Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2024 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шевцова А.С. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФОЛЬКЛОР» В РОССИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(187). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(187).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФОЛЬКЛОР» В РОССИИ

Шевцова Анна Сергеевна

студент, кафедра хореографического искусства, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Абрамова Ирина Владимировна

научный руководитель,

доц., Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

THE EMERGENCE AND FORMATION OF THE CONCEPT OF "FOLKLORE" IN RUSSIA

 

Anna Shevtsova

student, Department of Choreographic Art, Orel State Institute of Culture,

 Russia, Orel

Irina Abramova

scientific supervisor, Associate Professor, Orel State Institute of Culture,

 Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена истории возникновения термина «фольклор», пути становления данного понятия в России, рассказывает о важнейших его составляющих. Анализирует значение фольклора в процессе общения людей, их  сплочения и взаимосвязи между поколениями.

ABSTRACT

The article is devoted to the history of the origin of the term "folklore", the way of formation of this concept in Russia, tells about its most important components. Analyzes the importance of folklore in the process of human communication, their cohesion and the relationship between generations.

 

Ключевые слова: фольклор, культура, народ.

Keywords: folklore, culture, people.

 

Сегодня любой человек знает, что фольклор - один из важнейших элементов, который раскрывает историю народа, его культуру и духовную составляющую. Его автором является сам народ, отображая в фольклоре, величайшие события своей жизни, свое отношение к ней, к природным явлениям, трудовой деятельности и т.д. Фольклор – это своеобразная «историческая справка» о народе, созданная им самим. Например, для успешного создания хореографического произведения балетмейстеру необходимо хорошо изучить фольклор и определить те его мотивы, на которых будет основываться или опираться его авторское сочинение. Потому что, по фольклору можно узнать отличительные черты, традиции, обряды, песни и танцы любого народа, которые дошли до нас с древнейших времен.

Однако, сам   термин «фольклор» появился достаточно недавно, а потому имеет смысл ещё раз проследить историю его возникновения и становления.

Фольклор - это вид культуры, носителем которой является абсолютно каждый человек. Понятие «Фольклор» достаточно объёмное и включает в себя не только словесные произведения, а значительно больше явлений - народное пение, танцы, ремёсла, изобразительное искусство, костюмы, обычаи и многое другое.  Именно в старину у наших предков фольклор заменял образование и науку. Как Буслаев Ф.И. отметил: «Под его плодотворным влиянием протекала вся жизнь человека, от колыбели до могилы» [1, с. 44].

Фольклор неоднозначен: в нем проявляется и безграничная народная мудрость, и народный консерватизм, косность. В любом случае фольклор воплощает высшие духовные силы народа, отражает элементы национального художественного сознания.

Впервые термин «фольклор» (от английского слова folklore - народная мудрость) ввёл в обращение 22 августа 1846 года английский археолог Уильям Джон Томе. Этим термином археолог, имеющий дело с памятниками культуры, прежде всего, хотел обозначить проявления духовной жизни народа, а именно - обычаи, традиции, пословицы, суеверия, баллады и т.д.

С.М. Толстая (российский лингвист, специалист в области славянской этнолингвистики) – обратила внимание на то, что фольклор имеет как узкий, так и широкий смысл. В «широком» смысле фольклор - это духовная культура народов всего мира. В «узком» смысле – устная крестьянская словесная художественная традиция, «устная словесность», «устная народная словесность» [5, с. 118-119]. Фольклор обладает особыми качествами, каких нет, например, в художественной лите­ратуре, театральном или оперном искусстве.

К концу 80 - х - началу 90-х годов ХХ века термин «фольклор» становится очень популярным и известным в славянских странах. В это же время в России его начинают использовать в своих трудах исследователи народного творчества, например, А.Н. Веселовский, М.М. Ковалевский, Е.В. Аничков и др. [2, с. 6]. Но из-за неустойчивости термина, как он понимался в 80-90 года, русские учёные пользовались им очень редко.

В журнале «Живая старина» в 1890 году русский историк, этнолог и публицист В.И. Ламанский писал о «неуловимой цели и задаче фольклористов», так как «термин фольклор обозначает то предмет исследования, то историко-культурную науку, то народную психологию, то метод ее изучения» [4. с, 43].

Спустя 10 лет появилась статья Е.В. Аничкова, в которой автор закрепляет широкое значение термина как «обычаев, обрядов, пословиц, танцев, песен и сказок, до сих пор живущих в простонародье по традиции». Постепенно значение термина «фольклор» становится устойчивым и со временем, принимается большинством его исследователей.

Нельзя не отметить работы Виктора Евгеньевича Гусева (1918 -2002г.) -российского этнографа, в которых фольклор определяется как «народная художественная культура, объединяющая в себе всё многообразие видов народного творчества, -устное поэтическое, музыкальное инструментальное и песенное искусство, а также танцы, обряды, театральные действа, прикладное изобразительное искусство» [2, с. 409].

Фольклор отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе. Он является главным источником знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственных, религиозно – мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивым и в то же время эффективным для воспитательного воздействия.

Фольклор народов России является важной составляющей частью культуры. Он охватывает большой круг различных тем: мифы, легенды, сказки, песни, танцы. Всё это повествуют о жизни простого народа, их проблемах и радостях. Русский фольклор - это богатое наследие, которое помогает лучше понять быт и культуру народов России. В настоящее время существует множество организаций, которые занимаются исследованием, изучением и сохранением русского фольклора.

Л.С. Каргин дает такое определение: «Фольклор − важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой − определенные циклы человеческой жизни, времён года, трудовых занятий. Одновременно фольклор − это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю человека, его мысли и действия» [3, с. 182].

Итак, объединив все определения фольклора, мы делаем вывод, что «фольклор» − это вид культуры, народное творчество, художественная деятельность народа прошлых времён.

Фольклор − категория историческая. В произведениях народного творчества живут герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями. В песнях и былинах предстают события давних лет, пословицы и поговорки, рождённые на месте труда, а не только слова. Каждое поколение принимает свои культурные дары и продолжает их сохранять и развивать.

Таким образом, фольклор является не только важным источником информации о прошлом, он является своеобразным мостиком для общения между поколениями, отражает отношение народа к событиям и жизненным ситуациям, к природе, друг другу, демонстрирует духовную, эмоционально-чувственную сферу народа. Он способствует диалогу и взаимодействию между разными поколениями, народами и государствами, а его знание улучшает взаимопонимание внутри сообщества, что помогает сплочению людей и создаёт связь между поколениями.

 

Список литературы:

  1. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства // Русская народная поэзия. СПб. : Издание Д.Е.  Кожанчикова, – 1861. – Т. 1. – 643 с.
  2. Гусев В.Е. Эстетика фольклора / Гусев В.Е. –   Л.: Лениздат, 1967. –  512с.
  3. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций. / Каргин АС. –  М.: Высшая школа, 1997.  –  182 с.
  4. Ламанский В.И. От редактора // Живая старина. СПб., 1890. Вып.1.С. 11 – 47.
  5. Толстая С.М. Фольклор и этнолингвистика // Первый всероссийский конгресс фольклористов: сб.докладов.М., 2005. Т. 1. С. 118 – 133.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.