Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2020 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Баранова П.Э. ОСПАРИВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РУССКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(102). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/19(102).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСПАРИВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА РУССКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

Баранова Полина Эдуардовна

студент Самарского Социально Педагогического Университета,

РФ, г. Самара

В настоящее время все чаще можно отметить устойчивую тенденцию идеализации «традиционных русских ценностей», которые неразрывно связаны с православной верой, единственной, которая следит за стабильностью сегодняшней семьи. Директор института демографических исследований включает в понятие традиционных русских семейных ценностей: глубокую и искреннюю религиозность, супружескую верность, высокий престиж семьи, строгую семейную иерархию, раннюю брачность и высокую репродуктивность [2]. Разумеется, используя высокопарные слова, можно прикрыть ту реальность, в которой жили люди. Браки чаще всего обусловленные внешними факторами, как экономическая необходимость или общественное принуждение, не могли приносить членам общества искреннее духовное удовлетворение. Однако современные публичные личности продолжают призывать к тем самым «русским традициям брака». Телеведущий Михаил Леонтьев и православный активист Дмитрий Энтео, видят будущее России в традиционной семье, корень которой заключается в православии, ведь «В этом смысле высшая форма христианской духовной культуры — это Средневековье», со всеми ее вытекающими. Тем более, по мнению А. Дугина личность на Руси развивалась независимо от гендерной принадлежности, отмечается отсутствие маскулинного типа и доминирования мужского или женского типа, он называет это «андрогинной сущностью семьи», к чему подталкивала церковь и культура. Нет отдельно мужчины и женщины, только единство, семья, смешанный гендер, объединенный в семье. Общественный деятель явно игнорирует патриархальное направление устройства общества.

Понятие «традиция» совершенно точно означает «переходящее от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» [9, с. 1055]. Иначе говоря, современные сторонники традиций, предлагают брать за модель идеального брака обычаи средневековой семьи? Так ли там было хорошо, как пытаются нам донести современные ораторы? Стоит разобраться.

Жизнь средневекового русского человека строго регламентировалась православной церковью. Она контролировала социальную и политическую жизнь на Руси. Церковь закрепляла морально-нравственные нормы, в том числе и в брачных отношениях. Строгость норм может объясняться обратной реальной ситуацией, судя по исповедным текстам, берущих свое начало еще от XIII века.

Существует недостаточно широкая источниковедческая база, затрагивающая тему брачных отношений. Однако некоторые основные моменты удается восстановить по памятникам русской литературы и свидетельствам иностранцев, пребывающих в Московской Руси. Иностранные свидетельства ценны, т.к. в них подмечают особенности, которые являются повседневными для русского человека и не закрепляются в каких-либо источниках. Однако следует критически подходить к данной категории документов. Иноземцы рассматривали увиденное через призму своего мышления, зачастую не понимая истоков многих национальных традиций.

Судя по Домострою, детство в средневековой Руси протекало в строгих жизненных рамках. Несмотря на то, что вначале автор пишет о наставлении домочадцев своих «не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой», рукоприкладство с целью поучения было распространено и даже обязательно [6, с. 3]. Цель такого воспитания вырастить ребенка, за которого не придется стыдиться, перед окружающим социумом, который не поднимет руку на мать и отца, вежливого, богобоязненного члена общества. После таких профилактических мер как «бить жезлом» ребенок должен быть благодарен, воспитание путем физического наказания на Руси в порядке вещей. Мальчиков прямо понуждают бить, хоть и не сильно «Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им», для девочки же достаточно строгого воспитания [6, с. 17]. Проводить досуг с детьми тоже было не желательно, принятая модель воспитания – эмоциональное отчуждение от ребенка. И вряд ли у непривилегированной русской семьи было на это время. Для обычного русского человека половая принадлежность ребенка не играла значительной роли, в то же время в княжеской семье был необходим наследник – мальчик.

Учить детей необходимо усердно, по способностям, чтобы в будущем сумели держать хозяйство и сохранить с трудом накопленное имущество. Мать занимается дочерями, отец сыновьями. Например, в семье ремесленника детям передавали свое мастерство: гончар учил своему ремеслу, затем передавал рабочее клеймо. [3] Родительская опека больше распространялась на дочерей. Девушка должна в будущем стать хорошей женой и уметь не только наставлять слуг, но и сама выполнять их работу по кухне, шить одежду и т.п. [6, с. 24]. Это основная функция женщины в средневековой Руси – быть доброй женой. Крестьянские мальчики уже с 7-8 лет работают с отцом на поле, помогают ему заготавливать дрова, учатся добывать пищу.[3]

Девочки в древней Руси взрослели раньше мальчиков. Типичный возраст для вступления в брак девочек 12 лет, для мальчиков на несколько лет позднее в 15[11, с. 58]. Главная цель воспитания девочки – отдать ее замуж «только лишь замуж сговорят – отец и мать могут уже не печалиться». Для этого с самого рождения необходимо собирать ей приданое, следить за благовоспитанностью. Практичнее всего собирать приданое постепенно: откладывать денег, выращивать скот. В специальный сундук складывалось все, что могло пригодиться в новом доме: одежда, украшения, церковная утварь, различная посуда [6, c. 16-17].

Позор для семьи, если дочь не сохранила «телесную чистоту» до женитьбы. По сообщению иностранца Сигизмунда Герберштейна данный вопрос в Московском государстве стоял достаточно остро: «Положение женщин весьма плачевно. Они (московиты) не верят в честь женщины, если она не живет взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть на себя посторонним или иностранцам» [4, с. 235]. Хотя это больше относится к дамам знатным, в кругах которых пребывал дипломат. Неизвестный англичанин подтверждает этот факт « …держат своих жен они взаперти»[13, с. 28]. К этому сообщению можно было бы отнестись критически, если бы в русском источнике не было тому подтверждения «и станут говорить с мужиком там – то будь он даже и знакомый мужик – стыдно с ним и переглядываться: ведь говорит с мужиком, а не с мужем своим» [6, с. 20].

Но в то же время, при всей строгости женского и детского воспитания другой иностранец сообщает, что, несмотря на запрет выходить из дома, кроме особых случаев, встречается и такое, что женщины (и мужчины) пропивают в кабаках все, вплоть до своих детей [1, с. 79]. Возможно, из-за таких случаев Домострой так строго закрепляет нравственные нормы воспитания.

Как можно заключить, для русского человека крайне важно общественное мнение, в том же Домострое мы встречаем такие выдержки «и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми», «и укором соседей, и насмешкой врагов». Вероятно, что  общественное мнение являлось одним из социальных регуляторов.

Вместе с тем можно выделить приоритет для русского человека – сохранить имущество. Скорее всего, браки имели чисто экономическую базу. Как подметил Герберштейн « любовь между сочетаемым супружеством по большей части не горяча». В русской средневековой семье существовала общность имущества. Оно всеми силами сохранялось и передавалось наследникам [5, с. 101].

Дело отца предложить юноше жениться на его дочери. Семья юноши должна дать согласие или наоборот отказать. При положительном ответе обе семьи собираются вместе и обговаривают приданое, а после день свадьбы. Жених ни в коем случае не должен видеть невесту до свадьбы, скорее всего отсюда в современность перешел трансформированный обряд «не видеть невесту до свадьбы в платье». Взглянуть на нее приезжают родственники. У простых людей не бывает больших пиров и на «мужские» и «женские» столы не делятся. [4, c. 231]. Свадьбы по традиции играли в свободное от земледельческих работ время - осенью и зимой. Если свадьбу справляли в другое время, это могло вызвать подозрения, например, женитьбу могли торопить для «сокрытия греха».

Любопытным фактом, сообщенным Герберштейном, являются свадебные «дары». Они больше напоминают торговую сделку, нежели подарки в современном понимании. Принесенный гостем «дар» он в течение года обязан у него выкупить или отправить обратно дарителю. Некоторые подарочные вопросы приходилось решать через суд.

Существовали определенные условия женитьбы. Вступление в брак родственников ближе четвертой степени недопустимо, учитывается и духовное родство по крещению. Как и не допускается четвертого брака, позже, Иван Грозный нарушит это правило [4, с. 233]. Кроме того, действовал запрет брака с иноверцами, с представителями разных социальных страт. Несмотря на все эти ограничения: возрастные, социальные, религиозные, представители всех слоев средневекового русского общества стремились вступить в брак, так как успешное ведение хозяйства требовало как мужских, так и женских рук [5, с. 102-103]. По традиции молодые супруги отправлялись жить в дом родителей мужа, где главенствующее положение занимала свекровь, а не невестка [7, с. 65].

Статус семейной женщины был достаточно высоким, к нему стремились. Было большим несчастьем для девушки остаться незамужней. К "старым девам" относились настороженно. Бытовало мнение, что одинокой остается женщина, имеющая серьезные физические или моральные проблемы. Отношение к незамужним выразилось в пословицах: «Без мужа жена всегда сирота», «Жизнь без мужа - поганая лужа», «Хоть лыками сшит, да муж» [8, с. 58]. Для мужчины брак был также важен, не только из-за причин, названных выше. Пока сын не вступит в брак, главным в доме над ним остается отец.

В союзе мужчины и женщины явно прослеживается патриархальное устройство общества. Данная тенденция закрепилась в XV веке вследствие победы православного гендерного порядка. Данная система ставила женщину в положение вторичного, малозначимого по сравнению с мужчиной [10, с. 4]. В вопросе управления у жен существует определенная воля в ведении хозяйства, но в то же время даже по таким вопросам она обязана советоваться со своим мужем. «Жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти». Идеал жены это - добрая, трудолюбивая, молчаливая хозяйка. В ее обязанности входит следить за всеми слугами, наставлять их, учить и давать задания на день. Встает хозяйка раньше всех. В том случае, если слуг нет, все это она делает сама: сеет муку, готовит пищу, шьет одежду и т.д. Когда жена не справляется со своими обязанностями и не исправляет, то, на что муж уже указывал – следует наказать, «вразумлять ее страхом наедине». Рекомендуется наказывать плетью. Важно, не повредить жизненно важные органы и не прикрытые места. Свидетелем такой воспитательной меры становится неизвестный английский путешественник: «Вот такое у них обычное правило: если не бить жену раз в неделю кнутом, она не будет доброй женой, поэтому русские соблюдают это аккуратно: да и жены, если мужья их не бьют, говорят, что они не любят их» [13, с. 28]. Все это не должно стать известно соседям. Любые сплетни необходимо пресекать, слугам, как и господам не следует разносить слухи и слушать их.

Общаться женщины могли только с разрешения мужа. Во время встреч беседовать полагается только о рукоделье и домашнем хозяйстве. Здесь можно отметить определенное влияние церкви на общество, в котором недопустимы были игры, песни, пляски и подобное светское развлечение. Православная церковь любое проявление веселья именовала «бесовскими потехами», «богомерзкими прелестями» [12, с. 354]. Но, несмотря на церковное неодобрение, Герберштейн описывает в своих записках редкие праздничные развлечения женщин как качели и песни под хлопки ладоней, что является пережитками язычества, так крепко сохранившимися в течение нескольких веков от принятия христианства. Если простые крестьянки могли похвастаться определенной свободой действий и разнообразием дел, то знатные дамы сидели как совершенные затворницы и пряли, и сучили нитки [4, с. 235-237]. В XVI веке начинается время теремного затворничества. Женщина должны были редко показываться даже на глаза слугам. Можно отметить полное отсутствие интереса к женскому духовному развитию [10, с. 6].

Таким образом, мы видим бедность эмоциональной жизни особенно в верхних женских слоях, зависимость от мужского пола, запрет на светские развлечение и активное вмешательство церкви в социальную и семейную жизнь населения. Это мало похоже, на пропагандируемые современными публичными деятелями ценности. Нельзя отметить ни высокие морально-нравственные ценности, ни возможность здоровой коммуникации внутри семьи. Женщина занимает открыто подчиненное положение. Подчиненные члены семьи подвержены физическому насилию. Создание семьи сводится к необходимости совместного ведения хозяйства, а не личного выбора личности, чаще всего жених и невеста даже не знакомы друг с другом до брака.

 

Список литературы:

  1. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Отв. ред. Н.Л. Рубинштейн; перев. Ю.В. Готье. - М.: Соцэкгиз, 1938. - 315 с.
  2. Белобородов И.И. Традиционные ценности: наполнение смыслом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruskline.ru/special_opinion/2017/iyun/tradicionnye_cennosti_napolnenie_smyslom (дата обращения 19.05. 20.)
  3. Василенко Е.В. Отношение к детям в Средневековой Руси, 2014. [ Электронный ресурс] . - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-detyam-v-srednevekovoy-rusi (дата обращения 04.04.2020.)
  4. Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. М.: Памятники исторической мысли, 2008. Т. 1: Латинский и немецкий тексты, русские переводы с латинского А. И. Малеина и А. В. Назаренко, с ранненововерхненемецкого А.В. Назаренко. – 776 с., ил.
  5. Горохова О. А. Русская семья X-XVII веков как объект историко-культурологического изучения // Аналитика культурологии. - 2004. - № 1. – С 102-103.
  6. Домострой, Спб.: Наука, 1974г. 65с.
  7. Жилянина Н.А. Диалектика внешнего и внутреннего в восприятии брака и семейных отношений на Руси в допетровскую эпоху// Вестник КемГУКИ.- 2016.-№37. – С 62-68
  8. Огородникова О.А. Брак и семья в Средневековой Руси // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2011.-№ 3. 58-63с.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2005г.-1200с.
  10. Пушкарева Н.Л. Cексуальность в частной жизни русской женщины (Х-ХХ ВВ. ): Влияние православного и этакратического гендерных порядков// Женщина в российском обществе.- 2008.-№ 2.- С 3-17.
  11. Стоглав. Казань: Типография императорского университета. Издание второе. 1887г.
  12. Франчук О. В., Соколова Е. П., Мишина Л. Н. Тексты исповедей как источник воссоздания картины мира православного христианина в курсе истории русского языка // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 351-364
  13. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1884. Октябрь-Декабрь. Книга четвертая. М.: Университетская типография, 1884. 378с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий