Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CCI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 28 ноября 2024 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Каракеян Э.С. ВИД ЗАГЛАВИЯ В ПОВЕСТИ Ю. СИМБИРСКОЙ «ЗАЯЦ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CCI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(200). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(200).pdf (дата обращения: 12.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВИД ЗАГЛАВИЯ В ПОВЕСТИ Ю. СИМБИРСКОЙ «ЗАЯЦ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ»

Каракеян Эльмира Смбатовна

магистрант, Елабужский институт Казанского федерального университета,

РФ, г. Елабуга

АННОТАЦИЯ

В статье мы рассмотрели произведение Ю. Симбирской «Заяц на взлетной полосе». При помощи описательного метода выявили специфику названия фантастической детской повести: заглавие напряженного момента с помощью анималистического образа-символа раскрывает внутренний мир и взаимоотношения героев произведения. Удалось сделать интересные наблюдения: заглавие не просто важная внесюжетная часть повести, но и идейно-тематическая основа произведения, выполняющая сюжетообразующую, суггестивную и мнемонистическую, психологическую функции.

 

Ключевые слова: функции заглавия, фантастическая повесть Ю. Симбирской, «Заяц на взлетной полосе», анималистический образ, психологизм.

 

В настоящее время изучение заглавий детских и подростковых книг вызывает большой интерес у специалистов в области филологических наук и является перспективным и актуальным направлением. В названиях современных детских книг наблюдается изменение, осложнения структурные трансформации и самих детских произведений, которые отражают непростую психологию ребенка. В связи с чем для анализа поэтики названий нами были изучены статьи М. С. Альтмана «О названиях художественных произведений» [1, с. 25-29], автор освещает функциональное назначение заглавий, А. В. Ламзиной «Заглавие» [5, с. 63-72], раскрывает текстообразующую роль названия в художественном тексте. В монографии С.Д. Кржижановского «Поэтика заглавий» [4, с. 17-23] рассматривается связь названия с контекстом литературного произведения, а в исследовании Н. А. Веселовой «Заглавие литературно-художественного текста» [2, с. 13-19] доказывается, что заголовок является отражением окружающей действительности.

Кроме раскрытия специфики заглавий в работах были представлены более 8 классификаций, однако для анализа заглавий повести Ю. Симбирской «Заяц на взлетной полосе» нами выбрали несколько классификации: Н.А. Фатеевой [7, с. 16-20], которая выделяет 18 видов заглавий – символические, иносказательные, обобщающие, иронические, нулевые, эмоциональные, интригующие, эпатирующие, афористико-резюмирующие, стилизационные, документальные, пародийные, создающие чувство обманутого ожидания, заглавия-разгадки, заголовок – крылатая фраза или цитата, заглавия отношения «фантастическое — ирреальное — реальное»; С. Д. Кржижановского [4, с. 17-23], который определяет 3 специфические группы наименований: Antescriptum, Lnscriptumeamawe, Postscriptum. Интерес вызывает и классификация Т.Т. Давыдова и В.А. Пронина [3, с. 204-209], исследователи выделяют такие заглавия, как заглавия-аннотации, авторские названия и читательские, заглавия, имеющие такие понятия, как «слово, сказ, повесть, записки, история», характерологические, оксюморные, пространственные, заглавия-антитезы, заглавия-вопросы, заглавия-ответы, заголовок-цитату, заглавия, передающие напряженный момент, заглавия-детали.

Заглавием, передающим напряженный момент повести, является «Заяц на взлетной полосе». Жанр произведения перестает быть традиционным, поскольку вводятся фантастические элементы для создания анималистического образа – главного героя произведения – зайца по имени Хэл. Ярким примером может служить портретная деталь: персонаж обладает необычным окрасом (сквозь шерсть «видна голубая кожа»), что свидетельствует об аристократичности; большими, длинными и крепкими ушами, которые помогают передавать его настроение и переживания («дрожат», «прижимаются», «выпрямляются»), у него розовый нос – показатель физического здоровья. Заяц умеет говорить и понимать человеческую речь на разных языках, такая особенность героя позволяет почувствовать его богатый внутренний мир. Кроме того, Хэл живет несколько десятилетий в аэропорту (сообщается уже в самом названии во второй ее части) и хорошо разбирается в людях. У него есть мечты: каждый день видя полет самолетов, Хэл тоже хочет оторваться от земли, подняться над ней и ощутить невероятное чувство полета, стать необычным зайцем, и для этого он готов терпеть насмешки своих сородичей, ждать, спорить со Внутренним голосом, все время говорящим о нелепости его увлечения. Герой поставил перд собой цель, только после исполнения которой он может спокойно покинуть мир: «у меня есть мечта. А я по-прежнему хочу в небо. Как только мы приземлимся, я сразу умру» [7, с.62].  Анималистический образ выступает метафорой «хрупкой» мечты, что дает нам основание понимать, что и заглавие метафорично, поскольку заяц олицетворяет слабости, страхи. Подобно главному герою, все остальные герои произведения преодолевают самих себя.

Роберт – человек, который полностью отдал жизнь своей ответственной работе, каждый день отвечал за безопасность пассажиров самолетов: «он ни разу в жизни не напортачил в работе, ведь стоило смешать топливо, нарушив пропорции, и погибли бы люди» [6, с. 18]. Несмотря на успешность в работе, мужчина переживает семейные проблемы: смерть жены, равнодушие дочери. Напоминание о былой счастливой жизни сообщает флористическая деталь – две герани. Однако колористика их противоречива: розовая – символ крепких семейных отношений и хранитель семейного очага, белая – верность и преданность, но вместе с тем глубокое одиночество. Единственной мечтой является восстановление отношений с Норой, ведь «он так и не успел стать ей хорошим отцом» [6, с. 17], потребность растить внуков. И для него это «взлет», цель, поступок. А внутреннее смятение отражает прямой психологизм - пророческий сон, который снится ему каждую ночь, где туман – это слепота, он не замечал семейных проблем, собака – внутренняя боль на данный момент, а в прошлом -предупреждение о потере близкого человека. Уязвимость души этого человека подверждают многочисленные карпалистические коды: симптоматические («сник», «сделал паузу», «покраснел», «выдавил он из себя»); коммуникативные («осторожно провел рукой», «осторожно прикрыл») – эти характеристики делают его схожим с зайцем, который тоже переживает свою жизненную травму.

Сложности переживают мать Саша и дочь Мия. В первых главах создается видимость их благополучия: полная семья, множество друзей, путешествия по странам. Однако их многочисленные путешествия – побег от издевательств и побоев Пола (мужа Саши и отца Мии), это попытка начать новую независимую жизнь. Саша не может вытерпеть авторитарность мужа: запреты, издевательства, унижения, которые героиня помнит («Безответственная тварь! Безответственная тварь! — стучало в голове. — А ведь Пол прав» [6, с.22]). Она стала безмолвной, терпеливой. Подобное отношение мужа вызывает чувство вины, поэтому ей не приятна модель отношений «жертва и тиран», которая состоит из нескольких фас семейного насилия: «накопление напряжения», «насильственный инцидент», «примирения», «медовый месяц» [8]. Героиня предпринимает «побег», чтобы защитить свою дочь.

Мия – светлый, жизнерадостный, активный ребёнок, наделенный невероятным любопытством, это качество поспособствовало знакомству Леона с Сашей и Робертом. Благодаря Мии Саша получает возможность стать матерью, Роберт – выполнить обязанности отца и деда. Мир Мии удивителен: в нем много фантастических образов, одним из которых является заяц Хэл, который является на протяжении всего повествования не просто игрушкой, рисунком, а своеобразным талисманом, оберегающим ее от проблем. Олицетворяет собой добро, жизнь, искренность, веру в счастье. А противопоставлен ему монстр Грак, появляющийся в сознании юной героини в тот момент, когда она становится свидетельницей отношения отца и матери. И интересно метафорическое восприятие монстра: он «управляет папой, как будто нажимает кнопки на пульте. Тыц-тыц — и папа кричит, тыц-тыц — и папа толкает маму» [6, с.79]. И в эти моменты проблемы взрослого мира отражаются на формировании личности: ей сложно принять ту или иную сторону, так как героини жаль и папу, и маму. Такая художественная деталь как «взлетная полоса», намеченная в заглавии, для девочки становится верой в торжество добра и справедливости, силой, которая поможет решить проблемы взрослых.

«Взлетной полосой» для Леона также, как и для Мии, является решением семейных проблем - юноша мечтает найти свою маму. Приемная мать так и не смогла принять мальчика как собственного ребенка, и холод в отношениях герой чувствовал на протяжении всей своей жизни. Но его защищал и поддерживал приемный отец, который убедил сына в том, что в жизни нужно всегда идти к своей цели, заниматься любимым делом. Как и многие герои Симбирской Леон не перестает мечтать, конструирует самолетные модели, увлекается фотографией летающих объектов, создает компьютерную программу «Ключ», чтобы открыть тайну своего рождения. И символом стремления становится игрушка, «облезлый заяц», подаренный матерью в детстве.

