Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 мая 2023 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дмитриева В.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(163). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(163).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Дмитриева Варвара Юрьевна

студент, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Санкт-Петербург

MODERN ECONOMIC CRIMES

 

Varvara Dmitrieva

Student, North-Western Institute of Management - branch of the RANEPA,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье указывается на рост киберпреступлений в связи с ростом числа онлайн-услуг и объема электронных данных, которые обрабатываются в государственных информационных системах и банковской среде. Так же отмечается, что цифровизация общества при увеличении показателей преступности определяет необходимость совершенствования средств и методов, используемых государственной политикой страны для выявления и расследования преступлений.

ABSTRACT

The article points to the growth of cybercrimes due to the increase in the number of online services and the volume of electronic data that are processed in government information systems and the banking environment. It is also noted that the digitalization of society with an increase in crime rates determines the need to improve the means and methods used by the state policy of the country to identify and investigate crimes.

 

Ключевые слова: Цифровые технологии, киберпреступления, экономические правонарушения, цифровая экономика.

Keywords: digital technologies, cybercrimes, economic offenses, digital economy.

 

Мы живем уже несколько десятилетий в условиях рыночной экономики. И в этих условиях появились новые виды преступлений, по поводу которых с прошлого века и по настоящее время не уменьшается полемика по методам выявления таких преступлений.

Ни для кого не секрет, что в современном мире экономические преступления являются серьезной угрозой для экономической безопасности любого государства. Они сдерживают поток инвестиций, тем самым влияют на развитие производственной сферы, не редко «закрывают» малый бизнес, мешают функционированию банковских структур, под их действия попадает население страны.

И, самое главное, в настоящее время с развитием цифровых технологий преступления в цифровой сфере становятся все более распространенными. Увеличение масштабов и количества воздействий и вмешательств в информационно-телекоммуникационную инфраструктуру вызывает большие опасения. Повсеместная цифровизация общества увеличивает рост преступности, и существует острая необходимость в совершенствовании средств и методов, используемых государственной политикой страны для выявления и расследования преступлений.

Ситуация, которая возникла в период Коронавируса, понудила коммерческие организации, обычно предоставлявшие свои услуги в режиме оффлайн, приспособить собственные сервисы под обстоятельства новой действительности. Популярность цифровой экономики до пандемии была не очень высокой. С ростом популярности появились и серьёзные проблемы.  События начала весны 2022 г. увеличили количество киберпреступлений против России, при этом свыше 90 % преступлений совершаются умышленно, что указывает на их повышенную общественную опасность. Конечно очевидно, что компьютерная преступность наносит огромный экономический вред нашей стране, что характерно и для ряда зарубежных стран.

По данным статистики цифровые преступления в сфере экономики нанесли экономический ущерб России в 2021 г. в сумме 641,9 млрд. рублей.

 Данной проблемой заинтересовались и различные научные направления. Противодействию экономической преступности в рамках обеспечения безопасности Российской Федерации посвящены труды таких специалистов как В. А. Бодрова, Ю.В. Быковской, П.А. Кривенцова, С.С. Маиляна, М.А. Ефремовой, А.А. Чеботаревой и Е.Ю. Фроловой и др.

Само понятие «экономическое правонарушение» неоднозначно, сущность его менялась вместе с развитием общества, а в настоящее время с развитием цифровизации в этот термин включают такое понятия как киберпреступления.

С точки зрения истории, понятие экономической преступности возникло в 1810 г. и представлялось как ответственность за мошенничество, растрату. В период наполеоновской эпохи нормы Уголовного кодекса защищали частные и имущественные права, а не экономические интересы страны. В этот период экономическое преступление понималось как «преступность бедных слоев населения, включавшая кражи и прочие посягательства на собственность, влияющие на экономические отношения».

Экономическое развитие мира сильно повлияло на имущественные отношения, появились новые виды преступлений, которые уже нельзя квалифицировать как просто «воровство». И в середине ХХ в. формируется другой подход, в соответствии с которым правонарушениями в экономике становятся преступления «белых воротничков» Чуть позже в это понятие включили и другие деяний, связанные со злоупотреблением служебным положением.

В 1940 г. феномен «беловоротничковой преступности» разработал американский социолог Э. Сатерленда. Он описал «преступника в белом во-ротничке» как респектабельного и обладающего высоким статусом сотруд-ника. Согласно его теории, «белые воротнички» – бизнесмены, политики, чиновники, совершающие преступления, наносящие гораздо больший общественный вред, чем обычные преступники. Более того, по его мнению, преступления такой категории лиц чаще всего остаются безнаказанными. Похожее определение дал в 1940 г. американец Г. Кайзер. Он определил экономическую преступность как правонарушения, совершенные лицами с высоким социальным статусом в рамках своих профессиональных обязанностей.

В годы второй мировой войны проблемы черного рынка в США изучал М. Клайнард и проводя свое расследование сделал вывод о том, что «симптом социальной дезорганизации, проявляющийся в том, что общество начинает по-разному воспринимать основные ценности. Человеческие отношения персонифицируются, жизненные цели и устремления сводятся только к финансовой выгоде. «Дельцов черного рынка» оправдывают, а их действия не рассматривают как преступные». Проанализировав в 1980 г. преступность в хозяйственной деятельности на 582 крупных предприятиях, в которых устанавливали высокие цены в отсутствии конкурентов, он сделал вывод о том, что жертвами таких преступней являлись обычные люди, не подозревающие о своем положении [9].

На данный момент не существует общепринятых видов экономических преступлений в цифровой экономике. В докладе «Всестороннее исследование проблемы кибер-преступности» в г. Вене, 2020 г., выделили следующие виды экономических преступлений, совершенных с применением цифровых технологий:

  1. Преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных.
  2. Компьютерное мошенничество или подлог. Компьютерный подлог включает в себя персональные элементы, когда преступники маскируются под законных лиц, органы власти, учреждения и другие юридические лица в интернете для совершения мошенничества.
  3. Компьютерные преступления, касающиеся авторских прав или товарных знаков.
  4. Деяния, предполагающие использования компьютера в целях причинения личного вреда.

В последние годы в России отмечается высокий уровень экономической преступности. Несмотря на все усилия органов государственной власти и правоохранительных органов, направленные на противодействие этому опасному виду преступности, наблюдается масштабность этого явления.

По данным международной службы Symantec Security в области кибербезопасности каждую секунду в мире подвергаются кибератаке 12 чел., а ежегодно в мире совершается около 556 млн киберпреступлений, ущерб от которых составляет более 100 млрд долл. Чаще всего киберпреступники воз-действуют на малый и средний бизнес, это связанно с низкой способностью компаний к обеспечению экономической безопасности в цифровой среде.

Президент РФ Владимир Путин во время трансляции Совета безопасности РФ 20 мая 2022 г. сказал, что страна находится под постоянными кибератаками, которые скоординированы и наносятся из разных стран. По его словам, это делают не хакеры-одиночки, а государственные структуры. Он напомнил, что в состав армий отдельных стран входят кибервойска.

Следует еще раз подчеркнуть, что данный вид преступности является одним из наиболее опасных пороков общества. Отсутствие безопасности в информационной среде очень влияет на принятие различных решений людьми и имеет серьезные последствия для их благосостояния.

Учитывая наиболее часто встречающиеся способы совершения противоправных деяний в информационной среде, можем сделать вывод, что конечный потребитель финансовых продуктов является самым уязвимым участником финансового рынка и, как следствие, потенциальной жертвой киберпреступников.

В настоящее время имеются новые технологии, связанные с использованием криптовалют и технологии блокчейн. С одной стороны, появляются возможности для инвестирования, изменения отдельных государственных алгоритмов, с другой стороны, возникают широкие возможности для киберпреступлений.Например, торговля оружием, наркотиками или финансовые схемы ухода от налогов.

Таким образом, криптовалютная преступность (криптопреступность) — это новый вид преступности, которая совершается с использованием продуктов блок-чейн-технологий (криптовалюты). Такие правонарушения могут быть как общеэкономическими, так и личными, индивидуальными. В любом случае, они нарушают установленный экономический и финансовый порядок.

В настоящее время Россия выбрала для себя путь развития информационного общества до 2030 г., установив цель повышения цифровой грамотности населения.

Процесс глобализации технологий, интегрирование инновационных достижений во все сферы жизнедеятельности общества — это новый этап развития человечества. Цифровая экономика — «это качественно новая ме-дицина и образование, это комфортные условия для проживания в городах, удобные цифровые сервисы и госуслуги. Однако вместе с позитивными моментами, повсеместная цифровизация может влиять и на увеличение числа преступлений». Внедрение инновационных технологий во все сферы нашей жизни с одной стороны, упростили жизнь современного человека, с другой стороны создали для злоумышленников новые инструменты для незаконного способа обогащения.

Российская Федерация принимает активное участие в формировании системы международной информационной безопасности в рамках реализации стратегических задач, сформулированных в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.

В заключении сделаем вывод о том, что совершенствование расследования преступлений в сфере цифровой экономики в настоящее время и на перспективу невозможно без развития положений электронной криминалистики, разработки теории электронных доказательств, повышения цифровой грамотности населения и улучшения экономических и социальных показателей в стране, внесения изменений в законодательную базу.

 

Список литературы:

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 // СПС «КонсультантПлюс».
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности: Указ Президента РФ от 12.04.2021 г. № 213 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.03.2022 г. № 83 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Воронин Ю. А. Преступления в сфере обращения цифровой информации и их детерминанты / Ю. А. Воронин // Виктимология. – 2020. – № 1 (23). – С. 74–83.
  7. Ображиев К. В. Преступные посягательства на цифровые финансовые активы и цифровую валюту: проблемы квалификации и законодательной регламентации / К. В. Ображиев. – DOI 10.12737/jrl.2022.018 // Журнал российского права. – 2022. – № 2. – С. 71–87.
  8. Санина Л. В. Деструктивная социальная инженерия как угроза экономической безопасности: масштабы явления и меры предотвращения / Л. В. Санина, О. А. Чепинога, Э. А. Ржепка, О. Ю. Палкин. – DOI 10.17150/2411–6262.2021.12(2).14 // Baikal Research Journal. – 2021. – Т. 12, № 2.
  9. Учебник «Криминология» - Долговой А. И., глава 19.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий