Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 30 мая 2024 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Симонова К.А. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(188). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(188).pdf (дата обращения: 19.10.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КРЕАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Симонова Кристина Александровна

студент 4 курса, Институт общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

Семченко Ирина Владимировна

научный руководитель,

канд. социол. наук, доц., Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

SOCIOLOGICAL STUDY OF THE PROBLEM OF SELF-REALIZATION OF YOUNG PEOPLE THROUGH CREATIVE SPACES

 

Kristina Simonova

student 4 term, Institute of Social Sciences and Mass Communications, Belgorod State National Research University,

Russia, Belgorod

Irina Semchenko

scientific supervisor, Associate Professor, Candidate of Sociological Sciences, Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема вовлечения молодых людей в творческую и интеллектуальную самореализацию посредством креативных пространств. В работе приводятся результаты исследования на тему «Проблемы самореализации молодых людей посредством креативных пространств». Исследование было проведено в период с февраля 2023 года по март 2024 года. Работа представляет собой анализ взаимосвязи между самореализацией и участием молодежи в креативных средах, таких как художественные студии, мастерские, коворкинги и другие формы творческой деятельности. В ходе исследования основное внимание уделяется влиянию креативных пространств на процессы самопознания, самовыражения и развития личности у молодых людей. Полученные результаты могут быть полезны для разработки программ развития молодежного потенциала и создания условий для успешной самореализации в современном обществе.

ABSTRACT

This article considers the problem of involving young people in creative and intellectual self-realization through creative spaces. The paper presents the results of the research on the topic "Problems of young people's self-realization through creative spaces". The study was conducted between February 2023 and March 2024. The paper is an analysis of the relationship between self-actualization and young people's participation in creative environments such as art studios, workshops, co-working spaces and other forms of creative activities. The study focuses on the impact of creative spaces on the processes of self-knowledge, self-expression and personal development in young people. The results obtained can be useful for the design of programs to develop youth potential and create conditions for successful self-realization in modern society.

 

Ключевые слова: самореализация, молодежь, креативные пространства, социология, самопознание, самовыражение, личностное развитие.

Keywords: self-actualization, youth, creative spaces, sociology, self-knowledge, self-expression, personal development.

 

Самореализация молодежи является важнейшим фактором их социальной интеграции и личностного развития в современном обществе. В контексте нестабильности и быстро меняющихся социально-экономических условий, креативные пространства приобретают особую актуальность как альтернативная платформа для самовыражения, творческой самореализации и социального взаимодействия.

Прежде чем приступить к анализу нашего социологического исследования, необходимо дать характеристику креативным пространствам как площадки для творческой и интеллектуальной реализации людей.

На данный момент исследователи выделяют несколько вариантов определения креативных пространств.

Например, отечественные авторы Иван Карпушкин и Олег Иванов в своей работе «Креативно-инновационные пространства: теоретические основы» дают следующее определение: «Креативно-инновационные пространства – это особый вид организации пространств, ориентированный на формирование и развитие креативно-инновационной среды – особого рода системы взаимодействий людей, обладающих ярко выраженными креативными и инновационными компетенциями, нацеленной на продуцирование эффективной креативно-инновационной деятельности.» [4, с. 3]

Зарубежный исследователь Рэй Ольденбург для определения креативных пространств предложил концепцию «третьих мест», отметив, что в таких местах проходит неформальная публичная жизнь людей. Также автор выделил ряд характеристик, присущих «третьим местам». К ним Ольденбург отнес:

  • нейтральность территории и ее доступность;
  • свободу для всех посетителей;
  • располагающую атмосферу для общения;
  • наличие постоянных посетителей, которые и создают некоторое сообщество;
  • комфорт и простоту, напоминающие домашнюю атмосферу. [6, с. 128]

Ещё один зарубежный исследователь, куратор программы Creative Cities Саймон Эванс определяет креативные или творческие пространства как сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют друг с другом на определенной территории. Эванс отмечает, что главная особенность творческого пространства состоит в том, что в нем все нацелены на человека, не как на потребителя или сотрудника организации, а как на личность, которая может создать нечто уникальное. [5]

Несмотря на то, что определения креативного пространства у разных авторов отличаются, большинство из них выделяют следующие виды креативных пространств:

  • Коворкинг-пространства. В своей книге «Нетворкинг и коворкинг в бизнесе и маркетинге» Маргарита Акулич дает следующее определение коворкинга: «Это уникальное рабочее пространство, в котором обеспечивается эффективное объединение технологии, свободы и креатива». Также автор уже в другой своей работе выделяет некоторые особенности, присущие коворкинг-пространствам. К ним она относит: коммуникацию с творческими людьми; обмен опытом и идеями; отсутствие отвлекающих факторов; экологичность в рабочем пространстве и многое другое. Акулич также отмечает, что коворкинг-пространства – это идеальный вариант для людей, занимающихся фрилансом. [1, с. 55]; [2, с. 34]
  • Инкубаторы и акселераторы стартапов. Данному виду креативных пространств посвятили научную статью А.В. Цветцых и Ю.В. Федорова. В статье «Особенности бизнес-акселератора как элемента инновационной структуры региона» авторы предлагают нам следующее определение для акселератора стартапов: «Это процесс комплексного и интенсивного сопровождения разработки инноваций от начальной стадии до коммерциализации». Стоит также отметить, что инкубаторы предоставляют помощь начинающим бизнесменам с самого начала - помогают развить идею, выстроить бизнес-модель, привлечь инвесторов и др. Они предоставляют доступ к менторам, инвесторам, обучающим программам и другим ресурсам для развития проекта. Акселераторы, в свою очередь, работают с уже установившимся бизнесом, помогая ускорить рост компании за счет консультаций, подключения к инвесторам, проведения маркетинговых кампаний и т.д. [7, с. 348]
  • Лаборатории открытых инноваций. Данному виду креативных кластеров посвящена работа известного профессора Калифорнийского университета Генри Чесбро. В своей книге «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий» автор предлагает такое определение открытым инновациям: «Это подход к ведению бизнеса, предусматривающий использование внутренних (создаваемых в организации) и внешних (создаваемых за пределами организации) знаний с целью ускорения инновационного процесса и расширения рынков сбыта инновационной продукции.» Так, лаборатории открытых инноваций можно определить, как организации, направленные на разработку новых продуктов и технологий в сотрудничестве с промышленностью и научными институтами. [9, с. 32]
  • Арт-пространства и культурные хабы. В работе Самойловой Е.О.  и Шаева Ю.М. под названием «Арт-пространства умного города: перспективы развития» встречается такое определение арт-пространству: «Это любая общедоступная территория, предназначенная для творчества, самовыражения и для взаимодействия людей между собой». Чаще всего арт-кластеры представляют собой художественные галереи, мастерские, выставочные залы и другие творческие пространства. Исследователи также отмечают, что подобного рода креативные пространства могут реализовывать не только творческую функцию человека, но и образовательную, воспитательную и, что немаловажно, экономическую функцию самого города. [3, с. 199]
  • Образовательные кластеры. В своей работе «Проблемы формирования образовательного кластера» Барно Тажимовна Бадалова определяет образовательные кластеры как: «совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями: это система обучения, взаимообучения, и инструментов самообучения в инновационной цепочке "наука - технологии -бизнес", основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.»  Автор также отмечает, что такого типа креативные площадки способствуют интеграции интеллектуальных ресурсов вокруг актуальных проблем развития педагогического образования. [8, с. 43]

В рамках рационального подхода мы выделили ряд объективных причин, на основании которых необходимо организовывать привлечение молодежи в процесс самореализации посредством креативных пространств, поскольку они демонстрируют очевидные преимущества для рассматриваемой категории граждан. К таким причинам мы отнесли:

  1. Стимулирование креативного мышления и инноваций.
  2. Содействие профессиональной ориентации и развитию карьеры.
  3. Предоставление доступа к ресурсам и инструментам.
  4. Создание сообщества и сетевого взаимодействия.
  5. Формирование социальной ответственности.

Для решения проблемы вовлечения молодых людей в самореализацию посредством креативных пространств нами было проведено социологическое исследование с целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации креативных пространств города Белгорода. Также нами были рассмотрены основные потребности, предъявляемые молодежью к креативным пространствам. В исследовании участвовали молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет в количестве 342 человек.

Один из вопросов исследования был направлен на выявление цели посещения креативных пространств среди молодежи. Было выяснено, что большее количество респондентов посещают креативные пространства с целью отдыха и поиска вдохновения. Стоит отметить, что также большой популярностью креативные платформы пользуются для развития и приобретения новых навыков. (см. Диаграмму 1)

 

Диаграмма 1. Наиболее популярные цели посещения креативных пространств у молодых людей

 

В ходе проведенного социологического исследования нами был выявлен ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться молодым людям при посещении креативных пространств на территории г. Белгорода. Так, большинство респондентов ответили, что самая распространенная проблема для них - это ограничение по времени работы или доступу к креативному пространству. (см. Диаграмму 2)

 

Диаграмма 2. Наиболее популярные проблемы молодых людей при посещении креативных пространств

 

Далее нами были установлены положительные стороны креативных кластеров, которые выделяют молодые люди. Так, большинство отдали предпочтение расширению кругозора и приобретению новых знаний. (см. Диаграмму 3)

 

Диаграмма 3. Положительные стороны креативных пространств, выделяемые молодежью

 

Далее вопрос был посвящен выявлению слабо развитых сторон креативных пространств, которые вызывают интерес у молодежи. Исходя из ответов, мы пришли к выводу, что больший интерес у респондентов вызывают новейшие информационные технологии – демонстрации VR/AR технологий. (см. Диаграмму 4)

 

 Диаграмма 4. Виды деятельности, слабо представленные в креативных пространствах, но вызывающие интерес аудитории

 

Таким образом, можно сделать несколько выводов относительно использования креативных пространств среди молодых людей:

  1. Креативные пространства играют важную роль в развитии и самореализации молодежи. Они обеспечивают молодым людям возможность выражать себя, развивать творческие способности и навыки, а также находить новые области интересов.
  2. Креативные пространства способствуют формированию сообщества с единством целей и интересов. Молодежь, объединенная общими увлечениями, находит поддержку, вдохновение и мотивацию через взаимодействие с другими участниками пространства.
  3. Важным аспектом креативных пространств является их роль в образовании и развитии. Здесь молодежь может приобрести новые знания и навыки, столкнуться с практическими задачами и получить опыт работы в творческой среде.
  4. Креативные пространства способствуют социальной интеграции молодежи, создавая условия для общения, сотрудничества и самовыражения. Здесь формируются новые связи и дружеские отношения, что способствует расширению социальной сети молодых людей.

Проанализировав трудности, с которыми молодые люди сталкиваются при посещении креативных пространств, мы разработали ряд рекомендаций, с помощью которых руководство креативных площадок сможет минимизировать недовольство своей аудитории:

  • Использование цифровых платформ для взаимодействия

В эпоху цифровых технологий важно интегрировать онлайн-инструменты для увеличения охвата и упрощения доступа к ресурсам креативных пространств. Создание мобильных приложений, виртуальных туров, онлайн-мастер-классов и вебинаров призвано стимулировать интерес и участие молодых людей в деятельности пространств, даже если они не могут посетить их лично.

  • Организация мероприятий и конкурсов с наградами

Привлечь внимание молодежи можно с помощью различных соревнований, хакатонов, квестов и конкурсов с привлекательными премиями и возможностями для роста. Это также позволяет участникам демонстрировать свои достижения и разрабатывать свой профессиональный портфель.

  • Партнерство с образовательными учреждениями

Сотрудничество с школами, колледжами и университетами может быть эффективным методом привлечения студентов и преподавателей. Интеграция образовательных программ с деятельностью креативных пространств может обеспечить реальные проекты и практикумы, а также способствовать профессиональной ориентации студентов.

  • Усиление роли менторства и наставничества

Наличие опытных наставников и менторов в креативных пространствах может существенно улучшить опыт молодежи, предоставляя им поддержку, обратную связь и направление в их творческих и профессиональных начинаниях.

  • Учет потребностей и предпочтений молодежи

Регулярное проведение опросов и анкетирования среди молодежи для понимания их интересов, увлечений и ожиданий от креативных пространств поможет держать руку на пульсе актуальных тенденций и соответствующим образом адаптировать предлагаемые услуги и программы.

 

Список литературы:

  1. Акулич М. В. Коворкинг: технологии креатива и свобода маркетеров // Маркетинг: идеи и технологии. - 2016. - №5. - С. 55-65.
  2. Акулич М.В. Нетворкинг и коворкинг в бизнесе и маркетинге. - М.: Издательские решения, 2021. - 80 с.
  3. Арт-пространство умного города: перспективы развития // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-prostranstvo-umnogo-goroda-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 02.04.2024).
  4. Карпушкин И.С., Иванов О.В. Креативно-инновационные пространства: теоретические основы. - Спб.: Автор, 2019. - 50 с.
  5. Креативный кластер // CREATIVE INDUSTRIES URL: https://india-seminar.com/2005/553/553%20simon%20evans.htm (дата обращения: 01.04.2024).
  6. Ольденбург Р. Третье место. Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. - 2-е изд. – М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 456 с.
  7. Особенности бизнес-акселератора как элемента инновационной инфраструктуры региона // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-biznes-akseleratora-kak-elementa-innovatsionnoy-infrastruktury-regiona?ysclid=lui85wtw31439794754 (дата обращения: 02.04.2024).
  8. Проблемы формирования образовательного кластера // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-obrazovatelnogo-klastera/viewer (дата обращения: 02.04.2024)
  9. Чесбро Г. Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий. - М.: Поколение, 2007. - 352 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.