Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 08 декабря 2022 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Седунова Е.В. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОВЕТСКОГО АВАНГАРДА. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА» 1926-1930 ГОДОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(153). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(153).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОВЕТСКОГО АВАНГАРДА. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА» 1926-1930 ГОДОВ

Седунова Елена Витальевна

студент, кафедра начертательной геометрии и инженерной графики, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

Мельникова Ольга Васильевна

научный руководитель,

старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

IDEOLOGICAL BASE OF THE SOVIET AVANT-GARDE. ANALYSIS OF PUBLICATIONS OF THE JOURNAL OF MODERN ARCHITECTURE 1926-1930 YEARS

 

Elena Sedunova

student, department of drawing geometry and engineering graphics, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, St. Petersburg

Olga Melnikova

scientific director, senior lecturer, St. Petersburg University of Architecture and Construction,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлен обзор основных задач архитектора и инженера согласно журналу «Современная архитектура». Рассмотрены проекты ленинградского и московского бюро архитекторов-авангардистов, выявлены отличительные черты советского авангарда. Представлены современные проекты жилых домов, в основе которых лежат авангардные идеи 1920-1930х годов.

ABSTRACT

The article provides an overview of the main tasks of the architect and engineer according to the journal Modern Architecture. The projects of the Leningrad and Moscow bureau of avant-garde architects were considered; the distinctive features of the Soviet avant-garde were identified. Modern projects of residential buildings are presented, which are based on avant-garde ideas of the 1920s-1930s.

 

Ключевые слова: авангард, охрана памятников, сохранение архитектурного наследия, журнал «Современная архитектура».

Keywords: avant-garde, protection of monuments, preservation of architectural heritage, restoration, magazine "Modern Architecture".

 

Здания, построенные в 1920-1930 годах в СССР в стиле авангард, для своего времени были «глотком свежего воздуха в архитектуре». Архитектура, появлявшаяся в молодом социалистическом государстве, должна была соответствовать идеологии нового политического строя. Здания и общественные пространства в городе и сельской местности должны были отражать главенствующую социалистическую идею. Также «новые» сооружения должны были стать доступными для всех людей, чтобы решить образовавшуюся проблему нехватки жилья в городах.

В этот период на ведущие позиции в советской архитектуре вышли авангард и неоклассика. В 1920-1930 годах представители авангарда оказались сильнее, поскольку они базировали свои идеи не только на конструктивизме, но и делали сильный упор на идеологию социализма, что соответствовало политике государства. У авангардистов было большое преимущество перед неоклассиками – они не использовали в своих проектах декоративных элементов для украшения, что тогда воспринималось как «буржуазное наследие». Благодаря этому здания в стиле авангард побеждали в архитектурных конкурсах, которые устраивались Архитектурно-художественным отделом Наркомпроса (Народного Комиссариата просвещения) для «поднятия» архитектурной мысли в СССР.

Архитекторы-авангардисты объединялись в различные группировки, такие как ВОПРА, ОСА, АРУ, АСНОВА и другие. Самой многочисленной и авторитетной из них была ОСА (Объединение Современных Архитекторов). У ОСА был свой печатный орган – журнал «Современная Архитектура», в котором публиковались их идеи и проекты.

В журнале «Современная Архитектура», выходившем в 1926-1930 годах были представлены тезисы, отражающие предложения авангардистов по организации строительного процесса. Следует отметить, что многие из них актуальны и в наше время. Среди тезисов определяются следующие:

1. Задачи архитектора:

  • создание жилищных условий, не вредящих здоровью трудящихся. В то время была актуальна профилактика туберкулёза, это привело к увеличению жилой площади в квартирах и комнатах;
  • применение функционального метода, заключающегося в идеи отказа от декоративных элементов зданий;
  • утверждение новых конструктивных элементов в здании, например, плоской крыши. Следует отметить, что именно этому вопросу была посвящена заочная международная дискуссия, участие в которой принимали не только именитые архитекторы того времени, такие как Ле Корбюзье, но и рядовые инженеры СССР. В результате такого обсуждения и рассмотрения различных проектов плоская крыша была утверждена как необходимый элемент в создании проектов современных зданий.
  • рациональное использование света от окон;
  • применение метода Г. Форда – схемы организации производства путем анализа путей рабочего от станка к станку – в проектировании жилых пространств (исследование «путей» человека по квартире и их сокращение с целью удобства расположения комнат и мебели в квартире);
  • необходимость однозначного идеологического определения в архитектуре того времени;
  • использование в проектах цвета в соответствии с функцией здания, основывающееся на психологическом восприятии людьми различных цветов;
  • применение метода исследования архитектурного формообразования сооружения. Архитектура должна способствовать перестройке бытового уклада человека.

2. Задачи инженера-строителя:

  • механизация строительства, заключающаяся в ускорении темпов строительства, поскольку проблема жилья стояла очень остро. Предлагалось брать опыт западных коллег; приобретать европейскую технику, и впоследствии на основе купленных машин создавать свои.
  • применение различного рода рационализаций. Например, решение стены в виде наслоения горизонтальных железобетонных рам; применение подъёмных лесов для производства кирпичной кладки.
  • создание строительных стандартов, на которые можно было бы опираться при проектировании и строительстве (аналоги ГОСТов).

Помимо этого, на страницах журнала были представлены следующие идеи и предложения:

  • внедрение в массовое строительство дома-коммуны. В таком доме предполагалось наличие столовой, досугового клуба, детского сада. Если рабочий человек будет жить в таком доме, ему не надо будет тратить время на приготовление пищи, воспитание ребенка, решение вопроса о досуге.
  • необходимость исполнения основной проектировочной работы учеными СССР, которые при определенных обстоятельствах могли обращаться за консультацией к иностранным коллегам;
  • выбор пути строительства: экстенсивное, которое можно было провести за счет расширения площадей строительства или интенсивное - за счет рационализации строительства. Авангардисты призывали строителей к выбору второго пути развития;
  • применение в СССР скоростного возведения домов как в Германии. Для этого предлагалось отладить механизм «архитектор-техника-финансирование».
  • соединение города и деревни, которое заключалось в сокращении темпов урбанизации и создании в деревнях социальных благ и рабочих мест.

Период авангарда в архитектуре породил большое количество идей, которые во многом определили дальнейшее ее развитие. Разработка новых идей, анализ опыта западных коллег и его применение непосредственно в нашей стране позволили совершить огромный прорыв в архитектуре.

Авангардисты разрабатывали не только новые типы жилых помещений, но и новые жилые кварталы. В пример можно привести проект, представленный в конкурсе на проект города Магнитогорска в 1930 году архитектурной группировкой «Объединение Современных Архитекторов» - Магнитогорье (М. Барщ, В. Владимиров, Н. Соколов, М. Охитович). В данном проекте был была разработана схема предприятий Магнитогорска (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Схема предприятий Магнитогорска, представленная в журнале «Современная Архитектура» №1-2, 1930 год

 

В Магнитогорье были предусмотрены, помимо 3 заводов (химический и металлургический комбинаты, завод силикатной промышленности), на которых было задействовано большое количество населения города; детские сады, школы, поликлиники и дома культуры. Сообщение между указанными зонами можно было осуществить с помощью предложенных четырёх способов (общественный транспорт, личный транспорт, или комбинация этих двух видов). Идеи и наработки этого проекта впоследствии стали основой для проектирования большинства жилых кварталов в СССР.

При таком обилии идей, каким обладали авангардисты, конкретных объектов, где им удалось применить теоретические знания на практике, очень мало. В качестве примера можно привести проекты Института библиотековедения им. Ленина на Ленинских горах, разработанный московским архитектором И. И. Леонидовым и проект Дворца Труда, разработанного братьями Весниными (рис.1 и рис.2).

Рисунок 1. Проект Института библиотековедения им. Ленина на Ленинских горах, разработанный И.И. Леонидовым

Рисунок 2. Проект Дворца Труда, разработанный А.А., Л.А., В.А. Весниными

Использование ярко выраженных геометрических форм, таких как шар, параллелепипед, призма; обилие металлоконструкций; увеличенная высотность зданий; большая площадь, отведенная под строительство – отличительные черты не только приведенных, но и многих других проектов архитекторов-авангардистов.

Безусловно, не только в Москве, но и во многих других городах нашей страны, таких как Ленинград, Екатеринбург, Томск, авангард стал ведущим направлением в архитектуре. Подробнее следует рассмотреть ленинградский авангард.

Работы выпускников и преподавателей Ленинградского Института Гражданских Инженеров (ЛИГИ) внесли большой вклад в историю развития авангарда в СССР. Так, в журнале «Современная Архитектура» приведены следующие проекты ленинградских архитекторов (см. таблицу 1):

Таблица 1

Проекты ленинградских архитекторов-авангардистов

Клуб завода «Красный путиловец», разработанный А.С. Никольским, представленный в журнале «Современная Архитектура», №5-6, 1926 год

Здание холодильника Ленинградского торгового порта, разработанное архитектором А.А. Олем и инженером М.Я. Штаерманом, представленное в журнале «Современная Архитектура», №5-6, 1926 год

Проект А. А. Оля, представленный на конкурсе проектов дома-коммуны к Десятилетию Октября среди членов ОСА

Проект мастерской А.С. Никольского, представленный на конкурсе проектов дома-коммуны к Десятилетию Октября среди членов ОСА

Проект жилья нового типа для трудящихся, представленный А.А. Олем на товарищеском соревновании членов ОСА в 1927 году

Проект клуба с залом на 500 человек, представленный мастерской А.С. Никольского (И. Белдовский, В. Гальперин, А. Крестин) на Первой выставке Современной Архитектуры в Москве в 1927 году

Проект трамвайной остановки-парикмахерской-уборной, представленный мастерской А.С. Никольского на Первой выставке Современной Архитектуры в Москве в 1927 году

Проект кино и столовой, представленный мастерской А.С. Никольского на Первой выставке Современной Архитектуры в Москве в 1927 году

 

Следует отметить, что ленинградский авангард не обладал таким «размахом», каким обладал авангард московский. В ленинградских проектах прослеживается желание архитекторов не разрушать уже сложившийся исторический ансамбль города, а внести в него что-то новое. Этим объясняется и малоэтажность проектов, и малая площадь, отведенная под их исполнение.

Проанализировав проекты советских архитекторов, можно назвать следующие отличительные черты авангардной архитектуры в СССР:

  • стремление к созданию максимально функционального здания;
  • сочетание прямоугольных и криволинейных форм в сооружении;
  • применение в проекте железобетонных конструкций, контрастов стенных плоскостей с большими поверхностями остекления (по возможности);
  • наличие декора исключительно в геометрических формах. Например, верхний этаж клуба завода «Красный путиловец».

Однако большинству проектов авангардистов так и не суждено было осуществиться, ведь, несмотря на поднятие производства в СССР еще не было ни современных материалов, ни финансов на подобные проекты.

Переработка идей авангардистов под современные реалии для осуществления проектов – задача крайне трудная. Они были актуальны в то время и являются воплощением идей и ценностей, распространенных в обществе того времени. Возможно, эти проекты сейчас не будут востребованы, поскольку у людей сменились ценностные ориентиры. Однако, безусловно, влияние таких проектов на современную архитектуру огромно.

К идеям авангардистов вернулись только в 1960-1980 годах, при проектировании новых районов и панельных домов «хрущевок» и «брежневок» (рис.3 и рис. 4).

 

Рисунок 3. Панельный дом «хрущевка», фото 1970х

Рисунок 4. Панельный дом «брежневка», фото 2010 год

 

Даже современные проекты отражают в себе идеи авангарда (рис. 5 и рис.6).

 

Рисунок 5. Проект ЖК «Парадный ансамбль» на Пулковском шоссе (SetlGroup), 2021 год

Рисунок 6. Проект ЖК «Панорама парк Сосновка» на проспекте Энгельса (SetlGroup), 2021 год

Изменения в архитектуре опережали изменения в обществе. Одна из главных идей авангарда, вытекающая из социалистической идеологии – доступное каждому комфортное жильё, так и не была реализована в масштабе страны. Но современные архитекторы возвращаются к идеям авангардистов, ведь проблема создания комфортных условий для жизни человека будет актуальна всегда.

 

Список литературы:

  1. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга: монография. СПб.: Коло, 2005. – C. 383.
  2. Электронная версия журнала «Современная Архитектура»: [сайт]. – URL:https://primo.nlr.ru/primoexplore/collectionDiscovery?vid=07NLR_VU1&lang=ru_RU (дата обращения 18.03.2022). – Текст: электронный
  3. Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 464 с., ил.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.