Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 08 декабря 2022 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ким Е.С. ВЛИЯНИЕ ГРЕХА ОСУЖДЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(153). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(153).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ВЛИЯНИЕ ГРЕХА ОСУЖДЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Ким Екатерина Сергеевна

студент, Кубанский государственный медицинский университет,

РФ, г. Краснодар

Кожевникова Елена Сергеевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, ассистент кафедры философии, психологии и педагогики, Кубанский государственный медицинский университет,

РФ, г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние осуждения на развитие личности с точки зрения христианского вероучения и понимания греха в богословской традиции.

 

Ключевые слова: осуждение, грех, отношение к ближнему, христианство.

 

В результате грехопадения человек исказил образ Божий, но не погубил его. Личность человека претерпела существенные изменения: грех вошел в душу человека и смерть в тело его. Грех разрывает непосредственную связь человека с Богом и прилепляет его к миру земных наслаждений. Грех ослабляет душу, делает ее неспособной бороться со страстями, разум теряет характер трезвения, и некогда целостная личность распадается.

Святоотеческая традиция всегда смотрела на грешника с точки зрения болезни и страданий его души. Христос говорит нам, что не здоровые нуждаются во враче, но больные. И именно Он, как Спаситель, приходит лечить всех и спасать всех. Святитель Феофан Затворник говорит, что «грех совершается в душе и прямо делает ее больной» [3].

Грех осуждения считается одним из самых губительных и опасных для христианина. О недопустимости его писали все святые отцы Церкви, ее подвижники и учителя с самого начала христианской истории, поскольку Евангелие ясно и многократно предупреждает нас об этом. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37; Мф. 7:1).

Цель данной статьи рассмотреть влияние греха осуждения на личность человека.

Осуждение можно рассматривать как оценочное суждение негативного характера, относящееся к поступку другого человека, которое «подкрадывается» незаметно в результате оценки определенных аспектов поведения ближнего.

Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке.

Рассуждение же, в свою очередь, – ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.

Несомненно, каждый из нас вправе выражать свое личное мнение, однако грань между рассуждением и осуждением очень тонка. Рассуждение – это выражение собственных взглядов на данную ситуацию без принижения взглядов другого человека. Как только человек переступает данную грань, вознося свое понимание выше понимания другого, считая свое видение истинно правильным, а видение ближнего совершенно ложным, он переступает через черту, двигаясь в направлении к осуждению. Стоит отметить, что внутреннее состояние осуждающего изменяется, поскольку в сердце его сеется злость, гнев к осуждаемому человеку, что, согласно Библии, является грехом. Появляется осадок от осуждения не только в дестабилизации душевного состояния, но и в отношении к ближнему. Осуждающий начинает смотреть на него свысока, подавляя его взгляды, всего лишь порой по причине того, что он, например, слушает другой жанр музыки, одевается «не как все», придерживается взглядов, не совпадающих со взглядами осуждающего. Как только человек начинает доминировать над собеседником, даже не выражая это в словах, но прокручивая в мыслях, он встает на путь осуждения, которое является одним из самых скверных грехов. А грех, как мы знаем, ведет человека на погибель. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3-5).

Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, – но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

Порой разум человека настолько затмевают мысли осуждения поступков окружающих, что он, не видя собственные недостатки, начинает бурно исследовать чужие, приписывая их к совершенно неправильным. Он видит мельчайшие искаженные детали в принципах, по которым действует человек, но не видит огромные ошибки, которые совершает сам. Матфей подчеркивает, что каждому нужно первоначально следить за своей жизнью, и, лишь разобравшись в ней, с любовью пытаться направить человек на его «сучок», не подвергая его собственному суду, который вправе производить только полновластный Творец всего сущего – Бог.

Несомненно, осуждение – грех, подступающий тихими шагами, поскольку осуществляться он, прежде всего, в мыслях. Что же может помочь справиться с ним, устоять перед сетями дьявола, пытающегося зажечь грех в сердце человека? Бог четко говорит нам, что это любовь. Грех происходит от недостатка любви к ближним. Если бы мы любили своего ближнего, мы бы заступились за него. Любовь не превозносится, не гордится, не ищет своего, говорит нам апостол Павел. Осуждение же заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы. Мы всегда оправдываем самих себя, и, как правило, видим недостатки в других.

Смогли бы мы принять спокойно неправильные поступки, совершенные нами? Смогли бы мы простить себя за них? Смогли бы мы отпустить их и забыть о них? Разумеется, да, потому что нашли бы тысячу и одну причину, как оправдать себя. Точно так же Христос говорит нам прощать поступки других людей, подобно тому, как Он сделал это на кресте за каждого из нас. Стараться находить что-то хорошее в том, в чем, кажется, нет ничего благого. И даже если человек действительно не совсем прав, ни у кого, кроме Бога, нет власти осуждать его.

Иисус Христос – не просто центральная фигура христианства, а Спаситель мира, Который страдал на кресте за грехи, немощи и болезни каждого человека, был погребен и на третий день воскрес; и придет за своей Невестой (Церковью) во время Второго пришествия, в день Господень. Он взял на себя все грехи мира, и осуждение – не исключение. Во времена Своей жизни на земле Иисус научал многие народы, проповедуя Слово Божие, Он поступал с людьми так, как не мог поступить ни один человек на земле, поскольку Христос совершенен. Его били камнями, палками, гнали отовсюду, усмехались над тем, что Он называл себя Сыном Божьим, но, не смотря на это, Он прощал их, покрывал их слова и поступки любовью, не давая посеять дьяволу в Его сердце ни капли осуждения. Он не осуждал никого Сам и порицал осуждение других, показывая собственный пример. «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). А стражники делили Его одежды, бросая жребий и призывали, чтобы он спасал Себя Самого, если Он Сын Божий.

Выводы: Осуждение является препятствием для нашей духовной жизни. Зачастую, когда в течение дня мы осудили или оклеветали кого-то несправедливо, вечером мы не в состоянии молиться. Все это: насмешки, осуждение, злословие, плохие мысли, злость, – вспоминается во время молитвы и загрязняет нашу душу.

Очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

 

Список литературы:

  1. Авва Дорофей Душеполезные поучения и послания. – М.: Благовест, 2010. – 415 с.
  2. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами. – М.: Библейские общества, 1993. – 1376 с.
  3. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – М., 2002. – 688 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.