Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Синягина В.А. ВЛИЯНИЕ НАРОДНОГО ТАНЦА НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(186). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(186).pdf (дата обращения: 08.05.2024)
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ НАРОДНОГО ТАНЦА НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Синягина Валерия Алексеевна

студент, кафедра хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Сергиенко Владимир Васильевич

научный руководитель,

проф., Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

INFLUENCE OF FOLK DANCE ON THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND RHYTHMIC SKILLS

 

Valeria Sinyagina

student, Department of choreography, Oryol state Institute of Culture,

Russia, Orel

Vladimir Sergienko

scientific supervisor, professor, Oryol state Institute of Culture,

Russia, Orel\

 

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена проблеме развития музыкально-ритмических способностей посредством народного танца. Раскрыты понятия «народный танец», «музыкально-ритмические навыки», «ритмика», а также рассмотрены отличительные особенности влияния народного танца на развитие музыкальности исполнителей. На основе анализа литературы автор поясняет на конкретном примере, как народный танец может совершенствовать не только исполнительную технику танцора, но и его музыкально-ритмические навыки. Автором делается вывод о том, что народный танец имеет большое значение в развитии музыкально-ритмических навыков.

ABSTRACT

This work is devoted to the problem of developing musical and rhythmic abilities through folk dance. The concepts of “folk dance”, “musical-rhythmic skills”, “rhythm” are revealed, and the distinctive features of the influence of folk dance on the development of performers’ musicality are considered. Based on an analysis of the literature, the author explains with a specific example how folk dance can improve not only the dancer’s performing technique, but also his musical and rhythmic skills. The author concludes that folk dance is of great importance in the development of musical and rhythmic skills.

 

Ключевые слова: народный танец, ритмика, музыкально-ритмические навыки.

Keywords: folk dance, rhythm, musical and rhythmic skills.

 

Подрастающее поколение современного общества испытывает упадок знаний в сфере культуры. Это приводит к бездуховности и отбивает у людей желание проявить себя в творчестве.  На этом этапе инструментом развития культуры может послужить искусство народного танца.

Народный танец – это часть танцевального искусства, вобравшее в себя многовековый опыт и воплотившее все знания в коллективное художественное творчество.

Народный танец отражает многообразие жизни человека и раскрывает его духовную красоту и богатство. В нем находят своё отражение радость и печаль, мудрость и героизм, быт и нравы, понятия добра и зла [5, с. 3].

При музыкальном оформлении народный танец обретает особую красочность, выразительность и характерность.

Новер писал: «Когда музыка и танец творят в согласии – тогда впечатление, производимое этими объединившимися искусствами, необычайно, а их волшебные чары пленяют одновременно и сердце, и разум» [3, с. 200].

На протяжение всего исторического развития легко проследить, что музыка при объединении с народным хореографическим искусством демонстрирует культурное развитие стран, а также характеры и манеры, проживающих в них людей [2, с. 51].

В народном танце большую значимость имеет ритмическая структура движений. Исполнитель обязан уметь согласовывать свои действия с музыкальным ритмом.

Музыкальный ритм является основой любого музыкального произведения. Это чередование звуков разной продолжительности в определенной последовательности. Музыкальный ритм помогает установить временные рамки музыкального произведения. Он обозначает начало, развитие и конец мелодии. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Говоря о вопросе совершенствования танцора в народном танце, можно выделить следующие слагаемые подготовки: техническая подготовка (включает в себя обучение и формирование техники телодвижения, а также работу над композицией танца) и музыкально-ритмические навыки.

Музыкально-ритмические навыки – это умение исполнять под музыку хореографический текст, а также перестроения. Слушание музыки, определение ее характера, настроения, образов, переданных в музыке, темпо-ритмических особенностей, громкости звучания способствуют активизации и обогащению музыкально-ритмических навыков исполнителя.

Для развития музыкально-ритмических навыков необходимо: усовершенствовать процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, при нарушении которой движения тела и его частей приобретают характер хаотичности, резкости, угловатости; развивать координацию, избавляя от мышечных зажимов, которые мешают беспрепятственному протеканию ритмических импульсов по нервным волокнам; формировать музыкально-ритмические основы музыкально-слуховых представлений; присутствие исполнительской дисциплины в игре; внимание и чуткое отношение хореографа к исполнителю [4, с. 28].

Формирование вышеперечисленных компонентов, влияющих на развитие музыкально-ритмических навыков можно достичь на занятиях по ритмике.

Ритмика – это комплекс занятий, направленный на развитие музыкально-ритмических навыков. Она вбирает в себя ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением [1, с. 3].

Подводя итог вышесказанного можно сказать, что развитие музыкально-ритмических навыков до сих пор востребовано и необходимо при изучении народного танца.

Разберём на конкретном примере влияние народного танца на развитие музыкально-ритмических навыков.

Например, хлопушка – это один из основных элементов мужского русского народного танца. Она вбирает в себя различное и разнообразное количество хлопковых и ударных сочетаний.

Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой. Удар исполняют ладонью по различным частям тела. Например, по голенищу, бедру, подошве и так далее. Хлопок и удар может выполняются на сильную или слабую долю такта.

Рассмотрим подробнее движение «Хлопок перед собой».

Цель данного движения представляет собой формирование умения различать и воспроизводить темп, а также ритм на основе восприятия тактильно-кинестетических, зрительных и слуховых ощущений.

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — 1-я свободная позиция. Руки — во 2-й позиции.

«Раз» – хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.

«И» – руки раскрываются от локтя в стороны во 2-у позицию.

После движение повторяется.

Очень важно обучить танцоров народного танца грамотно и ритмично исполнять хлопушки. Ведь на основе этого материала составляются виртуозные комбинации, строятся целые пляски, как, например, старинная русская мужская пляска «Плескач». «Плескач» – это украинский сценический танец девочек-подростков, которые не замечают вокруг себя никого и ничего, впервые поставленный Павлом Вирским на материале фольклорного движения «плескач». Одним из основных элементов танца является ритмичное хлопанье в ладоши. По Далю «плескать» означает «бить плашмя по воде, по жидкости; хлопать в ладоши, ударяя в лад по музыке, или в знак одобренья, удовольствия или радости; рукоплескать». Танец вошёл в золотой фонд национального хореографического искусства.

 

Список литературы:

  1. Александрова, Н.Г. Ритмическое воспитание / Н.Г. Александрова. – М.: Муз. Отдел НКП, 1920. – 17 с.
  2. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 1965. – 149 с.
  3. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2001. – 223 с.
  4. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей: учеб. пособие / О.П. Радынова. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 606 с.
  5. Ткаченко, Т. Народный танец: учебное пособие / Т. Ткаченко. – Москва: Искусство, 1967. - 654 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.