Композиционный поток сознания позволяет воспроизвести реальную жизнь, переплетаясь с фантастическими элементами, каждый герой раскрывается не только во взаимодействии друг с другом, но и в отдельно взятой главе, имеющей персонажное название «Хэл», «Бо», «Роберт», «Саша», «Мия», «Пол», «Леон», несущих информативную функцию.

В финале произведения появляется осмысление конусообразной композиции, поскольку завершается путь исканий героев, всех их связывает аэропорт, который является в прямом смысле взлетной полосой – метафорой жизни, стремления, пути.  В этот момент герои объединяются в две условные группы: Роберт, Саша, Мия и Леон, Хэл. Первые живут прошлым, не могут ничего изменить в настоящем, не имеют никого представления о будущем, а вторые – не сдаются в своих поисках, даже в тот момент, когда кажется все безысходным. Так Леон, несмотря на свои разочарования не бросает своего увлечения, а также прощает мать и Эмму, распрощавшись с прошлым, и готовит себя для дальнейшей борьбы для жизни в будущем. Свидетельством этому является полет вместе с Хэлом. Состояние счастье героев передает и пейзаж: выпал настоящий новогодний снег, предвещающий чудо и светлую жизнь.

Итак, нами были проанализированы более 8 литературоведческих статей по намеченной проблеме, а также изучены классификации М. С. Альтмана [1, с. 25-29], А. В. Ламзиной [5, с. 63-72], С.Д. Кржижановского [4, с. 17-23], Н. А. Веселовой [2, с. 13-19], Н.А. Фатеевой [7, с. 16-20], Т.Т. Давыдова и В.А. Пронина [3, с. 204-209]. Исходя из чего, мы пришли к выводу, что заглавие повести Ю. Симбирской «Заяц на взлетной полосе» представляет собой синтез нескольких видов названий, поскольку выполняет прогностическую, мнемоническую, психологическую, сюжетообразующую функции. Поэтому можно выделить в данном названии:

  1. Персонажный заголовок [5, с. 63-72] -  называет главного героя произведения (заяц);
  2. Заглавие с отражением географических реалий [2, с. 13-19] – указывает и место действия (аэропорт);
  3. Сюжетообразующий [1, с. 25-29] - анималистический образ связывает всех героев и участвует в развитии сюжета;
  4. Релейный [7, с. 16-20] - жизнь главного героя Хэла не раскрывается сразу, появляется интрига, читатель задается вопросом: «Получится ли у зайца взлететь, осуществить свою мечту?»;
  5. Заглавие-деталь [3, с. 204-209] - обращает внимание на ключевые моменты;
  6. «Заяц на взлетной полосе» - символическое название [7, с. 16-20], так как «заяц» выступает символом мечты, а «взлетная полоса» - стремление к целям.
  7. Заглавие может передавать напряженный момент [3, с. 204-209] – «взлетная полоса» - переломный момент в жизни героев;
  8. «Фантастическое — ирреальное — реальное» [2, с. 13-19] - присутствует фантастические элементы в повествовании.

 

Список литературы:

  1. Альтман М.С. О названиях художественных произведений // «Русская речь». – М.: «Наука». – 1969 – 127 с.
  2. Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста (Аналогия и поэтика) / Автореф.дис.к.н.ф. – Тверь: «Твер.го.ун-т». – 1998 – 24 с.
  3. Давыдов Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы – М.: «Логос». – 2003 – 230 с.
  4. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий – М.: «Никитинские субботники». – 1931 – 36 с.
  5. Ламзина А.В. Заглавие /Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – Учебное пособие Чернец Л.В. – М.: «Высшая школа». – 1999 – 368 с.
  6. Симбирская Заяц на взлетной полосе: [для сред. и ст. школьного возраста] / Ю. С. Симбирская; [илл. О. А. Батуриной]. — М.: Абрикобукс — 2020. — 208 с.
  7. Фатеева Н.А. Синтез целого: На пути к новой поэтике – М.: «Новое литературное обозрение». – 2010 – 94 с.
  8. Психология эффективной жизни // Отношения жертвы и тирана / http:// [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.18gp.by/ob-yavlenie/769-chto-delat-v-sluchae-nasiliya-v-seme (дата обращения: 03.11.2020).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий