Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 марта 2024 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Таран К.В. КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ВЫСОКОРИСКОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЫ) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(183). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/5(183).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ВЫСОКОРИСКОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЫ)

Таран Ксения Валерьевна

студент, продюсерский факультет, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК),

РФ, г. Москва

Ланина Лилия Анатольевна

научный руководитель,

канд. экон. наук, доц., Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК),

РФ, г. Москва

CREATIVE INDUSTRIES AS HIGH-RISK PROJECTS (USING THE EXAMPLE OF THE AUDIOVISUAL SPHERE)

 

Ksenia Taran

student, production faculty, All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),

Russia, Moscow

Lilia Lanina

scientific supervisor of the Candidate of Economics. Sciences, Assoc., All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассматриваются вопросы отнесения креативных индустрий к категории высокорискованного бизнеса через призму аудиовизуальных проектов. Аудиовизуальные проекты подвержены множеству факторов риска, как в процессе производства, так и в процессе продвижения, что делает бизнес в этой отрасли сложным и труднопрогнозируемым. В качестве обоснования выделяются ключевые причины, связанные с внешними и внутренними факторами создания и продвижения аудиовизуальных проектов.

ABSTRACT

This article examines the issues of attributing creative industries to the category of high-risk business through the prism of audiovisual projects. Audiovisual projects are subject to a variety of risk factors, both in the production process and in the promotion process, which makes business in this industry difficult and difficult to predict. As a justification, the key reasons related to external and internal factors of the creation and promotion of audiovisual projects are highlighted.

 

Ключевые слова: креативная экономика; креативные индустрии; кинопроизводство; продвижение; дистрибьютор.

Keywords: creative economy; creative industries; film productions; promotion; distributor.

 

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить и разобрать причины отнесения креативных индустрий к высокорискованному бизнесу в киноотрасли. Для этого необходимо обратиться к понятию данных терминов.

Креативная экономика — это концепция экономики, в основе которой лежит использование интеллектуальных ресурсов, талантов и творческого потенциала в различных сферах деятельности, она базируется на том, что инновации, креативность и творчество могут быть движущей силой экономического прогресса.

Термин «креативные индустрии» начал использоваться примерно двадцать лет назад для характеристики ряда видов деятельности, некоторые из которых являются одними из старейших в истории, а некоторые появились только с развитием цифровых технологий. Многие из этих видов деятельности имели сильные культурные корни, и термин «культурные индустрии» уже использовался для описания театра, танцев, музыки, кино, изобразительного искусства и культурно-исторического наследия; хотя сам термин был противоречивым, поскольку многие художники считали неприемлемым воспринимать их работы как «индустрию». [6]

High-Risk бизнес, или высокорискованный бизнес, – такой бизнес, который несёт больше финансовых и репутационных рисков, в том числе стартапы и кинопроизводство. Это тот бизнес, на результат которого могут повлиять множество различных внешних и внутренних факторов, некоторые из них приведены ниже.

1. Нестабильность спроса и непостоянство технологий.

Креативные индустрии, такие как, например, кино или другие виды бизнеса, связанные с искусством и творчеством, часто зависят от влияния трендов, изменчивого вкуса потребителей, новых веяний в моде, политической или эпидемиологической ситуации в стране, мире. К тому же, аудиовизуальная сфера относится к сфере досуга, на чём, как известно население экономит в первую очередь при возникновении экономического кризиса и других форс-мажорных обстоятельствах, так как развлечения не являются товаром или услугой первой необходимости. Это может привести к колебаниям спроса и нестабильности в продажах, что делает бизнес в этих отраслях высокорискованным.

Время от времени художественные и креативные индустрии сталкиваются с изменениями в технологиях, что требует адаптации к ним, инвестиций в новые инструменты и кадры, для удержания и привлечения новой аудитории зрителей. Неудача в адаптации к новым технологиям может привести к существенному снижению уровню доходов или убыткам.

Рассмотрим, в роли примера новых технологий, использование нейросетей в кинопроизводстве. Так, в частности алгоритмы Deepfake могут создавать поддельные изображения и видео, которые люди не смогут отличить от подлинных. Поэтому предложение технологий, которые могут автоматически обнаруживать и оценивать целостность цифровых визуальных носителей, является незаменимым. Технология появилась в 1990-х годах, но популярность приобрела с развитием машинного обучения. В узком определении Deepfake создаются с помощью методов, которые могут накладывать изображения лица целевого человека на видео исходного человека, чтобы создать видео, на котором целевой человек делает или говорит что-то. исходный человек делает. Это представляет собой категорию дипфейков, а именно подмену лиц.

В коммерческом кинопроизводстве дипфейки впервые были использованы в 2021 году, когда Брюс Уиллис дал разрешение фирме Deepcake вставить свое фейковое изображение в рекламу российской сети мобильной связи «Мегафон».   В голливудских фильмах, несмотря на несколько примеров замены лиц с использованием процессов VFX, первым значительным использованием дипфейков является фильм Роберта Земекиса «Здесь» (2024 г.), для которого компания Metaphysic.ai использовала технологию для старения и омоложения звезды фильма Тома Хэнкса в реальном времени В России также начали использовать дипфейки и уже успели омолодить Павла Майкова для сериала «Контакт» (реж. Е. Стычкин, 2021 г.). С помощью технологии face-de-aging актера вернули на 15 лет назад — нейросеть разгладила морщины на лбу, выдававшие возраст персонажа [5].

 



Рисунок 1. Пример дипфейка из сериала «Контакт» [5].

 

2. Реклама и дистрибьюция.

Ввиду объёма и сложности задач, связанных с финансированием и производственными и творческими процессами, продюсер и другие члены команды могут упустить внимание с вопросов, связанных с маркетингом и продвижением, или запланировать данный этап уже после выполнения производственных работ, что может негативно сказаться на прокате, росписи в кинотеатрах, и, как следствие, на кассовых сборах.

Так было, например, с детским фильмом «Феодосийская сказка» (реж. Н. Лебедева, 2021 г.), снятым на частные деньги. Создатели занялись прокатом и дистрибьюцией, когда материал был уже отснят и смонтирован. На сценарий, актёрский состав, монтаж и т.д. уже нельзя было повлиять, деньги были потрачены, картина осталась без широкого проката, так как требовала доработки, обратной связи от дистрибьютора и рекламной кампании.

Даже если конкретное кино имеет высокую художественную ценность и/или учитывает интересы зрителя в данный момент – о фильме необходимо посоветоваться с дистрибьютором заранее, рассказать о нём зрителям традиционными способами, в идеальных обстоятельствах с использованием средств, повышающих вовлеченность аудитории, например, конкурсами в социальных сетях или другим креативным способом.

Как пример, можно привести малобюджетный фильм «Ведьма из Блэр» (реж. Д. Мирик, 1999 г.). Производство фильма обошлось примерно в 350 тыс. долларов США, а его сборы по всему миру составили почти 250 млн долларов, что дало ему самое высокое соотношение прибыли и затрат среди всех фильмов в истории. Невероятный успех фильма можно объяснить его нестандартной, но максимально виральной рекламной кампанией, а точнее, уникальным веб-сайтом, который эффективно стирал границы между фактом и вымыслом.

По легенде в фильме, трое ребят пропали. По факту актеров спрятали подальше от медиа, чтобы подольше сохранить интригу. Соцсети тогда не были так развиты. Исполнительный продюсер студии Artisan Entertainment Ротенберг предложил отредактировать страницы актёров на популярном сайте IMDb. Этот сайт про кино, съемки, тв-шоу и фильмы убедительно рассказывал о мифологии «Ведьмы из Блэр», содержал реалистичную фотографию актеров с подписью, что фотография была сделана «менее чем за неделю до их исчезновения», а также интермедию. и другие довольно общие, но реальные фотографии, которые заставили многих поверить, что этот сайт действительно подлинный. Актеров пометили как «пропавших без вести, предположительно погибших». Эти метки держались год. На афишах после имен актеров также было написано: «Пропали без вести. Считаются погибшими». На ранних показах каждому зрителю вручали флаеры с фото, пропавших без вести, мол если увидите, сообщите в полицию и тп. Раздавали флаеры и в университетских городках.

Маркетологи решили, что это самая любопытная аудитория их фильма, и студенты обязательно захотят посмотреть фильм и узнать больше [7].

 

Рисунок 2. Объявление – рекламный материал фильма «Ведьма из Блэр» [7].

 

3. Финансирование и издержки.

В креативных индустриях часто требуются значительные инвестиции на всех этапах производства. Это может включать оплату талантливых, профессиональных актёров и членов съёмочной команды, массовки необходимой техники, декораций, локаций, спецэффектов и так далее. На среднестатистический фильм в России необходимо порядка 100 млн руб. [4]

Неудача и плохая проработка вопросов, связанных с прокатом, могут привести к серьезным финансовым потерям. Распределение доходов между кинотеатрами, дистрибьюторами и продюсером на текущий момент составляет соотношение порядка 50%, 15%, 35% - соответственно. Что также повышает риск, т.к. для того, чтобы фильму окупиться – необходимо собрать кассу минимум в 3-4 раза превышающую бюджет на производство. При этом средства на фильм могут быть возвратными, а привлечь частных инвесторов сложно, т.к. окупается 1-5% отечественных фильмов от общего количества.

Доля занятости населения России в креативной индустрии, по некоторым оценкам, составляет около 4% от общей численности трудоспособного населения страны. При этом порядка 30% приходится на малый и средний бизнес и еще около 2% – доля самозанятых в данной сфере [3].

Выручка российской креативной индустрии, которую можно примерно оценить в 8 трлн. руб. ежегодно, имеет существенный потенциал для роста. Вместе с тем необходимо отметить, что в России, в отличие от международных практик, «Культурные объекты» и «Традиционное культурное самовыражение» (область креативной индустрии «Наследие»), превосходят среднемировые показатели в 5 раз. Креативная индустрия может стать одним из важных направлений роста ВВП, а ее вклад — увеличиться вчетверо менее чем за 10 лет. Рост креативной индустрии по сравнению с традиционными отраслями экономики является более интенсивным. Однако за последнее десятилетие увеличение объема экспорта креативных услуг сопровождается опережающим приростом импорта товаров и услуг по этой категории. Это обстоятельство привело к тому, что, например, на рынке креативной индустрии для сферы образования каждый третий товар и услуга — зарубежного производства [3].

Однако, с уходом западных компаний, положение вещей может измениться, т.к. кинопроизводство и кинопоказы имеют большое влияние на экономику страны. Например, за первые 2 месяца 2024 года вышло уже несколько отечественных картин, собравших кассу более миллиарда рублей: «Холоп 2» (реж. К. Шипенко, 2024 г.), «Мастер и Маргарита» (реж. М. Локшин, 2024 г.), «Лёд 3» (реж. Ю. Хмельницкий, 2024 г.).

4. Высокая конкуренция.

Креативные индустрии часто имеют высокую степень конкуренции, поскольку новые таланты испытывают огромное давление от уже установившихся брендов и компаний. Это делает рынок более непредсказуемым и нестабильным, часто приводит к недобросовестной конкуренции, краже идей и промышленному шпионажу.

Согласно Федеральному закону от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [1].

В связи с этим, продюсерам необходимо подписывать необходимые договоры о неразглашении, соблюдать конфиденциальность в отношении уникального хай-концепта и т.д.

5. Невозможность гарантированного успеха.

Креативные индустрии, по своей природе, трудно поддаются анализу и прогнозированию. Это делает бизнес в данной области высокорискованным, поскольку успех любого проекта невозможно гарантировать.

Пандемия затронула всю творческую цепочку создания стоимости креативных продуктов для B2B - создание, производство, распространение и доступ. Глобальное прекращение живых и публичных выступлений сокращает средний гонорар примерно на 30%, а мировая киноиндустрия зафиксировала потерю доходов в размере 7 млрд долларов США [2].

В целом, креативные индустрии подвержены множеству факторов риска, что делает бизнес в этой отрасли сложным и непредсказуемым. Для успешной работы в креативных индустриях требуется высокий уровень профессионализма, постоянное обновление и инновации, а также умение адаптироваться к изменчивым условиям рынка.

Креативные индустрии характеризуются большой степенью неопределенности, что делает их бизнес высокорискованным. Вместе с тем, это также открывает широкие возможности для инноваций, творчества и динамичного развития. Таким образом, по итогам анализа можно выделить факторы отнесения креативных индустрий к высокорискованному бизнесу, что позволило выявить наиболее важные аспекты данного вопроса.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон РФ от 29.07.2004 № 98- ФЗ. «Коммерческая тайна». [Электронный ресурс] / URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.01.2024)
  2. Закирова В. «Почему нужно инвестировать в креативную экономику и TOP-3 проекта, за которыми нужно следить». / Валентина Закирова // Российское интернет-издание [Электронный ресурс] / URL: https://vc.ru/ (дата обращения 18.11.2023)
  3. Официальный сайт Аналитического центра при Правительстве РФ. [Электронный ресурс] / URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/14525.pdf (дата обращения 18.01.2024)
  4. Портал «Культуромания» - независимое сетевое СМИ, рассказывающее о культурных событиях и трендах в России и мире [Электронный ресурс] / URL: https://kulturomania.ru/ (дата обращения 18.11.2023)
  5. Кобзева К., Колташов М. «Живые мертвецы и нейросеть-сценарист: как технологии меняют киноиндустрию». / Катерина Кобзева, Максим Колташов // Ежедневная аналитическая газета [Электронный ресурс] / URL: https://trends.rbc.ru/trends/ (дата обращения 13.11.2023)
  6. Мубаракшина, Л. С. Роль креативной индустрии в мировой экономике и экономике России / Л. С. Мубаракшина // Вектор экономики. – 2019. – № 2(32). – С. 61. [Электронный ресурс]/ URL: http://www.vectoreconomy.ru/ (дата обращения 30.01.2024)
  7. Татьяна Лебедева «Как продвигали фильм "Ведьма из Блэр". [Электронный ресурс]/ URL: https://tenchat.ru/ (дата обращения 10.01.2024)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.