Статья опубликована в рамках: CLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 20 октября 2022 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СКАЗКИ И МОРАЛЬ: ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ ВЛИЯНИЯ СКАЗОК НА ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
АННОТАЦИЯ
В статье описываются особенности использования сказок и их позитивное влияние на детей дошкольного и школьного возраста. В данной работе проанализирован акцент формирования нравственного компонента личности посредством указанного литературного жанра. Приведены практические примеры из детских произведений ("Золушка", "Три поросенка", "Гадкий утенок" и т.д.) для использования в педагогической и воспитательной деятельности.
ABSTRACT
The article describes the features of the use of fairy tales and their positive impact on children of preschool and school age. This paper analyzes the emphasis on the formation of the moral component of the personality, taking into account the role of the literary genre. Practical examples from children's works ("Cinderella", "Three Little Pigs", "The Ugly Duckling", etc.) were given for use in pedagogical and educational activities.
Ключевые слова: сказки, Юнгианская интерпретация, аналитическая психотерапия, церебральная неоплазия, расстройства пищевого поведения, проективный инструмент, половая зрелость, внутрепсихический процесс, перенос.
Keywords: fairy tales, Jungian interpretation, analytical psychotherapy, cerebral neoplasia, eating disorders, a projective tool, puberty, intrapsychic container, transference.
Детская литература помогает ребенку понять, что значит быть человеком, и его окружающий мир. Жанр сказки предоставляет детям возможность получать важные посылы жизни. Основываясь на юнгианские архетипы (Jungian interpretation), сказки учат детей, как справляться с основными человеческими конфликтами, желаниями и отношениями. Данный путь представляет собой - здоровый образ; приобретение этих навыков может в конечном итоге повлиять на здоровье ребенка, качество жизни или даже на его ценности и убеждения в будущем.
Юнгианская интерпретация, разработанная психотерапевтом Карлом Юнгом, представляет собой символический подход, который создает диалектические отношения между сознанием и бессознательным. Юнгианская терапия, также называемая аналитической психотерапией, лечит по существу все бессознательные источники, такие как сны, фантазии, грезы наяву, даже картины и рисунки.
Одна из главных причин важности сказок заключается в том, что они помогают развитию ребенка. Сказки часто создаются для того, чтобы проверить инициативу детей. Важно не только прочитать историю, но и заставить ребенка разыграть ее, что не менее важно для развития сознания ребенка и для его нравственного развития.
Л.И. Эльконинова интересовалась психическим развитием детей и типами поведения, которые они проявляли при разыгрывании сказки. Было обнаружено, что дети младшего возраста (3-4 лет) не могут полностью воспроизвести часть истории, потому что для них она слишком реальна. Таким образом, целостное и яркое разыгрывание истории происходит примерно в пять лет, потому что в этом возрасте дети лучше всего способны установить баланс между их восприятием реальности и выдуманной истории того, что происходит и разыгрывается в сказке.
В спектаклях понарошку ребенок приобретает опыт субъекта (становления чем-то или кем-то другим), который приходит к нему как внутренняя картина инициативного действия. Ребенок развивает инициативу через преодоление поведенческих стереотипов и сдерживания импульсивных действий. Был сделан вывод, что дети способны активно проявлять инициативу примерно в пятилетнем возрасте, но это не значит, что сказки не важны до этого периода. [9, с. 85-86]. Данные выводы значимы, так как они предоставляют информацию о развитии детей и о том, как сказки являются важной частью обучения.
Анализ сказок, где главной темой является внутренний конфликт, может помочь терапевту определить способы помощи своему клиенту. Например, жертвы жестокого обращения или пренебрежения, переживают торжество зла над добром; обычно все происходит наоборот, когда речь заходит о сказках.
Предоставление возможности молодому человеку идентифицировать себя со сказкой или позволить ему придумать свою собственную версию может быть полезным средством для снятия чувства недоверия или вины [13, с. 81-84]. В итальянском исследовании детям была предоставлена возможность соприкоснуться с опасностью и страхом смерти с помощью рассказывания историй. Например, в сказке «Три поросенка» [3] дают детям возможность исследовать прочность и сопротивляемость интрапсихического процесса; собственного внутреннего дома ребенка (1, с. 267). В этой истории каждая свинья строит себе дом. Дом напоминает собственное тело ребенка, а большой злой волк напоминает болезнь. Больные дети испытывают слабый контроль, если таковой вообще имеется над своим телом из-за болезни, и эта история помогает им встретиться лицом к лицу со своими страхами и исследовать свои тревоги. По сюжету, дома, сделанные из соломы и палок, слишком слабы, чтобы победить волка. Это похоже на то, что дети чувствуют в своих собственных телах; поэтому они могут связать свой собственный опыт с историей.
Важно отметить, что каждый ребенок идентифицирует себя с разными персонажами в зависимости от тревог, с которыми они справляются. Например, после прослушивания сказки «Красная Шапочка» [6] Богдан, которому три года, подражает волку и рисует его с широко раскрытой пастью. Идентификация с плохим волком в рассказе позволяет ребенку выразить свою агрессию по отношению к ситуации, которая, как он боится, может подавить его. Другой ребенок рисует волка размером с муравья, показывая таким образом свою попытку отрицать серьезность своего состояния. В этих примерах дети прочитали одну и ту же сказку, но их реакции совершенно разные.
С другой стороны, два ребенка могут прочитать разные книги, но у них обоих могут быть схожие реакции. Например, после прослушивания сказки "Гадкий утенок" Ганса Христиана Андерсена [1], Виталий (10 лет) делает несколько попыток нарисовать голову. Чувство неудовлетворенности и отказ от рисунка может иметь широкий спектр толкований, таких как трудности ребенка в принятии своего собственного тела после преобразований, вызванных болезнью. "Гадкий утенок" – это история о принятии себя.
Другой мальчик по имени Альфред также выражает аналогичную тревогу по поводу ухудшения состояния своего тела, рисуя, связанный со сказкой “Кот в сапогах” [5], он пытается разорвать лист бумаги и пишет в одном углу "выбросить в мусор" [7, с. 268-269]. Поведение этих детей показывают, что они могут использовать сказку для того, чтобы выразить свои тревоги, страхи и самозащиту, основанные на их собственном опыте.
Третий пример сказки, с которой дети могут идентифицировать себя, - это «Белоснежка и семь гномов» [2]. После прочтения рассказа дети, кажется, встревожены характером мачехи, которая совершает нападения на Белоснежку. Никто из детей не рисует мачеху, а вместо этого изображают Белоснежку, и замок, в котором она живет. Даже когда ребенок отождествляет себя с отрицательными персонажами сказки, он может научиться справляться с угрозами, конфликтами и своими тревогами, связанными с болезнью, и это окажет положительное влияние на качество их жизни [7, с. 268, 270].
Наоборот, некоторые люди могут думать, что сказки опасны для детей и молодежи. Например, исследование психотерапевта Сьюзан Даркер-Смит показало, что девочки, которые в детстве слушают классические сказки, такие как "Золушка", "Красавица и чудовище", с большей вероятностью останутся в деструктивных отношениях, став взрослыми. [10, с. 268] Многие маленькие дети, которые растут в домах, где им читают сказки, часто отождествляют себя с книжными персонажами как образцами для подражания. Таким образом, критики могут утверждать, что жертвы жестокого [12, с. 121]. Родителям также было бы полезно поговорить со своим ребенком о прочитанном.
Критики утверждают, что сказки могут быть опасны с точки зрения посылов в основе истории и общего влияния на ребенка. Сказки приносят больше пользы, чем вреда в жизнь детей. Положительным моментом сказок является то, что они могут помочь при расстройствах, которые, по мнению большинства людей, не поддаются лечению “чтением книги”, но на самом деле оказывают положительное воздействие. Часто то, что клиенты не могут сказать о себе, они могут вместо этого выразить словами о фее, сказочными персонажами; другими словами, любимые сказки могут функционировать как зеркала для нас самих. (11, с. 585).
Перенос часто происходит у клиентов с расстройствами пищевого поведения, когда неурегулированный самоконтроль направлен на значение других. Таким образом, сказка становится заменяющим объектом переноса, в котором клиенты могут перенести свой гнев и страхи на сказку, а не на другого человека (11, с. 585). Столкновение с этими конфликтами с использованием сказки поможет клиентам в решении их собственных проблем, потому что в процессе оказания помощи сказочному персонажу, в разрешении конфликта в истории, клиенты также находят метод для собственного спасения. Следовательно, если соединение прочно установлено между клиентом и сказочной фигурой (например, Золушки) – это становится мощным инструментом в качестве мотивирующей силы (11, с. 586).
В заключение хотим сказать, что дети, знакомящиеся со сказками, могут извлечь из них большую пользу. Сказки являются важной частью развития ребенка, особенно с точки зрения его сознания и нравственного развития. Дети обычно не знают, как справляться с основными человеческими конфликтами, желаниями и отношениями. Таким образом, сказки предоставляют способ самовыражения в рамках текста и истории и помогают человеку достичь разрешения во времена противоречивых состояний ума.
Список литературы:
- Гадкий утёнок/ Худ.:В.Нечитайло. ─ Ростов-на-Дону:Проф-Пресс,2007. ─ 10с.: ил. ─ (Читаем детям).
- Гримм Б. Белоснежка и семь гномов/ Б. Гримм; Худ.Т.В.Корчемкина. ─ М.:Омега, 2002. ─ 8с.:ил. ─ (Читаем сами).
- Михалков С. Три поросёнка/ С. Михалков; Худ.А.Лебедев. ─ М.:Стрекоза-Пресс, 2005. ─ 16с.:ил. ─ (Читаем сами).
- Перро Ш. Золушка/ Ш. Перро; Худ.А.М.Елисеев. ─ М.:ООО "Изд-во Астрель":ООО "И зд-во АСТ",2003. ─ 12с.:ил. ─ (Любимая сказка).
- Перро Ш. Кот в сапогах/ Ш. Перро; Худ.Л.Якшис. ─ М.:Изд-во "Махаон",2005. ─ 16с.:ил. ─ (Солнышко).
- Перро Ш. Красная шапочка/ Ш. Перро; Худ.В.А.Жигарев. ─ М.:Омега,2002. ─ 8с.: ил. ─ (Читаем сами).
- Adamo, Simonetta M. G.Serpieri, Serenella AdamoDe Falco, RaffaellaDi Cicco, TeresaFoggia, RaffaellaGiacometti, PatriziaSiani, Gerarda. “Tom Thumb in Hospital: The Fairy Tale Workshop in a Paediatric Oncology and Haematology Ward.” Psychodynamic Practice 14.3 (2008): 263-280. Psychology and Behavioral Sciences Collection. Web.
- Collier, Mary J., Gaier, Eugene L. “Adult Reactions to Preferred Childhood Stories.” Child Development 29:1 (1985): 97-103. Psychology and Behavioral Sciences Collection. Web.
- El'koninova, L.I. “Fairy-Tale Semantics in the Play of Preschoolers.” Journal of Russian & East European Psychology 39.4 (2001): 66. Psychology and Behavioral Sciences Collection. Web.
- Darker-Smith, Susan. “Fairy tale Dangers.” Counselling & Psychotherapy Journal 16.4 (2005): 35. Psychology and Behavioral Sciences Collection.
- Hill, L. “Fairy Tales: Visions for Problem Resolution in Eating Disorders.” Journal Of Counseling & Development 70.5 (1992): 584. Psychology and Behavioral Sciences Collection.
- Skeen, Patsy, Covi, Robert B.Robinson, Bryan E. “Stepfamilies: A Review of the Literature with Suggestions for Practitioners.” Journal of Counseling & Development 64.2 (1985): 121. Psychology and Behavioral Sciences Collection.
- Walker, Steven. “Young People's Mental Health: The Spiritual Power of Fairy Stories, Myths and Legends.” Mental Health, Religion & Culture 13.1 (2010): 81-92. Psychology and Behavioral Sciences Collection.
дипломов
Оставить комментарий