Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2023 г.)

Наука: Экономика

Секция: Реклама и PR

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шпаковский А.Р. СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО КАНАЛА «ОСТОРОЖНО: СОБЧАК» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(173). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/19(173).pdf (дата обращения: 01.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО КАНАЛА «ОСТОРОЖНО: СОБЧАК»

Шпаковский Арсений Романович

студент, кафедра связей с общественностью и прикладной политологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

РФ, г. Казань

Порфирьева Ирина Дмитриевна

научный руководитель,

канд. полит. наук, ст. преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

РФ, г. Казань

STORYTELLING AS A TOOL OF EFFECTIVE COMMUNICATIONS USING THE EXAMPLE OF THE AUTHOR’S CHANNEL “CAUTION: SOBCHAK”

 

Arseny Shpakovsky

Student, Department of Public Relations and Applied Political Science, Kazan (Volga region) Federal University,

Russia, Kazan

Irina Porfireva

Scientific supervisor,  Ph.D. watered Sciences, Art. teacher, Kazan (Volga region) Federal University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

В период, когда информационное поле максимально переполнено, обретают популярность самые разные методы, позволяющие привлечь внимание окружающих и завладеть им. И некоторые из них можно распознать не так сразу, как, к примеру, тот же сторителлинг. Используя его, авторы или видеомейкеры, кажется, просто рассказывают о каком-то событии. В статье описаны возможности применения сторителлинга как технологии эффективных коммуникаций на примере авторского YouTube-канала «Осторожно: Собчак». В качестве эмпирической базы мы изучили интервью Ксении Собчак с Еленой Блиновской: «Елена Блиновская: о том, как устроен бизнес, реальных заработках и восторге от себя».

ABSTRACT

At a time when the information field is as crowded as possible, a variety of methods are gaining popularity to attract the attention of others and capture it. And some of them may not be recognized as immediately as, for example, storytelling. By using it, authors or video makers seem to be simply talking about an event. The article describes the possibilities of using storytelling as a technology for effective communications using the example of the author’s YouTube channel “Caution: Sobchak.” As an empirical basis, we studied Ksenia Sobchak’s interview with Elena Blinovskaya: “Elena Blinovskaya: about how business works, real earnings and self-delight.”

 

Ключевые слова: сторителлинг; коммуникация; интервью, YouTube-канал.

Keywords: storytelling; communication; interview, YouTube-channel.

 

Трмин «сторителлинг» вошел в русский язык как транслитерация двусоставного английского слова «storytelling», состоящее из двух слов – «story» и «tell». На русский манер данный термин можно дословно перевести как «рассказывание историй». Такой перевод вполне, по мнению А. М. Анохиной, можно назвать лингвистическим аналогом, однако, существует некая разница в областях употребления данных слов: английский аналог общеупотребим, а вот русский относится к специальной лексике.

Существует и другая трактовка данного термина, в которой сторителлинг определяется как маркетинговый прием для донесения информации до аудитории, зрителей через тот же формат истории или рассказа. Однако в данном случае термин имеет более коммерческую подоплеку и используется различными компаниями, брендами или личностями для получения прибыли за счет использования подобного инструмента.

Рассмотрим поподробнее предмет нашего исследования. Канал «Осторожно: Собчак» на видеохостинге YouTube был зарегистрирован 11 октября 2017 года, однако официально материал начал на нем публиковаться только в 2019 году. С момента его создания и по сей день в общей сложности на данном канале было зафиксировано 690 млн. просмотров выкладываемых видеороликов, общее количество подписчиков при этом составляет 3,2 млн.

В среднем на один размещенный видеоролик на канале приходится около 664 тысячи просмотров, общее число просмотров равно 24,4 млн в месяц, а показатель вовлеченности аудитории составляет 0,97%. На данный момент количество подписчиков на канале растет и падает – за последние три месяца на канал успели подписаться 20 тысяч пользователей, а после публикации видеоролика в середине ноября 2022 года постепенно отписалось половина от этого количества, что составляет 10 тысяч человек. Общее количество реакций при этом составляет 548 тысяч, из которых 423,9 тысяч составляют отметки «Нравится», а 125 тысяч – комментарии к опубликованным видеороликам. При этом показатель вовлеченности составляет 0,97%.

В описании канала отмечено, что канал представляет собой «свободное медиа, которое «не осторожничает» ни с кем. Этому соответствует и контент, публикуемый на данном канале. Так, основная часть видеороликов на YouTube затрагивает тему политики, общества и экономики. При этом журналистка всегда задает острые, меткие вопросы, которые позволяют выудить у интервьюируемых самые сокровенные детали в подходящие моменты.

 

Рисунок 1. Логотип канала «Осторожно: Собчак» на YouTube.

 

Далее рассмотрим несколько подробнее личность самой Ксении Собчак. Что касается фактов из ее профессиональной деятельности, Ксения известна деятельностью в качестве журналистки, радиоведущей, также актрисы, сценариста, продюсера и даже общественного деятеля. Работала работала в качестве ведущей в телевизионных передачах «Дом-2», «Блондинка в шоколаде», «Последний герой», ток-шоу «Госдеп 2» и «Собчак живьём». Является дочерью первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Относительно личных черт же можно отметить, что Ксения очень предприимчива, умеет подмечать детали и любит в них разбираться, при этом не действует вслепую, без предварительной подготовки. За счет этого на своих интервью, опрашивая гостей достаточно долго и заходя издалека, она неожиданно может выпытывать у них мельчайшие детали относительно характера их деятельности и жизни в целом.

Именно за счет особенностей своего характера и трудолюбия выпускает огромное количество интервью, чем и заслужила внимание и любовь большого числа людей. Свою речь интервьюер подает в хорошо структурированном виде, используя простые слова и не злоупотребляя сложными для восприятия большей части публики терминами. Говорит она последовательно, просто, за счет чего представляется очень убедительной. Иногда в интервью Ксения склонна высмеивать некоторые взгляды оппонента, порой даже открыто издеваться над ним. На гостей в некоторых случаях может давить, поворачивать их высказывания против него же, за счет чего они попадают в неудобную ситуацию и дают тот ответ, который она от них желает услышать.

Также Ксения известна в качестве «светской львицы» и «скандалистки», за что неоднократно критиковалась в различных развлекательных шоу, передачах, и даже в ряде игр некоторых отрицательных персонажей обыгрывали через ее личность. В интервью и выступлениях активно жестикулирует, выражая собственную позицию или мнение, также отстаивая их. У нее есть собственная внутренняя философия, в соответствии с которой есть четкое разделение на «хорошо» и «плохо», и в своих выступлениях и интервью она может делиться этим с окружающими без запроса от таковых.

При этом Ксения зачастую получает и немало признания. В качестве последних примеров можно привести рейтинг блогеров инфлюенсеров от Romir Influence Ranking, в котором она заняла второе место. Эту же позицию она занимала в предыдущем году, что говорит о ее достаточно большом влиянии на аудиторию.

В гостях на ее интервью могут присутствовать самые разные известные личности и видные деятели в самых разных направлениях – от киноискусства до политики. Например, у нее в гостях побывали отечественные артисты вроде Юрия Хованского, Сергея Пенкина, Манижей, Эльдаром Джахаровым, Артемием Лебедевым, Еленой Ваянгой и даже с Микки Рурком.

Самые популярные видеоролики, которые публиковались на канале «Осторожно: Собчак, это интервью с Еленой Блиновской и Ольгой Бузовой, набравшие 13 и 11 млн. просмотров соответственно. Помимо этого, на своем канале она делает индивидуальные материалы без приглашенных гостей на самые разные темы. К примеру, в одном из своих видео она посещала разные корпоративы, которые проводились в России. В другом материале она рассказывала о том, как отечественные успешные женщины специалисты из сферы IT работают в Кремниевой долине.

На канале «Осторожно: Собчак не исключены также рекламные интеграции. В описаниях к видеороликам в первых строках почти всегда добавляются различные рекламные фразы. Причем продвигать таким образом можно было как целые компании, так и отдельные товары. В последнее время желающие могут стать спонсором канала или донатом, перейдя по ссылке и поддерживая таким образом команду проекта. Известно, что за первый год существования канала было заработано всего 64 миллиона рублей, а в 2022 году общий заработок на YouTube канале составил 152,5 миллиона рублей.

Целевую аудиторию канала Ксении Собчак составляют несколько категорий людей. Первая категория – это те, кто наблюдает за интервьюером еще со времен телепередачи «Дом-2». Конкретно, это женщины старше 30 лет, которые на данный момент имеют семьи с детьми, поддерживают позиции Ксении. Другая категория – это те, кто подписался на нее после ряда скандальных интервью, включая Скопинского маньяка. В основном это люди такие же, как и сама Ксения, которые имеют на каждое событие собственное мнение и с охотой его выражают, имеют критическое мышление и четкую жизненную позицию. Третья же категория может включать мужчин и женщин, поддерживающих острые социальные темы и предпочитающих смотреть контент в Интернете на похожие темы.

Таким образом, канал «Осторожно: Собчак» на видеохостинге YouTube является особо популярным за счет совокупности нескольких факторов. В первую очередь ее собственная причастность, наличие известного имени Ксении Собчак, результатов ее деятельности и ряд достаточно высоких достижений. Другой важный, играющий роль фактор, завязан на характере подачи материала аудитории. Ксения в своих интервью старается выпытывать у гостей самые сокровенные детали по тем или иным вопросам, медленно и верно с самого начала подводя их к этой самой сути. И, конечно, расследования, которые она проводит, также привлекают большое количество внимания за счет того, что рассматриваются несколько нестандартные темы. И последнее – Ксения приглашает в гости очень интересных и известных людей, добившихся в работе и карьере достаточно серьезных высот. За счет этого привлекается внимание аудитории самих гостей, и таким образом происходит смешение и даже вовлечение аудитории со стороны, обеспечивая таким образом еще больший охват и широкое распространение освещенных в канале тем.

Далее мы подробно проанализируем, как в ряде видео на канале «Осторожно: Собчак» применяются различные приемы сторителлинга. «ЕЛЕНА БЛИНОВСКАЯ: о том, как устроен бизнес, реальных заработках и восторге от себя». В этом видеоролике основная история – это то, как Елена добилась успеха в своем деле, с чего начинала и как достигла того, что имеет в текущий момент. Эта история идет как основная в данном видео, и на фоне ее раскрываются некоторые детали относительно характера и сути личности Елены Блиновской. Также во время интервью попутно обсуждались детали обстановки и некоторые особенности того или иного события, которые с ней произошли. В самом начале было заметно, что Блиновская чувствует себя несколько неуютно, и постепенно на протяжении видео можно заметить, как росла ее неприязнь. Попутно на некоторые реплики Ксении она отзывалась очень резко и реагировала очень эмоционально, так как Ксения ряд ее достижений могла принизить или высказаться в некоем обесценивающем характере.

На фоне этого сначала создавалась некоторая простая картина, однако Ксения постепенно своей тактикой, задавая наводящие вопросы, через интервью начала показывать суть Елены Блиновской. Также с самого начала видеоролика указывались некоторые «осуждающие» детали. Например, фраза, что «Елену называют инфоцыганкой» или «Марафон Блиновской часто критикуют за то, что он не содержит никакой полезной информации, а представляет компиляцию из различных психологических компиляций и тренингов».

В самом начале Елена выглядела закрытой и несколько неохотно отвечала на вопросы. По ходу интервью можно было заметить, что между женщинами еще больше росло напряжение, накалялась обстановка, где Ксения критиковала ряд утверждений, которых придерживается Блиновская. Она преподносила ее высказывания с собственной точки зрения и скорее как некоторый постулат, на что Елена отбивалась. Это создало ощущение некоторой разразившейся «битвы».

Стоит также отметить, что после выхода интервью на YouTube канале в сети возник большой скандал. Блиновская начала активно критиковать Ксению в социальных сетях, отмечала ее непунктуальность, называла пассивным агрессором. На это Собчак, естественно, реагировала соответствующе – по ее мнению, они смогли за счет вопросов раскрыть личность Елены до самого конца, показали ее такой, какой она является на самом деле, и что именно за это она любит свою работу.

Также подозрение вызвал эпизод, где во время прогулки Ксении и Елены в момент их разговора подошла поклонница Блиновской и начала ее благодарить. В сети этот момент сразу вызвал подозрение, и зрители начали называть ситуацию наигранной. Этот кард из интервью также завирусился в Интернете и стал мемом. После под видео начало копиться много негативных комментариев, где люди не совсем лестно отзываются о закрытости и не лучшем характере Блиновской.

Исходя из всей ситуации можно заключить, что через рассказ историй у Ксении получилось посвятить аудиторию в подробности деятельности Елены и заодно выявить ее настоящее лицо. Здесь наблюдается больше характер деятельности просветительский, чтобы люди, смотря такие видео, могли делать своевременные выводы и не тратить деньги впустую. Таким образом, в данном исследовании был проведен анализ использования сторителлинга на YouTube-канале «Осторожно: Собчак» на примере нескольких выпусков, причем как с интервью с Еленой Блиновской отмечено, что Ксения применяет сторителлинг для просветительской, образовательной деятельности, в качестве сопровождения к другим психологическим и иным приемам для увеличения общего эффекта.

Будучи основанным на классических представлениях о рассказывании истории, которое должно включать в себя героя, сообщение, сюжет, определенную стилистику и логику, современный сторителлинг обрастает некоторыми медийными дополнениями: история теперь сопровождается видео, аудио и другими средствами выразительности. Главное же – в истории (и современной, и древней) всегда есть главное лицо-рассказчик, что делает ее чрезвычайно мощным суггестивным приемом, который одновременно не требует больших затрат и оборачивается высокой аудиторной активностью.

Этот факт однозначно демонстрируется на примере YouTube-канала «Осторожно: Собчак», где Ксения выступает в качестве рассказчика, выполняет по большей части просветительную деятельность и дает зрителям больше знаний о сути известных личностей. Само описание канала говорит о том, что здесь «милого» контента не найти, да и сама Ксения часто выражает свое мнение о том, что ее канал позволяет установить, каков человек на самом деле, минуя все те образы, что пытаются перенести сами гости. К тому же работает и созданный ранее имидж Собчак как настоящей львицы, которая готова пройти через любые преграды и идти по головам, лишь бы добиться собственной цели, и, как в случае с каналом, получить искомую информацию.

После анализа интервью было установлено, что во всех видеороликах задействованы повествовательные элементы. Как бы не представлялись материалы в виде просветительных и образовательных, все же основным элементом, который использует как сама интервьюер, так и ее гости, является история в самых разных ее воплощениях. Причем герои могут как пытаться поведать об определенном случае, так и через несколько сразу. И практически всегда, углубляясь в некоторые детали и используя четко поставленные словесные конструкции Ксении удается выловить то, что не плавает на поверхности, и что чаще всего звезды или другие известные личности скрывают за яркой оберткой.

 

Список литературы:

  1. Анюхина, А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24).  С. 146-150.
  2. Боева, Г. Н. Сторителлинг как новая PR-технология // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2020. №2 (39). С. 27.
  3. Васильева, А. С. Сторителлинг как коммуникационная технология / А. С. Васильева, Е. Е. Горбань, Л. М. Комиссарова // PRРИМРА. 2017.  №17. С. 96-104.
  4. Григорян, Н. М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Н. М. Григорян, С. Н. Казначеева, К. В. Калинкина, Е. А. Челнокова // Перспективы Науки и образования. 2017. №5 (29). С. 7-12.
  5. Енбаева, А. П. Мультимедийный сторителлинг — теоретическое осмысление / А. П. Енбаева, Т. Б. Исакова, С. И. Симакова // Вестник ВУиТ. 2019. №1. С. 223.; Енбаева, А. П. Сторителлинг как прием журналистской работы / А П. Енбаева, С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №1 (31). С. 110-117.
  6. Красавина, А. В. Сторителлинг как журналистская дисциплина: проблемы и перспективы преподавания // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 135.
  7. Кузовенкова, А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №4 (26). С. 138-143.; Кузовенкова, А. И. Сторителлинг как технология создания медиаконтента / А. И. Кузовенкова, К. В. Киуру // Медиасреда. 2018. № 2. C. 169-174.
  8. Макки, Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. М. : Альпина нон-фикшн, 2015. 456 с.; Снайдер, Б. Спасите котика! Всё, что нужно знать о сценарии. М. : Эксмо, 2020. 224 с.
  9. Маяцкий, М. Сторителлинг: от шахерезады к племяннику Фрейда // Философско-литературный журнал «Логос». 2015. №3 (105). С. 177-178.
  10. Мозжегоров, С. В. Методологические основания сторителлинга в контексте исследования личностных нарративов // Социология: 4М. 2013. № 37. С. 109.
  11. Полонский, А. В. Массмедийность как категория дискурса и текста // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: I междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 14 апр. 2014 г. Белгород: Белгород. ун-т, 2014. С. 110.
  12.  Силантьева, О. Режиссура мультимедийной истории // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 160-161.
  13. Симмонс, А. Сторителлинг. Как использовать силу историй / пер. с англ. А. Анваера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. С. 32.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.