Статья опубликована в рамках: CCV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 30 января 2025 г.)
Наука: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ИСРАИЛЯТА НА ПРОНИКНОВЕНИЕ АНТРОПОМОРФИСТСКИХ ИДЕЙ В ИСЛАМСКИЙ МИР
THE INFLUENCE OF THE ISRAELITES ON THE PENETRATION OF ANTHROPOMORPHIC IDEAS INTO THE ISLAMIC WORLD
Umer Veliev
master's student, Department of Systematic Theology, Russian Islamic Institute,
Russia, Kazan
Renat Salikhov
scientific supervisor, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Systematic Theology Russian Islamic Institute,
Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
Одним из источников проникновения антропоморфистских идей в исламский мир стал исраилят. Исраилят — это высказывания, которые получили определенное распространение в исламском мире, но связанные с еврейской традицией. В некоторых случаях они совпадают с исламом, но в большинстве случаев они противоречат исламскому вероучению и жизнеописанию различных пророков. При жизни пророка Мухаммада, исраилят не получал широкого распространения, но после его смерти подобные высказывания, стали распространяться, и особенно среди тех, кто недавно принял ислам. В некоторых случаях они внедрялись и популяризировались преднамеренно с целью ввести мусульман в заблуждение относительно подлинного исламского вероучения. Многие из сект ранних антропоморфистов, начиная с VII века были основаны на вероучительных концепциях других религиозных традиций, которые противоречат исламу. Поэтому для сохранения и распространения подлинного исламского вероучения важно уметь отличать высказывания, относящиеся к категории исраилят от исламских религиозных текстов и, следовательно, существует необходимость более углубленного изучения данной проблематики.
ABSTRACT
Israelite became one of the sources of the penetration of anthropomorphistic ideas into the Islamic world. Israelites are statements that have gained some popularity in the Islamic world, but are associated with the Jewish tradition. In some cases, they coincide with Islam, but in most cases, they contradict the Islamic creed and the lives of various prophets. During the lifetime of the Prophet Muhammad, Israelism was not widely spread, but after his death, such statements began to spread, especially among those who had recently converted to Islam. In some cases, they were introduced and popularized intentionally in order to mislead Muslims about the true Islamic faith. Many of the sects of the early anthropomorphists, starting from the 7th century, were based on the doctrinal concepts of other religious traditions that contradict Islam. Therefore, in order to preserve and spread the authentic Islamic doctrine, it is important to be able to distinguish statements belonging to the category of Israelites from Islamic religious texts and, therefore, there is a need for a more in-depth study of this issue.
Ключевые слова: исламское вероучение, исраилят, антропоморфизм, мушаббиха, муджасима.
Keywords: Islam, Quran, Hadith, Islamic doctrine, Israelism, anthropomorphism, mushabbiha, mujasima.
Введение
Вопрос влияния исраилията на проникновение идей антропоморфизма в исламский мир, на протяжении истории являлся одним из наиболее дискуссионных вопросов среди исламских теологов, которые специализируются на изучении хадисов [7; с. 221–225] и, в частности, устанавливают их классификацию и достоверность цепочки передачи.
Как уже было упомянуто, антропоморфистские концепции (акыда ташбих) появилась в исламском мире под влиянием контактов мусульман с представителями других конфессий и, в первую очередь, Людьми Писания, к числу которых относятся приверженцы иудаизма и христианства. Также распространение подобных воззрений можно связать с тем, что многие, кто принял ислам в недавнем прошлом, были язычниками, которые поклонялись человекоподобным идолам, и они также могли привнести свои воззрения на концепцию Бога.
По мере распространения ислама связи мусульман с иудейскими и христианскими общинами расширялись. Многие из них обращались в ислам и делились с исламскими теологами библейскими описаниями событий, о которых также говорится в Коране и хадисах пророка Мухаммада [4].
Отношение Ибн Таймии к иудаизму
Следует отметить любопытный факт, связанный с заимствованием Ибн Таймией концепций других религиозных конфессий. Исследователи отмечают, что средневековый шейх стал автором концепции нового для исламской богословской традиции осмысления теологического взаимоотношения иудаизма и ислама, и считают, что Ибн Таймия пришел к выводу об их сходстве как религий, имеющих записанный в священных книгах собственный закон и космологию. В то же время христианство, даже в его первоначальном виде, шейх считал неполноценным учением и своеобразной надстройкой к иудаизму.
В ходе проведения исследования, авторы обратились к изучению трудов исследователей, посвященных рассмотрению влияния исраилята на исламскую религиозную мысль. Здесь следует сделать особый акцент на работе Мухаммада Нурансаха [14; 38–42], которая посвящена вкладу исраилята в современную науку о толковании исламских священных текстов. Исследователь Хайсах Х. в 2014 году также провел изучение роли исраилята в коранических науках [9]. Группа ученых посвятила свою работу отношению Ибн Касира к исраиляту, а также использованию автором этого источника для толкования Корана [12]. Мухаммад Улинуха изучил методы толкования Корана, которые применяла египтянка Айша Абд ар-Рахман бинт Аш-Шати (1913-1998) [16]. В статье также упоминается о методах применения исраилята при толковании Корана. Хафиз Азхар подробно анализирует исраиляты, которые попали в авторитетные религиозные книги, в том числе, сборники хадисов и в исламские исторические хроники [8]. Кроме этого, существуют исследования, посвященные жизни и наследию людей, которые активно внедряли исраилят в исламскую религию, например, Каба аль-Ахбар и Вахба ибн Муннаббиха и др. [13].
При этом следует отметить, что в философии истории и религиоведении роль исраилята в формировании нехарактерной для традиционного ислама концепции Бога, и ее влияния на формирование и развитие ханбалитского мазхаба изучена недостаточно [5; с. 39–64]. Поэтому следует провести небольшой анализ данного явления.
Категории исраилята
Исраилят — это исламский теологический термин, который, в основном, связан с изучением наследием пророка (хадисов) и означает воззрения или просто различные истории и притчи, позаимствованные из иудейской традиции. Поэтому становится ясным, что идеи акыды ташбих, в исламский мир, скорее всего, были привнесены через ложные (мауду) изречения, которые были приписаны пророку Мухаммаду, либо через неверную интерпретацию аятов и хадисов-муташаббихат.
В итоге, случайное, либо сознательное заимствование религиозных идей, относящихся к исраилияту, привело к попаданию в мусульманское мировоззрение историй и идей, которые не подтверждены Кораном и высказываниями пророка, вплоть до того, что они просто противоречат исламской традиции.
Это связано с тем, что людей, которые привносили исраилят в исламский мир, обычно, подразделяют на 2 группы. Первая группа — это те, кто стремился умышленно привести ислам к дегенерации, абсурду или уподобить его своему вероучению (такие люди существуют и в наше время), и с этой целью вносили собственные измышления выдавая их за ислам. Вторая группа — те, кто хотя и приняли ислам, но все же не могли расстаться со старыми традициями и невежественными привычками и неосознанно привносили их в исламский мир распространяя среди мусульман. Данный процесс, чаще всего, происходил, через придуманные хадисы. Поэтому исследователи относят исраилят к одному из видов повествования, в котором высока вероятность наличия ошибок. [11; с. 41–59].
Исследователи обычно подразделяют исраилят на три категории:
1) высказывания, соответствующие тому, что сказано в Священном Писании, и в целом исламской традиции;
2) истории, которые противоречат вероучению мусульман, исламские теологи отвергают и опровергают их;
3) повествования, о которых неизвестно в исламской традиции, но они не противоречат исламскому вероучению, и большинство толкователей священных текстов просто замалчивает об их существовании [14].
В качестве исраилята второго типа можно привести следующие высказывания: «Когда Бог захотел сотворить себя, Он заставил лошадь мчаться стремглав, чтобы она вспотела. Потом Он сотворил себя из пота лошади» или же «Бог сотворил ангелов из волос со своих рук и груди» или же «У Бога заболели глаза, и ангелы пришли навестить Его» или «Я видел Бога во сне, он был в образе красивого молодого человека с длинными волосами, в зеленом одеянии с золотой нашивкой» и т.п. От Вахба ибн Мунаббиха передано: «И ангел в виде орла заступается за птиц в их уделе, ангел в виде льва заступается за хищных за их ризк, а ангел в виде быка заступается за удел скота». К исраилятам второго типа относится высказывание, которое некоторые считают хадисом, но которое категорически противоречит исламскому вероучению: «Аллах сотворил ангелов из света предплечий (локтей) и груди». При этом даже некоторые приверженцы ваххабизма (Аль-Албани) отрицают подобные выражения считают исраилятом и запрещают использовать их.
При этом считается, что в толковании Корана чаще всего встречаются предания, которые относятся к третьей категории. В качестве примера приводят предания о размере ковчега пророка Нуха (Ноя) или о виде дерева, из которого он был построен и т.п.
В итоге, следует отметить, что чрезмерное применение исраилятов, особенно второго типа, приводило к введению в мусульманское мировоззрение сомнительных историй, достоверность которых не была ничем подтверждена. Поэтому, возвращаясь к методам внедрения в сознание мусульман чужеродных концепций акыды-ташбих со стороны некоторых иудеев и христиан прошлых веков, которые сделали вид, что приняли ислам, то основным инструментом стал исраилят и масихият. При этом масихият стал менее распространенным, чем исраилят. На протяжении первых столетий хиджры, некоторые бывшие иудеи и христиане довольно широко использовали метод толкования Корана исраилятом, который был им хорошо знаком [4]. Это было связано с тем, что пересказ библейских преданий, которые не противоречили исламскому вероучению, не был запрещен, и толкователи Корана стали использовать их в качестве дополнения к своим тафсирам (толкованиям). Это стало одним из источников увеличения числа изречений, приписываемых пророку Мухаммаду, но которые он никогда не говорил. Это привело к тому, что до сих пор существует ряд выдуманных изречений, которые получили распространение в исламском мире. Поэтому исламским теологам пришлось основать отдельную науку, которая помогает определить достоверность того или иного хадиса, которая получила название ильму хадис или наука о хадисах.
Кто передавал исраилят?
Исследователями указывается, что сподвижники пророка Мухаммада пересказывали данный тип исраилиятов реже, чем последующие поколения муфассиров (толкователей). Это привело к тому, что богословы стали довольно, критично относились к толкованиям, авторами которых считаются некоторые табиины (следующее поколение мусульман после сподвижников), особенно если они были известны частыми ссылками на исраиляты. При этом некоторые толкователи Корана выступали и выступают против цитирования высказываний из категории исраилят в тафсире. Свою позицию они совершенно справедливо обосновывают тем, что толкование священных текстов дело крайне ответственное и ни в коем случае не должно вызывать даже малейших сомнений, а многие из исраилятов, особенно переданные со слов Каба аль-Ахбара и Вахба ибн Мунаббиха, содержат довольно сомнительные сведения [4].
Отсюда следует и это подтверждается историческим данными, что некоторые из теологов не отвергали истории и воззрения из категории исраилият, и даже принимали их в качестве доказательства, при этом они не использовали какие-либо оговорки. Указывается, что к использованию исраилята прибегал известный толкователь Корана Ибн Джарир ат-Табари [12; с. 41]. Необходимо подчеркнуть, что это происходило только в тех случаях, когда заимствование не противоречило исламской религиозной традиции. Однако данный подход, возможно, мог стать поводом открытия ворот для проникновения исраилятов второго и третьего типа, так как обычные люди, простые верующие не всегда могли установить насколько то или иное высказывание соответствует исламскому вероучению и, тем более, перед некоторыми людьми могла стоять задача сознательного внедрения исраилятов в вероучение мусульман. Они внушали, что данные концепции и есть подлинный ислам, бытовавший во времена пророка Мухаммада.
Поэтому было выявлено, что определенная часть воззрений антропоморфистского характера, которые проникли к мусульманам в первые века, относится к исраиляту второго вида, который, собственно, не соответствует исламскому вероучению, и включает в себя концепции уподобления Бога его творениям. В этой связи можно предположить, что определенная часть сект ранних антропоморфистов возникла на основе исраилята и масихията, то есть их учение базировалось на некоторых концепциях иудаизма и христианства.
Что касается отношения традиционных мусульманских богословов к авторам исраилията, то оно является довольно неоднозначным. Некоторые из них, чаще всего сунниты, считают иудея, принявшего ислам по имени Кааб аль-Ахбар мудрецом, а шииты напротив осуждают его деятельность, считая, что она причинила вред мусульманам и даже не верят в то, что он искренне принял новую для себя религию [2].
Существуют сведения, что первые воззрения из категории исраилят стали появляться среди мусульман еще при жизни пророка через тесный контакт мусульман с иудеями в г. Медина, либо через иудеев, которые принимали ислам. Известно, что эти высказывания в то время не получали широкого распространения в связи с тем, что мусульмане ответы на все свои вопросы получали непосредственно от пророка Мухаммада, и в том случае, если он узнавал, что, то или иное высказывание не соответствует исламу, сразу говорил об этом.
Одним из примеров влияния на учение анропоморфистских сект исраилятов второго типа стало воззрение, которое получило определенное распространение в исламском мире, что Аллах пребывает на (над) Аль-Аршем. Это убеждение попало к антропоморфистам через некоего Аль-Авали и далее его стал придерживается Ибн Таймия, позаимствовав у Абу Яля, а ныне ему следуют преимущественно ваххабиты. Абу Бакр ибн аль-Араби (1076–1148) — теолог маликитского мазхаба в книге «Шарх Сунан Ат-Тирмизи» [3] утверждает, что сведения, которые распространял Аль-Авали, в большей мере, основаны на исраиляте.
В тоже время, в связи с рассмотрением исраилята, необходимо вернуться к Кабу аль-Ахбару, который считается одним из передатчиков исраилята и в итоге стал сложной и неоднозначной фигурой в истории ислама. Отмечено, что евреи, принявшие в то время ислам, сыграли немалую роль в формировании и развитии ислама [2]. Кааб аль-Ахбар являлся йеменским раввином и стал мусульманином в 638 году во время правления халифа Умара аль-Хаттаба. Ему удалось добиться расположения халифа и стать одним из ближайших советников, но при этом некоторые полагали, что он продолжал следовать иудаизму, и не доверяли ему. Известный толкователь Корана — Абдаллах ибн Аббас оспаривал и подвергал сомнению изречения, которые передавал Кааб аль-Ахбар.
Согласно исторической традиции Кааб также мог свободно излагать Тору и истории сынов Израиля. Знания он получил на своей родине, которая в то время была одним из центров еврейской цивилизации. Однако усилия Кааба были расценены как всего лишь хитроумная стратегия, используемая для завоевания симпатий мусульман. Его приверженцы рассматривались как евреи, принявшие ислам, чтобы занять достойное положение в обществе, и с самого начала рассматривались как разрушители ислама [6].
В тоже время исследователь полагал, что это мнение неверно и сложилось в связи с тем, что в исламском мире евреи часто становились своеобразными «козлами отпущения» за весь хаос, даже за войны, которые происходили в ранний исламский период. Такого рода предположения на самом деле унижают достоинство сахаба, таких как Умар бин Хаттаб, Усман, Ибн Аббас. В данном случае получается, что они были обмануты Каабом. В других же источниках указывается, что Ибн Аббас не доверял Каабу.
Считается, что Кааба приняли потому, что он заслуживал уважения своими знаниями, которыми не обладали жители Медины. Он изучил еврейскую традицию и жизнеописание людей прошлого. Известно, что в то время люди, обладающие способностью рассказывать истории о предыдущих сообществах, обычно принадлежали к высокому социальному классу и их рассматривали как ученых.
Здесь перед исследователем стоит довольно сложная задача, которая заключается в верном рассмотрении роли отдельного человека в истории. Это связано с тем, что одновременно присутствует два противоположных мнения относительно фигуры Кааба аль-Ахбара в истории: позитивная и негативная точка зрения, которые имеют полное право на существование, и аргументы обоих сторон требуют более глубокого и отдельного изучения для понимая истинного влияния данного человека.
Личности Каба аль-Ахбара посвящена отдельное исследование, проведенное группой ученых [6]. Они утверждают, что Кааб Аль-Ахбар занимал заметное положение в распространении иудейских теологических концепций в исламском мире. Также они указывают, что он сыграл большую роль в обращении евреев в ислам. Считается, что он проявил себя как достойный исламский интеллектуал, поэтому ему было позволено делиться историями об иудаизме и христианстве с мусульманами.
Кааб Аль-Ахбар в действительности не является его настоящим именем, так как имя «Кааб» не упоминается в ранней исламской исторической литературе. Об этом писали мусульманские историки Ибн Саад и ат-Табари. Исламские историки сходятся во мнении, что настоящее имя Кааба — Абу Исхак, но и здесь тоже возникает поле для дискуссии, поскольку Абу Исхак — это кунья, которая могла быть дана при рождении сына Исхака, ведь Абу Исхак означает «отец Исхака». Также высказывается мнение, что он происходит из йеменского племени Химьяр.
Также существует предположение, что имя «Кааб» использовалось арабскими евреями для произнесения имени эквивалентного имени «Якуб» на иврите. Однако это мнение было оспорено ввиду того, что данное еврейское имя в Коране не изменилось и указывается как Якуб. Отмечают, что имя Кааб обычно используется арабами и в качестве примера приводят имена людей как Кааб бин Килаб и Кааб бин Раби'а. Также и слово «Аль-Ахбар» здесь используется для того, чтобы отличить имя Кааб от других имен других людей. Слово «Аль-Ахбар» происходит от древнееврейского слова «аль-Хабр», которое обозначает всех тех, кто относится к числу персидских евреев. Среди арабов слово «аль-Хабр» первоначально использовалось для обозначения еврейской интеллигенции и до недавнего времени это слово использовалось для обозначения любых интеллектуалов независимо от их конфессиональной и национальной принадлежности.
Фактически все известные историки, начиная с Ибн Саада, Ат-Табари, Ибн Хиббана, Аль-Асбахани, ан-Навави, Ас-Суюти, сходятся во мнении, что Кааб аль-Ахбар родился и вырос в Йемене в 575 году, а именно в регионе Химьяр.
Исраиляты также активно внедрял перс по происхождению Вахб ибн Мунаббих (656–738), который был известным знатоком еврейских преданий, поэтому некоторые историки предполагают, что у него могли быть еврейские корни. В тоже время ученые-биографы Ан-Навави и Ибн Хилликан не считают, что он мог быть евреем.
Считается, что Вахб ибн Мунаббих мог играть одну из ключевых ролей в привнесении в исламский мир идей ташбиха и в формировании учения многих антропоморфистских сект. Ему приписывают мнение, что престол Бога несут на своих плечах четыре ангела и каждый из которых обладает четырьмя лицами. Именно при его жизни, и возможно при его личном участии, могли начать распространяться положения концепции, известной как акыда ташбих, так как первое публичное распространение антропоморфистских идей началось при его жизни, а именно в 719 году. Аль-Багави в книге «Маалим Ат-Танзиль» утверждает, что Вахб ибн Мунаббих, например, верил, что шекина (шхина — иудейский и кабалистический термин, который означает обозначает присутствие Бога, воспринимаемое в физическом аспекте. Понятие о шхине возникло в талмудическом иудаизме. Согласно иудейской традиции шхина — это Бог, рассматриваемый в терминах пространства и времени. Последнее определение указывает на некое подобие Бога его созданиям) является духом божьим. Здесь прослеживается прямое влияние иудаизма и кабалистики на учение, которое он проповедовал. Он стал автором книг «Кисас аль-анбия» и работы, посвященной жизнеописанию пророка Мухаммада. Ибн Хальдун заявлял, что его сочинения содержат большое количество недостоверных фактов о пророках. Возможно, работы Вахба ибн Мунаббиха помимо распространения искаженного вероучения привели к популяризации недостоверной информации о разных пророках, в том числе и о Мухаммаде. Также по мнению исследователей к исраилятам относятся рассказы иудеев и евреев о биографии пророка Мухаммада [6].
Рашид Рида (1865–1935), который являлся египетским мыслителем XIX в., критиковал Вахба ибн Мунаббиха и Кааба аль-Ахбара за внесение исраилятов в ислам и утверждал, что фактически вся ересь, которую можно обнаружить в толкованиях Корана и в книгах, посвященных истории ислама, принадлежит именно им. Об этом он упоминал в журнале «Аль-Манар», который издавал в Египте с 1898 по 1935 г. В тоже время известный шафиитский теолог Ибн Хаджар аль-Аскаляни положительно относился к Вахбу, а историк Ат-Табари часто цитировал Кааба аль-Ахбара в работе «История царей».
Идеи, содержащиеся в Библии и других иудейских и христианских религиозных книгах, привнес в исламский мир принявший ислам несторианин еврейского происхождения Ибн Раббан Ат-Табари (838–870, 810–855, 808–864, 783–858). Ему приписывают работы «Китаб аль-Дин ва-аль-дауля» «Раад ан-насара», но примечательно, что в этой книге он отрицал какую-либо телесность и границы Бога [1]. Приверженец антропоморфистских идей (в тоже время существует и диаметрально противоположное мнение, согласно которому он выступал против антропоморфизма. Поэтому одной из задач является установление точного времени попадания в ханбалитский мазхаб идей антропоморфизма и тех, кто в действительности их привнес. При этом следует исключить приписывание ранним ханбалитам своих взглядов со стороны Ибн Таймии и ваххабитов) Ибн Кутайба ад-Динавари (828–889) в книге «Ан-Нубувва» [15] также использует большое количество иудейских и христианских источников. Об этом свидетельствует неполная версия оригинального текст манускрипта Ибн Кутайбы, которая сохранилась в одной из библиотек Дамаска. Данный труд построен на сильно исламизированных канонических и, вне канонических библейских материалов. Исследователи подчеркивают, что для авторов религиозных книг, первых веков ислама, не являлось чем-то необычным и предосудительным приведение прямых ссылок на Библию и религиозные тексты других конфессий.
Исраилят во время правления династии Омейядов
Исследователи ранней истории ислама утверждают, что популяризация высказываний из категории исраилят происходило при молчаливом согласии ученых во время правления Омейядов (661–750) и в ранний абассидский период. Похожее мнение высказывал также известный исламский теолог, приверженец ханафитского мазхаба — Мухаммад Захид аль-Кавсари, который считал, что Омейяды не стояли должным образом на страже исламского вероучения как это делали праведные халифы, и обращали внимание только на случаи, когда это относилось к политическим проблемам в особенности к вопросам, связанным с борьбой за власть. Поэтому исследователь Сабина Шмидке утверждает, что в первые века развития мусульманская традиция частично опиралась на еврейские и христианские материалы.
Заключение
Рассмотрение темы следует подытожить словами Аш-Шахрастани из книги «Миляль ванн-Нихаль», которые гласят, что многие из иудеев, принявших ислам, стали авторами определенного количества ложных изречений, которые они выдавали за высказывания пророка. В данном случае речь идет о высказываниях, где Бога уподобляют его творениям и придают ему образ.
Отсюда следует, что одним из основных источников проникновения в исламский мир концепций ташбих мог стать исраилят. Кроме этого, на формирование учения сект ранних антропоморфистов могли оказать влияние воззрения язычников, зороастрийцев, христиан и различные философские концепции.
Список литературы:
- Али ибн Раббан ат-Табари и его полемические труды / Исламосфера. — Режим доступа: https://islamosfera.ru/ali-ibn-rabban-at-tabari-i-ego-polemicheskie-trudy (дата обращения 10.12.2024).
- Антопольский М. Евреи в исламе / Jewish.ru. — Режим доступа: https://jewish.ru/ru/stories/reviews/4643 (дата обращения 10.12.2024.)
- Ибн Араби Абу Бакр. Шарх Сахих Ат-Тирмизий. — Любнан: Даруль кутуб аль-ильмийя, 1997. — 262 с.
- Исраилят / Онлайн энциклопедия Корана. — Режим доступа: https://ru.quranacademy.org/encyclopedia/article/israiliyyat (дата обращения 02.12.2024).
- Маевская Л. Б. Влияние исраилята на учение сект ранних антропоморфистов, историю ханбалитского мазхаба и формирование религиозно-философских воззрений Ибн Таймии / Innovative Solutions In Modern Science. —2020. — №4 (40)/2020 — С. 39 — 64. — Режим доступа: DOI 10.26886/2414-634X.4(40)2020.4 (дата обращения 05.12.2024).
- Anwar, Khoirul & Hapsin, Abu & Nurdin, Nazar & Adzkiya, Ubbadul & Fadhilah, Iman & Kholiludin, Tedi. Ka'b Al-Ahbar: Founder of the Transformation Jewish Tradition to Islam / European Union Digital Library. — Режим доступа: https://eudl.eu/doi/10.4108/eai.14-10-2020.2303851. (дата обращения 10.12.2024).
- El-Kevseri, Muhammed & Güner, Osman. Ka'bu'l-Ahbâr Ve İsrâiliyât/Muhammed Zahid El-Kevserî / Ka'b Al-Akhbar and Isra'iliyyat/Muhammad Zahid Al-Kevserî / Р. 221–225 ResearchGate. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/330703549_Ka'bu'l-Ahbar_Ve_IsrailiyatMuhammed_Zahid_El-Kevseri_Ka'b_Al-Akhbar_And_Isra'iliyyatMuhammad_Zahid_Al-Kevseri (дата обращения 10.12.2024).
- Hafizh, A.A. (2015). Dakhîl Al-Isrâ'ilîyât Kisah Nabi Yûsuf Dalam Al-Jâmi‘ Li Ahkâm Al-Qur'ân Karya Al-Qurtubî.. — Режим доступа: https://doi:10.15642/mutawatir.2015.5.1.116-141 ww.semanticscholar.org/paper/Dakhîl-Al-Isrâ'ilîyât-Kisah-Nabi-Yûsuf-Dalam-Li-Hafizh/27aa48ab807d45a2639444cc8640981b77f7e8f2 (дата обращения 07.12.2024).
- Haisah H. Menguras israilliat dalam tafsir Al-Quran / Fitrah. — Режим доступа: https://doi.org/10.24952/fitrah.v8i1.341 (дата обращения: 02.12.2024).
- Haris Abdul Rauf 1, Lukman Nol Hakim, Miladatul Amanah , Arich H Anshorullah Analysis and Study of the History of Israiliyyat in the Story of Talut and Jalut in Surah Al-Baqarah Verses 246-252 International Journal of Multidisciplinary Research and Growth Evaluation РР. 590-596 https://doi.org/10.54660/.IJMRGE.2023.4.2.590-596 (дата обращения: 02.12.2024).
- Jali, N. (2022). Israi’liyat Materials in Tafsir al-Thabari. An-Nisa Journal of Gender Studies, 15(1), 41–56. https://doi.org/10.35719/annisa.v15i1.75. (дата обращения 10.12.2024).
- Nasution A., Mansur M. Studi Kitab Tafsīr Al-Qur'ān Al-Aẓīm Karya Ibnu Kaṡīr / Zenodo. — Режим доступа: DOI: 10.5281/zenodo.132497 (дата обращения 07.12.2024.).
- Newby G. B. History of the Jews of Arabia from ancient times of their eclipse under Islam. / RSR — Режим доступа: https://doi.org/10.2307/j.ctv31jm8hz (дата обращения 07.12.2024).
- Nuryansah M. Israiliat contribution in contemporary exegesis (the effort to establish israiliat which silenced «mauquf» as a source of an interpretation / Atlantis Press. — Р. 38–42. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.2991/icqhs-17.2018.6. (дата обращения: 02.12.2024).
- Schmidtke S. The Muslim reception of biblical materials: Ibn Qutayba and his Aʿlām al-nubuwwa / Taylor. — Режим доступа: https https://doi.org/10.1080/09596410.2011.568810 (дата обращения: 10.12.2024).
- Ulinnuha M. Metodologi dan Isu-Isu Krusial Tafsir Susastra Bint al-Shāṭi’: Sebuah Penghampiran Singkat / Ilmu Ushuliddin. — Режим доступа: https://doi.org/10.15408/iu.v6i2.13939. (дата обращения: 06.12.2024).
дипломов
Оставить комментарий