Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2020 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шумилова А.А. МЕСТО ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(104). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21(104).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕСТО ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Шумилова Анастасия Анатольевна

магистрант, кафедра предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса, Пермский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Пермь

Для определения места процедуры наблюдения в системе процедур банкротства представляется необходимым сопоставить наблюдение с иными процедурами банкротства по основным признакам, позволяющим провести разграничение между ними.

Наблюдение как процедура банкротства отличается своим вводным характером, что обуславливает, в свою очередь, и ее обязательность, поскольку введение иных процедур банкротства невозможно до окончания наблюдения. Обязательный характер данной процедуры обуславливает и иные ее отличия от других процедур банкротства [6, с. 42].

Так, можно выделить процедуры банкротства, вводимые арбитражным судом по инициативе участников дела о банкротстве и вводимые судом по собственной инициативе, независимо от волеизъявления участников дела. К первой группе можно отнести финансовое оздоровление и внешнее управление, поскольку они вводятся по решению собрания кредиторов, а также мировое соглашение. Общей чертой процедур банкротства из данной группы, помимо введения по инициативе участников дела о банкротстве, является их реабилитационный характер (признаваемый некоторыми авторами с определенной степенью условности и за мировым соглашением, поскольку в соответствии с ним могут быть предусмотрены и реабилитационные меры) [7, с. 159].

Ко второй группе процедур банкротства (вводимых по инициативе арбитражного суда) можно отнести наблюдение и конкурсное производство. Наблюдение вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Конкурсное производство открывается вследствие принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве). Таким образом, для введения обеих процедур банкротства проявление инициативы кредиторов не требуется.

Процедура наблюдения занимает особое место в системе процедур банкротства не только вследствие ее вводного и обязательного характера, но и ввиду ее общей направленности. В процедуре наблюдения преобладает три элемента: обеспечительный (связанный с обеспечением сохранности имущества должника), диагностический (связанный с анализом финансового состояния должника) и организационный (связанный с установлением размера требований кредиторов и созывом первого собрания). Несмотря на то, что обеспечительный и организационный элемент в той или иной степени присутствуют во всех процедурах банкротства, в наибольшей степени они выражены именно в процедуре наблюдения; уникальным является присутствие диагностического элемента, что вполне логично, поскольку именно в рамках процедуры наблюдения принимается решение о введении последующих процедур, и необходимо, чтобы такое решение было обоснованным и учитывало в полной мере финансовое состояние должника и перспективы его реабилитации [2, с. 182].

При этом, в отличие от финансового оздоровления и внешнего управления, в процедуре наблюдения отсутствует реабилитационный элемент; в отличие от конкурсного производства, в рамках наблюдения не осуществляется удовлетворение требований кредиторов: происходит только установление их размера [8, с. 624]. С учетом изложенного, представляется, что помимо уже названных особенностей, процедура наблюдения отличается от других процедур банкротства своей нейтральностью, что напрямую вытекает из ее вводного характера.

Следует также упомянуть о том, что каждой из процедур банкротства соответствует конкретная разновидность арбитражных управляющих. Для проведения наблюдения арбитражным судом утверждается временный управляющий. В зависимости от процедуры банкротства различаются функции и круг прав и обязанностей арбитражного управляющего [1, с. 7].

Как отмечает С.А. Карелина, термин «временный» подчеркивает, с одной стороны, промежуточный характер статуса арбитражного управляющего, а с другой стороны, особый, временный характер правового статуса должника на данном этапе, по окончании которого должна быть определена его дальнейшая юридическая судьба [3, с. 557]. Функции временного управляющего связаны в первую очередь с проведением анализа финансового состояния должника и принятия мер по обеспечению сохранности его имущества, по созыву и обеспечению проведения первого собрания кредиторов и по ведению реестра требований кредиторов.

Представляется возможным также сопоставить наблюдение с иными процедурами банкротства по критерию ограничений, устанавливаемых в отношении органов управления должника.

Процедура наблюдения предусматривает наиболее мягкие ограничения для органов управления должника, связанные с необходимостью получения согласия временного управляющего на совершение определенных сделок, а также с запретом на принятие некоторых решений (в частности, о реорганизации), что сближает процедуру наблюдения с финансовым оздоровлением [5, с. 110], в противоположность внешнему управлению и конкурсному производству, при которых полномочия руководителя должника полностью прекращаются.

Представляется возможным также сравнить сроки проведения процедуры наблюдения и других процедур банкротства. Если процедура наблюдения ограничена только сроками рассмотрения дела о банкротстве (7 месяцев), то для других процедур банкротства предусмотрены более четкие сроки [4, с. 87].

Таким образом, место процедуры наблюдения в системе процедур банкротства можно определить следующим образом. Наблюдение как процедура банкротства отличается от всех остальных процедур в первую очередь своим вводным характером, что обуславливает и ее обязательность. В процедуре наблюдения преобладают обеспечительный, диагностический и организационный элементы. В отличие от финансового оздоровления и внешнего управления, в процедуре наблюдения отсутствует реабилитационный элемент; в отличие от конкурсного производства, в рамках наблюдения не осуществляется удовлетворение требований кредиторов, в связи с чем можно также сделать вывод о том, что процедура наблюдения отличается от других процедур банкротства своей нейтральностью, что напрямую вытекает из ее вводного характера. Процедура наблюдения также отличается от других процедур банкротства тем, что она предусматривает наиболее мягкие ограничения для органов управления должника, что сближает процедуру наблюдения с финансовым оздоровлением, в противоположность внешнему управлению и конкурсному производству, при которых полномочия руководителя должника полностью прекращаются. Кроме того, отличием процедуры наблюдения от других процедур является отсутствие четкого ограничения по срокам: процедура наблюдения ограничена только сроками рассмотрения дела о банкротстве (7 месяцев).

 

Список литературы:

  1. Карелина С.А., Фролов И.В. Современная модель арбитражного управления в Российской Федерации // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. № 3. С. 7-12.
  2. Кочетков Д.Ю. Наблюдение как процедура банкротства // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 2 (30). С. 182-189.
  3. Несостоятельность (банкротство): Учебный курс. В 2 т. / Под ред. д.ю.н., проф. С.А. Карелиной. Т. 1. М.: Статут, 2019. 675 с.
  4. Попова Н.С., Рябцева Л.В. К вопросу об определении сроков процедур по делу о несостоятельности (банкротстве) // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 3. С. 87-92.
  5. Сильченко Е.С. Наблюдение и финансовое оздоровление как процедуры банкротства юридического лица // Наука. Общество. Государство. 2018. № 1. С. 110-114.
  6. Сунгурова К.А., Степанова Л.П. Наблюдение как процедура банкротства // Научный аспект. 2018. Т. 1. № 2. С. 40-46.
  7. Черкасский П.А. Мировое соглашение как реабилитационная процедура банкротства // Власть и управление на Востоке России. 2008. № 2. С. 159-165.
  8. Шарафутдинова К.Р. Наблюдение и финансовое оздоровление как процедуры банкротства юридического лица // Форум молодых ученых. 2018. № 12-4 (28). С. 624-628.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий