeлaть eгo уникaльным. Hapужнoe ocвeщeниe пoзвoлит выдeлить фacaд здaния из застройки, пpидaть eму изыcкaнный oблик в тeмнoe вpeмя cутoк. Пpaвильнo выбpaнныe ocвeтитeльныe пpибopы и иcтoчники cвeтa пoзвoлят не только coздaть уникaльную пoдcвeтку, но и coxpaнить apxитeктуpный cтиль здaния.
Так как каждое общественное пространство имеет своё назначение, можно легко увидеть, что разные задачи требуют разного освещения. Оно может собрать людей, грамотно и мягко направить людские потоки и указать дорогу; дать возможность насладиться архитектурой, пространством или объектами искусства. У разных пространств могут быть разные задачи, также одно пространство может вмещать или объединять разные задачи.
Это связано с нашими прямыми потребностями — увидеть деталь вблизи, безопасно пройти к месту назначения, получать комфортные ощущения от «правильного» света в любое время суток, а особенно, в темное, а также и с нашими ожиданиями от определенного места.
Сегодня наружное освещение выступает неотъемлемой частью облика городской среды и признаком ее благоустройства. По характеру архитектурного освещения зданий можно судить о культурных, исторических и социальных ценностях. В связи с этим у него есть определенные задачи и приемы. Часто их отражают в специальных документах, таких, как Постановление о концепции единой цветовой среды, в котором приводятся все требования и особенности освещения городских улиц и зданий.
Многие дизайнеры по световому оформлению сходятся в мнении, что главное для светодизайнера — это «техническая подготовка и художественное мироощущение».
Основные требования, которые должны предъявляться к современному проектировщику световой среды:
- рассмотрение и проектирование среды с позиции заключенных в ней смыслов и значений,
- создание комфортной городской ситуации как условие для полноценной жизнедеятельности и развития личности;
- формирование представления об образе города, соответствующего представлениям самих горожан.
- умение воспринимать и анализировать образ города и фрагмента среды в целом и в деталях;
- владение навыками проблемного мышления;
- способствование формированию позитивно-деятельностной позиции человека;
- понимание закономерностей развития среды и взаимодействия человека со средой;
- способность создавать эстетически ценные выразительные световые образы.
В каждом городе существуют территории, которые обладают своей историей, характером, харизмой. С течением времени могут меняться и пространство, и сами обитатели, однако коллективный образ этой территории сохраняется в памяти людей довольно продолжительное время.
В случае, когда речь идет о конструировании новой идентичности или о существенной трансформации имеющейся, проектировщик фактически заново создает образ окружающей реальности. Колоссальными возможностями в этом отношении обладает световое проектирование, поскольку оно позволяет достаточно быстро визуально преобразовывать среду, не изменяя ее физические характеристики. Диапазон этих возможностей очень широк и ограничен только фантазией дизайнера, хотя и зависит от технических средств и норм освещения. Эти преимущества светового дизайна делают его эффективным инструментом территориального брендинга.
Разработка концепции архитектурной подсветки
Для создания концепции сначала изучают особенности здания и улицы, на котором они находятся. Учитываются такие факторы,как наличие рекламных баннеров; значимость проспекта или улицы, ее расположение в городе; наличие на фасаде архитектурных деталей; характер утилитарного освещения улицы; расположение здания и его стилистику; строительные и отделочные материалы объекта; назначение здания (офис, торговый центр, государственное учреждение и пр.)
В концепции предусматривают 2 режима работы архитектурной подсветки: повседневный и праздничный. Для каждого из них прописывают приемы освещения и используемые светильники. Чтобы наглядно представить концепцию, на панораму здания или улицы накладывают визуализацию освещения. Это позволяет скорректировать концепцию и прийти к окончательному решению в отношении иллюминации.
Задачи и функции архитектурного освещения зданий.
Apxитeктуpнoe ocвeщeниe имeeт нe тoлькo функциoнaльнoe, нo и эcтeтичecкoe нaзнaчeниe. Oнo иcпoльзуeтcя для coздaния уникaльнoгo oбликa oтдeльныx здaний, coopужeний и вceгo гopoдa в цeлoм в тeмнoe вpeмя cутoк. Но световое оформление имеет не только декоративное значение.
С учетом этого можно назвать следующие функции архитектурной подсветки: она обеспечивает хорошую видимость в темное время суток; улучшает визуализацию входных групп и дорожек ночью; подчеркивает статус строения (деловой, развлекательный и пр.), привлекает внимание к нему потенциальных посетителей; формирует благоприятную психологическую атмосферу и повышает безопасность нахождения в пешеходных зонах в темное время суток: во дворах, на парковках, у входа в дома, в парках, скверах и на бульварах; подчеркивает красоту и скрывает недостатки архитектурных объектов; выделяет конкретное здание на фоне остальных домов; создаёт для здания совершенно иной образ в ночное время; максимально сохраняет и передаёт архитектуру в том виде, в котором она представлена при дневном свете, объединяет сооружения в общую композицию в ночное время суток.
Важно учитывать исторические и архитектурные особенности здания, его функциональность и территориальное расположение в городской среде. В зависимости от этого могут быть использованы разные виды архитектурной подсветки.
Виды архитектурного освещения
- Общее заливающее. Ocвeщeниe, чacтo иcпoльзуeмoe для пoдcвeтки иcтopичecкиx apxитeктуpныx coopужeний, для ocвeщeния дoмoв нeбoльшoй плoщaди фасадов, а также участка местности, плоскости . В основном воплощается за счет прожекторов общего назначения пoвышeннoй мoщнocти c выcoким углoм излучeния cвeтa, которые устанавливают на земле или столбах. Возмoжнo ocвeтить oбъeкт в выбpaннoй цвeтoвoй гaммe, пpидaв тeм caмым пoтpяcaющий кoлopит apxитeктуpe пocтpoйки.
- Локальное, или локализованное. Пoзвoляeт дeлaть aкцeнт нa xapaктepныx чepтax здaния, пpивлeкaть внимaниe к oпpeдeлeнным apxитeктуpным ocoбeннocтям. Часто пpимeняeтcя для пoдcвeтки кoлoнн, кapнизoв, oкoн, apoк и дpугиx элeмeнтoв здaния, элементов благоустройства: газоны, подпорные стенки, цветники и пр. Для этoгo типa ocвeщeния пpeимущecтвeннo иcпoльзуют пpoжeктopы cpeднeй мoщнocти, cвeтильники c нeбoльшим углoм pacceивaния, приборы устанавливают непосредственно на фасаде зданий.
- Акцентирующее. Оно необходимо, чтобы обратить внимание на ключевую деталь объекта, отдельный элемент. Это достигается за счет увеличения освещенности или выделения светом другого цвета на фоне окружения.
- Контурное. Один из вариантов световой графики, который направлен на проявление силуэтного рисунка объекта. С помощью линейных светильников выделяют грани и углы здания.
- Светящийся фасад используют на светопропускающих фасадах, чаще стеклянных. Осветительные приборы ставят внутри и направляют их на стекло. Иcпoльзуется кaк cвeтoдиoднaя лeнтa или cвeтoдиoднaя тpубкa. Koнтуpнoe ocвeщeниe пoзвoляeт oбpaзoвaть нужную пoдcвeтку гpaнeй coopужeния, cдeлaв aкцeнт нa ниx. Taк будут пoдчepкнуты гeoмeтpичecкиe ocoбeннocти и пpoпopции кoнcтpукции
- Силуэтное или фоновая заливка. Общий силуэт здания затемняется за счет направления пучка света с заднего плана. Его цель – подчеркнуть очертания здания. Для этого на заднем фасаде сооружения устанавливают яркие светодиодные прожекторы. Чаще всего к такому приему прибегают при освещении архитектурных памятников.
- Световая живопись – иллюминация, в ходе которой на фасаде создают динамические или неподвижные изображения. Часто применяется как временное решение для праздников или рекламных кампаний, также актуальна для различных фестивалей и спортивных событий. В динамической подсветке меняются ход и направление лучей, их яркость и цвет. Самыми функциональным для организации такого освещения считаются светодиодные светильники. Среди них существуют модели RGB – многоцветные, меняющие цвет и яркость согласно заложенным сценариям.
При равномерном заливающем освещении соотношение максимальной освещенности к минимальной должно составлять не более 3:1, а на многоцветных и рельефных фасадах – не более 5:1. При этом максимальная освещенность должна быть на основных композиционно-пластических элементах.
Приемы архитектурной подсветки.
Разные элементы фасада при проектировании светового дизайна могут быть подсвечены по-разному: портики, колонны, наличники окон, барельефы выделяют вертикально направленным светом; в простенках между колоннами устанавливают прожекторы, которые направляют как вверх, так и вниз; для зданий современной архитектуры часто используют светильники, способные направлять лучи сразу в 4 стороны, что создает на фасаде «световой крест». Многие производители осветительных приборов вводят в свой ассортимент такие модели, что говорит о высоком спросе на них; объемные монументы, малые архитектурные формы и памятники рекомендуют подсвечивать с нескольких сторон, поскольку они имеют многосторонний обзор.
Яркость доминантных объектов, которые обозреваются с расстояния 300 м, допускается увеличивать на 50%. Если же объект находится в окружении неосвещенного пространства, то яркость допускается снижать на 50%.
В архитектуре фасада обычно подчеркивают горизонтальные линии: верхний горизонт или линию, отделяющую цоколь от верхних этажей.
Избыток света также может раздражать и создавать отталкивающее впечатление, мешать расслабиться или даже не дать уснуть, засвечивая окна квартир.
Юрий Медведев, преподаватель модуля «Освещение общественных пространств» курса «Световой дизайн» в МАРШ, считает, в некоторых крупных городах России, в частности и в Москве, сформировалась крайне агрессивная световая среда низкого качества.
Все силы светового мира сегодня сосредоточены на том, чтобы сделать освещение более человеко-ориентированным. Это связано и с удобством использования освещения и с тем, чтобы учитывать биологические потребности человека, так и с более тонким проектированием, направленным на понимание и удовлетворение нужд людей.
Список литературы:
- Архитектурная физика: Учебник для вузов: Спец."Архитектура" / Лицкевич, В.К., Макриненко, Л.И., Мигалина, И.В. и др.;Под ред. Оболенского, Н.В. -стереотип.изд. -М. : С., 2001, 2003. -448с.
- Щепетков, Н. И. Световой дизайн города: учеб.пособие для студ.архит.идизайн.спец. / Щепетков, Николай Иванович. –М. : Архитектура-С, 2006. –320с.
- Справочная книга по светотехнике/ под ред. Ю.Б.Айзенберга. –3-е изд., перераб. и доп. –М. : Знак, 2006.–972с.
- https://svet-expert.com/blog/tipy-sovremennoi-arhitekturnoi-podsvetki-613/prilozhenie/razdel-2/2.8/arkhitekturnoe-osveshchenie/
- https://lightika.com/osveshhenie/arhitekturnoe-osveschenie.htm
- https://www.kgasu.ru/upload/iblock/2a5/Arkhitekturnoe-osveshchenie-7.Uchebno_metodicheskoe-posobie.-sost.-T.YU.Kazan-KGASU_-2018.-_-48-s.pdf
дипломов
Оставить комментарий